Напоминание

"Русский язык Уровень общего образования: 1 класс (начальное общее образование)"


Автор: Боженко Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г.Зернограда
Населённый пункт: г.Зерноград,Ростовская обл.
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Русский язык Уровень общего образования: 1 класс (начальное общее образование)"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г.Зернограда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет – русский язык

Уровень общего образования: 1класс (начальное общее образование)

Количество часов по учебному плану: 5ч. в неделю

Учитель: Боженко Е. В.

Программа разработана на основе: Горецкий В.Г., Канакина В.Н. и

др.Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы, изд-во «Просвещение»

2011 г.

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1класса,

изд-во «Просвещение» 2017 г.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного

отношения к школе;

Формирование положительного отношения к урокам русского языка;

уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского

народа и языкам, на которых говорят другие народы;

Формирование интереса к языковой и речевой деятельности;

Формирование представления о многообразии окружающего мира, некоторых

духовных традициях русского народа;

Формирование представления об этических чувствах (доброжелательности,

сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле

и др.);

Формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на

уроке и в проектной деятельности;

Формирование мотивов к творческой проектной деятельности.

Метапредметные результаты

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу

обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в

справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным

материалом;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной

задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или

предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих

действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную

задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах

учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в

учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных

пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок,

таблица, схема) под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить

необходимые факты, сведения и другую информацию;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в

словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной

форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме

(рисунку);

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных

признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под

руководством учителя);

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов

языка по заданному признаку (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и

слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы,

школьные принадлежности и др.);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом

(под руководством учителя).

Коммуникативные УУД

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное

мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в

общении правила вежливости.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы:

представление о русском языке как государственном языке нашей страны,

Российской Федерации;

представление о значимости языка и речи в жизни людей;

представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики,

графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в

объёме учебной программы);

практические умения работать с языковыми единицами;

представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его

развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

представление о правилах речевого этикета;

адаптация к языковой и речевой деятельности.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий

программы

Развитие речи

Обучающийся научится:

первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых

и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со

знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст из набора предложений;

выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать

текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и

восстанавливать их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания

рисунка);

составлять текст по его началу и по его концу;

составлять небольшие монологические высказывания по результатам

наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

различать звуки речи;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно

произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный

или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять

их в слове и правильно произносить;

различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие

согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа

стол, конь, ёлка;

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова

на слоги;

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-

мягкости согласных звуков;

определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости

предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

обозначать на письме звук [й’];

располагать заданные слова в алфавитном порядке;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа

коньки, утюг, яма, ель;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при

орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами

литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в

учебнике).

Лексика

Обучающийся научится:

различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний

(книга — агник);

различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

определять количество слов в предложении, вычленять слова из

предложения;

классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди,

животные, растения, инструменты и др.);

определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия,

слова-извинения, слова-благодарения);

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря»

учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать слово как единство звучания и значения;

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря»

учебника;

на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи),

слова, близкие и противоположные по значению;

подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении

учебных задач;

на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия

признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия

предметов);

соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти

слова;

соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который

отвечают эти слова;

соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который

отвечают эти слова;

различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие

предложения;

выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3

предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим

схемам;

составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной

форме);

составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на

тему «Весна»);

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и

интонацию конца предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без

терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию,

(мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в

предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ

(в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в

буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале

предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в

корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца

предложения ( . ? !);

безошибочно списывать текст с доски и учебника;

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах

(простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце

слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под

диктовку и при списывании;

пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством

самоконтроля.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное

восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в

предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его

содержания по вопросам.

Говорение.

Выбор

языковых

средств

в

соответствии

с

целями

и

условиями

для

эффективного

решения

коммуникативной

задачи.

Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями

начать,

поддержать,

закончить

разговор,

привлечь

внимание

и

т. п.

Практическое

овладение

устными

монологическими

высказываниями

в

соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Овладение

нормами

речевого

этикета

в

ситуациях

учебного

и

бытового

общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с

просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.

Понимание

учебного

текста.

Выборочное

чтение

с

целью

нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в

тексте

в

явном

виде.

Формулирование

простых

выводов

на

основе

информации,

содержащейся

в

тексте.

Интерпретация

и

обобщение

содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых

особенностей и структуры текста.

Письмо.

Овладение

разборчивым

аккуратным

письмом

с

учётом

гигиенических

требований

к

этому

виду

учебной

работы.

Списывание,

письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и

его

значения.

Установление

числа

и

последовательности

звуков

в

слове.

Сопоставление

слов,

различающихся

одним

или

несколькими

звуками.

Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.

Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,

согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог

как

минимальная

произносительная

единица.

Деление

слов

на

слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение

позиционным

способом

обозначения

звуков

буквами.

Буквы

гласных

как

показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,

обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми

словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших

текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми

словами).

Орфографическое

чтение

(проговаривание)

как

средство

самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.

Усвоение

гигиенических

требований

при

письме.

Развитие

мелкой

моторики

пальцев

и

свободы

движения

руки.

Развитие

умения

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной

доски.

Овладение

начертанием

письменных

прописных

(заглавных)

и

строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с

соблюдением

гигиенических

норм.

Овладение

разборчивым,

аккуратным

письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не

расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности

правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между

словами, знака переноса.

Слово

и

предложение.

Восприятие

слова

как

объекта

изучения,

материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение

слов,

изменение

их

порядка.

Интонация

в

предложении.

Моделирование

предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном

чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов

повествовательного

характера

по

серии

сюжетных

картинок,

материалам

собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение

в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых

согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости

согласных

звуков.

Различение

звонких

и

глухих

согласных

звуков,

определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение

качественной

характеристики

звука:

гласный

согласный;

гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —

непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов

на

слоги.

Слогообразующая

роль

гласных

звуков.

Словесное

ударение

и

логическое

(смысловое)

ударение

в

предложениях.

Словообразующая

функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в

соответствии

с

нормами

современного

русского

литературного

языка.

Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и

мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа

стол,

конь;

в

словах

с

йотированными

гласными е,

ё,

ю,

я; в словах с

непроизносимыми согласными.

Использование

небуквенных

графических

средств:

пробела

между

словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в

пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Использование

алфавита

при

работе

со

словарями,

справочниками,

каталогами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,

использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места

орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

При соотнесение прогнозируемого планирования с составленным на

2018-2019

учебный

год

расписанием

и

календарным

учебным

графиком,

количество по предмету составило 162 часа. Это изменение компенсируется

перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое

планирование»)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Наша речь (2ч.)

1

Наша

речь

.

1

5.03.18

2

Устная

и

письменная

речь

.

1

Текст, предложение, диалог (3 ч.)

3

Текст

и

предложение

.

1

4

Предложение

.

1

5

Диалог

.

1

Слова, слова, слова… (5ч.)

6.

Роль

слов

в

речи

.

1

7-8.

Слова

названия

предметов

,

признаков

предметов

,

действий

.

2

9.

«

Вежливые

»

слова

.

1

10.

Однозначные

и

многозначные

слова

.

Близкие

и

противоположные

по

значению

слова

.

1

Слово и слог. Ударение (6ч.)

11.

Слог

как

минимальная

произносительная

единица

.

1

12.

Деление

слов

на

слоги

.

1

13-

14.

Перенос

слов

.

2

15.

Общее

представление

об

ударении

.

1

16.

Ударные

и

безударные

слоги

.

1

Звуки и буквы (34ч.)

17-

18.

Звуки

и

буквы

.

2

19-

20.

Русский

алфавит

.

2

21.

Гласные

звуки

и

буквы

.

1

22.

Буквы

е

,

ё

,

ю

,

я

и

их

функции

в

словах

.

1

23.

Слова

с

буквой

э

.

1

24.

Обозначение

ударного

гласного

буквой

на

письме

.

1

25.

Особенности

проверяемых

и

проверочных

слов

.

1

26-

27.

Правописание

гласных

в

ударных

и

безударных

слогах

.

2

28.

Написание

слов

с

непроверяемой

безударной

1

гласной

.

29.

Согласные

звуки

и

буквы

.

1

30.

Слова

с

удвоенными

согласными

.

1

31.

Слова

с

буквами

и

и

й

.

1

32.

Твёрдые

и

мягкие

согласные

звуки

.

1

33-

34.

Парные

и

непарные

по

твёрдости

-

мягкости

согласные

звуки

.

2

35.

Обозначение

мягкости

согласных

звуков

мягким

знаком

.

1

36.

Перенос

слов

с

мягким

знаком

.

1

37.

Восстановление

текста

с

нарушенным

порядком

предложений

.

1

38.

Глухие

и

звонкие

согласные

звуки

.

1

39.

Парные

глухие

и

звонкие

согласные

звуки

.

1

40-

42.

Правописание

парных

согласных

звуков

на

конце

слов

.

3

43.

Шипящие

согласные

звуки

.

Проект

«

Скороговорки

».

1

44-

45.

Буквосочетания

ЧК

,

ЧН

,

ЧТ

.

2

46-

47.

Правописание

гласных

после

шипящих

в

буквосочетаниях

ЖИ

-

ШИ

,

ЧА

-

ЩА

,

ЧУ

-

ЩУ

.

2

48.

Проверочный

диктант

.

1

49-

50.

Заглавная

буква

в

словах

.

2



В раздел образования