Автор: Боженко Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г.Зернограда
Населённый пункт: г.Зерноград,Ростовская обл.
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Русский язык Уровень общего образования: 1 класс (начальное общее образование)"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Зернограда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – русский язык
Уровень общего образования: 1класс (начальное общее образование)
Количество часов по учебному плану: 5ч. в неделю
Учитель: Боженко Е. В.
Программа разработана на основе: Горецкий В.Г., Канакина В.Н. и
др.Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы, изд-во «Просвещение»
2011 г.
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1класса,
изд-во «Просвещение» 2017 г.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе;
Формирование положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского
народа и языкам, на которых говорят другие народы;
Формирование интереса к языковой и речевой деятельности;
Формирование представления о многообразии окружающего мира, некоторых
духовных традициях русского народа;
Формирование представления об этических чувствах (доброжелательности,
сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле
и др.);
Формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
уроке и в проектной деятельности;
Формирование мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу
обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в
справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным
материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной
задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или
предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную
задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах
учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в
учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных
пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок,
таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить
необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в
словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме
(рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных
признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под
руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и
слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы,
школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом
(под руководством учителя).
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное
мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
представление о русском языке как государственном языке нашей страны,
Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики,
графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в
объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его
развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать
текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и
восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания
рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам
наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно
произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный
или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять
их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие
согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа
стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова
на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-
мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости
предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа
коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при
орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами
литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в
учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний
(книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из
предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди,
животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия,
слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря»
учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря»
учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи),
слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении
учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия
признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия
предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти
слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который
отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который
отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие
предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3
предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим
схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной
форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на
тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и
интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без
терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию,
(мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ
(в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в
буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале
предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в
корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца
предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах
(простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце
слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под
диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством
самоконтроля.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение.
Выбор
языковых
средств
в
соответствии
с
целями
и
условиями
для
эффективного
решения
коммуникативной
задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями
начать,
поддержать,
закончить
разговор,
привлечь
внимание
и
т. п.
Практическое
овладение
устными
монологическими
высказываниями
в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение
нормами
речевого
этикета
в
ситуациях
учебного
и
бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Понимание
учебного
текста.
Выборочное
чтение
с
целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте
в
явном
виде.
Формулирование
простых
выводов
на
основе
информации,
содержащейся
в
тексте.
Интерпретация
и
обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Письмо.
Овладение
разборчивым
аккуратным
письмом
с
учётом
гигиенических
требований
к
этому
виду
учебной
работы.
Списывание,
письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и
его
значения.
Установление
числа
и
последовательности
звуков
в
слове.
Сопоставление
слов,
различающихся
одним
или
несколькими
звуками.
Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог
как
минимальная
произносительная
единица.
Деление
слов
на
слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным
способом
обозначения
звуков
буквами.
Буквы
гласных
как
показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами).
Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как
средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение
гигиенических
требований
при
письме.
Развитие
мелкой
моторики
пальцев
и
свободы
движения
руки.
Развитие
умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски.
Овладение
начертанием
письменных
прописных
(заглавных)
и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением
гигиенических
норм.
Овладение
разборчивым,
аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса.
Слово
и
предложение.
Восприятие
слова
как
объекта
изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов,
изменение
их
порядка.
Интонация
в
предложении.
Моделирование
предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного
характера
по
серии
сюжетных
картинок,
материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение
в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости
согласных
звуков.
Различение
звонких
и
глухих
согласных
звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение
качественной
характеристики
звука:
гласный
—
согласный;
гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов
на
слоги.
Слогообразующая
роль
гласных
звуков.
Словесное
ударение
и
логическое
(смысловое)
ударение
в
предложениях.
Словообразующая
функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии
с
нормами
современного
русского
литературного
языка.
Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа
стол,
конь;
в
словах
с
йотированными
гласными е,
ё,
ю,
я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование
небуквенных
графических
средств:
пробела
между
словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в
пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование
алфавита
при
работе
со
словарями,
справочниками,
каталогами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
При соотнесение прогнозируемого планирования с составленным на
2018-2019
учебный
год
расписанием
и
календарным
учебным
графиком,
количество по предмету составило 162 часа. Это изменение компенсируется
перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое
планирование»)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Наша речь (2ч.)
1
Наша
речь
.
1
5.03.18
2
Устная
и
письменная
речь
.
1
Текст, предложение, диалог (3 ч.)
3
Текст
и
предложение
.
1
4
Предложение
.
1
5
Диалог
.
1
Слова, слова, слова… (5ч.)
6.
Роль
слов
в
речи
.
1
7-8.
Слова
–
названия
предметов
,
признаков
предметов
,
действий
.
2
9.
«
Вежливые
»
слова
.
1
10.
Однозначные
и
многозначные
слова
.
Близкие
и
противоположные
по
значению
слова
.
1
Слово и слог. Ударение (6ч.)
11.
Слог
как
минимальная
произносительная
единица
.
1
12.
Деление
слов
на
слоги
.
1
13-
14.
Перенос
слов
.
2
15.
Общее
представление
об
ударении
.
1
16.
Ударные
и
безударные
слоги
.
1
Звуки и буквы (34ч.)
17-
18.
Звуки
и
буквы
.
2
19-
20.
Русский
алфавит
.
2
21.
Гласные
звуки
и
буквы
.
1
22.
Буквы
е
,
ё
,
ю
,
я
и
их
функции
в
словах
.
1
23.
Слова
с
буквой
э
.
1
24.
Обозначение
ударного
гласного
буквой
на
письме
.
1
25.
Особенности
проверяемых
и
проверочных
слов
.
1
26-
27.
Правописание
гласных
в
ударных
и
безударных
слогах
.
2
28.
Написание
слов
с
непроверяемой
безударной
1
гласной
.
29.
Согласные
звуки
и
буквы
.
1
30.
Слова
с
удвоенными
согласными
.
1
31.
Слова
с
буквами
и
и
й
.
1
32.
Твёрдые
и
мягкие
согласные
звуки
.
1
33-
34.
Парные
и
непарные
по
твёрдости
-
мягкости
согласные
звуки
.
2
35.
Обозначение
мягкости
согласных
звуков
мягким
знаком
.
1
36.
Перенос
слов
с
мягким
знаком
.
1
37.
Восстановление
текста
с
нарушенным
порядком
предложений
.
1
38.
Глухие
и
звонкие
согласные
звуки
.
1
39.
Парные
глухие
и
звонкие
согласные
звуки
.
1
40-
42.
Правописание
парных
согласных
звуков
на
конце
слов
.
3
43.
Шипящие
согласные
звуки
.
Проект
«
Скороговорки
».
1
44-
45.
Буквосочетания
ЧК
,
ЧН
,
ЧТ
.
2
46-
47.
Правописание
гласных
после
шипящих
в
буквосочетаниях
ЖИ
-
ШИ
,
ЧА
-
ЩА
,
ЧУ
-
ЩУ
.
2
48.
Проверочный
диктант
.
1
49-
50.
Заглавная
буква
в
словах
.
2