Напоминание

"Учебно–исследовательская работа по математике учащихся в профильных классах Лицея"


Автор: Чудинова Елена Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "ЛИЦЕЙ № 1"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Учебно–исследовательская работа по математике учащихся в профильных классах Лицея"
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: полное образование





Назад




Учебно-исследовательская работа по математике учащихся в

профильных классах Лицея

Чудинова Елена Борисовна

МОУ «Лицей №1»

Цели

математического

образования

в

современных

условиях

связаны не только с приобретением теоретических знаний, но и их

эффективным

применением

в

практической

деятельности;

общим

интеллектуальным

развитием

учащихся;

формированием

представления о математике как форме описания и методе познания

реальной

действительности;

достижением

личностно-ценностного

отношения к математическим знаниям, представления о математике

как части общечеловеческой культуры.

На уроках не всегда удается донести смысл математической

науки

как

средства

познания

окружающего

мира.

Это

приводит

к

снижению

интереса

при

изучении

математики

и

препятствует

формированию объективной картины мира у учащихся. В реализации

целей

математического

образования

может

помочь

система

дополнительного образования.

Современная

педагогика

характеризует

термином

«дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая

находится

за

пределами

общеобразовательного

государственного

стандарта. Задачей

дополнительного

математического

образования

(ДМО) становится изучение элементарной математики «за пределами

стандарта».

Это дает

настоящее

(качественное)

математическое

образование,

и,

что

даже

важнее,

формирует

математическое

мышление

и

культуру,

творческие

качества

личности,

развивает

способности.

Главная

цель

ДМО

формирование

необходимых

условий

для

выбора

специальности

вузовского

обучения. Поэтому

задачей дополнительного математического образования становится

изучение математики «за пределами стандарта».

Особой

формой

организации

ДМО

является

выполнение

учащимися

учебно-исследовательской

работы

(УИР).

Данный

вид

деятельности

вносит

значительный

элемент

творчества

в

процесс

образования и является необходимым элементом в профессиональной

ориентации

учащихся,

позволяющим

им

раскрыть

индивидуальные

способности.

Организация

учебно-исследовательской

работы

в

Лицее

имеет свои особенности. Прежде всего, это связано с тем, что Лицей

-это

только

старшие

10-11

профильные

классы.

Перед

подростками,

как

никогда

остро

стоит

вопрос

о

выборе

будущей

профессии.

В

Лицей

поступают

подростки,

уже

примерно

представляющие отрасль своей будущей деятельности. Работа над

проектом

дает

ребенку

возможность

заниматься

интересующими

вопросами

не

дискретно

(один-два

раза

в

неделю

на

уроках),

а

«погрузиться»

в

выбранные

области

научных

знаний.

Если

в

параллели

несколько

учеников

занимаются

вопросами

из

одной

научной

области,

то

чаще

всего

происходит

объединение

их

интересов.

Именно

в

этот

момент

формируются

зачатки

будущих

научных обществ.

Если подросток уже определился с выбором профиля обучения,

то тема исследования вероятнее всего «перекликается» с выбранной

областью знания. В идеале, работа над УИРом не завершается с

окончанием очередного учебного года. Тогда работа над проектом

идет системно, методом «концентрических окружностей». Осваивая

новые

знания,

исследование

будет

углубляться

и

расширяться,

охватывая все новые научные идеи.

Если

подросток не может определился с выбором профиля

обучения, то тематика УИРа может затрагивать несколько областей

знания. Тогда при работе над исследованием происходит погружение

сразу

в

несколько

смежных

областей,

что

позволяет

выявить

склонности ученика и его предпочтения.

На

третьей

ступени

обучения

у ч а щ и е с я

о щ у щ а ю т

потребность

в

формировании

системного

представления

о

мире.

Д л я

н и х

в а ж н о

р а с к р ы т и е

в з а и м о с в я зе й

и з у ч а е м ы х

предметов.

Выбор

соответствующих

задач

для

исследования

позволяет выявить скрытые взаимосвязи окружающего мира, изучить

математику как универсальный язык познания окружающего мира.

Часто

общеобразовательный

лицей

функционирует

в

рамках

системы непрерывного образования «школа-ВУЗ». А это значит, что

одной

из

главных

задач

становится

подготовка

молодых

исследователей,

ориентированных

не

только

на

продолжение

обучения в ВУЗе, но и на занятия научной работой. При выполнении

учебно-исследовательской работы лицеисты достигают своих первых

творческих успехов, постигая красоту математики, которая обладает

огромной эвристической ценностью.

Процесс

привлечения

учащихся

к

научно-исследовательской

работе

должен

быть

постепенным

и

давать

возможность

выбора

сферы деятельности с учетом интересов каждого учащегося.

Важным этапом математического образования в лицее является

осознанный выбор темы учебно-исследовательской работы учащихся.

Чаще

всего,

лицеист

выбирает

тему

из

нескольких,

предложенных

преподавателем. Поэтому подбор тем для учебно-исследовательских

работ становится важной психолого-педагогической задачей. Тематика

должна быть интересна лицеисту, соответствовать индивидуальным

особенностям мышления и восприятия учащегося. Такая организация

позволяет

повысить

мотивацию

к

исследовательской

работе,

заинтересовать

лицеистов

научными

проблемами,

ориентирует

на

обдуманный

выбор будущей специальности. При выполнении УИР

учащиеся

обязательно

проводят

собственное

исследование

(сложность

которого

зависит

от

математических

способностей

и

теоретической базы выполняющего работу), что повышает самооценку,

придает

уверенность

в

собственных

силах,

повышает

интерес

к

научной деятельности.

Нередко

учащиеся

продолжают

заниматься

проблемой,

выбранной

для

выполнения

лицейской

учебно-исследовательской

работы, и в ВУЗе. Для многих это перетекает в серьезные научные

исследования.



В раздел образования