Напоминание

"Специфика и особенности агрессивного подростка."


Автор: Ермашова Екатерина Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10
Населённый пункт: ст.Ахтанизовская
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика и особенности агрессивного подростка."
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: высшее образование





Назад




Е.В. Ермашова

Специфика и особенности агрессивного подростка.

Аннотация.

Рассматриваются

особенности

агрессивного

подростка;

отличительные

черты

агрессивного

подростка;

факторы

влияющие

на

подростка.

Ключевые

слова. Понятие

агрессивности,

подросток,

девиантное

поведение, воспитание, подросток.

Статьи посвященные подростковой агрессии стали востребованными

почти

в

каждом

педагогическим

журналом. Проблема

исследования

агрессивного

поведения

подростков

вызывает

определенный

интерес

и

определенную

тревогу,

поскольку

в

современном

мире

растет

число

агрессивных проявлений подростков и это способствует в первую очередь

беспокойству

родителей,

социальных

педагогов

и

психологов.

Сейчас

зачастую

в

подростковой

среде

можно

наблюдать,

драчливость,

озлобленность, сквернословия, необоснованную жестокость при общении со,

сверстникам, на улице в компании и в общественных местах.

Агрессивные тенденции в подростковом возрасте обусловлены двумя

наиболее яркими факторами — это новообразования подросткового возраста

и как правило влияние социума. На подростка оказывает влияние его семья,

воспитание, школа и сверстники, а также деятельность различных СМИ,

которые на фоне болезненного подросткового кризиса оставляют тяжелый

след на психологическом здоровье подростка, что влечет за собой проявление

агрессивного поведения.

Среди

психологов

и

педагогов,

которые

уделяли

свое

внимание

изучению данного вопроса следует отметить: Л. М. Семенюк, В. С. Мухина,

С. Л. Соловьева, В. И. Трубников и др., за рубежом: Л. В. Берковиц, А.

Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др.

На

данный

момент

различными

авторами

предложено

множество

определений агрессивного поведения, но наиболее общее дает Д. Ричардсон ,

определяя

агрессивность

как

свойство

личности,

целенаправленное

разрушительное

поведение,

заключающееся

в

наличии

деструктивных

тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.

Что касается форм агрессивных реакций у подростков, встречающихся в

различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая

агрессия

подросток

использует

физическую

силу

против

другого

лица.

Косвенная

агрессия

совершение

таких

действий

агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями

(топанье, крик, сплетни, злобные шутки и т. д.).

Вербальная агрессия — использование подростком в качестве выражения

своих негативных эмоций словесных форм (угроза, визг, ругань и т. д.).

Раздражительность — подросток по малейшему поводу проявляет резкость,

вспыльчивость, грубость

. Негативизм — выражается в оппозиции против законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть подростка к окружающим, что обусловлено

чувством

горечи,

гнева

на

весь

мир

за

действительные

или

мнимые

страдания.

Подозрительность

раскрывается

в

недоверии

и

настороженности

подростка

к

окружающим,

вследствие

убеждения

в

том,

что

они

могут

причинить ему вред.

Скрытая агрессия — систематическое давление на кого-либо, однако без

открытого проявления враждебности.

Исходя из вышесказанного, а также опираясь на основные положения,

касающиеся вопроса агрессивного поведения, его основных видов и свойств,

развития

их

у

подростков

было

решено

исследовать

особенности

агрессивного поведения у подростков. В данном исследовании принимали

участие 20 школьников, из которых 14 мальчиков и 6 девочек в возрасте 14–

15

лет.

Эмпирическое

исследование

проводилось

в

форме

группового

тестирования в ноябре 2018 года. В исследовании использовалась методика,

предложенная в Практикуме по возрастной психологии, под редакцией Л. А.

Головея и Е. Ф. Рыбалко [3] — методика исследования агрессивности Басса-

Дарки.

Данный

опросник

предназначен

для

исследования

уровня

агрессивности

человека.

Разработан

А.

Бассом

и

А.

Дарки.

В

процессе

конструирования опросника ими были выделены следующие виды агрессии:

физическая,

косвенная,

вербальная,

раздражение,

негативизм,

обида,

подозрительность, чувство вины. А также выделяется индекс агрессивности

и

индекс

враждебности.

В

ходе

проведения

исследования

подросток

прочитывает

75

утверждений

и

примеряет

их

на

себе,

насколько

они

соответствуют его стилю поведения, и отвечает одним из возможных ответов:

«да»

и

«нет».

Анализируя

полученные

данные

в

ходе

исследования,

выяснилось, что: из всех детей, принимавших участие в исследовании 6 из 20

подростка, то есть 15 %, показали высокий индекс агрессивности, 10 детей,

то есть 45 %, — средний индекс, 4 детей, то есть 50 %, — низкий (рис.1).

Преобладающие

показатели

(средний

и

низкий

индекс

агрессивности)

свойственны

подросткам,

которые

в

обычных

условиях

не

проявляют

агрессивность,

но

в

особо

значимых

эмоциональных

ситуациях

могут

проявить различные виды агрессии. Что касается индекса враждебности, то

здесь среди подростков никто не показал низкий уровень. Средний уровень

имеют 10 из 20 детей, то есть 61 %, а высокий 6детей, то есть 39 % (рис.1).

Этот результат может быть обусловлен тем, что подростки подозрительны, не

готовы воспринимать критику и чужое мнение, отличное от их, а также они

имеют

нестабильную

самооценку,

вследствие

чего,

они

часто

проявляют

реакцию, которая развивает негативное отношение к людям и событиям. Рис.

1. Уровень общей агрессивности и враждебности (в %). Подросткам присущи

такие

формы

агрессии,

как

вербальная

агрессия,

чувство

вины

и

раздражительность. При этом существуют половые различия в проявлении

агрессивных реакций. Но нужно понимать, что агрессия в нашей жизни

может проявляться не только в отрицательном значении (например, драки,

угрозы,

порча

имущества),

но

также

и

в

положительном

(например,

проявление агрессии может способствовать адаптации, защите от внешней

угрозы, или может помочь отстоять свои интересы). И опираясь на это,

родителям,

педагогам

и

психологам

необходимо

понимать,

что

для

агрессивного

подростка

является

важным

понятие

контроля

своим

поведением

и

обучить

их

этому

процесс

достаточно

длительный

и

сложный,

но

необходимый

для

полноценного

психического

развития

и

комфортной

социальной

жизни.

В

этой

непростой

работе

родителям,

психологам, а также педагогам могут пригодится специальные мероприятия,

направленные на урегулирование агрессивного поведения подростка.

Литература:

1.Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей [Текст] / Т. П.

Авдулова. — М.: Академия, 2012. — 128 с.

2.Бэрон Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2009. —

3 5 2

с



В раздел образования