Автор: Аюпова Елена Анатольевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ "Степновская СОШ"
Населённый пункт: п. Степной, Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: Интегративный подход в преподавании географии и биологии как средство активизации учебно–познавательной деятельности учащихся.
Раздел: полное образование
Интегративный подход в преподавании географии и биологии
как средство активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся.
Аннотация:
В
статье
рассматривается
интегративный
подход
в
преподавании
географии
и
биологии
как
средство
активизации
учебно-
познавательной деятельности учащихся, на основе личного опыта автора.
В современном образовании вся совокупность знаний разделена на
учебные дисциплины, где каждая из них представляет набор сведений
из определенной области знаний. Среди них нельзя выделить главные и
второстепенные. Но иногда, кажется, что каждая из них противостоит
всем
остальным,
как
бы
претендуя
на
большую
значимость
по
сравнению с другими. Поэтому у учащихся возникает фрагментарное и
отрывочное
представление
о
мире
и
его
законах,
формируется
искаженное мировосприятие. Ученики часто не в состоянии применить
знания
одной
из
дисциплин
к
знаниям
другой.
В
связи
с
этим
в
современной
системе
образования
необходима
интеграция.
С
внедрением
нового
ФГОС
межпредметность
является
актуальным
принципом обучения, который влияет на отбор и структуру учебного
материала,
усиливает
системность
знаний
учащихся,
активизирует
методы
обучения,
ориентирует
на
применение
комплексных
форм
организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного
процесса.
Преподавание
географии
и
биологии
дает
широкие
возможности для интеграции с другими предметами школьного курса
как в урочной, так и внеурочной деятельности при создании курсов,
циклов, блоков и т.п. Межпредметные связи возникают на каждом уроке
географии и биологии чаще всего с физикой, химией, математикой,
историей, естествознанием.
Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается
взаимосвязанный
материал
двух
или
нескольких
предметов.
Такие
уроки
используются
в
тех
случаях,
когда
знание
материала
одних
предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при
изучении
другого
предмета.
Мною
совместно
с
другими
учителями
проводились интегрированные уроки: биология – химия, биология –
физика, биология – физическая культура,
география – математика,
география – история. В качестве примера приведу фрагменты из моего
последнего урока биологии и физики по теме «Бионика. Применение
морфофункциональных черт живых организмов в технике». Совместно
с учителем физики мы поставили задачи этого урока:
1.
Образовательные:
продолжить
формирование
представления
о
единстве материального мира, показать взаимосвязь физики и биологии
на основе общности ряда законов живой и неживой природы.
2. Развивающие: активизировать мыслительную деятельность учащихся,
способствовать
развитию
логического
мышления;
продолжить
формирование мотивации к изучению предметов естественнонаучного
цикла
(физики
и
биологии)
через
сообщение
интересных
сведений;
развивать навыки связной речи, умение самостоятельно формулировать
выводы.
3.
Воспитательные:
способствовать
укреплению
коммуникативной
культуры,
умению
работать
в
команде;
стимулировать
развитие
познавательного интереса.
В ходе реализации поставленных задач мы не только качественно
изучили достаточно большой по объему материал, но и получили еще
один
эффект:
эмоционально-восторженные
отзывы
ребят
за
более
частое
проведение
таких
занятий.
Так
как
бионика
–
это
наука
о
применении в технических устройствах и системах принципов, свойств,
функций
и
структур
живой
природы,
то
связь
биологии
и
физики
очевидна.
Одним
из
этапов
урока
было
задание
для
учащихся
познакомиться с некоторыми техническими изобретениями человека и
на основе полученных научных знаний и жизненного опыта, путём
логического
размышления
найти
им
аналог
среди
живой
природы.
Например:
гидропривод
-
гидравлическая
система,
использующая
давление
жидкости
для
передвижения
(паук),
радар
-
способность
издавать
и
улавливать
ультразвуки
(летучая
мышь),
термолокатор
-
способность
чувствовать
инфракрасное
излучение
(гремучая
змея),
технические
шарниры
-
вращение
двух
половинок
вокруг
соединительного
стержня
(ракушки),
электричество
-
способность
создавать и использовать биоэлектрические поля (рыбы - около 300
видов) и др. Одному учителю-предметнику осветить подобный материал
достаточно сложно, а на интегрированных уроках, применяя знания из
разных дисциплин,
проще и, главное, продуктивнее. Конечно, такие
уроки требуют дополнительной, объемной, кропотливой подготовки. Но
затраты
окупаются:
повышается
мотивация
к
учению,
формируется
познавательный
интерес
у
учащихся,
снимается
перенапряжение,
перегрузка,
оптимизируется
обучение,
расширяется
кругозор
и
др.
Использование различных видов работы в течение урока поддерживает
внимание
учеников
на
высоком
уровне,
повышает
познавательный
потенциал. Ведет к осмыслению и нахождению причинно-следственных
связей, к развитию логики, мышления, воображения, коммуникативных
способностей.
У
ребят
такие
уроки
надолго
остаются
в
памяти.
Интеграция
дает
возможность
для
самореализации,
самовыражения,
творчества и самого учителя. На мой взгляд, проводить их следует
нечасто, максимум четыре в год, чтобы они не «приелись» и учебные
предметы не теряли своей индивидуальности.
По моим наблюдениям, интеграция возможна в том случае, если
интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях,
общих теоретических концепциях. Если близки объекты и
методы
исследования. Хотя, учебные предметы биология и география настолько
многогранны, что можно провести параллель практически с любым
учебным предметом из школьного курса от литературы и музыки до
физической
культуры
и
технологии.
Эти
предметы
изучают
мир
и
человека
в
разных
аспектах,
а
интеграция
явится
источником
нахождения новых связей между фактами, событиями, наблюдениями,
явлениями, которые расширят и углубят знания учащихся в каждой из
этих дисциплин. Иногда парадоксальное сочетание учебного материала
может быть той «вспышкой», которая откроет творческий потенциал
ученика через его эмоциональную сферу, поможет осуществить синтез
знаний, перенести идеи и методы из одной науки в другую.
Таким образом, интегративный подход в преподавании географии
и биологии имеет большой потенциал, а интегрированное обучение
является образованием будущего, так как помогает раскрыть не только
вопросы
отдельных
наук,
но
и
увидеть
неразрывную
связь
между
учебными предметами, а главное – связь изучаемых дисциплин с самой
жизнью.
Литература
1. Арефьева, Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология,
ОБЖ, химия [Текст] / Г. Я. Арефьева, М. В. Смирнова // География в школе. -
2002.- №3.- С. 70-75.
2. Кленова, Т. В. В гости к весне: интегрированный урок окружающего мира
и литературного чтения [Текст] / Т. В. Кленова // Начальная школа. - 2012. -
№ 2. - С. 63-66.
3. Лизинский, В. М. Ресурсный подход и становление интегрированного
школьного
и
внешкольного
образовательного
пространства
:
лекция
N
3
[Текст] / Лизинский В. М. // Завуч : Управление современной школой. - 2006.
- N 5. - С. 118-127.