Напоминание

Интегративный подход в преподавании географии и биологии как средство активизации учебно–познавательной деятельности учащихся.


Автор: Аюпова Елена Анатольевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ "Степновская СОШ"
Населённый пункт: п. Степной, Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: Интегративный подход в преподавании географии и биологии как средство активизации учебно–познавательной деятельности учащихся.
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: полное образование





Назад




Интегративный подход в преподавании географии и биологии

как средство активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся.

Аннотация:

В

статье

рассматривается

интегративный

подход

в

преподавании

географии

и

биологии

как

средство

активизации

учебно-

познавательной деятельности учащихся, на основе личного опыта автора.

В современном образовании вся совокупность знаний разделена на

учебные дисциплины, где каждая из них представляет набор сведений

из определенной области знаний. Среди них нельзя выделить главные и

второстепенные. Но иногда, кажется, что каждая из них противостоит

всем

остальным,

как

бы

претендуя

на

большую

значимость

по

сравнению с другими. Поэтому у учащихся возникает фрагментарное и

отрывочное

представление

о

мире

и

его

законах,

формируется

искаженное мировосприятие. Ученики часто не в состоянии применить

знания

одной

из

дисциплин

к

знаниям

другой.

В

связи

с

этим

в

современной

системе

образования

необходима

интеграция.

С

внедрением

нового

ФГОС

межпредметность

является

актуальным

принципом обучения, который влияет на отбор и структуру учебного

материала,

усиливает

системность

знаний

учащихся,

активизирует

методы

обучения,

ориентирует

на

применение

комплексных

форм

организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного

процесса.

Преподавание

географии

и

биологии

дает

широкие

возможности для интеграции с другими предметами школьного курса

как в урочной, так и внеурочной деятельности при создании курсов,

циклов, блоков и т.п. Межпредметные связи возникают на каждом уроке

географии и биологии чаще всего с физикой, химией, математикой,

историей, естествознанием.

Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается

взаимосвязанный

материал

двух

или

нескольких

предметов.

Такие

уроки

используются

в

тех

случаях,

когда

знание

материала

одних

предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при

изучении

другого

предмета.

Мною

совместно

с

другими

учителями

проводились интегрированные уроки: биология – химия, биология –

физика, биология – физическая культура,

география – математика,

география – история. В качестве примера приведу фрагменты из моего

последнего урока биологии и физики по теме «Бионика. Применение

морфофункциональных черт живых организмов в технике». Совместно

с учителем физики мы поставили задачи этого урока:

1.

Образовательные:

продолжить

формирование

представления

о

единстве материального мира, показать взаимосвязь физики и биологии

на основе общности ряда законов живой и неживой природы.

2. Развивающие: активизировать мыслительную деятельность учащихся,

способствовать

развитию

логического

мышления;

продолжить

формирование мотивации к изучению предметов естественнонаучного

цикла

(физики

и

биологии)

через

сообщение

интересных

сведений;

развивать навыки связной речи, умение самостоятельно формулировать

выводы.

3.

Воспитательные:

способствовать

укреплению

коммуникативной

культуры,

умению

работать

в

команде;

стимулировать

развитие

познавательного интереса.

В ходе реализации поставленных задач мы не только качественно

изучили достаточно большой по объему материал, но и получили еще

один

эффект:

эмоционально-восторженные

отзывы

ребят

за

более

частое

проведение

таких

занятий.

Так

как

бионика

это

наука

о

применении в технических устройствах и системах принципов, свойств,

функций

и

структур

живой

природы,

то

связь

биологии

и

физики

очевидна.

Одним

из

этапов

урока

было

задание

для

учащихся

познакомиться с некоторыми техническими изобретениями человека и

на основе полученных научных знаний и жизненного опыта, путём

логического

размышления

найти

им

аналог

среди

живой

природы.

Например:

гидропривод

-

гидравлическая

система,

использующая

давление

жидкости

для

передвижения

(паук),

радар

-

способность

издавать

и

улавливать

ультразвуки

(летучая

мышь),

термолокатор

-

способность

чувствовать

инфракрасное

излучение

(гремучая

змея),

технические

шарниры

-

вращение

двух

половинок

вокруг

соединительного

стержня

(ракушки),

электричество

-

способность

создавать и использовать биоэлектрические поля (рыбы - около 300

видов) и др. Одному учителю-предметнику осветить подобный материал

достаточно сложно, а на интегрированных уроках, применяя знания из

разных дисциплин,

проще и, главное, продуктивнее. Конечно, такие

уроки требуют дополнительной, объемной, кропотливой подготовки. Но

затраты

окупаются:

повышается

мотивация

к

учению,

формируется

познавательный

интерес

у

учащихся,

снимается

перенапряжение,

перегрузка,

оптимизируется

обучение,

расширяется

кругозор

и

др.

Использование различных видов работы в течение урока поддерживает

внимание

учеников

на

высоком

уровне,

повышает

познавательный

потенциал. Ведет к осмыслению и нахождению причинно-следственных

связей, к развитию логики, мышления, воображения, коммуникативных

способностей.

У

ребят

такие

уроки

надолго

остаются

в

памяти.

Интеграция

дает

возможность

для

самореализации,

самовыражения,

творчества и самого учителя. На мой взгляд, проводить их следует

нечасто, максимум четыре в год, чтобы они не «приелись» и учебные

предметы не теряли своей индивидуальности.

По моим наблюдениям, интеграция возможна в том случае, если

интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях,

общих теоретических концепциях. Если близки объекты и

методы

исследования. Хотя, учебные предметы биология и география настолько

многогранны, что можно провести параллель практически с любым

учебным предметом из школьного курса от литературы и музыки до

физической

культуры

и

технологии.

Эти

предметы

изучают

мир

и

человека

в

разных

аспектах,

а

интеграция

явится

источником

нахождения новых связей между фактами, событиями, наблюдениями,

явлениями, которые расширят и углубят знания учащихся в каждой из

этих дисциплин. Иногда парадоксальное сочетание учебного материала

может быть той «вспышкой», которая откроет творческий потенциал

ученика через его эмоциональную сферу, поможет осуществить синтез

знаний, перенести идеи и методы из одной науки в другую.

Таким образом, интегративный подход в преподавании географии

и биологии имеет большой потенциал, а интегрированное обучение

является образованием будущего, так как помогает раскрыть не только

вопросы

отдельных

наук,

но

и

увидеть

неразрывную

связь

между

учебными предметами, а главное – связь изучаемых дисциплин с самой

жизнью.

Литература

1. Арефьева, Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология,

ОБЖ, химия [Текст] / Г. Я. Арефьева, М. В. Смирнова // География в школе. -

2002.- №3.- С. 70-75.

2. Кленова, Т. В. В гости к весне: интегрированный урок окружающего мира

и литературного чтения [Текст] / Т. В. Кленова // Начальная школа. - 2012. -

№ 2. - С. 63-66.

3. Лизинский, В. М. Ресурсный подход и становление интегрированного

школьного

и

внешкольного

образовательного

пространства

:

лекция

N

3

[Текст] / Лизинский В. М. // Завуч : Управление современной школой. - 2006.

- N 5. - С. 118-127.



В раздел образования