Напоминание

"Жизненный и творческий путь И.С. Баха"


Автор: Жучкова Анна Олеговна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ им. А.Г. Абузарова"
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка контрольного урока по музыкальной литературе
Тема: "Жизненный и творческий путь И.С. Баха"
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка контрольного урока

по музыкальной литературе

на тему: «Жизненный и творческий путь И.С. Баха»

для учащихся 5 классов

преп. МБУДО «ДМШ им. А.Г. Абузарова»

Жучковой А.О.

Учащиеся делятся на команды, выбирают капитана и дают название своей

команде.

Ведущая представляет состав жюри.

I.

Разминка

1.

Команды

задают

друг

другу

вопросы,

приготовленные

заранее,

отвечают на них.

2.

Вопросы от ведущей «Правда ли, что …»

при жизни Бах как композитор не получил заслуженного признания в

своей стране (да);

Бах гастролировал по другим странам и получил мировую славу (нет);

Бах

был

лучшим

среди

своих

современников

исполнителем-

импровизатором на органе и клавесине (да);

главными

чертами

характера

Баха

были

огромное

трудолюбие

и

стремление к самосовершенствованию (да);

композитор был вспыльчивым, мог кричать на коллег, рвать ноты и

ломать инструменты (да);

возрождению

музыки

Баха

способствовал

немецкий

композитор

Р.

Вагнер (нет, это был Ф. Мендельсон);

Бах сам писал стихи к некоторым кантатам (да, «Страсти по Иоанну»,

«Страсти по Матфею»);

написал сочинение, в котором воспевается … кофе;

писал оперы;

композитор

сконструировал

несколько

новых

инструментов

(да,

например виола-помпоза, 5-струнная разновидность виолончели, для

которой Бах написал сюиту);

Бах

подражал

иностранным

композиторам,

чтобы

понравиться

придворному обществу (нет);

Бах говорил своим ученикам: «Нет ничего невозможного, нужны лишь

труд и терпенье!» (да);

3.

«Путешествуем с Бахом». Ведущая читает отрывки из книги А. Мара

«Ручей из Тюрингии», а команды отвечают «О чем или о ком идет

речь».

II.

Тест «И.С. Бах» (правильный ответ подчеркнуть):

1.

Город, в котором родился Бах: Эйзенах, Веймар, Лейпциг;

2.

С клад

музыки

Баха:

полифонич е ский,

го м о ф о н н о -

гармонический;

3.

Высшая форма полифонической музыки: хорал, инвенция, фуга;

4.

Любимый инструмент Баха: клавесин, скрипка, орган;

5.

Сочинение,

написанное

в

Веймаре:

«Английские

сюиты»,

«Токката и фуга ре минор», «Инвенции»;

6.

Количество

прелюдий

и

фуг

в

«Хорошо

темперированном

клавире»: 12, 24, 48;

7.

Произведения,

написанные

в

Кетене:

клавирные,

органные,

оркестровые;

8.

Должность Баха в Лейпциге: кантор, руководитель музыкального

общества, органист;

9.

Вокально-хоровое

произведение

Баха:

«Страсти

по

Иоанну»,

«Хроматическая фантазия и фуга», «Месса си минор»;

10.Произведение, не принадлежащее Баху: «Итальянский концерт»,

«Кофейная

кантата»,

«Времена

года»,

«Бранденбургские

концерты».

III.

Ко н ку р с

« З а г а д оч н о е

п о с л а н и е » . Команды

получают

зашифрованное произведение Баха.

На листке написано: Кётен, 30, Вильгельм Фридеман, ученики.

Ответ – инвенции.

IV.

Конкурс «Угадай мелодию».

Командам дается задание – узнать произведения Баха по нотной

записи (инвенция До мажор, инвенция Фа мажор, прелюдия и фуга

до минор из ХТК I, токката ре минор).

V.

Конкурс капитанов.

Задание: назвать в правильном порядке танцы «Французской сюиты

до минор».

Капитан

может

получить

дополнительный

балл,

назвав

страну

танца.

VI.

Музыкальная викторина.

1.

Инвенция до мажор (двухголосная);

2.

«Шутка» из оркестровой сюиты си минор;

3.

Токката ре минор;

4.

Аллеманда из «Французской сюиты» до минор;

5.

Хоральная прелюдия фа минор;

6.

Прелюдия до минор из I тома ХТК;

7.

Куранта из «Французской сюиты» до минор;

8.

Инвенция фа мажор (двухголосная);

9.

Прелюдия до мажор из ХТК I;

10.Фуга до минор из I тома ХТК.

VII.

Кроссворд.

По вертикали:

1. Город, в котором родился Бах.

2. Композитор, открывший в 1829 году миру творчество Баха.

3. Произведение Баха – «Хорошо темперированный …»

4. Так композитор называл свои трёхголосные инвенции.

По горизонтали:

5. Так переводится на русский язык фамилия великого композитора.

6. В этом городе Бах служил кантором школы певчих при церкви св. Фомы.

7. В этом городе написана знаменитая Токката и фуга ре-минор для органа.

8. Хоровое церковное песнопение, название которого произошло от греческого

«choros».

9. Одноголосная мелодия, звучащая в начале инвенции или фуги.

10. Циклическое произведение, основные части которого – аллеманда, куранта,

сарабанда, жига.

11. Произведения Баха «… по Иоанну», «… по Матфею».

12. «Король музыкальных инструментов».

13. Музыкальный эпизод между проведениями темы в фуге.

14. «Подражание», повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим

прозвучавшей в другом голосе.

VIII.

Бонусы

(реферат,

презентация,

интересные

факты,

игра

произведений Баха).

Жюри оценивают конкурсы.

Команда-победитель получает «Кубок соревнования».

Жюри выбирает учащихся, которые получают грамоты как «Лучший

игрок

команды»,

«Лучший

исполнитель

музыки

Баха»,

«Лучшая

презентация».



В раздел образования