Напоминание

Программа кружка по профессии ШВЕЯ для выпускников коррекционных школ


Автор: Ольгина Елена Михайловна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГПБОУ Спасский АПТ
Населённый пункт: Нижегородская область Спасский район с.Спасское
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа кружка по профессии ШВЕЯ для выпускников коррекционных школ
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная записка.

Программа кружка «Рукодельница» имеет художественную направленность и

разработана с учётом основных требований к программам дополнительного

образования, существующих методик в области декоративно – прикладного

искусства, потребностей и склонностей каждого обучающего.

Программа предназначена для учащихся коррекционных групп по профессии

«швея».

Работа кружка «Рукодельница» происходит в тесной связи с деятельностью

учащихся на занятиях производственного обучения и специальных предметов, что

способствует углублению знаний и умений по профессии и применению их в

жизни.

Работа кружка «Рукодельница» направлена на развитие интереса к познанию и

творчеству, формирование положительной мотивации к учебной и трудовой

деятельности.

Занятия в кружке обеспечивают эстетическое и художественное развитие

учащихся, носят воспитывающий характер, способствуют развитию творческих

способностей, расширению их политехнического кругозора.

Практическая деятельность кружка определяется его программой.

Программа рассчитана на 1 год обучения,80 часов.

Уровень усвоения – ознакомительный.

Программа кружка состоит из следующих разделов: лоскутное шитьё,

аппликация, пошив игрушек из носочков, лоскутные букеты, вторая жизнь вещей.

Программа носит вариативный характер, и поэтому разделы могут меняться с

учётом потребностей обучающихся и материально – технических возможностей.

Базовым разделом являются: лоскутная техника шитья и вторая жизнь вещей.

Условиями успешного освоения всего объёма материала программы

являются:

системный подход к организации образовательного процесса, который

позволяет повысить познавательный интерес на основе индивидуального,

1

дифференцированного подхода с учётом психофизических, личностных

особенностей обучающихся;

учёт межпредметных связей в освоении декоративно – прикладной

деятельности;

создание комфортной атмосферы на занятиях, активизирующей творческую

деятельность обучающихся.

Цель:

привить интерес к декоративно – прикладному творчеству, формирование

творческой активности обучающихся через их практическую деятельность,

содействие становлению личности путём создания развивающей среды, атмосферы

сотрудничества для творческого развития и проявление индивидуальных

способностей обучающихся.

Обучающая:

научить обучающихся технике выполнения лоскутного шитья,

основным законам сочетания цветов, изготовлению мягких игрушек, лоскутных

букетов и обновлению одежды с полным или частичным перекраиванием.

Развивающая:

развить творческие способности, фантазии, творческое

воображение, развитие умения понимать и ценить народные традиции,

формирование трудолюбия, самостоятельности, творческой инициативы.

Воспитывающая:

воспитание художественного вкуса, терпения, усидчивости,

аккуратности, формирование культуры взаимодействия с миром природы, людей,

вещей, создание приятной творческой атмосферы для раскрытия и реализации

учащегося как личности.

В данном кружке занимаются обучающиеся, возрастная группа 15-18 лет. В

основном это дети-сироты. Занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа.

Актуальность программы кружка «Рукодельница» обоснована глубиной

изучения отдельных видов декоративно - прикладного творчества, которые более

всего подходят для учащихся детей-сирот, т.к. эти знания и умения они могут

применить в своей жизни.

Занятия кружка происходят на базе швейной мастерской, в которой есть всё

необходимое оборудование для работы.

2

Обучение строится на принципах:

принцип добровольности, свободного развития личности;

принцип доступности обучения и посильности труда;

учёт возрастных и психологических особенностей.

Методы обучения: для организации учебного процесса используется ряд методов

обучения, которые можно классифицировать:

По способу подачи материала:

-словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);

-наглядный (показ, демонстрация образцов);

-практический (выполнение работ с применением полученных знаний);

По характеру деятельности учащихся:

- объяснительно-иллюстрационный;

-репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

историю народного декоративно - прикладного искусства;

основные сочетания цветов;

технологию и приёмы лоскутного шитья.

Должны уметь:

применять полученные знания в создание уюта в доме, дать вторую жизнь

вещам.

самостоятельно выбрать модель, разработать её, изготовить шаблоны,

подбирать цветовую гамму и выполнять изделие от начала и до конца.

шить мягкие игрушки.

Формы подведения итогов:

-участие:

3

- в выставках,

- в конкурсах,

- в выставках-продажах;

-итоговый контроль:

-

пошив прихватки.

Содержание программы

Раздел 1. Лоскутное шитьё.

1. История развития одежды, декоративно – прикладного искусства,

художественных промыслов.

2. Шаблоны из картона. Цветовой круг, основные законы сочетания цветов.

3. Лоскутная картотека.

Техники лоскутного шитья:

«Разноцветная спираль»;

«Полоска к полоске»;

«Бревенчатая изба»;

«Ананас»;

«Весёлые квадратики»;

«Удивительные треугольники»;

«Необычные ромбы»;

«Забавные уголки».

Изделия в лоскутной технике.

1.

Прихватка с аппликацией;

2.

Грелка на чайник в технике «Необычные ромбы»;

Раздел 2. Игрушки из носочков.

1.

Букашка;

2.Крокодил;

3. Лев;

4

4. Гриб;

5. Петух.

Раздел 3. Лоскутные букеты из атласных лент.

1.Техника выполнения: роз, ромашек, хризантем, листиков;

2.

Оформление букетов;

3.Выбор размера рамки;

4.

Выбор фона для картины;

Раздел 4. «Вторая жизнь вещей».

1. Разработка модели;

2. Выкраивание деталей кроя, подбор фурнитуры;

3. Пошив изделия.

Занятие – соревнование: пошив прихватки.

Учебный план

Разделы.

Кол-во часов

Раздел 1.

26ч.

Раздел 2.

30 ч.

5

Раздел 3.

10 ч.

Раздел 4.

12 ч.

Занятие – соревнование.

2 ч.

Итого:

80 ч.

Тематический план.

№п/п

Название темы

Кол-

во

Теоретические

занятия

Практические

занятия

6

часов

1.

Введение. Шаблоны и их

изготовление.

2

1

1

2.

Цветовой круг. Основные

сочетания цветов.

2

1

1

3.

Лоскутная картотека.

Соединение лоскутков

машинным и ручным

способами.

2

1

1

4.

Изготовление образцов

различными техниками

лоскутного шитья.

6

1

5

5.

Изготовление прихватки с

аппликацией.

6

1

5

6.

Изготовление грелки на

заварной чайник.

8

1

7

7.

Изготовление игрушек из

носочков.

30

2

28

8.

Выполнение лоскутных букетов.

10

4

6

9.

Вторая жизнь вещей.

12

2

10

10.

Занятие – соревнование.

Пошив прихватки.

2

-

2

Итого:

80ч

14ч

66ч

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1.

1.

Вводное занятие.

Беседа. Историческое развитие русской одежды и особенности национальной

одежды, декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы,

основанные на народном искусстве и национальных традициях. Показ фильма:

7

«Декоративно - прикладное искусство» и его обсуждение. Ткани, оборудование и

инструменты, необходимые для кружковой работы.

2.

Шаблоны и их изготовление.

Лекция, показ образцов различных шаблонов. Материалы для изготовления,

оборудование. Методы изготовления: шаблона без выреза и с вырезом. Выбор

наиболее подходящего рисунка шаблоном с вырезом. Увеличение и уменьшение

шаблонов. Практическое выполнение различных шаблонов.

3.

Цветовой круг. Основные законы сочетания цветов.

Лекция: Цвет в одежде. Практическое построение цветового круга. Смешение

красок, изучение основных законов сочетания цветов. Работа с таблицами.

Записи в тетради.

4.

Соединение лоскутков машинным и ручным способами.

Практическое занятие. Выкраивание лоскутков по различным шаблонам. Их

сшивание, квадратиков – на швейной машине, а из шестигранников – ручными

стежками. Показ образцов, выполненных в технологической последовательности.

5.

Лоскутная картотека.

Лекция: Лоскуты из сундука. Подготовка лоскутков к работе – стирка, утюжка,

декатировка. Разбор лоскутков по цвету. Практическое занятие.

6.

Изготовление образцов различными техниками лоскутного шитья.

Практическое занятие. Изготовление различных образцов техникой лоскутного

шитья: «Разноцветная спираль», «Полоска к полоске», «Бревенчатая изба»,

«Ананас», «Весёлые квадратики», «Удивительные треугольники», « Необычные

ромбы».

7.

Изготовление прихватки с аппликацией.

Практическое

занятие.

Выбор

рисунка

для

аппликации

(работа

с

журналами),

подбор

ткани.

Выкраивание

деталей

прихватки,

аппликации

и

утепляющей

прокладки. Соединение аппликации с основной деталью петельными стежками.

Обработка срезов прихватки окантовочным швом. Пришивание петли. Контроль

качества.

8.

Изготовление грелки на заварной чайник.

Практическое

занятие.

Выбор

модели

грелки

(работа

с

журналами).

Подбор

материала,

отделки.

Выкраивание

деталей

верха

и

подкладки.

Простёгивание

подкладки с утепляющей прокладкой. Соединение деталей грелки. Окончательная

отделка.

Раздел 2.

8

9.

Изготовление игрушек из носочков.

Практическое

занятие.

Изготовление

основы

для

игрушки.

Набивка

носка

синтепоном,

его

перетягивание

и

придание

нужной

формы.

Выкраивание

и

обработка мелких деталей. Соединение их с основой игрушки. Окончательная

отделка игрушки.

Раздел 3.

10. Изготовление лоскутных букетов.

Практическое занятие. Техника выполнения роз, ромашек, хризантем и листиков

из атласных лент. Выбор размера картины, рамки и фона (работа с журналами).

Соединение фона картины с рамкой. Пришивание готовых цветов и листиков к

основе картины. Окончательная отделка картины.

Раздел 4.

11. Вторая жизнь вещей.

Практическое занятие. Обновление одежды с полным или частичным перекроем.

Разработка модели. Выкраивание деталей кроя. Подбор фурнитуры и отделочных

материалов. Пошив изделия. Окончательная отделка изделия.

12. Итоговое занятие.

Занятие – соревнование: Пошив прихватки.

Список литературы.

1.

г. Москва. ЭКСМО 2004г. М.Максимова, М.Кузьмина «Лоскутики».

2.

г. Москва. «Просвещение» 1990г. Л.П.Чижикова «Кружок конструирования

и моделирования одежды».

3.

г. Москва. РИПОЛ классик 2005г. С.Останина «Лоскутное шитьё».

4.

г. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2005г. О.М.Линенко. «Домашний дизайнер:

творческая лаборатория».

5.

г. Москва. ЭКСМО 2004г. С. Кочетова «Мягкая игрушка. Игрушки для всех.

9

Методическое обеспечение.

1.Инструкционно – технологическая карта на выполнение прихватки.

2. Образец прихватки.

Оценочные материалы.

Чтобы более качественно и дифференцированно подойти к результатам

обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся

усвоил. При определении уровня освоения обучающимся программы,

используется 10-ти балльная система оценки, показателей качества результатов

обучения:

минимальный уровень – 1 балл,

средний уровень – от 2 до 5 баллов,

10

максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.

Показатели заносятся в таблицу.

№ Ф.И.

обучаю

щегося

Показатели

Итогов

ый

(средни

й) балл

Теоретичес

кая

подготовка

обучающег

ося:

а)

теоретичес

кие знания;

б)

владение

специально

й

терминоло

гией.

Практиче

ская

подготов

ка

обучающ

егося:

а)

практиче

ские

умения и

навыки;

б)

творческ

ие

навыки.

Общеучебные умения и навыки

обучающегося

Учебно-

интеллектуа

льные

умения:

а) умение

подбирать и

анализирова

ть

специальну

ю

литературу;

б) умение

осуществля

ть учебно-

исследовате

льскую

работу.

Учебно-

коммуника

тивные

умения:

а) умение

слушать и

слышать

педагога.

Учебно-

организац

ионные

умения и

навыки:

а) умение

организова

ть рабочее

(учебное)

место;

б) навыки

соблюдени

я правил

безопаснос

ти.

Тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Введение. Шаблоны и их изготовление.

2

2.

Цветовой круг. Основные сочетания цветов. Лоскутная

картотека.

2

3.

Соединение лоскутов машинным ручным способами.

2

4.

Изготовление фрагментов:

Разноцветная спираль, бревенчатая изба,

Ананас, квадратики, треугольники,

Необычные ромбы, забавные уголки.

6ч.

2

2

2

11

5.

Изготовление прихватки с аппликацией:

Выбор рисунка, подбор ткани.

Выкраивание деталей прихватки, аппликации и утепляющей

прокладки. Соединение аппликации с основной деталью.

Обработка срезов окантовочным швом. Пришивание петли.

Контроль качества.

6ч.

2

2

2

6.

Изготовление грелки на заварной чайник:

Выбор модели. Подбор материала и отделки.

Выкраивание деталей верха и подкладки. Их простёгивание.

Простёгивание подкладки с утепляющей прокладкой.

Соединение деталей грелки. Окончательная отделка.

8ч.

2

2

2

2

7.

Изготовление игрушек из носочков:

Изготовление мягкой игрушки «Букашка»

Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,

Перетягивание и придание формы.

Выкраивание мелких деталей игрушки из фетра, пряжи и плёнки

и их обработка.

Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.

30ч.

2

2

2

8.

Изготовление мягкой игрушки «Крокодил»

Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,

Перетягивание и придание формы.

Выкраивание мелких деталей игрушки из фетра и их обработка.

Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.

6ч.

2

2

2

9.

Изготовление мягкой игрушки «Лев»

Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,

Перетягивание и придание формы.

Выкраивание мелких деталей игрушки из трикотажа, меха, ниток.

Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.

6ч.

2

2

2

10.

Изготовление мягкой игрушки «Гриб»

Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,

Перетягивание и придание формы.

Выкраивание мелких деталей игрушки из трикотажа, фетра,

драпа, пряжи.

Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.

6ч.

2

2

2

11.

Изготовление мягкой игрушки «Петух»

Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,

Перетягивание и придание формы.

Выкраивание мелких деталей игрушки: из фетра, драпа, кожи.

Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.

6ч.

2

2

2

15.

Выполнение лоскутных букетов:

Техника выполнения роз и листиков.

Техника выполнения ромашек и хризантем.

Выбор размера картины, рамки и фона. Соединение фона с

10ч.

2

2

2

12

рамкой.

Пришивание готовых цветов и листиков.

Оформление букетов. Окончательная отделка.

2

2

16.

Вторая жизнь вещей.

Изготовление детских брюк:

Разработка модели брюк. Выкраивание деталей.

Соединение боковых и шаговых швов. Обработка низа брюк.

Обработка верхнего среза брюк. Окончательная отделка изделия.

12ч.

6ч.

2

2

2

17.

Изготовление юбки для девочки:

Разработка модели юбки. Выкраивание деталей кроя.

Соединение срезов юбки и обработка складок.

Обработка нижнего и верхнего срезов юбки.

6ч.

2

2

2

18.

Итоговое занятие.

2

Итого:

80часов

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР

________________ Зубкова Н.А.

« » _______________2018г

План работы кружка «Рукодельница»

на 2018/2019 учебный год

13

п/п

Дата

проведения

Мероприятие

Место

проведения

1

сентябрь

Посещение Спасского музея

Спасский музей

2

октябрь

Районная ярмарка

с. Спасское

3

ноябрь

Выставка работ на День

открытых дверей

АПТ

4

декабрь

Участие в областном конкурсе

программ дополнительного

образования

АПТ

5

май

Участие в акции «Подарок

ветерану»

АПТ

7

июнь

Творческий отчёт

АПТ

Руководитель кружка _____________________ Ольгина Е.М.

Календарный план кружка

«Рукодельница»

Месяц

Число

Кол-во часов

Сентябрь

5.09

12.09

19.09

26.09

2

2

2

2

Октябрь

3.10

10.10

17.10

24.10

31.10

2

2

2

2

2

Ноябрь

7.11

2

14

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по В.Р.

__________Н.А.Зубковой

14.11

21.11

28.11

2

2

2

Декабрь

5.12

12.12

19.12

26.12

2

2

2

2

Январь

16.01

23.01

30.01

2

2

2

Февраль

6.02

13.02

20.02

27.02

2

2

2

2

Март

6.03

13.03

20.03

27.03

2

2

2

2

Апрель

3.04

10.04

17.04

24.04

2

2

2

2

Май

8.05

15.05

22.05

29.05

2

2

2

2

Июнь

5.06

12.06

19.06

26.06

2

2

2

2

Рук.кружка: Е.М.Ольгина

15



В раздел образования