Автор: Ольгина Елена Михайловна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГПБОУ Спасский АПТ
Населённый пункт: Нижегородская область Спасский район с.Спасское
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа кружка по профессии ШВЕЯ для выпускников коррекционных школ
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка.
Программа кружка «Рукодельница» имеет художественную направленность и
разработана с учётом основных требований к программам дополнительного
образования, существующих методик в области декоративно – прикладного
искусства, потребностей и склонностей каждого обучающего.
Программа предназначена для учащихся коррекционных групп по профессии
«швея».
Работа кружка «Рукодельница» происходит в тесной связи с деятельностью
учащихся на занятиях производственного обучения и специальных предметов, что
способствует углублению знаний и умений по профессии и применению их в
жизни.
Работа кружка «Рукодельница» направлена на развитие интереса к познанию и
творчеству, формирование положительной мотивации к учебной и трудовой
деятельности.
Занятия в кружке обеспечивают эстетическое и художественное развитие
учащихся, носят воспитывающий характер, способствуют развитию творческих
способностей, расширению их политехнического кругозора.
Практическая деятельность кружка определяется его программой.
Программа рассчитана на 1 год обучения,80 часов.
Уровень усвоения – ознакомительный.
Программа кружка состоит из следующих разделов: лоскутное шитьё,
аппликация, пошив игрушек из носочков, лоскутные букеты, вторая жизнь вещей.
Программа носит вариативный характер, и поэтому разделы могут меняться с
учётом потребностей обучающихся и материально – технических возможностей.
Базовым разделом являются: лоскутная техника шитья и вторая жизнь вещей.
Условиями успешного освоения всего объёма материала программы
являются:
системный подход к организации образовательного процесса, который
позволяет повысить познавательный интерес на основе индивидуального,
1
дифференцированного подхода с учётом психофизических, личностных
особенностей обучающихся;
учёт межпредметных связей в освоении декоративно – прикладной
деятельности;
создание комфортной атмосферы на занятиях, активизирующей творческую
деятельность обучающихся.
Цель:
привить интерес к декоративно – прикладному творчеству, формирование
творческой активности обучающихся через их практическую деятельность,
содействие становлению личности путём создания развивающей среды, атмосферы
сотрудничества для творческого развития и проявление индивидуальных
способностей обучающихся.
Обучающая:
научить обучающихся технике выполнения лоскутного шитья,
основным законам сочетания цветов, изготовлению мягких игрушек, лоскутных
букетов и обновлению одежды с полным или частичным перекраиванием.
Развивающая:
развить творческие способности, фантазии, творческое
воображение, развитие умения понимать и ценить народные традиции,
формирование трудолюбия, самостоятельности, творческой инициативы.
Воспитывающая:
воспитание художественного вкуса, терпения, усидчивости,
аккуратности, формирование культуры взаимодействия с миром природы, людей,
вещей, создание приятной творческой атмосферы для раскрытия и реализации
учащегося как личности.
В данном кружке занимаются обучающиеся, возрастная группа 15-18 лет. В
основном это дети-сироты. Занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа.
Актуальность программы кружка «Рукодельница» обоснована глубиной
изучения отдельных видов декоративно - прикладного творчества, которые более
всего подходят для учащихся детей-сирот, т.к. эти знания и умения они могут
применить в своей жизни.
Занятия кружка происходят на базе швейной мастерской, в которой есть всё
необходимое оборудование для работы.
2
Обучение строится на принципах:
принцип добровольности, свободного развития личности;
принцип доступности обучения и посильности труда;
учёт возрастных и психологических особенностей.
Методы обучения: для организации учебного процесса используется ряд методов
обучения, которые можно классифицировать:
По способу подачи материала:
-словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);
-наглядный (показ, демонстрация образцов);
-практический (выполнение работ с применением полученных знаний);
По характеру деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстрационный;
-репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
историю народного декоративно - прикладного искусства;
основные сочетания цветов;
технологию и приёмы лоскутного шитья.
Должны уметь:
применять полученные знания в создание уюта в доме, дать вторую жизнь
вещам.
самостоятельно выбрать модель, разработать её, изготовить шаблоны,
подбирать цветовую гамму и выполнять изделие от начала и до конца.
шить мягкие игрушки.
Формы подведения итогов:
-участие:
3
- в выставках,
- в конкурсах,
- в выставках-продажах;
-итоговый контроль:
-
пошив прихватки.
Содержание программы
Раздел 1. Лоскутное шитьё.
1. История развития одежды, декоративно – прикладного искусства,
художественных промыслов.
2. Шаблоны из картона. Цветовой круг, основные законы сочетания цветов.
3. Лоскутная картотека.
Техники лоскутного шитья:
«Разноцветная спираль»;
«Полоска к полоске»;
«Бревенчатая изба»;
«Ананас»;
«Весёлые квадратики»;
«Удивительные треугольники»;
«Необычные ромбы»;
«Забавные уголки».
Изделия в лоскутной технике.
1.
Прихватка с аппликацией;
2.
Грелка на чайник в технике «Необычные ромбы»;
Раздел 2. Игрушки из носочков.
1.
Букашка;
2.Крокодил;
3. Лев;
4
4. Гриб;
5. Петух.
Раздел 3. Лоскутные букеты из атласных лент.
1.Техника выполнения: роз, ромашек, хризантем, листиков;
2.
Оформление букетов;
3.Выбор размера рамки;
4.
Выбор фона для картины;
Раздел 4. «Вторая жизнь вещей».
1. Разработка модели;
2. Выкраивание деталей кроя, подбор фурнитуры;
3. Пошив изделия.
Занятие – соревнование: пошив прихватки.
Учебный план
Разделы.
Кол-во часов
Раздел 1.
26ч.
Раздел 2.
30 ч.
5
Раздел 3.
10 ч.
Раздел 4.
12 ч.
Занятие – соревнование.
2 ч.
Итого:
80 ч.
Тематический план.
№п/п
Название темы
Кол-
во
Теоретические
занятия
Практические
занятия
6
часов
1.
Введение. Шаблоны и их
изготовление.
2
1
1
2.
Цветовой круг. Основные
сочетания цветов.
2
1
1
3.
Лоскутная картотека.
Соединение лоскутков
машинным и ручным
способами.
2
1
1
4.
Изготовление образцов
различными техниками
лоскутного шитья.
6
1
5
5.
Изготовление прихватки с
аппликацией.
6
1
5
6.
Изготовление грелки на
заварной чайник.
8
1
7
7.
Изготовление игрушек из
носочков.
30
2
28
8.
Выполнение лоскутных букетов.
10
4
6
9.
Вторая жизнь вещей.
12
2
10
10.
Занятие – соревнование.
Пошив прихватки.
2
-
2
Итого:
80ч
14ч
66ч
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Раздел 1.
1.
Вводное занятие.
Беседа. Историческое развитие русской одежды и особенности национальной
одежды, декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы,
основанные на народном искусстве и национальных традициях. Показ фильма:
7
«Декоративно - прикладное искусство» и его обсуждение. Ткани, оборудование и
инструменты, необходимые для кружковой работы.
2.
Шаблоны и их изготовление.
Лекция, показ образцов различных шаблонов. Материалы для изготовления,
оборудование. Методы изготовления: шаблона без выреза и с вырезом. Выбор
наиболее подходящего рисунка шаблоном с вырезом. Увеличение и уменьшение
шаблонов. Практическое выполнение различных шаблонов.
3.
Цветовой круг. Основные законы сочетания цветов.
Лекция: Цвет в одежде. Практическое построение цветового круга. Смешение
красок, изучение основных законов сочетания цветов. Работа с таблицами.
Записи в тетради.
4.
Соединение лоскутков машинным и ручным способами.
Практическое занятие. Выкраивание лоскутков по различным шаблонам. Их
сшивание, квадратиков – на швейной машине, а из шестигранников – ручными
стежками. Показ образцов, выполненных в технологической последовательности.
5.
Лоскутная картотека.
Лекция: Лоскуты из сундука. Подготовка лоскутков к работе – стирка, утюжка,
декатировка. Разбор лоскутков по цвету. Практическое занятие.
6.
Изготовление образцов различными техниками лоскутного шитья.
Практическое занятие. Изготовление различных образцов техникой лоскутного
шитья: «Разноцветная спираль», «Полоска к полоске», «Бревенчатая изба»,
«Ананас», «Весёлые квадратики», «Удивительные треугольники», « Необычные
ромбы».
7.
Изготовление прихватки с аппликацией.
Практическое
занятие.
Выбор
рисунка
для
аппликации
(работа
с
журналами),
подбор
ткани.
Выкраивание
деталей
прихватки,
аппликации
и
утепляющей
прокладки. Соединение аппликации с основной деталью петельными стежками.
Обработка срезов прихватки окантовочным швом. Пришивание петли. Контроль
качества.
8.
Изготовление грелки на заварной чайник.
Практическое
занятие.
Выбор
модели
грелки
(работа
с
журналами).
Подбор
материала,
отделки.
Выкраивание
деталей
верха
и
подкладки.
Простёгивание
подкладки с утепляющей прокладкой. Соединение деталей грелки. Окончательная
отделка.
Раздел 2.
8
9.
Изготовление игрушек из носочков.
Практическое
занятие.
Изготовление
основы
для
игрушки.
Набивка
носка
синтепоном,
его
перетягивание
и
придание
нужной
формы.
Выкраивание
и
обработка мелких деталей. Соединение их с основой игрушки. Окончательная
отделка игрушки.
Раздел 3.
10. Изготовление лоскутных букетов.
Практическое занятие. Техника выполнения роз, ромашек, хризантем и листиков
из атласных лент. Выбор размера картины, рамки и фона (работа с журналами).
Соединение фона картины с рамкой. Пришивание готовых цветов и листиков к
основе картины. Окончательная отделка картины.
Раздел 4.
11. Вторая жизнь вещей.
Практическое занятие. Обновление одежды с полным или частичным перекроем.
Разработка модели. Выкраивание деталей кроя. Подбор фурнитуры и отделочных
материалов. Пошив изделия. Окончательная отделка изделия.
12. Итоговое занятие.
Занятие – соревнование: Пошив прихватки.
Список литературы.
1.
г. Москва. ЭКСМО 2004г. М.Максимова, М.Кузьмина «Лоскутики».
2.
г. Москва. «Просвещение» 1990г. Л.П.Чижикова «Кружок конструирования
и моделирования одежды».
3.
г. Москва. РИПОЛ классик 2005г. С.Останина «Лоскутное шитьё».
4.
г. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2005г. О.М.Линенко. «Домашний дизайнер:
творческая лаборатория».
5.
г. Москва. ЭКСМО 2004г. С. Кочетова «Мягкая игрушка. Игрушки для всех.
9
Методическое обеспечение.
1.Инструкционно – технологическая карта на выполнение прихватки.
2. Образец прихватки.
Оценочные материалы.
Чтобы более качественно и дифференцированно подойти к результатам
обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся
усвоил. При определении уровня освоения обучающимся программы,
используется 10-ти балльная система оценки, показателей качества результатов
обучения:
минимальный уровень – 1 балл,
средний уровень – от 2 до 5 баллов,
10
максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.
Показатели заносятся в таблицу.
№ Ф.И.
обучаю
щегося
Показатели
Итогов
ый
(средни
й) балл
Теоретичес
кая
подготовка
обучающег
ося:
а)
теоретичес
кие знания;
б)
владение
специально
й
терминоло
гией.
Практиче
ская
подготов
ка
обучающ
егося:
а)
практиче
ские
умения и
навыки;
б)
творческ
ие
навыки.
Общеучебные умения и навыки
обучающегося
Учебно-
интеллектуа
льные
умения:
а) умение
подбирать и
анализирова
ть
специальну
ю
литературу;
б) умение
осуществля
ть учебно-
исследовате
льскую
работу.
Учебно-
коммуника
тивные
умения:
а) умение
слушать и
слышать
педагога.
Учебно-
организац
ионные
умения и
навыки:
а) умение
организова
ть рабочее
(учебное)
место;
б) навыки
соблюдени
я правил
безопаснос
ти.
Тематический план
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1.
Введение. Шаблоны и их изготовление.
2
2.
Цветовой круг. Основные сочетания цветов. Лоскутная
картотека.
2
3.
Соединение лоскутов машинным ручным способами.
2
4.
Изготовление фрагментов:
Разноцветная спираль, бревенчатая изба,
Ананас, квадратики, треугольники,
Необычные ромбы, забавные уголки.
6ч.
2
2
2
11
5.
Изготовление прихватки с аппликацией:
Выбор рисунка, подбор ткани.
Выкраивание деталей прихватки, аппликации и утепляющей
прокладки. Соединение аппликации с основной деталью.
Обработка срезов окантовочным швом. Пришивание петли.
Контроль качества.
6ч.
2
2
2
6.
Изготовление грелки на заварной чайник:
Выбор модели. Подбор материала и отделки.
Выкраивание деталей верха и подкладки. Их простёгивание.
Простёгивание подкладки с утепляющей прокладкой.
Соединение деталей грелки. Окончательная отделка.
8ч.
2
2
2
2
7.
Изготовление игрушек из носочков:
Изготовление мягкой игрушки «Букашка»
Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,
Перетягивание и придание формы.
Выкраивание мелких деталей игрушки из фетра, пряжи и плёнки
и их обработка.
Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.
30ч.
6ч
2
2
2
8.
Изготовление мягкой игрушки «Крокодил»
Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,
Перетягивание и придание формы.
Выкраивание мелких деталей игрушки из фетра и их обработка.
Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.
6ч.
2
2
2
9.
Изготовление мягкой игрушки «Лев»
Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,
Перетягивание и придание формы.
Выкраивание мелких деталей игрушки из трикотажа, меха, ниток.
Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.
6ч.
2
2
2
10.
Изготовление мягкой игрушки «Гриб»
Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,
Перетягивание и придание формы.
Выкраивание мелких деталей игрушки из трикотажа, фетра,
драпа, пряжи.
Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.
6ч.
2
2
2
11.
Изготовление мягкой игрушки «Петух»
Изготовление основы для игрушки: набивка синтепоном,
Перетягивание и придание формы.
Выкраивание мелких деталей игрушки: из фетра, драпа, кожи.
Соединение деталей с основой. Окончательная отделка игрушки.
6ч.
2
2
2
15.
Выполнение лоскутных букетов:
Техника выполнения роз и листиков.
Техника выполнения ромашек и хризантем.
Выбор размера картины, рамки и фона. Соединение фона с
10ч.
2
2
2
12
рамкой.
Пришивание готовых цветов и листиков.
Оформление букетов. Окончательная отделка.
2
2
16.
Вторая жизнь вещей.
Изготовление детских брюк:
Разработка модели брюк. Выкраивание деталей.
Соединение боковых и шаговых швов. Обработка низа брюк.
Обработка верхнего среза брюк. Окончательная отделка изделия.
12ч.
6ч.
2
2
2
17.
Изготовление юбки для девочки:
Разработка модели юбки. Выкраивание деталей кроя.
Соединение срезов юбки и обработка складок.
Обработка нижнего и верхнего срезов юбки.
6ч.
2
2
2
18.
Итоговое занятие.
2
Итого:
80часов
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР
________________ Зубкова Н.А.
« » _______________2018г
План работы кружка «Рукодельница»
на 2018/2019 учебный год
13
№
п/п
Дата
проведения
Мероприятие
Место
проведения
1
сентябрь
Посещение Спасского музея
Спасский музей
2
октябрь
Районная ярмарка
с. Спасское
3
ноябрь
Выставка работ на День
открытых дверей
АПТ
4
декабрь
Участие в областном конкурсе
программ дополнительного
образования
АПТ
5
май
Участие в акции «Подарок
ветерану»
АПТ
7
июнь
Творческий отчёт
АПТ
Руководитель кружка _____________________ Ольгина Е.М.
Календарный план кружка
«Рукодельница»
Месяц
Число
Кол-во часов
Сентябрь
5.09
12.09
19.09
26.09
2
2
2
2
Октябрь
3.10
10.10
17.10
24.10
31.10
2
2
2
2
2
Ноябрь
7.11
2
14
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по В.Р.
__________Н.А.Зубковой
14.11
21.11
28.11
2
2
2
Декабрь
5.12
12.12
19.12
26.12
2
2
2
2
Январь
16.01
23.01
30.01
2
2
2
Февраль
6.02
13.02
20.02
27.02
2
2
2
2
Март
6.03
13.03
20.03
27.03
2
2
2
2
Апрель
3.04
10.04
17.04
24.04
2
2
2
2
Май
8.05
15.05
22.05
29.05
2
2
2
2
Июнь
5.06
12.06
19.06
26.06
2
2
2
2
Рук.кружка: Е.М.Ольгина
15