Автор: Волошина Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Буква Ь
Раздел: начальное образование
Урок чтения (1класс).
Тема
:
Буква Ь для обозначения мягкости согласных.
Цель
:
1. Обучающие
• познакомить с буквой Ь, её значением в русском языке;
• учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
• учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
2. Воспитательные
• привитие навыков культурного общения;
• воспитывать
любовь к природе
, интерес к чтению;
3. Развивающие
• развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
• развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
• развивать умение на основе наблюдений делать выводы;
Предполагаемые результаты урока:
• личностные
высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в
соответствии с требованиями речевого этикета.
• Предметные
знают букву Ь; понимают, что Ь не обозначает звука, а являются показателем
мягкости предыдущего согласного; читают плавно, безотрывно, по слогам и
целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.
• Метапредметные
Познавательные:
осознанность восприятия рассказа;
выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно
воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия,
конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Оборудование: лента букв, касса букв, веера гласных , иллюстрация лося, карточки схемы звуков и слияний, карточки самооценки.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия обучающихся
Орг. момент
Повторение
изученных
детьми букв
Постановка
проблемы.
Улыбнулись! Поздоровались. Пожелали друг другу хорошего трудового дня.
Проверьте, лежат ли у вас на парте азбука, веера гласных ,конверт со схемами слов.
(работа по ленте букв )
Назови гласные.
Назови согласные звонкие (глухие).
Почему гласные делятся на две команды? Какую работу выполняют гласные я, и, е?
На доске: Я, И, Е
Прочитайте слоги: БА БО БУ БЫ
ПА ПО ПУ ПИ
-Исследуйте строчки.
Как называются эти согласные? Какая гласная лишняя? Почему? Какие еще гласные
обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
Игра «Покажи соседа»
Учитель показывает на согласную (буквы на доске) и произносит слог, уч-ся показывают
гласную букву.
БА, ГЕ, ПЫ, МЯ, ДУ, ВИ
Почему показали букву Е в слоге ГЕ?
Почему показали букву Я в слоге МЯ?
Сегодня мы познакомимся с буквой, но прежде …
Ребята! Перед вами звуковая модель слова. Сколько звуков в слове? Какие звуки ?
Ребята проверяют
готовность к уроку.
Учащиеся называют.
Лишняя буква И, потому что
обозначает мягкость согласного
Гласные А О Ы У Э командуют
предшествующему согласному звуку
«Читайся твердо!»
Гласные Я Е Е И Ю командуют
предшествующему согласному звуку
«Читайся мягко!»
Учащиеся показывают гласную букву
(веера гласных букв), объясняют
выбор буквы.
Учащиеся отвечают. (3 звука, 3 буквы)
Физ. минутка.
Решение
проблемной
ситуации
Незнайка всю перемену гадал, что это за слово. Есть у нас одна подсказка …
Во многих лесах (и у нас в том числе) можно встретить большого тёмно – бурого
великана. Его рост достигает 2-х метров. Он легко преодолевает густые чащобы,
болотные топи. У него длинные ноги, широкие копыта. Поэтому он не тонет в
глубоком снегу. А ещё у него красивые рога, за свои рога он получил название
сохатый.
- Кто это? (лось) Вывешиваем иллюстрацию
- Что вы знаете об этом животном?
Он питается травой, листьями, молодыми побегами деревьев и кустарников,
грибами и ягодами. Человек приручил его, использует для перевозки грузов по
лесной дороге.
Молоко у лося лечебное, жирнее коровьего. Лось находится под охраной человека.
А теперь обозначим звуки буквами и прочитаем слово.
Л О С
Правильно звучит слово? Кто же прикажет букве согласного «Читайся мягко!»?
Кроме гласных букв у нас есть ещё 1 буква, которая обозначает мягкость
предшествующего звука.
Это буква Ь. Поставим эту букву рядом с буквой С.
Прочитаем! Сколько звуков? Сколько букв? Почему?
Л о с ь
Вывод: Буква Ь служит для обозначения мягкости согласных. Сама она звука не
имеет.
Дети отгадывают о ком рассказал
Незнайка
Дети отвечают.
Дети делают вывод: Буква Ь служит
для обозначения мягкости
согласных. Сама она звука не имеет.
Применение
новых знаний
Закрепление
Чтение слов с буквой Ь
К О Н Ь Почему последний звук читается мягко?
У Г О Л Ь Кто вам подсказал «Читай мягко!» ?
Я уберу командира, как теперь надо прочитать?
Изменилось слово? (изменилось звучание, значение).
Игра «Найди ь». Хлопаем в ладоши, если есть буква Ь : КЛЁН, ЛИСТ, ПЯТЬ,
ПЕНЬ, ДЕНЬ, ДЛИНА, ОСЕНЬ.
а) Чтение слов и текста (с.110)
б) Кроссворд
У
Г
Ь
О
Л
усталость гвоздь опасность ливень
уровень груздь опухоль лось
утварь грусть октябрь лень
уголь гость олень лесть
Ребята получают листочки с заданием выбрать из каждой группы слов нужные, чтобы
заполнить пустые клеточки.
Значение каких слов было непонятно?
Работа учащихся.
Работа учащихся.
Знакомство с новыми словами
Рефлексия
Домашнее
задание
Лесть - притворное одобрение, похвала с корыстной целью
Утварь - все движимое в доме(мебель, посуда, наряды…
Проверяем. ( Учитель открывает доску) Поднимите руку, у кого, так как на доске?
Молодцы!
в) А теперь составьте пословицу из данных слов.
Объясните, как вы ее понимаете.
ТРУД, А, ПОРТИТ, ЛЕНЬ, КОРМИТ.
- С какой буквой познакомились?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Зачем нужна буква Ь.
Оцените свою работу на уроке.
- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.
- Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.
Придумайте слова с ь.
Прочитайте текст на стр. с 110 – 111.
- Молодцы! Спасибо за урок.
Проверка.
Работа учащихся.
Проверка.
Читают пословицу, объясняют
значение пословицы.
Ь – буква.
Ь не обозначает звука.
Ь обозначает мягкость
согласного звука.
Дети оценивают
свою деятельность.
.
.