Автор: Лушникова Мария Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Экспериментальный лицей "Научно–образовательный комплекс"
Населённый пункт: г. Усть–Илимск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: методическая разработка учебного занятия по теме "Эволюция растений" в режиме погружения в разновозрастной группе 10–11 классов
Раздел: полное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ» В РЕЖИМЕ ПОГРУЖЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 10-11 КЛАССОВ
1.
ФИО
Лушникова Мария Владимировна
2.
Место работы
МАОУ
«Экспериментальный
лицей.
Научно-
образовательный комплекс»
3.
Должность
Учитель
4.
Предмет
Биология
5.
Класс
10 – 11, профильный уровень
6.
Тема занятия
Эволюция растений
7.
Базовые учебники
«П. М. Бородин и др. общая биология: учеб. для 10 11
кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень:
в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012
В. Б. Захаров, Н. И. Сонин Биология. Многообразие
живых организмов. Учебник для общеобразовательных
учреждений. — М. : Дрофа, 2011.
Тип занятия: повторение и обобщение, применение полученных знаний на практике
Прогнозируемые результаты
личностные:
самоопределение (мотивация учения);
смыслообразование(осмысление значимости учения);
самопроверка и самооценка;
умение работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
постановка
индивидуальной
учебной
задачи
каждым
обучающимся
на
основе
имеющихся знаний;
составление плана и последовательности действий по обобщению знаний;
контроль
и
коррекция
на
основе
выявленных
пробелов
в
знаниях,
волевая
саморегуляция;
инициативное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе
информации;
определение способов взаимодействия с членами группы;
контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение выражать свои мысли.
предметные:
поиск и выделение информации;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий на основе описания признаков
биологических объектов;
-установление причинно-следственных связей строения и функций организмов;
-
построение
логической
цепи
рассуждений
при
объяснении
биологических
процессов;
-умение строить доказательства биологических процессов и явлений на основе
знаний теории эволюции;
Дидактические
средства: учебники, памятки, карточки с заданиями для групповой
работы.
Оборудование: компьютер, проектор, планшеты, ноутбуки, смартфоны
Тема: Эволюция растений
Цель:
на
основе
знаний
эволюционной
теории
установить
родственные
связи
между существующими живыми организмами, найти и обосновать основные ароморфозы,
происходящие в процессе эволюции. В качестве повторения рассмотреть особенности
строения и процессов жизнедеятельности основных систематических групп организмов в
связи с подготовкой к ГИА.
Обоснование:
обучение
в
МАОУ
«Экспериментальный
лицей
«Научно-
образовательный
комплекс»
проводится
методом
концентрированного
обучения
недельными
погружениями
в
один
предмет
в
разновозрастных
группах.
В
течение
рабочего дня 4 – 5 уроков отводится на изучение этого основного предмета и 2 урока – на
предметы эстетического или оздоровительного направления. Обучение биологии, как и
многих других предметов, преподаваемых в лицее, проводится по авторским программам.
Это дает возможность скомпоновать учебный материал таким образом, чтобы в старших
классах выделить время на повторение, обобщение и систематизацию знаний, полученных
в основной школе. В связи с тем, что строение и многообразие живых организмов
изучается в 6-7 классах, возникает необходимость его повторения и осмысления на более
высоком уровне, с точки зрения эволюционной теории, т.к. задания ЕГЭ направлены
именно на такое содержание.
Данная
разработка
составлена
для
разновозрастной
профильной
(химико-
биологической) группы 10 – 11 классов.
Тема «Эволюция растений» изучается в составе погружения «Происхождение и
развитие
жизни
на
Земле»
после
погружения
«Эволюционное
учение».
После
нее
приблизительно по такому же плану рассматриваются темы «Эволюция животных» и
«Антропогенез и эволюция систем органов».
В качестве примера предлагаем структуру дневного погружения по эволюции растений.
Структура
занятия: в связи с тем, что занятие основано на отработке ранее
полученных знаний, оно подразумевает в основном самостоятельную работу школьников,
и включает несколько этапов, которые не могут быть реализованы на одном уроке, а
рассчитаны на дневное погружение (5 уроков).
Класс
делится
на
5
групп,
каждая
из
которых
получает
маршрутный
лист
с
заданиями. По мере его выполнения группы меняются местами. Таким образом, каждая
группа
должна
выполнить
все
задания.
Маршрутный
лист
состоят
из
двух
частей:
повторение и обобщение теоретического материала и самопроверка по вопросам и тестам
разного характера, используемым для подготовки к ЕГЭ. Задания для самопроверки даны
в избытке.
Такая структура занятия позволяет каждому работать в индивидуальном темпе и по
индивидуальному плану, в зависимости от своих потребностей и пробелов в знаниях, а
также
позволяет
взаимодействовать
с
другими
членами
группы
и
осуществлять
взаимопомощь.
Учитель во время работы групп исполняет роль консультанта и координатора.
Итогом является выполнение контрольного задания на зачете..
Тема занятия: «Эволюция растений»
Занятие начинается со вводного слова учителя о целях, задачах и порядке работы. Далее
класс распределяется на группы, учитель дает краткую инструкцию по выполнению
заданий маршрутных листов.
МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ
1 группа
Задание: составить эволюционное древо растений, назвать основные систематические
признаки отделов растений и основные ароморфозы в ходе их эволюции.
Учебник: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Стр. 37 - 77
Что необходимо знать:
1.
Основные признаки царства растений
2.
Систематические категории, применяемые для классификации растений
3.
Основные признаки отделов растений
4.
Ароморфозы растительного мира
5.
Этапы эволюции растений по геохронологической шкале
6.
Представителей растений каждого отдела
Что необходимо уметь:
1.
Называть признаки отделов растений
2.
Сравнивать отделы растений
3.
Составлять схему эволюционного древа растений
4.
Обосновывать ароморфозы растительного мира
5.
Распознавать растения разных отделов по рисункам
6.
Обосновывать принадлежность растений к определенному отделу
Заполнить таблицу:
Название
отдела
Наличие органов
Размножение
Корень
Стебель
Лист
Цветок
Спорами
Семенами
Задания для самопроверки (примеры заданий ЕГЭ):
1. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
ОТДЕЛ
1) Папоротниковидные
2) Голосеменные
А) не выносят засушливых условий
Б) представлены только деревьями и кустарниками
В) имеют семязачаток
Г) образуют пыльцу
Д) для полового размножения необходима вода
2. Какие растения относят к голосеменным?
1) пихту сибирскую
2) хвощ полевой
3) берёзу бородавчатую
4) ель европейскую
5) плаун булавовидный
6) лиственницу европейскую
3. Установите соответствие между характеристиками и представителями организмов:
4. Какие растения относят к водорослям?
1) сфагнум
2) хламидомонада
3) папоротник мужской
4) улотрикс
5) спирогира
6)ряска
5. Сходство мхов и папоротников проявляется в
1) размножении спорами
2) дифференциация на органы и ткани
3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды
4) автотрофном способе питания
5) перекрёстном опылении насекомыми
6) преобладании среди них древесных форм
6. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей
строения и жизнедеятельности характерны для мхов:
1) корни отсутствуют
2) имеется хорошо развитые корни
3) размножаются семенами
4) размножаются спорами
5) цветки мелкие, невзрачные
6) для размножения нужна вода
7. Какие из приведённых ниже растений образуют семена?
1) орляк
2) сосна
3) сфагнум
4) яблоня
5) малина
6) кукушкин лён
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
А. тело представлено талломом
Б. листья редуцированы до чешуй
В. споры развиваются в колосках
Г. преобладание гаметофита
Д.
развито
корневище
с
придаточными
корнями в узлах
Е. образует подвижные зооспоры
1. 1
2. 2
8. Какие 3 признака являются общими для моховидных и папоротникообразных?
1) в размножении зависят от воды
2) имеют проводящие ткани
3) имеют корни и побеги с листьями
4) имеют вегетативные органы
5) образуют семена
6) размножаются спорами
9. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем
ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
10. Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими
тканями,
размножающееся
как
бесполым,
так
и
половым
путём.
Выберите
из
приведённого
ниже
текста т ри утверждения, относящиеся к описанию перечисленных
выше признаков организма.
Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые,
так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое,
наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким заростком, на
котором
образуются
гаметы.
(4)
В
высоту
папоротники
могут
достигать
нескольких
метров,
не
испытывая
затруднений
в
поступлении
воды
к
листьям
(вайям).
(5)
Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6)
На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие
споры.
11.
Рассмотрите
рисунки.
Опишите
отличительные
особенности
данных
растений
и
определите к какому отделу они относятся.
12.Дайте
полный
развёрнутый
ответ
на
вопрос.
В
чём
проявляются
эволюционные
изменения покрытосеменных растений, по сравнению с папоротниковидными?
13.Выберите три верных ответа. Если у растения сформировался побег, изображённый на
рисунке, то для этого растения характерны:
1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) семенное размножение
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые в древесине трахеиды
14.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они
сделаны, исправьте их.
1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей. 2. В их
клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты, улавливающие солнечный
свет. 3. Водоросли способны образовывать органические вещества из неорганических как
при фотосинтезе, так и при хемосинтезе. 4. Водоросли поглощают воду и минеральные
соли с помощью ризоидов. 5. Водоросли — основной поставщик кислорода в морях и
океанах. 6. Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.
15. Приведите не менее трех доказательств того, что водоросли относятся к Царству
Растения, к группе низших растений.
2 группа
Задание: рассмотреть циклы развития растений, определить преобладающее поколение,
объяснить с точки зрения эволюции переход к преобладанию спорофита.
Учебник: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Стр. 37 – 77
Что необходимо знать:
1.
Понятие спорофита и гаметофита
2.
Какой способ деления клеток лежит в основе образования спорофита и гаметофита
3.
Последовательность стадий развития растений
4.
Общую схему цикла развития растений
Что необходимо уметь:
1.
Составлять схемы циклов развития растений
2.
Определять преобладающее поколение
3.
Объяснять преимущество спорофита для наземных растений
4.
Объяснять отличие в циклах развития споровых и семенных растений
Заполнить таблицу:
Название отдела
Спорофит
Гаметофит
Сделать вывод о преобладающем поколении в цикле развития разных отделов растений.
Задания для самопроверки:
1.
Установите соответствие между признаком растения и систематической группой,
ПРИЗНАК
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ
ГРУППА
A) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение — спорофит
B) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)
1) Моховидные
2) Папоротниковидные
2.
Установите соответствие между признаком организма и организмом:
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА
ОРГАНИЗМ
А) спорофит паразитирует на гаметофите
Б) у спорофита имеется один спорогон
В) гаметофит обоеполый
Г) у спорофита есть корни
Д) гаметофит многолетний
Е) гаметофиты образуются из зелёной нити – протонемы
1) мох кукушкин лён
2) папоротник орляк
3.
Установите
правильную
последовательность
стадий
жизненного
цикла
мха
(на
примере кукушкиного льна) начиная с зиготы.
1) образование зиготы
2) образование половых клеток на листостебельном растении
3) образование коробочки на ножке
4) образование гаплоидных спор мейозом
5) образование листостебельного растения из споры
6) миграция сперматозоида к яйцеклетке
4.Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная
с оплодотворения.
1) оплодотворение
2) развитие половых клеток
3) развитие спорангиев на листьях
4) развитие корневища
5) развитие заростка
6) развитие спор в спорангиях
5. Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с
оплодотворения.
1) оплодотворение
2)развитие листостебельного растения
3) развитие коробочки на ножке
4) развитие половых органов и гамет
5) развитие спор
6) прорастание протонемы
6.Какими
цифрами
обозначены
на
рисунке
«Цикл
развития
папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.
7.
Используя
рисунок
процесса
полового
размножения хламидомонады, объясните, в чем
сущность
полового
размножения
и
каково
его
отличие
от
бесполого.
В
результате
какого
процесса
образуются
гаметы,
в
чем
их
особенность?
Какой
цифрой
на
рисунке
обозначена зигота? Чем она отличается от гамет?
8.
В
соматической
клетке
спорофита
цветкового
растения
24
хромосомы.
Сколько
хромосом в микроспоре этого растения? В ответе запишите только число.
9.
Все
приведённые
ниже
признаки,
кроме
двух,
—
гаплоидные
стадии
развития
папоротника. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в
ответ цифры, под которыми они указаны.
1) спермий
2) листья
3) спора
4) зигота
5) заросток
10. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, — гаплоидные стадии развития мха.
Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры,
под которыми они указаны.
1) спермий
2) спорангий
3) листья
4) спора
5) зигота
3 группа
Задание: повторить строение покрытосеменных растений.
Учебник: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Стр. 73 – 77
Что необходимо знать:
1.
Внешнее и внутреннее (анатомическое) строение органов растения
2.
Видоизменения органов растения
3.
Функции органов растения
4.
Особенности строения, обеспечивающие приспособленность растений к разным
условиям обитания
5.
Виды растительных тканей, особенности их строения и функции
6.
Физиологические процессы растений
Что необходимо уметь:
1.
Распознавать по рисункам органы растения
2.
Объяснять значение разных органов и тканей для растений
3.
Распознавать аналогичные и гомологичные органы растений
4.
Находить признаки приспособленности растений к разным условиям обитания
5.
Описывать экологические группы растений
6.
Сравнивать растения разных мест обитания
Заполнить таблицу «Виды тканей»
Название ткани
Местонахождение
в
растении
Особенности
строения
Функции
Задания для самопроверки:
1.
Для каждого признака приспособленности установите, для каких местообитаний он
характерен.
ПРИЗНАК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ
МЕСТООБИТАНИЕ
А) листья видоизменены в колючки
Б) листья мелкие, покрытые толстой кожицей
В) листья крупные с тонкой кожицей
Г) листья крупные, сочные с цельной листовой пластинкой
Д) у листьев много устьиц на верхней стороне листа
Е) листья видоизменены в иголки
1) засушливое
2) влажное
2.Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и
его способом.
ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ
СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
А) мелкая сухая пыльца
Б) мелкие невзрачные цветки
В) наличие в цветках нектара
Г) яркая окраска цветков
Д) образование большого количества пыльцы
Е) зацветание до распускания листьев
1) ветром
2) насекомыми
3.Установите соответствие между растением и способом распространения его семян.
РАСТЕНИЯ
СПОСОБЫ РАСПРОТРАНЕНИЯ
А) клен
Б) вишня
В) тополь
Г) одуванчик
Д) рябина
Е) репейник
1) ветер
2) животные
4.Установите
соответствие
между
функцией
и
органом
растения,
для
которого
она
характерна.
ФУНКЦИЯ
ОРГАН
РАСТЕНИЯ
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
1) корень
2) лист
5.Выберите функции покровной ткани растения. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) регуляция газообмена в растении
2 )
з а щ и т а
о т
м е х а н и ч е с к и х
повреждений
3) формирование скелета растения
4) проведение органических веществ
5)проведение неорганических веществ
6) защита от перепада температур
6.Плодом является
1) клубень картофеля
2) ягода арбуза
3) боб гороха
4) кочан капусты
5) корнеплод свёклы
6) коробочка мака
7.Что из перечисленного является видоизменением корней?
1) клубень картофеля
2) корнеплод свёклы
3) луковица тюльпана
4) клубенёк фасоли
5) кочан капусты
6) микориза осин
8.Что из перечисленного является видоизменением листьев?
1) кожица яблока
2) лепесток розы
3) усик гороха
4) цветоложе
5) иголка кактуса
6) иголка шиповника
9.Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Три верных признака.
1) является основной тканью растения
2) проводит воду от корней к листьям
3) клетки сильно вытянутой формы
4) в клетках есть хлоропласты
5) стенки клеток утолщены
6) клетки живые
10.Выберите
три
верных
ответа.
Рыхление
почвы
и
прополку
сорняков
в
посевах
культурных растений проводят для:
1) улучшения дыхания растений
2) уменьшения испарения воды из почвы
3) сокращения испарения воды растениями
4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням
5) улучшения снабжения растений неорганических веществами
6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями
11.Установите
последовательность
расположения
слоев
на
распиле
дерева,
начиная
с
наружного.
1) луб
2) камбий
3) сердцевина
4) древесина
5) пробка
12.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в
которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
13.На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3).
Какая
форма
изменчивости
характерна
для
разнообразия
этих
листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев
будет иметь стрелолист, выросший на отмели?
14.Какой
видоизмененный
побег
представлен
на
рисунке?
Назовите
элементы
строения,
обозначенные
на
рисунке
цифрами
1,
2,
3,
и
функции,
которые
они
выполняют.
15. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они
выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки, и чем они отличаются от
других клеток этой ткани?
4 группа
Задание:
Назвать
систематические
признаки
классов
и
семейств
покрытосеменных
растений, объяснить, на чем основано их родство. Повторить критерии вида.
Учебник: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Стр. 80 - 83
Что необходимо знать:
1.
Систематические категории, применяемые в классификации растений;
2.
Признаки классов покрытосеменных растений;
3.
Признаки семейств покрытосеменных растений;
4.
Критерии вида.
Что необходимо уметь:
1.
Определять принадлежность растений к определенному классу или семейству по
характерным признакам;
2.
Составлять классификацию растений;
3.
Определять растения с помощью определительных карточек;
4.
Составлять морфолого-биологическую характеристику растения.
Заполнить таблицу «Признаки классов покрытосеменных растений»:
Признаки класса
Однодольные
Двудольные
Количество семядолей
Корневая система
Жилкование листьев
Число частей цветка
Наличие камбия в стебле
Жизненная форма
Заполнить таблицу «Признаки семейств покрытосеменных растений»
Название
семейства
Примеры
растений
Строение
цветка
(формула)
Виды соцветий
Виды плодов
Задания для самопроверки:
1.Установите соответствие между семейством и классом покрытосеменных, к которому
оно относится.
СЕМЕЙСТВО
КЛАСС
А)Капустные (Крестоцветные)
Б) Злаки
В) Розоцветные
Г) Пасленовые
Д) Лилейные
1) Однодольные
2) Двудольные
2.Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся.
РАСТЕНИЯ
СЕМЕЙСТВО
А) Вика
Б) Кукуруза
В) Пшеница
Г) Рис
Д) Соя
Е) Фасоль
1) бобовые
2) злаки
3.Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений.
ПРИЗНАКИ
КЛАСС РАСТЕНИЙ
1) Однодольные
2) Двудольные
А) стержневая корневая система
Б) параллельное или дуговое жилкование листьев
В) сетчатое жилкование листьев
Г) развит камбий, древесина
Д) мочковатая корневая система
Е) камбия нет
4.Установите соответствие между описанием признаков и таксономической группой.
ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ
ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ГРУППА
A) однодольные
Б) соцветие кисть
B) тычинок шесть
Г) корневая система мочковатая
Д) плод-ягода
Е) жилкование листьев параллельное
1) Класс
2) Семейство
5.Установите соответствие между признаком растения и семейством покрытосеменных.
ПРИЗНАК
СЕМЕЙСТВО
А) пятичленный цветок
Б) мочковатая корневая система
В) параллельное жилкование листьев
Г) в проводящих пучках нет камбия
Д) многие части растения ядовиты
Е) встречаются кустарниковые формы
1) лилейные
2) паслёновые
6. Выберите три признака растений семейства крестоцветных (капустных).
1) цветок четырёхчленного типа
2) соцветие кисть
3) цветок пятичленного типа
4) соцветие корзинка
5) плод стручок или стручочек
6) плод боб
7. Растения семейства лилейных можно узнать по (3 признака)
1) цветкам трехчленного типа с простым околоцветником
2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником
3) видоизмененным подземным побегам в виде луковиц и корневищ
4) видоизмененным наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей
5) образованию плодов — ягоды или коробочки
6) образованию плодов — ореха или стручка
8. Для класса Однодольные характерны признаки:
1) мочковатая корневая система
2) стержневая корневая система
3) жилкование листьев параллельное или дуговое
4) жилкование листьев сетчатое
5) листья всегда простые
6) развитие из зародышевого корешка явно выраженного главного корня
9. Для растения семейства бобовых характерно:
1) наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла)
2) наличие в цветке нектарников
3) образование плода боб
4) образование плода стручок
5) наличие на корнях клубеньковых бактерий
6) перекрестное опыление насекомыми
10.Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке? 3 признака
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос
11.
Установите
иерархическую
последовательность
систематических
категорий
в
царстве растений, начиная с наибольшей.
1) двудольные
2) покрытосеменные
3) петунья
4) петунья гибридная
5) пасленовые
12.Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов
берёзы бородавчатой, начиная с самого крупного таксона.
1) берёза бородавчатая
2) берёзовые
3) покрытосеменные
4) растения
5) двудольные
6) эукариоты
13.Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с
наименьшего.
1) Растения
2) Плаун
3) Эукариоты
4) Плауновидные
5) Плаун булавовидный
6) Плауновые
14.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, объясните их.
1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос.
2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием.
3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями.
4) Большинство розоцветных — ветроопыляемые растения.
5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды.
15. Определите по рисунку, к какому отделу и к
какому классу относится изображенное растение.
Какие признаки доказывают его принадлежность к
этим отделу и классу. Назовите соцветие у данного
растения,
укажите
название
и
характеристики
плода.
5 группа
Задание:
повторить
размножение
покрытосеменных
растений,
объяснить
механизм
двойного оплодотворения.
Учебники: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Стр. 77 – 79;
Биология. 10 – 11 классы. под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица. стр. 183.
Что необходимо знать:
1.
Строение частей цветка
2.
Способы опыления растений
3.
Виды плодов
4.
Строение семени
5.
Спорогенез и гаметогенез у растений
6.
Цикл развития покрытосеменных растений
Что необходимо уметь:
1.
Описывать механизм двойного оплодотворения
2.
Устанавливать последовательность этапов оплодотворения и развития растений
3.
Составлять схемы спорогенеза и гаметогенеза у растений
4.
Сравнивать строение семени однодольных и двудольных растений
5.
Сравнивать виды плодов по строению
6.
Объяснять, из каких структур развиваются семена, плоды
Заполнить таблицу «Спорогенез и гаметогенез у растений»
Признаки
Спорогенез
Гаметогенез
Микро-
Макро-
Микро-
Макро-
В
к а к и х
с т р у к т у р а х
происходит
Название исходных клеток
Тип
деления
и сход н ых
клеток
Название
образующихся
клеток
Хромо сомный
набор
в
образующихся клетках
Задания для самопроверки:
1.
Установите
последовательность
этапов
двойного
оплодотворения
у
покрытосеменных растений.
1) проникновение спермиев в зародышевый мешок
2) перенос пыльцы на рыльце пестика
3) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным
ядром зародышевого мешка
4) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки
5) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток
2.
Установите
последовательность
этапов
индивидуального
развития
однолетнего
покрытосеменного растения из семени.
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени
3.
Установите
правильную
последовательность
стадий
развития
семени
цветкового
растения.
1) прорастание пыльцевой трубки
2) опыление
3) проникновение пыльцевой трубки в семяпочку и оплодотворение
4) развитие зародыша
5) образование зиготы
4.Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль
структуры, обозначенной цифрой 1 ?
5.
Рассмотрите и определите биологические объекты, обозначенные цифрами 1 и 2.
Назовите два общих признака в их строении и два признака, по которым они
различаются.
6.
Укажите названия плодов, изображённых на рисунке. Что общего и что различного
между плодами А, Б, В?
7.
Гамета пшеницы содержит 14 хромосом. Каково число хромосом в клетке её
стебля? В ответ запишите только соответствующее число.
8.
Сколько хромосом в клетках листа огурца, если в спермии 7? В ответ запишите
только соответствующее число.
9.
Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
1) образованием цветка
2) слиянием спермия с центральной клеткой
3) формированием пыльцевого зерна
4) слиянием спермия и яйцеклетки
5) образованием зиготы в зародышевом мешке
6) делением зиготы путём мейоза
10. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для
описания
изображённого
на
рисунке
процесса
двойного
оплодотворения у цветковых растений. Определите два термина,
«выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
1) Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка.
2) В оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий.
3) Из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры.
4) Гаметы — спермии и яйцеклетки — образуются в результате мейоза микроспор.
5) Яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет
центральную клетку.
11. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени,
листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
12.
Какой
хромосомный
набор
характерен
для
ядер
клеток
эпидермиса
листа
и
восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из
каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
13. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и
спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и
в результате какого деления образуются эти клетки.
14. В кариотипе яблони 34 хромосомы. Сколько хромосом и ДНК будет содержаться в
яйцеклетке яблони, клетках эндосперма её семени и клетках листа? Из каких клеток
образуются указанные клетки?
15. Укажите:
1) способы деления клеток при образовании микроспор из спорогенной ткани;
2)
способы
деления
при
образовании
вегетативной
и
генеративной
клеток
покрытосеменного растения;
3) число хромосом и молекул ДНК в микроспоре, вегетативной и генеративной клетках
покрытосеменного растения (выразить формулой).