Напоминание

Роль и значение репертуара в воспитании начинающего пианиста


Автор: Мамадалиева Раися Равильевна
Должность: Преподаватель по специальности фортепианно
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область.
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Роль и значение репертуара в воспитании начинающего пианиста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств » г. Кузнецка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Роль и значение репертуара в воспитании

начинающего пианиста

Преподавателя фортепианного

отделения Мамадалиевой Р.Р.

Кузнецк, 2010г.

Содержание

Основные направления в музыкально-педагогической литературе для

начинающих пианистов.................................................................................................... 3

Методические пособия для начального этапа обучения.............................................15

Репертуар для музицирования........................................................................................17

Вывод................................................................................................................................ 19

Основные направления в музыкально-педагогической

литературе для начинающих

С первых дней обучения ребенок испытывает воздействие музыки. Под ее

влиянием складываются его музыкальные интересы, формируются слух, память,

ритмическое чувство, развиваются потребность и воля к творчеству, приобретаются

первые исполнительские навыки.

Проблема

учебного

репертуара,

сложная

на

всех

этапах

подготовки

специалиста, особенно важна в начальный период, когда закладываются основы всей

музыкальной будущности ученика, то есть формируется эстетический вкус будущего

любителя или музыкальное мышление будущего профессионала. На первый взгляд, в

настоящее время созданы все условия для ее успешного разрешения — нарастающий

поток фортепианных изданий для детей за последние десять лет превышает объем

всей литературы этого рода, изданной за последние годы. На самом же деле педагогу-

пианисту

становится

все

труднее

ориентироваться

среди

огромного

количества

выпускаемых сборников пьес, детских альбомов, пособий и хрестоматий. Возникает

необходимость

в

специальных

работах,

посвященных

обзору

современного

фортепианного репертуара для начинающих, изучению содержания, музыкально-

художественных,

образно-выразительных

и

дидактических

задач

репертуарных

сборников. Это должно способствовать более точному подбору произведений для

учащихся. В фортепианной литературе для начального обучения можно выделить

несколько

направлений.

К

первому

из

них

относятся

методические

пособия

собрания

пьес,

связанные

с

определенным

методическим

планом,

снабженные

рекомендациями по работе над репертуаром и иногда начальными сведениями из

области

музыкальной

грамоты.

Музыкально-педагогической

классикой

стали

к

настоящему

времени

«Фортепианная

игра»,

«Юный

пианист»,

«Хрестоматия

педагогического репертуара», «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для

начинающих»,

«Фортепиано».

В

последние

годы

к

ним

прибавился

ряд

новых

изданий:

«Маленький

пианист»,

«Первые

шаги

маленького

пианиста»,

«Первая

встреча с музыкой» и другие. Перед педагогом встала задача умелого сочетания в

работе известных пособий с новыми.

Ко

второму

направлению

принадлежат

сборники

пьес,

не

имеющие

методической заданности. Пьесы в них подобраны по жанровому или стилевому

признаку. Это сериалы «Детские альбомы советских, композиторов», «Звуки мира»,

«Народная

музыка

для

маленьких

пианистов».

Отнесем

сюда

и

сборники

национальных

детских

пьес

зарубежных

стран.

Наиболее

легкие

пьесы

из

этих

сборников могут быть использованы в репертуаре для начинающих.

Следующая

группа

изданий

авторские

альбомы

С.

Прокофьева,

Д.

Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, С. Слонимского, Т. Николаевой, и

других композиторов.

Последнее, четвертое направление — репертуар для дошкольного обучения и

так называемой «внеклассной» работы. Это сборники пьес для самостоятельного

изучения, такие, как, например, «Маленькому любителю музыки» музыкальные

сказки, ансамбли, песни. Они предназначены для детского музицирования. Каждое

из перечисленных репертуарных направлений заслуживает специального внимания,

но более всего - методические пособия. Именно эти издания включают а себя самые

популярные пьесы из всех групп репертуара. В этих сборниках концентрируются

основные

идеи

начального

обучения,

выдвинутые

передовой

педагогической

практикой

современности.

Поэтому

эти

сборники

получили

наибольшее

распространение в учебной работе. Традиционный фортепианный репертуар.

Центральное

место

среди

методических

пособий

по

праву

занимает

«Фортепианная игра», которая уже много лет пользуется неизменным вниманием

педагогов-пианистов. Что же обеспечиваем устойчивое лидерство этого издания?

Перед нами две нотных книжки. Одна датирована 1957 годом и составлена Э.

Кисель, В. Натансоном, А. Николаевым, Н. Сретенской под общей редакцией А.

Николаева:

«Школа

игры

на

фортепиано».

Другая,

с

несколько

измененным

названием — «Фортепианная игра» — составленная В. Натансоном и Л. Рощиной,

выпущена издательством «Музыка» в 1986 году. При многих различиях оба издания

сохраняют общность построения, педагогической и репертуарной направленности.

Интересно

рассмотреть

каждое

из

них

не

только

с

точки

зрения

вопросов

преемственности

и,

с

другой

стороны,

динамики

изменений

в

методических

воззрениях последних десятилетий, - но главным образом, потому, что практически

все

издания

„Школы"

Николаева

(как

называют

пособие

в

музыкально-

педагогическом обиходе) продолжают свою активную жизнь в учебном процессе,

постоянно

используются

в

работе

педагогов-музыкантов

с

начинающими

пианистами. Итак, обратимся к одному из первых изданий пособия.

В

предисловии

перечислены

основные

принципы

составления

сборника.

Главный

из

них

это

стремление

сочетать

музыкальное

развитие

ученика

с

формированием

технических

навыков,

а

также

параллельное

овладение

нотной

грамотой.

Задаче

всестороннего

развития

юного

музыканта

отвечает

также

жанровое и стилевое разнообразие репертуара: в сборнике имеются протяжные и

плясовые

народные

песни,

старинные

и

современные

танцы,

сольные

и

ансамблевые

сочинения,

полифонические

и

программные

пьесы,

сонатины,

вариации. Такая контрастность музыкального материала помогает быстрее выявить

особенности музыкальных данных, характера и темперамента ученика, с тем, чтобы

планомерно воздействовать на его гармоническое развитие.

Народная музыка представлена в школе, в основном, русскими песнями и

танцами,

которые

дополнены

близким

по

духу

славянским

фольклором

украинским, белорусским, польским, чешским, а также отдельными пьесами из

фольклора более отдаленных национально культурных традиций — румынскими,

китайскими.

Тесно

связаны

с

народной

музыкой

произведения

современных

композиторов. Количественное преимущество имеют пьесы А. Ф. Гедике и Е. Ф.

Гнесиной. Эти пьесы обладают рядом важнейших в педагогике начального звена

качеств: они просты по изложению, содержательны в мелодическом и ритмическом

отношении, рассчитаны на небольшие размеры детской руки и предполагают ее

удобное расположение на клавишах. Как правило, бодрое, веселое настроение этих

пьес

соответствует

жизнерадостному

мироощущению

здорового

ребенка,

а

тесситурное расположение в большинстве случаев таково, что дает возможность

ученику пропеть ту или иную фразу. К сожалению, многие из других помещенных в

пособии пьес современных композиторов сегодня кажутся устаревшими как по

музыкальным

образам,

так

и

по

средствам

их

воплощения.

Сравнительно

малочисленна

и

группа

произведений

русских

композиторов,

среди

которых

составители отдают предпочтение Глинке и Чайковскому.

Более

подробно

представлена

западноевропейская

классика.

Здесь

полифонические пьесы Ж. Армана, Г. Телемана, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, этюды,

получившие распространение в обучении юных пианистов еще в XIX столетии — К.

Черни,

А.

Шитте,

Ф.

Лекупе.

Романтический

художественный

репертуар

представлен лишь одной пьесой Р. Шумана. Справедливо ли это? Очевидно, лишь

отчасти:

среди

педагогов

существует

мнение,

согласно

которому

детскому

мировосприятию гораздо ближе объективность и цельность, свойственные духу

произведений классической эпохи.

Школа

построена

таким

образом,

чтобы

обеспечить

постепенность

в

накоплении

у

учащихся

знаний,

умений,

навыков.

Две

ее

части

соответствуют

первому и второму классам. Песни, упражнения и пьесы первой' части расположены

по принципу усложнения заданий. Во второй части произведения сгруппированы в

разделах: Пьесы (полифонические, танцевальные, кантиленные), этюды, крупная

форма.

Специальное

внимание

уделяется

полифоническому

развитию

ученика.

Авторы

используют для этого различные жанры старинной полифонической музыки —

менуэт, арию, контрданс, а вместе с ними и русские полифонические пьесы М.

Глинки, С. Ляпунова. Одно из основных методических положений сборника —

необходимость систематической работы над техникой. Она начинается с выработки

базовых навыков: обучения приемам игры поп legato,

legato,

с освоения элементов

классической техники - гамм, арпеджио, аккордов. На этапе поочередной игры двумя

руками в работу включаются упражнения, которые затем неизменно сопутствуют

разучиванию

художественного

материала.

Они

разнообразны,

отмечены

изобретательностью,

построены

таким

образом,

что

обеспечивают

слуховую

активность

ученика

и

хорошо

дополняют

весь

остальной

учебный

материал,

повторяя некоторые его фактурные особенности. Содержательный комментарий к

разделам методического пособия не только ориентирует педагога .с тем, чтобы

правильно построить первые занятия с учащимися, но и помогает сделать более

продуктивной домашнюю работу ученика, во время которой (возможно, с некоторой

помощью старших) он сможет правильно повторить материал, пройденный на уроке.

Такое

построение

приближает

данное

методическое

пособие

по

назначению

к

учебному пособию, повышая его педагогическую эффективность.

Однако, рассматривая первые выпуски „Школы игры на фортепиано' с

музыкально-педагогических

позиций

сегодняшнего

дня,

можно

заметить

ряд

недостатков. Прежде всего, интонационно-гармоническая сфера, музыкальный язык

произведений сборника, в основном, принадлежит прошлому. В репертуаре имеются

определенные пробелы. К примеру, современная зарубежная музыка представлена

лишь

одной

пьесой

Б.

Бартока,

а

среди

современных

пьес

нет

ни

одной

С.

Прокофьева,

Д.

Шостаковича,

А.

Хачатуряна.

Практически

не

представлена

народная

музыка

и

творчество

композиторов

зарубежных

стран.

Недостаточно

ярким по

образному и мелодическому содержанию представляется материал первых страниц -

для

пения

и

игры

по

слуху;

кроме

того,

явно

недостаточно

ансамблей,

столь

полезных

в

начальном

обучении,

дающих

ученику

психологическую

опору

на

музицирование

«вместе,

а

педагогу

-

возможность

ввести

ребенка

в

мир

полноценных в звуковом отношении фортепианных образов. Девять одноголосных

песенок исчерпывают весьма скудный материал для важнейшего этапа донотного

музицирования.

В новейшем издании «Фортепианная игра» - учтены как достижения, так и

недостатки предыдущих вариантов пособия. Значительно обновлен репертуар. В нем

гораздо

больше

имен

современных

авторов,

среди

которых

классики

фортепианной музыки Н. Мясковский, С. Прокофьев, Д Шостакович, а также яркие

представители

более

поздних

поколений

Н.

Сидельников,

Д.

Галынин,

А.

Шнитке, С. Гаврилин, Ю. Слонов, А. Юяма, С. Губайдуллина, Э. Денисов, большое

место отведено произведениям зарубежных композиторов: а издании семь пьес Б.

Бартока,

три

А.

Стоянова,

по

одной

И.

Стравинского,

М.

Равеля,

В.

Лютославского, Э. Сигмейстера и других. Таким образом, идея приобщения юного

пианиста

к

современному

интонационно-гармоническому

строю

звучания,

лишь

обозначенная

в

первом

выпуске,

получает

здесь

убедительное

обоснованней

развитие.

Одновременно

в

последнем

издании

восстановлена

большая

часть

произведений русской классики (А. Гречанинова, А. Гедике, Е. Гнесиной), которые в

60-70 годы считались устаревшими и очень мало использовались в педагогических

изданиях.

Это

сделано

по

многочисленным

пожеланиям

педагогов-практиков,

которые в ходе своей работы убедились в несомненных достоинствах малых пьес

для

детей,

созданных

в

России

в

первой

четверти

XX

века.

Этот

факт

свидетельствует

о

весьма

плодотворном

методе

работы

составителей

Л.

В.

Рощиной

и

В.

А.

Натансона,

создававших

новое

издание

в

тесном

контакте

с

педагогической общественностью. Изменения коснулись и той части репертуара,

которая связана с музыкой прошлых эпох. Стало больше пьес И. С. Баха, И. Гайдна,

В. А. Моцарта, появились имена X. К. Сейксана, Ж. Рамо, Ф. Шуберта, И. Брамса. В

сборнике опубликовано шесть пьес Л. Бетховена, и три из них — впервые: два

Канона и Немецкий танец. Первый Канон — несложный и ясный по

строению,

имитация

в

нем

хорошо

прослушивается.

Мелодия

второго

Канона

широко и длительно развернута, но и здесь четкое членение на небольшие фразы,

упругость ритма облегчают исполнителю овладение этой уже не простой формой

полифонической

музыки.

Пьеса

имеет

и

жанровые

черты,

в

ней

композитор

замечательно

рисует

картину

простодушного

деревенского

веселья

это

и

шутливые

ритмо-интонации

лендлера

(композитор

будто

подсмеивается

над

неловким танцором), и наивные репризы...

Пособие отражает возросший профессиональный уровень обучения в ДМШ.

Повысилась

степень

трудности

исполнительских

заданий

и,

что

характерно,

отнюдь не в разделах этюдов и упражнений: усложнились именно музыкально-

художественные задачи. Полифонические и кантиленные пьесы предъявляют немало

требований

в

области

владения

выразительной

мелодической

линией,

создания

разнообразной звуковой картины игры, чуткости вслушивания в музыкальную ткань.

Часто

встречается

такое

техническое

задание,

как

сочетание

различных

видов

штрихов («Каприччио» А. Гаврилина). В пьесах «Весна в лесу» Н. Кувшинникова,

«Снежинки» А. Стоянова основной задачей становится создание звуковой картины,

связанной с колоритом программной зарисовки. Смены размеров и темпов в рамках

одной пьесы, как например, в «Протяжной» Л. Сидельникова и «Курпевском вальсе»

В.

Лютославского,

предполагают

весьма

развитое

ритмическое

чувство

юного

исполнителя.

Приоритет

музыкального

развития

над

техническим

составители

подчеркивают активным введением пьес с инструктивным заданием вместо этюдов.

Таковы «Менуэт» Б. Бартока (сексты), «Маленькая фантазия» Ф. Э. Баха (арпеджио,

гибкость

позиционных

смен),

«Игра

в

мяч»

Д.

Кабалевского

(репетиции),

«Наперегонки» Н. Мясковского (гаммообразные последовательности) и так далее.

В

методической

записке

гораздо

меньше,

чем

прежде,

очевидных

истин,

поучений и больше доверия к педагогу. Оставлены лишь необходимые, узловые

замечания, что говорит о повышении общего уровня педагогической аудитории.

Ценным является совет изменять при необходимости последовательность изучаемых

пьес,

строить

процесс

освоения

элементов

пальцевой

техники,

исходя

из

возможностей ребенка: на основе того, что легче усваивается, возвращаться к тому,

что не удавалось или менее удавалось. Это рекомендация особенно полезна тем

молодым

педагогам,

которые

воспринимают

принципы

построения

учебного

пособия как методические замечания, как директивы.

Ряд важнейших положений касается первых месяцев обучения, например,

замечание

о

развитии

у

ученика

опережающего

игру

слухового

восприятия,

направленное против метода, при котором игра по нотам начинается раньше игры по

слуху.

Однако

следует

заметить,

что

такой

подход

требует

предварительного

формирования

слуховых

представлений,

некоторого

уже

накопленного

запаса

музыкальных впечатлений.

Правда,

в

учебнике

(так

же,

как

и

в

первом

его

издании)

раздела,

посвященного такой работе, нет: двенадцать песен и полевок донотного периода

создать базу слухового опыта, конечно же, не могут. Правда, составители настойчиво

рекомендуют

педагогам

систематически

просматривать

все

новые

издания

педагогического репертуара. Последовавшие этому совету педагоги найдут в детской

музыкальной литературе немало сочинений для первоначального музицирования. На

наш взгляд, требует практического подкрепления и рекомендация транспонировать,

подбирать по слуху, сочинять. Хотелось бы найти в сборнике конкретные примеры и

элементарную

методику

для

этих

видов

работ

на

основных

этапах

начального

обучения.

Очевидно,

это

задача

будущих

изданий.

Среди

методических

напутствий

полезным представляете; совет петь музыку прежде, чем ее играть. Это активизирует

восприятие и слуховое осознание мелодии, проясняет представления о ее строении и

выразительных особенностях.

Следующий «долгожитель» среди методических пособий — «Юный пианист»,

издающийся

в

трех

частях:

для

младших,

средних

и

старших

классов

ДМШ.

Репертуарную

основу

первого

сборника

составляют

произведения

современных

композиторов, которые дополнены народными песнями и танцами, произведениями

русской и западноевропейской классики. Некоторые пьесы современных композиторов

были

написаны

специально

для

этого

сборника.

Пособие

знакомит

и

с

музыкой

композиторов

разных

стран.

Его

репертуарная

направленность,

таким

образом,

способствует постановке вопросов общеэстетического и гражданского воспитания в

ходе

учебного

процесса.

В

сборнике

три

раздела.

Наиболее

обширен

первый,

состоящий из пьес и песен. Во втором разделе — этюды, а в третьем — ансамбли.

Отсутствие крупной формы компенсируется разнообразием музыкально-

исполнительских задач, предлагаемых представленными в сборнике жанрами.

Своеобразно расположение материала: первый и второй разделы представляют,

в

основном,

музыку

XX

столетия,

ансамблевая

часть

музыкальное

искусство

прошлого. Авторы предлагают здесь собственный путь для слухового развития и

музыкального воспитания ученика: от простых и содержательных интонаций народной

музыки, от интонаций сегодняшнего дня, окружающих ребенка с рождения и потому

особенно близких, понятных — к основам понимания языка и содержания высокого

искусства

музыкально-исторического

наследия.

Иначе

говоря

-

от

музыкального

«пробуждения» и «осознания» к музыкальному познанию. Этот путь представляется

чрезвычайно

целесообразным,

и

если

в

дальнейшем

обучении

школьника

классический и современный репертуар будут постоянно использоваться примерно в

равной степени, он не станет впоследствии так избегать произведений современной

музыки, как это зачастую происходит теперь в старших классах школы.

Образная рельефность, конкретность и ясность присущи большинству пьес.

Все произведения сборника программны, названия даны и народным песням, и

этюдам. Авторы стремятся воздействовать на эмоциональную

сферу

ребенка,

возбудить

его

воображение.

Программные

музыкальные

образы

близки детям, связаны с их интересами, типичными ситуациями из детской жизни

(«Куклы-матрешки», «Карусель», «Лето прошло», «Шалун», «Я шагаю в школу»). В

большинстве пьес образ рисуется точно, ярко, несколькими штрихами («Белочка» М.

Степаненко).

В

некоторых

пьесах

предлагается

незатейливый

сюжет,

обращенный

к

фантазии

ребенка

(«Птичка

под

дождем»,

«Разговор

с

дедушкой»).

Наглядность

образных

решений

остроумно

демонстрирует

пьеса

В.

Волкова

«На

беговой

дорожке».

Ряд

пьес

связан

с

настроениями

и

характерами:

«Грустная

песня».

«Беззаботная песенка», «Каприз», «Упрямец», «Забавна сценка», «Ссора», где автор

— композитор П. Перковский - противопоставляет «спорящие» голоса в партиях

правой и левой рук, используя средства полиладовости и политональности. Так в

пьесе ненавязчиво преподаются уроки полифонии, современной гармонии и игры на

черных клавишах.

Педагогическая заповедь - «от знакомого - к новому» находит отражение и в

жанровом содержании сборника. Сначала песня, танец, марш, а затем — инвенция,

ариозо.

Одно из достоинств пособия — тембровое разнообразие музыки. Рояль в

«Юном пианисте» это говорящие и поющие голоса людей в сольном и хоровом

звучании; это также голоса природы и все разнообразие звуков окружающего мира.

Мы

слышим

легкие

шаги

ребенка

и

хороводные

притопы;

стучит

дождик

по

крышкам, поют птицы; ломая сучья, пробирается в чаше медведь; играют старинные

часы с кукушкой, звенит будильник, а вдалеке урчит автобус. С помощью рояля

композиторы, воспроизводят звучание свирели и трубы, барабана и волынки. В пьесе

Г.

Фрида

«Веселый

скрипач»

рассказывается

о

скрипке

как

ее

настраивают

(вступительные квинты на звуках настройки), каким голосом она поет (тесситура 2-3

октав), и как на ней играют (приемы ассо и pizzicato в мелодии).

Очень важно, что, воспринимая музыкальную выразительность через призму

знакомых понятий и знакомясь с помощью музыки с новыми явлениями, ребенок не

только осознает, что музыка отражает широчайший круг жизненных явлений, но и

расширяет свои представления о мире, учится наблюдательности. Так создаются

предпосылки для развития музыкального мышления.

Характерно,

что

основным

средством

такого

развития

становится

последовательно проведенная в сборнике линия полифонического обучения начиная

с первых пьес, задаются основы полифонии - когда элементы скрытого двухголосия

распределяются между партиями рук и из одной партии в другую попеременно

передается мелодический голос. В пьесе «Двое поют» (эстонская народная песня в

обработке Э. Арро) встречается пример полифонического «наложения» тем, какое

бывает,

например,

в

каноне,

фуге.

Множество

пьес

насыщено

приемами

имитационной

и

контрастной

полифонии,

некоторые

содержат

элементы Basso

ostinato.

Полифонический акцент в репертуаре определяет и основные

пианистические задачи, и навыки игры. Это, прежде всего, выразительно осмысленное

«пропевание» или «произнесение» на инструменте мелодической фразы, что помогает

овладению приемами игры legato (в длинных мелодических линиях и коротких мотивах)

поп legato,

portamento staccato.

Здесь развиваются те стороны фортепианной техники,

которые

связаны

с

пластикой,

гибкостью,

«раскрепощенностью»

двигательного

аппарата пианиста (в отличие от прежних, устаревших школ, направляющих раньше и

прежде всего к выработке беглости и силы пальцев). Один из примеров — «Маленькая

инвенция»

А.

Пирумова,

помещенная

в

разделе

этюдов.

Помимо

своих

образно-

художественных

достоинств,

пьеса

является

еще

и

упражнением

на

плавное

звуковедение, «пение» в низком регистре, ориентацию в своеобразных тембрах рояля.

Работа,

направленная

к

достижению

нужного

звучания

в

этой

пьесе,

должна

способствовать налаживанию плавных естественных движений рук, координации и

красоты их гибкого взаимодействия.

В этюдах сборника обнаруживается также комплекс задач по развитию образного

мышления,

ритмических,

ладовых,

тембральных

и

гармонических

представлений.

Причем адекватность замысла и воплощения в большинстве пьес, связанная с высоким

уровнем пианистичности исполнительских заданий, весьма точно направляет работу

пианиста,

выполнение

художественных

требований

автоматически

обеспечивает

развитие

целесообразных

игровых

движений.

Эти

две

стороны

музыкально-

пианистического процесса присутствуют в сборнике «Юный пианист» в неразрывной

связи. Вот, например, «Юмореска» А. Пирумова, привлекающая образной ясностью:

исполнение

этой

пьесы

требует

ритмической

активности,

умения

слушать

две

мелодические линии, отработки штриха поп legato, овладения сочетанием отрывистой

и связной игры. В ней равным образом участвуют обе руки, их координация облегчена

симметричным

расположением

звуков

мелодии,

которое,

благодаря

одинаковой

аппликатуре способствует взаимодействию рук.

Таким образом, в пособии осуществляется принцип органического включения

основ

фортепианной

техники

в

процесс

музыкально-художественного

развития

ученика.

Интересен и методический материал сборника. В своих рекомендациях авторы

постарались

наиболее

полно

охватить

учебный

процесс:

от

работы

в

классе

до

домашних занятий и концертных выступлений. В них содержится много полезных, не

теряющих

своей

актуальности

положений.

Подмечены

типичные

опасности,

подстерегающие педагога и ученика на раннем этапе обучения. Ценные замечания

касаются аппликатуры, посадки, организации движений. В комментариях к этюдам

находим интересный совет относительно разучивания гамм: вначале научиться петь, а

потом

играть

гаммы.

Слуховое

усвоение

гамм,

совместно

с

требованием

метроритмической

дисциплины

при

их

изучении,

направляет

процесс

овладения

гаммами

в

сторону

сознательной,

мелодически

осмысленной

игры,

активного

слухового

контроля.

Среди

комментариев

к

пьесам

только

один

может

вызвать

возражение:

в

примечании

ко

второй

пьесе

сборника

«Конь»

рекомендуется

одновременно петь и играть. Однако, напевая вовремя игры, пианист чаще всего не

слышит

фортепианного

звука

во

всей

полноте

и,

следовательно,

не

в

состоянии

контролировать его качество. Поэтому лучше петь и играть по отдельности — это

будет

способствовать

осознанию

вокальной

интонации

и

'

поможет

перенести

выразительность пения в инструментальное исполнение мелодии.

Большой

раздел

методической

статьи

посвящен

работе

над

мелодией

и

полифонией.

Важнейшей

задачей

обучения

пианиста

авторы

считают

выработку

ощущения

логической

связи

между

звуками,

образующими

мелодию.

Этот

методический принцип наиболее последовательно проведен в сборнике и направляет

всю работу на развитие музыкальности, основой которой является, как известно,

ладовое чувство. Большой популярностью в школах пользуется сборник «Хрестоматия

педагогического репертуара» (составители Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян).

Это не случайно в нем собрана одна из самых обширных коллекций детских пьес

русских

композиторов.

Из

зарубежных

авторов

здесь,

в

основном

-

старинные

композиторы, а XX век представлен четырьмя пьесами Б. Бартока и одной — К. Орфа.

Введением в музыкальный материал сборника служит раздел русских народных песен.

Мелодичность, певучесть, напевность являются в этом сборнике критериями

отбора

репертуара.

Более

всего

им

"отвечает

русская

народная

песня

с

ее

протяжностью,

плавным

распевом

мелодических

интонаций

и

оборотов.

Уместно

вспоминать, что именно эти черты лежат в основе русской фортепианной школы, для

творчества

представителей

которой

характерна

вокально-декламационная

выразительность.

Вокально

речевая

трактовка

фортепианной

звучности

нашла

отражение и в педагогических, методических принципах русской исполнительской

школы вспомним игумновское требование бесконечного вслушивания в фортепианную

фактуру.

Отголосок

этого

требования

ощущается

уже

в

первых

номерах

«Хрестоматии» с их постепенным и поступенным движением голосов, небольшим (в

пределах терции) расстоянием между звуками, удобным для пения расположением в

среднем

регистре.

Далее

к

русским

народным

песням

понемногу

добавляются

наигрыши и песни других народов, авторские пьесы. Они подобраны таким образом,

что как бы продолжают единую «певучую» линию, только интонации становятся более

индивидуальными, характерными.

Мелодическая

насыщенность

пьес

определяет

преимуще ственно

полифоническое

их

строение.

Отсюда

и

общность

основных

задач,

которые

предъявляются

исполнителю

пьес:

слушание

тянущегося

звука,

объединение

нескольких мотивов в более крупную фразу, исполнительское овладение приемами

русской

подголосочной

полифонии.

Музыкально-слуховые

задачи

нередко

предлагаются и в этюдах — как, например, в этюде А. Гедике, где на первый план

выдвигается

требование

интонационной

связности

звуков

мелодии.

С

мелодико-

полифоническим

изложением

связан

и

круг

приемов

и

навыков

исполнения,

формирование которых обеспечивается по мере выполнения художественных задач

Предпочтение отдается связной игре, которая предлагается с первых же пьес сборника.

В примечании авторы, правда, допускают возможность при необходимости №№ 1-10

исполнять

несвязно,

но,

очевидно,

сами

этой

необходимости

не

ощущают.

Это

отличает начальные примеры пособия от других изданий, где обучение на клавиатуре

начинается с поп legato - для формирования свободных движений, приемов «весовой»

игры и тому подобного.

Первые же контакты с клавиатурой авторы связывают с постановкой задач

слухового

порядка.

Предлагаемые

приемы

игры

помогают

выявить

музыкальную

логику. Так фразирование (всегда отчетливо отмеченное лигами) подчеркивается еще и

передачей одноголосной линии из одной руки в другую. Первые пьесы, связанные с

тесситурой пения, удобны еще и расположением в среднем, центральном регистре.

Период игры на середине клавиатуры выдерживается довольно долго. Расположение

звуковых

последовательностей

на

клавишах

не

предполагает

большого

размаха

движений

и

сохраняет

руки

в

спокойном

положении

без

расслабленности

и

скованности, без лишних движений и суеты. Равное участие рук, их «дыхание»,

соответствующее

членению

музыкальной

речи,

освобождение

в

конце

фразы

соответствуют естественным движениям и требуют именно их.

Очень постепенно расширяется область взаимодействия рук — от простейших

имитаций к элементам аккомпанемента в партии левой руки. Заметим, что поначалу

левая рука выступает как участник мелодической полифонии, а только затем - как

аккомпаниатор.

Полимелодическое сочетание голосов господствует довольно долго (примерно

до 42 номера), затем вводятся новые фактурные и игровые приемы. В последующих

пьесах и этюдах сборника сохраняется принцип активного участия левой руки, в

партии которой мы встречаем различные виды аккомпанемента, яркий, мелодически

рельефный материал.

Таким образом, своеобразие «Хрестоматии» определяется стилистическим,

эмоциональным и интонационным единством репертуара, сочетаемостью пьес друг с

другом,

ориентацией

не

формирование

навыков

певучей

игры

и

основ

слухового

мелодического

мышления

юного

исполнителя.

Пианистичность,

естественность

контакта

с

клавиатурой,

характерные

для

всех

пьес

сборника,

строжайшая

постепенность

в

усложнении

музыкально исполнительских

заданий

являются

неоспоримыми достоинствами пособия, полезность которого трудно переоценить.

Разнообразный мир звуков, жанров, форм - от сигналов, попевок, песен, танцев

и пьес до ансамблей, вариаций, переложений для фортепиано отрывков из оперной и

симфонической музыки — предлагает учащемуся музыкальное пособие «Маленький

пианист»,

редактором-составителем

которого

является

М.

Соколов.

Сборник

предназначен

для

первого

года

обучения,

но

некоторые

его

пьесы

например,

«Сонатина» В. Агафонникова - могут использоваться и во втором классе. В пособии

отразился

опыт

российских

методических

изданий,

а

также

зарубежных

школ

и

сборников

пьес

для

детей

«Венгерской

школы

для

фортепиано»

Эрны

Човак,

«Школы» Дж. Томпсона. Оригинальным моментом является включение в сборник пьес

детей-композиторов. В их числе - «Рассказ» шестилетнего Жени Кисина, который,

несмотря на известную долю несамостоятельности, подкупает искренностью тона и

хорошим ощущением формы. Присутствие в сборнике подобных пьес создает для

педагога возможность связать занятия с современным исполнительским искусством

познакомить

с

творчеством

одаренных

детей,

что

не

может

не

стимулировать

музыкальную активность ученика.

Сборник

отличает

интернациональная

репертуарная

направленность:

современные

детские

пьесы

соседствуют

с

музыкой

композиторов

разных

стран

(Америки, Франции). Образная яркость пьес сочетается с современным музыкальным

языком. В пьесе С. Стрелецкого «Дятел и кукушка» птицы «живут» в разном ритме:

дятел — труженик в размере 5/8, с настойчивой несимметричной акцентировкой, а

легкомысленная кукушка в просто и легко организованном ритме на 4/4. Удачное

включение в репертуар - пьеса-сказка с песенкой и аккомпанементом «Медведь» И.

Стравинского.

Все

здесь

призвано

увлечь

ребенка

предваряющая

пьесу

сказка

о

медведе

и

старике

со

старухой,

сама

пьеса

медвежья

песня.

Поэтому

остро

воспринимается тембровая характерность низких гудящих звуков в партии левой руки,

настойчивая

остинатность,

передающая

упорное

продвижение

грузного

зверя,

политональное различение мелодии и аккомпанемента — как скрип деревянной ноги.

В

простейшей

форме

здесь

вводятся

очень

сложные

понятия Basso

ostinato,

политональность. Важно, что введение элементов современной организации звукового

материала здесь не самоцель — глубокая оправданность, необходимость этого приема

очевидна.

После

этой

сказки

следующие

пьесы,

построенные

на

сложной

гармонической ' основе, как, например, «Идиллия» Р. Казадезюса, воспринимаются

гораздо легче и естественней. На активизацию тембровых и

гармонических представлений ученика направлены наглядно-образные, оригинально

решенные пьесы Р. Леденева «Спор», В. Агафонникова «Табакерка», Г. Банщикова

«Утро в лесу».

В

сборнике

много

полифонических

пьес,

часто

встречается

канон.

Представлены

различные

типы

напевности,

итальянская

канцона,

старинная

французская песня, современные русские песни. Вместе с тем, материалы сборника

неравноценны

по

мелодическому

содержанию.

Иным

пьесам

не

хватает

яркости

воплощения

музыкального

образа,

некоторым

характерности

национальной

окраски. Например, в

«Негритянской

сказке»

современного

польского

композитора Я.

Гарши

нет

ничего, что указывало бы на афро-американские музыкальные корни — ни синкоп, ни

«блюзовых»

альтераций.

Трехдольный

размер

пьесы

скорее

может

напомнить

о

мазурке, нежели о рэг-тайме.

Одно из достоинств репертуара сборника — тесное взаимодействие Между

образным содержанием и техническим заданием. Привлекают внимание пьесы из

третьего раздела, построенные на зеркальном расположении аппликатурных движений

«Отражения

в

воде»

Г.

Окунева

и

«Эхо»

Т.

Зебряк.

Пятипальцевые

упражнения

органично входят в структуру содержания пьес «Бабочка и цветок» Л. Тимофеева,

«Котенок и клубок» Е. Пуховой. Плавные переходы арпеджио из одной руки в другую

оправданы в названии пьесы Л. Тимофееве «Волны».

Из

семи

разделов

сборника

особенно

интересны

первый

и

последний.

Начальный

посвящен

донотному

музицированию.

В

этих

пьесах

партия

ученика,

основанная на одном или двух звуках, включается в развитую фортепианную ткань

партии учителя — в качестве верхнего голоса, в среднем или басовом отделе фактуры.

Музыка этих пьес связана с известными мотивами — радиосигналами, позывными,

популярными

мелодиями.

Это

оказывает

сильное

эмоциональное

воздействие

на

ребенка, давая ему ощущение участия в «настоящей» музыке (которая намного богаче

и

выразительней

одноголосных

попевок,

обычно

сопутствующих

первым

шагам

инструменталиста).

Эта

форма

фортепианно-дидактической

игры

оправдывается

еще

и

психологически более легким приобщением к инструменту в ансамбле.

Седьмой раздел — это впервые введенный в пособие для начального обучения

курс

аккомпанемента

замечательное

начинание,

если

учитывать

потребности

детского музицирования в школе и дома и требование разносторонности в воспитании

музыканта. Разучивание детских песенок, несомненно, должно внести оживление в

учебный процесс.

Еще одно полезное начинание в сборнике — упражнения на материале

детских

песен.

Важен

сам

метод

разыгрывания

подобных

упражнений

транспонирование по слуху. Это пианистическое умение особенно ценилось Н. Г.

Рубинштейном

е

его

работе

с

учениками.

Выработку

навыка

т акого

транспонирования

Рубинштейн

называл

«клавиатурным

слухом»,

считал

его

необходимым для пианиста, помогающим свободно ориентироваться на клавиатуре и

«выручать» пианиста в случае неуверенности на эстраде.

Особенно похвально, что элементы транспонирования имеются в сборнике не

только в начальных разделах, но и на более поздних и сложных этапах. Автор

подчеркивает

необходимость

регулярного

внимания к развитию этого творческого

навыка

введением

специальных

пьес

с

транспонированием

(этюд

С.

Фейнберга

«Накрапывает дождик»).

В комментарии к пособию составитель коротко определяет педагогические

цели отдельных пьес, рассказывает об их содержании и указывает, откуда взята

помещенная в сборник пьеса. Характеристики пьес отличаются точностью. Однако,

учитывая, что в сборнике много произведений современных зарубежных авторов,

уместно

было

бы

добавить

некоторые

сведения

о

композиторах,

их

основных

произведениях, чертах стиля, В целом пособие «Маленький пианист» в значительной

степени отражает современные взгляды на музыкальнопедагогический процесс в

начальных классах школ.

Методические пособия для начального этапа обучения

Среди новых, вышедших в последние годы учебных пособий одно из

заметных мест принадлежит сборнику пьес «Первая встреча с музыкой», автором

которого является замечательный педагог А. Д. Артоболевская. Это пособие не только

для учеников, но и для учителей. Каждый Педагог, работающий с начинающими,

несомненно, сможет почерпнуть из него немало ценного. Пособие разделяется на две

части.

Первая

по

своему

содержанию

может

быть

названа

методическим

руководством: в ней поднимаются и получают глубокое освещение сложные вопросы

детского музыкального воспитания. По форме же это — простой, доступный и

непринужденный рассказ педагога с огромным практическим опытом о своей работе.

Здесь несколько разделов, посвященных отдельным вопросам начального обучения:

определению способностей, началу занятий, гимнастике и постановке рук, донотному

периоду, обучению нотной грамоте, ритму. Кроме того, пьесам предпосланы краткие

пояснения.

Вера в творческие силы ребенка, освещающая весь ход занятий, указывает

правильные методы и формы их проведения. Составитель и автор учебного пособия

подчеркивает необходимость заинтересовать и пробудить фантазию ребенка, чтобы

каждое из пройденных им произведений отпечаталось в памяти как музыкально-

образное

целое.

При

этом

не

всегда

произведение

должно

быть

предельно

отшлифовано

-

главное,

чтобы

трактовка

была

близка

индивидуальным

чертам

ученика. Сходные установки отличали преподавание учителей А. Д. Артоболевской -

В. В. Пухальского и А. Б. Гольденвейзера.

Заслуживает внимания вдумчивая, естественная методика проверки

музыкальных- способностей — пробные уроки с двумя-тремя детьми в игровой

форме.

Рассказы-игры

сопутствуют

знакомству

с

клавиатурой

и

механикой

инструмента, обучению нотной грамоте. Артоболевская подробно рассказывает о

первых занятиях с учениками. Содержанием донотного периода становится «лепка»

руки и игра по слуху «с рук» педагога. Очень интересен метод гимнастической

подготовки игрового аппарата к занятиям. Но, пожалуй, наиболее важным является

комментарий к пьесам, в котором приоткрывается суть метода проведения уроков и

работы

с

учеником

над

музыкальным

произведением.

Это

и

знакомство

с

композитором и его сочинениями (рассказ о музыке с живописными иллюстрациями,

с прослушиванием записей), стихи к музыке (иногда сочиненные самими детьми),

краткие разборы содержания пьес, доказывающие, что с детьми можно разговаривать

о весьма сложных вещах, если овладеть искусством говорить на их языке.

Во второй части, озаглавленной «Пьесы и упражнения», подборка нотного

материала

кажется

на

первый

взгляд

обычной,

традиционной,

включающей

обязательные стилевые направления и музыкальные жанры. Пьес здесь немного, но

все они отобраны педагогической практикой и по существу выбраны детьми. В

работе

над

этими

пьесами

наиболее

эффективно

решаются

многие

музыкально-

педагогические задачи. «Музыкальная азбука» Н.Н. Перуновой поможет познакомить

с элементами музыкальной грамоты четырёх - пятилетних ребят.

Кроме чисто познавательных заданий (записать ритм стихотворения, песни,

восстановить

пропущенные

элементы

в

записи

мелодии,

подобрать

простейший

аккомпанемент) малыши найдут в книге и задания -развлечения: нарисовать картинку

к

песенке,

раскрасить

рисунок,

сделанный

художником,

отгадать

музыкальные

загадки.

Сборник может быть использован на музыкальных занятиях в детском саду, в

подготовительных группах музыкальных школ и просто для совместного домашнего

музицирования

детей

и

родителей.

Новое

методическое

пособие

для

начального

обучения вышел в 2006 году. Автором сборника «Крохе-музыканту», является И. С.

Королькова известный композитор-пианист.

Эта книга является методическим пособием для обучения игре на фортепиано

детей 4-5 летнего возраста.

Весь нотный материал образен и доступен по содержанию. В силу особенностей

детской психологии данного возраста автор считает нецелесообразным перегружать

нотный текст лишними знаками, поэтому в песенках отсутствуют паузы, не имеющие

мелодического значения.

Аппликатура и штрихи не проставлены в связи с тем, что в зависимости от

поставленной цели и индивидуальных особенностей строения руки ребенка варианты

могут быть различны. Предлагаемые ритмические упражнения могут быть одним из

вариантов работы над развитием ритма.

Благодаря тому, что музыкальный материал выстроен от простого к сложному, а

тексты песенок тесно связаны с красочными иллюстрациями, даже также маленькие

дети смогут легко его освоить.

Репертуар для музицирования

Не

секрет,

что

престиж

фортепианного

обучения

в

музыкальных

школах

в

последние

годы

снижается,

и

в

числе

причин

падения

интереса

к

детскому

музыкальному

обучению

надо

назвать

проводимую

в

школах

политику

сольно-

инструментальной

специализации.

Естественные

и

столь

различные

для

каждого

ребенка

темпы

музыкально-художественного

и

технического

развития

не

всегда

соответствуют программным инструкциям.

.Появление

новых

пособий,

указывающие

практические

пути

подготовки

будущих просвещенных любителей музыки, на поддержку которых спустя годы будет

опираться профессиональное музыкальное искусство классической традиции.

Музицирование способствует более разностороннему развитию Музыкального

мышления, эстетического кругозора, а также пианистических навыков.

Не менее важен материал для музицирования и в педагогике начального звена.

Если в дошкольном обучении у ребенка не сформировался еще необходимый для

начала обучения запас навыков музыкальной речи, то время, отведенное на период

донотного музицирования, должно увеличиться. Важно в дальнейшем не прекращать

занятий по чтению нот с листа, пению с аккомпанементом, подбор песен, игре пьес от

разных клавиш по слуху.

Появление в свет сборника «Музицирование» открывает для детей возможность

свободно,

почти

без

предварительного

разбора

и

выучки

исполнить

хорошие,

популярные, любимые песни и пьесы.

Автор - составитель Ю.В.Барахтина, пытается путем облегчения изложения

нотного текста добиваться главной цели данного издания: возможности сиюминутного

исполнения. Поэтому тексты переложений написаны в наиболее удобной фактуре,

подробно выписывается аппликатура. В то же время на музыкальном материале этого

сборника возможно обучение учащихся элементарным исполнительским основам, это:

интонационно грамотное

исполнение

музыкальных

фраз,

правильное

построение

звукового соотношения мелодии и аккомпанемента, чистота педализации и т.п.

Так с удовольствием учит песню из мультфильма «Катерок», «Чунга - чанга»

слова Ю.Энтина, музыка В.Шаинского ученица первого класса Салихова Ангелина. У

девочки

хорошие

музыкальные

данные,

но

не

всегда

удается

скоординировать

движения рук, что отрицательно отражается на исполнении пьес. Ангелина, услышав

песню,

с

желанием

начала

разбирать

нотный

материал,

ведь

это

произведение

неоднократно слышала по телевидению и радио. В начале мы разобрали движение

мелодической линии, ритмические особенности, играли пели со словами, а затем

перешли к аккомпанементу (играли аккордами, арпеджио, а затем по тексту). Много

времени

уделяли

пению

песни

с

аккомпанементом,

после

проделанной

работы

Ангелина смогла исполнить песню двумя руками.

Собрание

ансамблей

для

музицирования

на

начальном

этапе

обучения

представлено в сборнике Н.Соколовой «Ребенок за роялем». И здесь музыка

объединена с рисунком и стихами. Этот сборник может быть использован для чтения с

листа на уроке в первом и втором классах. Музыкальные знания и пианистические

навыки,

необходимые

для

игры

пьес

сборника,

не

превышают

уровня

трудности

первого

полугодия

занятий

в

ДМШ.

Образность,

мелодичность,

сообщают

музыкальному материалу привлекательность и облегчают его усвоение. В качестве

материала

для

музицированию

на

фортепианных

уроках

можно

шире

привлекать

самые различные детские музыкальные сборники. Например, альбом начинающего

пианиста «Я музыкантом стать хочу», составленный В. Игнатьевым и Л.Игнатьевой.

Тексты музыкальных пьес соответствуют возрастному восприятию - это всевозможные

детские считалки, попевки, дразнилки, шумилки, песенки из мультфильмов. В книжке

оживают персонажи из детских сказок, радиопередач.

Необходимость

равномерного

развития

техники

обеих

рук

общеизвестна.

Поэтому в качестве ознакомления в работе с учениками полезно проходить этюды из

сборника К.Черни «Избранные этюды» редакция Г.Гермера.

Педагогическая практика показывает, что у большинства учащихся левая рука

значительно уступает правой в ловкости и беглости. В сборнике «Этюды для развития

левой руки» опубликованы наиболее полезные этюды для левой руки, разнообразные

по техническим задачам.

В третьем классе ученица , отставала в техническом развитии. Гаммы звучали

очень коряво и неуклюже. Девочка обладает средними музыкальными способностями,

но гаммы учила не очень добросовестно, да еще и левая рука значительно уступала

правой руке. На занятиях мы стали читать с листа этюды из этого сборника (1 часть).

Дома Аня закрепляла то, что мы проходили на уроке. Так в этюдах № 2 и № 10 Соч.

160

Л.Шитте

развивали

при

хорошем legato максимальную ровность пальцев при

пластичном движении кисти. В этюде № 19 Соч. 160 осваивали фигурационный

аккомпанемент и стремились к ровному и легкому звучанию. Сохранить ровность

звучания в момент подкладывания первого пальца сложно добиться при работе над

этюдом № 22 Соч. 108 Л.Шитте.

Так в процессе работы, над произведениями из этого сборника технический

уровень девочки немного подтянулся.

Вывод

Отбор

основных

методических

пособий

для

начинающих

пианистов

позволяет сделать ряд наблюдений и выводов. Каждое из названных изданий в

большей или меньшей степени может служить руководством для пианиста. Но

ни одно из них не может обеспечить выполнение всех задач.

Работу

с

учащимися

в

значительной

мере

облегчает

единство

требований,

свойственных

большинству

учебных

пособий

и

связанных

с

воплощением художественных принципов и педагогических традиций.

Устоявшейся традицией стало обучение юного музыканта на репертуаре

широкого стилевого диапазона, включающего, прежде всего, народную музыку

своей страны, песни и танцы народов мира, классическую и современную

музыку европейских традиций.

Непреложным

остается

стремление

к

сочетанию

музыкально -

художественного

и

технического

развития

учащегося.

Обучение

пианиста

постепенно превращается в процесс развивающего музыкального воспитания.

Все

более

определенной

становится

тенденция

к

обогащению

форм,

методов и содержания музыкальных занятий. Появились сборники, в которых

появились творческие задания и специальное внимание уделяется различным

формам

музыковедения,

заданиям

по

транспонированию,

чтению

с

листа.

Наблюдается концентрация требований на музыкально-технических заданиях,

выразительном

интонировании

произведений,

технике

штрихов,

филировке

звука. Двигательно-технические задачи связаны не только с достижением силы

подвижности и независимости пальцев, но и с выработкой гибкости и пластики

свободных движений.

Список литературы

1.

Авазашвили М. Д. Школа игры на фортепиано. — Тбилиси, 1979.

2.

Альбом советской детской музыки для фортепиано /Сост. и пед. ред. А. А.

Бакулова, К. С. Сорокина: Тетрадь 3. — 1 — 3 кл. -М., 1976.

3.

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - Москва, 1989.

4.

Барток Б. Детям: Маленькие пьесы для начинающих пианистов {без октав) с

использованием венгерских и словацких детских и народных песен: Тетради 7-4

/Встул. ст. Н. Копчевского. Перев. текстов песен Д. Седых. — Переизд.—М., 1980.

5.

Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музицированию. Ленинград, 1989.

6.

Барахтина Ю.В. Музицирование для детей. - Новосибирск, 2006

7.

Гнесина Е. В. Избранные пьесы. - Москва, 1990

8.

Гусельки. Песни, стихи, загадки для детей дошкольного возраста. - М., 1986.

-Вып. 79,80,81.

9.

Кабалевский Д. Б. Фортепианные пьесы для детей/ Общ. ред. Н. А. Маркевич.-

Киев, 1976.

10.

Кабалевский Д. Б. Фортепианная музыка для детей и юношества.

-

2-е изд. М., 1987. - Вып. 6.

11.

Калинка: Альбом начинающего пианиста. Учеб, пособие для учащихся ДМШ.-

3-е изд.-М., 1987.

12.

Королькова И. Учебно-методическое пособие. Крохе-музыканту 1 и 2 ч.

-

Ростов-на-Дону, 2006

13.

Косенко В. С. 24 детские пьесы для фортепиано. - М., 1986.

14.

Маленький пианист. Учеб, пособие для начинающих. — М., 1986.

15.

Милич Б. Е. Маленькому пианисту. Пособие для школьников.

-Киев, 1985.

16.

Музыкальный альбом: Пьесы, этюды, ансамбли для фортепиано. С

биографическими сведениями о композиторах. — 1-2 классы ДМШ / Сост. пед.

ред., метод, указания А. Руббаха, Л. Ройзмана, В. Малинникова. - Доп. и перераб.

изд. — М., 1972.

17.

Музыкальный букварь / Сост. метод, указ. Н. Ветлугиной; музыка Е.

Тиличеевой и А. Арсеева; стихи и слова песен Л. Дымовой. - М., 1986.

18.

Музыка для детей: фортепианные пьесы. Учеб, пособие /Сост. авт. предисл. и

пед. ред. К. С. Сорокин. 1-2 кл. — 6-е изд. — М., 1987.

19.

Начинающему пианисту. Пьесы, современных композиторов. — М.,

1980. 1985. - Вып. 5. 1986. - Вып. 6

20.

Николаев А. Детский альбом/Пед. ред В. Малинникова. - М.. 1979

21.

Современный пианист. Учебное пособие для начинающих / Ред. —- сост. М.

Соколов, В. Натансон, Н. Копчевский; Общ. ред. М. Соколова. — 3-е изд., доп.

перераб. — М., 1979.

22.

Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в две и четыре

руки с пением. — 2-е изд. - М., 1983.

23.

Спивак С. П., Юлдашева С. X. Хрестоматия по курсу фортепиано. Ч: 1 - Ташкент,

1979.

24.

Удивительный колобок: Детские оперы-игры для младшего возраста в

сопровождении фортепиано / Сост. М. Красев. —

М„ 1984.-Вып. 3.

25.

Фалик. Ю. А. Детский альбом. - Л., 1977.

26.

Фортепианная техника / Сост. В. Натансон, В. Дельнова, В. Малинников. С метод,

пояснениями и советами. — М„ 1980.

27.

Фортепиано: 1-й кл. - 11 изд. - Киев, 1985.

28.

Фортепианная игра: 1-2 кл. ДМШ / Сост. Л. В. Рощина, В. А. Натансон. - Перераб.

и доп. изд. - М., 1986 - 1987.

29.

Хереско Л. П. Музыкальны* картинки: Занимательная книга для первоначального

обучения детей на фортепиано / Общ. ред. и пре-дисл. Н. Копчевского. - Л., 1980.

30.

Хрестоматия для фортепиано. — М., 1987.

31.

Хрестоматия педагогическогоГjpenepryapa для фортепиано: 1 кл. /Сост. и ред. Н.

Любомудровой, К. Сорокина, А. Туманян. — М„ 1980.

32.

Черни К. Избранные этюды/Под. ред. Г. Гермера/ - М., 1988

33.

Эфрусси Е., Трауб А., Кантор А. Этюды для развития левой руки. - М., 1992

34.

Юный пианист / Сост., предисл. метод, замен, и примеч., ред. Л. И. Ройзмана и В.

А. Натансона. - М., 1985.

35.

Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста / Сост. В. Игнатьев, Л.

Игнатьева. - Л., 1986.



В раздел образования