Автор: Большакова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи, Ключевского район, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Формирования базовых учебных действий обучающихся с ОВЗ в условиях реализации адаптированной основной общеобразовательной программы на уроке в общеобразовательной школе–интернате.
Раздел: начальное образование
Формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с ОВЗ в условиях
реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) на
уроке в общеобразовательной школе-интернате (ОШИ).
Особенность
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие
личности
ученика.
Современное
образование
отказывается
от
традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки
ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что у школьников с
особыми образовательными потребностями с большим трудом формируются важнейшие и
необходимые базовые учебные действия. Базовые учебные действия ― это элементарные
и
необходимые
единицы
учебной
деятельности,
формирование
которых
обеспечивает
овладение
содержанием
образования
обучающимися
с
интеллектуа льной
недостаточностью.
Согласно
требованиям
образовательного
стандарта
уровень
сформированности
базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на
момент
завершения
обучения
в
школе.
Базовые
учебные
действия,
формируемые
у
младших
школьников,
обеспечивают,
с
одной
стороны,
успешное
начало
школьного
обучения
и
осознанное
отношение
к
обучению,
с
другой
―
составляют
основу
формирования
в
старших
классах
более
сложных
действий,
которые
содействуют
дальнейшему
становлению
ученика
как
субъекта
осознанной
активной
учебной
деятельности на доступном для него уровне.
Ключевое
отличие
нового
образовательного
стандарта
от
предшествующих
разработок
заключается
в
переходе
от
знаний,
умений
и
навыков
к
формированию
личностных,
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных
базовых
учебных
действий, кратко (БУД).
Понятие «Базовые учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
БУД способствуют:
- пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;
- принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать
и работать в группе;
- готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка
труда.
В сфере личностных БУД будут сформированы внутренняя позиция школьника,
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных БУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий,
включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию,
контролировать
и
оценивать
свои
действия,
вносить
соответствующие
коррективы в их выполнение.
В
сфере
познавательных
БУД
выпускники
научатся
использовать
знаково-
символические
средства,
в
том
числе
овладеют
действиями
моделирования,
а
также
широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения
задач.
В сфере коммуникативных БУД выпускники приобретут умения учитывать позицию
собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности речи.
Система коррекционной работы по формированию у младших школьников с ОВЗ
базовых учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и
упражнений.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов
организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности
для формирования базовых учебных действий.
Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий
является организация совместной деятельности детей.
В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные
на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения,
постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом
работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической
активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.
Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе
используются
технологии,
отвечающие
принципам
деятельностного
подхода:
игровые
технологии,
технологии
непосредственно
направленные
на
формирование
действий
планирования, контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода
учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет
развернутой
алгоритмизации
обучения,
повторения
общих
алгоритмов
действий
в
ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании.
Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма,
умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических
правил обучения:
не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
используйте
различные
типы
рефлексии
(коммуникативную,
личностную,
интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
при
оценивании
ребёнок
должен
понимать
значимость
достигнутых
им
результатов;
самыми
продуктивными
являются
отношения,
построенные
на
«педагогике
сотрудничества».
Этапы урока (что мы делали раньше, и что сейчас требуется по внедрению ФГОС).
1.Организационная часть
• Раньше: Цель: создать рабочую атмосферу.
Действия:
приветствие,
проверка
готовности
учащихся
и
оборудования,
выявить
отсутствующих.
•Сейчас:
Цель:
осуществить
межличностный
контакт;
создать
комфортную
психологическую атмосферу.
Действия:
осуществить
эмоциональный
настрой,
настроить
детей
на
веру
в
себя,
в
получение знаний.
2.Сообщение темы и цели урока
• Раньше Цель: сообщить тему и цель урока в готовом виде.
Действия: тема записывается на доске или озвучивается вместе с целью.
• Сейчас Цель: определить вместе с учеником тему и цель; составить план урока;
нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.
Приёмы: проблемная ситуация; групповая, парная, фронтальная работа.
3.Актуализация опорных знаний и умений
• Раньше Цель: повторить пройденный материал, который лежит в основе новых знаний.
Формы: индивидуальные, фронтальные, комбинированный опросы учащихся.
•
Сейчас
Цель:
повторить,
создавая
ситуацию
успеха
на
уроке,
вовлекая
ученика
в
конкретную деятельность по решению учебных задач.
Формы: создание ситуации успеха; практическая работа; высказывание и обоснование
своей точки зрения.
4.Изучение нового материала.
• Раньше Цель: формирование новых знаний и умений.
Действия:
объяснения
учителя;
самостоятельное
изучение
по
учебнику;
фронтальная
беседа.
• Сейчас Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач.
Действия:
создание
проблемной
ситуации;
организация
обмена
мнениями;
открытие
нового знания путём поиска решения поставленной задачи; использование видео - аудио
материалов, Интернет ресурсов; дидактические игры.
5.Закрепление изученного материала.
• Раньше Цель: закрепить новый материал
Формы: опрос-закрепление; самостоятельная работа.
• Сейчас Цель: подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов
решения поставленных учебных задач.
Формы: корректировка своих знаний; высказывание и обоснование своей точки зрения;
выполнение практической работы в группах или парах; организация диалога
6.Оценивание работы учащихся
• Раньше Цель: оценка работы каждого ученика на уроке.
Действия: выставление отметок учащимся за работу на уроке; сообщение и обоснование
выставленных оценок.
• Сейчас Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.
Действия: сопоставление учебных результатов решения учебных задач с полученным
результатом своей деятельности на уроке; самостоятельное оценивание детьми степени
своего владения учебным материалом.
7.Итог урока
• Раньше Цель: подведение итога урока
Формы: Опрос-беседа Окончание урока
• Сейчас Цель: сообщение результатов решения учебной задачи.
Формы: повторения плана и цели урока; сопоставление цели урока с его результатом;
обоснование своей точки зрения по уроку; рефлексия.