Напоминание

Формирования базовых учебных действий обучающихся с ОВЗ в условиях реализации адаптированной основной общеобразовательной программы на уроке в общеобразовательной школе–интернате.


Автор: Большакова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи, Ключевского район, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Формирования базовых учебных действий обучающихся с ОВЗ в условиях реализации адаптированной основной общеобразовательной программы на уроке в общеобразовательной школе–интернате.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с ОВЗ в условиях

реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) на

уроке в общеобразовательной школе-интернате (ОШИ).

Особенность

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие

личности

ученика.

Современное

образование

отказывается

от

традиционного

представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки

ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что у школьников с

особыми образовательными потребностями с большим трудом формируются важнейшие и

необходимые базовые учебные действия. Базовые учебные действия ― это элементарные

и

необходимые

единицы

учебной

деятельности,

формирование

которых

обеспечивает

овладение

содержанием

образования

обучающимися

с

интеллектуа льной

недостаточностью.

Согласно

требованиям

образовательного

стандарта

уровень

сформированности

базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на

момент

завершения

обучения

в

школе.

Базовые

учебные

действия,

формируемые

у

младших

школьников,

обеспечивают,

с

одной

стороны,

успешное

начало

школьного

обучения

и

осознанное

отношение

к

обучению,

с

другой

составляют

основу

формирования

в

старших

классах

более

сложных

действий,

которые

содействуют

дальнейшему

становлению

ученика

как

субъекта

осознанной

активной

учебной

деятельности на доступном для него уровне.

Ключевое

отличие

нового

образовательного

стандарта

от

предшествующих

разработок

заключается

в

переходе

от

знаний,

умений

и

навыков

к

формированию

личностных,

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных

базовых

учебных

действий, кратко (БУД).

Понятие «Базовые учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность

субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта.

БУД способствуют:

- пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;

- принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать

и работать в группе;

- готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка

труда.

В сфере личностных БУД будут сформированы внутренняя позиция школьника,

адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,

ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных БУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий,

включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию,

контролировать

и

оценивать

свои

действия,

вносить

соответствующие

коррективы в их выполнение.

В

сфере

познавательных

БУД

выпускники

научатся

использовать

знаково-

символические

средства,

в

том

числе

овладеют

действиями

моделирования,

а

также

широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения

задач.

В сфере коммуникативных БУД выпускники приобретут умения учитывать позицию

собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с

учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное

содержание и условия деятельности речи.

Система коррекционной работы по формированию у младших школьников с ОВЗ

базовых учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и

упражнений.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов

организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности

для формирования базовых учебных действий.

Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий

является организация совместной деятельности детей.

В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные

на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения,

постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом

работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической

активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.

Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе

используются

технологии,

отвечающие

принципам

деятельностного

подхода:

игровые

технологии,

технологии

непосредственно

направленные

на

формирование

действий

планирования, контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода

учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет

развернутой

алгоритмизации

обучения,

повторения

общих

алгоритмов

действий

в

ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании.

Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма,

умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических

правил обучения:

не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;

поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;

используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;

проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;

используйте

различные

типы

рефлексии

(коммуникативную,

личностную,

интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;

при

оценивании

ребёнок

должен

понимать

значимость

достигнутых

им

результатов;

самыми

продуктивными

являются

отношения,

построенные

на

«педагогике

сотрудничества».

Этапы урока (что мы делали раньше, и что сейчас требуется по внедрению ФГОС).

1.Организационная часть

• Раньше: Цель: создать рабочую атмосферу.

Действия:

приветствие,

проверка

готовности

учащихся

и

оборудования,

выявить

отсутствующих.

•Сейчас:

Цель:

осуществить

межличностный

контакт;

создать

комфортную

психологическую атмосферу.

Действия:

осуществить

эмоциональный

настрой,

настроить

детей

на

веру

в

себя,

в

получение знаний.

2.Сообщение темы и цели урока

• Раньше Цель: сообщить тему и цель урока в готовом виде.

Действия: тема записывается на доске или озвучивается вместе с целью.

• Сейчас Цель: определить вместе с учеником тему и цель; составить план урока;

нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.

Приёмы: проблемная ситуация; групповая, парная, фронтальная работа.

3.Актуализация опорных знаний и умений

• Раньше Цель: повторить пройденный материал, который лежит в основе новых знаний.

Формы: индивидуальные, фронтальные, комбинированный опросы учащихся.

Сейчас

Цель:

повторить,

создавая

ситуацию

успеха

на

уроке,

вовлекая

ученика

в

конкретную деятельность по решению учебных задач.

Формы: создание ситуации успеха; практическая работа; высказывание и обоснование

своей точки зрения.

4.Изучение нового материала.

• Раньше Цель: формирование новых знаний и умений.

Действия:

объяснения

учителя;

самостоятельное

изучение

по

учебнику;

фронтальная

беседа.

• Сейчас Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач.

Действия:

создание

проблемной

ситуации;

организация

обмена

мнениями;

открытие

нового знания путём поиска решения поставленной задачи; использование видео - аудио

материалов, Интернет ресурсов; дидактические игры.

5.Закрепление изученного материала.

• Раньше Цель: закрепить новый материал

Формы: опрос-закрепление; самостоятельная работа.

• Сейчас Цель: подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов

решения поставленных учебных задач.

Формы: корректировка своих знаний; высказывание и обоснование своей точки зрения;

выполнение практической работы в группах или парах; организация диалога

6.Оценивание работы учащихся

• Раньше Цель: оценка работы каждого ученика на уроке.

Действия: выставление отметок учащимся за работу на уроке; сообщение и обоснование

выставленных оценок.

• Сейчас Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.

Действия: сопоставление учебных результатов решения учебных задач с полученным

результатом своей деятельности на уроке; самостоятельное оценивание детьми степени

своего владения учебным материалом.

7.Итог урока

• Раньше Цель: подведение итога урока

Формы: Опрос-беседа Окончание урока

• Сейчас Цель: сообщение результатов решения учебной задачи.

Формы: повторения плана и цели урока; сопоставление цели урока с его результатом;

обоснование своей точки зрения по уроку; рефлексия.



В раздел образования