Автор: Жуланова Вера Владимировна
Должность: заведующий, учитель дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 396 г.Пермь
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие взаимодействия с социальными партнерами Консультативного пункта для семей имеющих детей с нарушением слуха.
Раздел: дошкольное образование
Развитие взаимодействия с социальными партнёрами Консультативного
пункта
для семей, имеющих детей с нарушением слуха
МАДОУ «Детский сад №396»
Из опыта работы заведующего, учителя-дефектолога МАДОУ «Детский сад
№396» г. Перми Жулановой Веры Владимировны
В
настоящее
время
любое
образовательное
учреждение
не
может
успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без сотрудничества
с социумом. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок,
его интересы, склонности. И мы в нашем учреждении МАДОУ «Детский сад
№396» выстроили определённую систему социальных связей с социальными
партнёрами. Наш детский сад посещает 362 воспитанника, из них 30 детей с
ОВЗ с разными нозологиями ( ТНР, ЗПР, дети с нарушением слуха).
Консультативный
пункт
в
ДОУ
создавался
с
целью
обеспечения
доступности
дошкольного
образования,
обеспечения
единства
и
преемственности
семейного
и
общественного
воспитания,
повышения
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей),
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА дома.
Социальное сотрудничество нашего МАДОУ «Детский сад №396» с
партнёрами
позволяет
выстраивать
единое
социальное
партнёрство
и
использовать ресурсы социума для расширения возможностей развития и
воспитания детей.
Социальными партнёрами нашего учреждения являются:
Институт Коррекционной Педагогики РАО (ИКП РАО), г. Москвы
Федеральное
государственное
бюджетное
учреждением
"Санкт-
Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи»
Научно-методическим
центром
образования,
воспитания
и
социальной
защиты детей и молодёжи «СУВАГ», г. Москвы.
РОДИТЕЛИ
ГБУЗ
Пермского
края
«Краевая
детская
больница»
Отделение
оторингологии
ГБУЗ ПК «Городская детская поликлиника №5»
ПМПК
ГКБОУ Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи
МБУ ЦППМСП
Компания MED-EL , Австрия
Сотрудничество с каждым учреждением строится на основе соглашений
с
определением
конкретной
деятельности
и
задач
по
развитию
детей
дошкольного
возраста
с
ОВЗ.
Одним
из
наших
партнёров
является:
Федеральное
государственное
бюджетное
учреждением
"Санкт-
Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи»-
заключен договор о сотрудничестве.
Т а к Федеральное
государственное
бюджетное
учреждением
"Санкт-
Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи в
рамках программы по развитию слуха у детей «Я слышу мир» проводит:
•
«Бесплатные ежегодные: выездные консультации для родителей.
•
Мастер-классы
для
педагогов
и
родителей
по
реабилитации
детей
после КИ.
Программа направлена на развитие слухоречевого восприятия у детей с
нарушенным
слухом,
использующих
слуховые
аппараты
и
кохлеарные
импланты, а также на обучение устной речи на основе слухового восприятия.
Ежегодно
проводится
бесплатная
настройка
слуховых
имплантов,
что
существенно экономит средства родителей. В рамках данного соглашения
имеем возможность бесплатно участвовать и представлять свой опыт работы.
Являлись участниками Второго и Третьего Всероссийского Конгресса по
слуховой имплантации с Международным участием, где получили высокую
оценку и вошли в пятёрку лучших центров «Я слышу мир», награждены
комплектом
диагностических
методик
для
детей
с
нарушением
слуха
от
самих авторов методических разработок. В рамках социального партнёрства,
заключили договор
с ООО «Азимут Мед Групп» и являемся одним из
региональных
центров
«Я
слышу
мир!» Внедрение
в
практику
новых
эффективных
реабилитационных
технологий
для
детей
с
нарушенным
слухом
с
использованием
популярных
героев
детского
анимационного
сериала
«Смешарики».
В
рамках
договора
ежеквартально
(4
раза
в
год)
получаем
журнал
«Ушарик»
это яркий
и дружелюбный
помощник
для родителей
и специалистов
в слухоречевой
реабилитации
детей
после
кохлеарной имплантации. Журнал выпускается при поддержке программы «Я
слышу
мир».
Одна
половина
журнала
посвящена
развивающим
играм
и упражнениям, направленным на слухоречевое развитие ребенка. Эти игры
будут
интересны
и взрослым
–
в них даются
советы
как правильно
разговаривать, играть и просто заниматься с имплантированным ребенком.
Вместе
с журналом
«Ушарик»
это будет
не только
полезно,
но и весело!
Вторая
половина
журнала
–
это статьи
специалистов
и родителей
имплантированных детей. Здесь вы сможете узнать о детской тугоухости,
о возможностях
прохождения
МРТ-исследования
с КИ,
а также
о том,
что необходимо
знать
и учесть
родителям,
принимающим
решение
об операции, чтобы она принесла максимальную пользу ребенку. Ещё одним
из
партнёров
является
компания MED-EL
–ведущий
производитель
медицинских
устройств
для
лечения
различных
устройств
для
лечения
различных
типов
и
степеней
тугоухости,
является
лидером
в
разработке
решений
для
слуховых
имплантов.
Компания
стояла
у
истоков
слуховой
имплантации (30 лет). Данные партнёры, обеспечивают поставку и сервисное
обслуживание кохлеарных имплантов в России. Ежегодно на базе МАДОУ
проводят бесплатные настройки слуховых имплантов. На сегодняшний день
кохлеарная
имплантация-это
наиболее
эффективный
метод
реабилитации
глухих людей. После операции пациенты при правильной коррекционной
помощи начинают слышать и понимать обращённую речь.
Система кохлеарного импланта состоит из двух основных частей:
•
имплант-хирургически помещают под кожу
•
речевой процессор-располагается за ухом
Кохлеарные импланты (КИ) -это медицинское устройство, состоящее из:
-микрофона,
звукового
процессора
и
передатчика,
которые
устанавливаются снаружи, на волосах или коже пациента;
-приёмника, имплантируемого подкожно;
цепочки
электродов,
введённых
внутрь
улитки
посредством
хирургической операции.
Следующим
социальным
партнёром
нашего
МАДОУ
является
Учреждение
Российской
академии
образования Институт
Коррекционной
Педагогики РАО
(ИКП РАО) руководителем, которого является Малофеев
Николай Николаевич. В рамках партнёрских отношений ИКП РАО оказывает
нам
научно-методическую,
научно-практическую
и
информационную
поддержку
по
проблемам
коррекционной
педагогики
и
специальной
психологии, позволяет пользоваться фондами своих библиотек, совместно
проводим
научно-практические
конференции,
семинары.
Также
мы
сотрудничаем с Научно-методическим центром образования, воспитания и
социальной защиты детей и молодёжи «СУВАГ». Является координатором и
разработчиком примерных АОП для детей ОВЗ и поставщиком специального
оборудования для создания доступной среды для детей с нарушением слуха.
ГБУЗ Пермского края «Краевая детская больница»
Отделение оторингологии, Баумана,22 , является ведущим центром по
оказанию высококвалифицированной ЛОР-помощи детям Пермского края.
Наши воспитанники проходят комплексное обследование и лечение детей с
нарушением слуха. Направляет детей раннего возраста с нарушением слуха в
КП МАДОУ.
Тесно
сотрудничаем
по
вопросу
преемственности
с
ГКБОУ
Школа-
интернат для детей с нарушением слуха и речи, посещаем совместно с
родителями Дни открытых дверей в данном образовательном учреждении,
обмениваемся опытом работы, проводим общие семинары-практикумы по
проблемам:
преемственность,
адаптация
учащихся
первых
классов
к
обучению в школе. Ежегодно посещаем занятия и уроки педагогов ДОУ и
школы. Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе:
экскурсии,
знакомство
с
учителем,
посещение
школьных
мероприятий,
столовой.
Один
из
важных
социальных
партнёров-это
родители
(законные
представители).
Задачи работы с родителями:
•
Изучение
семей
воспитанников
и
установление
контактов
с
целью
согласования воспитательного взаимодействия с детьми
•
Психолого- педагогическое просвещение родителей
•
Информирование:
-о сурдологических центрах
-
показать особенности работы с детьми после КИ
•
Обучающие:
-научить руководить детской деятельностью
-организовать домашнее пространство
В рамках КП проводится-оказание коррекционно-методической помощи
детям с ОВЗ и их родителям. По началу родители настороженно относятся к
рекомендациям педагогов, поэтому мы их вводим в семейный клуб «Мы
вместе»,
где
родители,
которые
уже
прожили
эту
ситуацию,
помогают
родителям
облегчить
пройти
предстоящий
путь
правильно.
Партнерские
отношения
с
родителями
воспитанников
с
ОВЗ
выстраиваются
по
современным формам и направлениям:
1.Программа раннего включения родителей неслышащих дошкольников в
пространство ИО.
2.Программа Родительский клуб «Мы вместе!»
3.Программа для всех родителей МАДОУ «На встречу друг другу»
4. Проведение социальных акций «День рождение Ушарика», направлены на
развитие
нравственных
и
личностных
качеств
ребёнка.
Наш
Консультативный пункт посещают дети раннего возраста от 8-ми месяцев до
3
лет.
Первые
три
занятия
неорганизованные
дети
получают
бесплатно
(изучение
анамнеза
ребёнка
и
беседа
с
родителями,
диагностика,
коррекционное
занятие
с
ребёнком.
Дальнейшее
коррекционное
сопровождение ребёнка ведётся на платной основе. Востребованность услуги
возрастает с каждым годом. С 2017 начали работать с детьми с 8-ми месяцев
(3
ребенка).
Деятельность
дошкольных
учреждений
с
разнообразными
социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с
точки
зрения
непрерывности
системы
образования.
Как
показывает
наш
опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и
качественнее его работа.