Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Смирнова Наталья Павловна
Должность: социальный педагог, воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 2 "Светлячок"
Населённый пункт: гогод Новокубанск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г.

Новокубанска муниципального образования Новокубанский район,

Социальный педагог, Воспитатель

Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей

дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю.

Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию

познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи

патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и

определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один

из проектов по ознакомлению с родным краем.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,

Патриотическое

воспитание

одна

из

важнейших

звеньев

системы

воспитательной

работы.

Патриотизм

-

преданность

и

любовь

к

своему

отечеству,

к

своему

народу.

(С.И.Ожегов

и

Н.Ю.Шведова

стр.496,

2003г.)

Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том

числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная

программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №

795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи,

которые

направлены

на

«поддержание

общественной

и

экономической

стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что

фундамент

общего

развития

ребенка,

стартовый

период

всех

высоких

человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить

своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм.

Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным

моральным

основанием

для

нашей

страны,

ничего

другого

всё

равно

не

придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям

наших

народов,

нашей

тысячелетней

культуре

и

уникальному

опыту

сосуществования

сотен

народов

и

языков

на

территории

России.

Это

ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул Путин.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна

из

задач

нравственного

воспитания,

включающая

в

себя

любовь

к

близки

людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к

родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно

расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к

его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно

воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство

собственного достоинства, положительные качества личности.

Нужно

помнить,

что

дошкольник

воспринимает

окружающую

его

действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному

городу,

родной

стране

у

него

проявляются

в

чувствах

восхищения

своим

городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат

длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Положительный результат можно достичь работая не только на специально

организованной образовательной деятельности, но и вне её.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к

родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен

продумать,

что

целесообразно

показать

и

о

чем

рассказать

детям,

особо

выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что

есть только здесь.

" В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, -

писал Ушинский -

т. к. воспитательная сила изливается только из живого

источника

человеческой

личности.

Никакие

уставы

и

программы,

искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не

может

заменить

личности

воспитателя

в

деле

воспитания.

Без

личного

непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание,

проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на

развитие

и

определение

личности,

только

характером

можно

образовать

характер."

Реализация

государственных

программ

патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации,

начиная

с

2001

года,

позволила

создать

систему

патриотического

воспитания

и

обеспечить

её

устойчивое

функционирование.

Итогом

реализации

государственных

программ

стала

тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского

патриотизма

как

духовного

ориентира

и

важнейшего

ресурса

развития

современного российского общества.

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации

на

2016-2020

годы»

(далее

-

Программа),

является

логическим

продолжением,

в

развивающихся

социально-экономических

и

политических

условиях

второго

десятилетия

XXI

века,

ранее

принятых

государственных программ патриотического воспитания граждан Российской

Федерации.

Цель моей работы формирование патриотического воспитания у детей

дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание решает ряд задач:

- нравственного воспитания;

- умственного воспитания;

- трудового воспитания;

- эстетического воспитания;

- физического воспитания.

Были поставлены следующие задачи:

1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его

достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры

своей

малой

родины

и

эмоционально

откликаться

на

нее.

Расширять

представления детей о том, что делает малую родину, родной город

красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях

города

и

горожан,

социальных

акциях.

Содействовать

проявлению

инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины,

культурных мероприятиях и социальных акциях.

4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру,

воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).

5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб,

флаг, гимн).

6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых

горожан.

Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД,

беседы,

ознакомление

с

художественной

литературой,

игры,

работа

с

родителями.

В своей работе использую средства патриотического воспитания:

- само окружение, в котором живут дети;

- знакомство с символикой государства;

- праздники, которые отмечаются в стране и крае;

- важные события страны и края;

- знакомство с историей своей «Малой родиной»;

- произведения художественной литературы;

- произведения изобразительного искусства;

- музыкальные произведения;

- использование медиатеки (презентации).

Ожидаемый результат:

У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к

малой родине.

Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение

«мой» по отношению к городу.

Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому

окружении, правилах поведения в городе.

Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду

и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.

Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его

интересует,

почему

город

устроен

именно

так,

обращает

внимание

на

эстетическую среду города.

Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его

истории, необычным памятникам, зданиям.

Ребенок

с

удовольствием

включается

в

проектную

деятельность,

связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское

коллекционирование,

создание

мини-музеев,

связанных

с

познанием

малой

родины, в детское коллекционирование.

Проявляет начала социальной активности: участвует в социально

значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных

лет

и

подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к

пожилым жителям города.

Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в

социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями

военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение

к пожилым жителям города.

Отражает

свои

впечатления

о

малой

родине

в

предпочитаемой

деятельности

(рассказывает,

изображает,

воплощает

образы

в

играх,

разворачивает сюжет и т. д.).

Новизна

заключается

в

разработке

работы

по

во спит анию

патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.

Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий

поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от

выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и

реализации намеченного.

Предлагаю к рассмотрению один из проектов:

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: исследовательски-творческий.

Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель проекта: систематизация знаний детей о родном городе, крае

Задачи проекта:

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

• Формировать знания о быте, традициях казачества, их культуре,

хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом

единстве.

• Обогатить знания дошкольников о городе Новокубанске, его истории,

достопримечательностях, богатствах города.

Развивающие:

• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность,

ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм,

желания сохранять и приумножать богатства города, края.

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы

родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать уважение к труду новокубанцев, создающих красивый

город.

• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Формы реализации проекта:

1.

Игровая деятельность

• дидактические игры: Собери флаг Кубани, России, Новокубанского

района, «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;

• кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)», ««ХЛИБЧИК»»,

«КУБАНКА»;

• с/р «Семья».

2. Познавательное развитие.

• экскурсии в музей;

• Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;

3. Конструирование

• изготовление построек «Мой дом», «Наш город».

4. Художественно – творческая деятельность

• Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Мой город».

• Аппликация «Флаг моей Родины».

5. Развитие речи

• беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники в нашей семье»,

«Природа родного края»;

• чтение и заучивание потешек;

• чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;

6. Формы и методы работы с родителями.

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».

Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на

различные темы.

Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения

предметами русского и национального быта.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Дошкольники будут знать:

• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

• Символику города и края.

• Писателей и поэтов города и края, их творчество.

• Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного

творчества.

Оценка результатов:

1.

Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение

за поведением и общением детей.

2.

Провести анализ детской деятельности (рассказы о городе,

творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной

тематикой, дидактические игры)

3.

Провести анкетирование родителей по оценке эффективности

проекта

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание

Сроки

Этап № 1

Подготовительный:

-диагностирование детей

-

Изучение методической литературы;

-

Подбор специальной литературы;

-

Разработка методического материала к

проекту.

Сентябрь 2012 г.

Этап № 2

Практический;

-

Познавательный,

-

игровой,

-

творческий.

Октябрь 2012 г.

Этап № 3

Завершающий:

Контрольно-оценочный.

Май 2013 г.

План проведения деятельности

Сентябрь

1.Опрос детей по темам: «Мой любимый

город», «Мой край».

Октябрь

1.Знакомство с историей города, края.

2. Знакомство с казачьими играми

Ноябрь

1. Одежда казака.

Декабрь

1.Выставка «Кубанская сказка»

2.Атрибуты казака.

Январь

1. Верный друг казака – конь.

2.Чтение народных сказок.

Февраль

1. «Ремесла и промыслы на Кубани»

2. Чтение произведений «Праздники, традиции, обычаи,

обряды».

Март

1.Составление рассказа

2.Заучивание стихотворений

3.Изготовление книжки-малышки «Семейные традиции»

Апрель

1.Создание газеты

2. Экскурсия в музей.

Май

1.Награждение победителей конкурса рисунков «Кубанская

сказка».

2.Итоговой мероприятие проведение встреч с

представителями казачества.

Методическое обеспечение:

1.Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.

2. Разделы программы «Детство»

3. «Дошкольнику - об истории и культуре России»: Данилина, Г. Н.

4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова. «Шлем тебе,

Кубань родная, до сырой земли поклон».

5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Микрюкова Ю. «Какая она –

моя Кубань?»

6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Прасолова З. «Приобщаем к

традиционной культуре Кубани».

7. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Коненко Т., Шелуха О.

«Чтим традиции и обычаи»

Проанализировав

результаты

работы

по

воспитанию

патриотических

чувств у дошкольников, можно с уверенностью сказать, что дети знают и

интересуются

городом

и

краем.

Наблюдается

положительная

динамика

в

воспитании

бережного

отношения

к

красоте

окружающего

мира,

заложены

ростки

любви

к

родному

городу

и

краю.

У

дошкольника

формируется

исследовательская база.

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление

человека, гражданина происходит в самый нежный и чувствительный период

жизни. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что

патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия

целенаправленной и систематической работы состоит в том, чтобы показывать

детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых

народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать

людьми ответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.

Если ребенок бережно относится к своему городу, краю то можно с

уверенностью сказать, что он станет патриотом свое страны.

Список литературы

1.

Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты

занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

2.

Бушнева И.М., Якунина И.М., Мартынова Е.А., Шапошникова С.В. и др.

Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.

3.

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др.

Нравственно-патриотическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста.

Планирование

и

конспекты

занятий.

Методическое

пособие

для

педагогов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

4.

Детство:

Примерная

образовательная

программа

дошкольного

образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014

5.

Зеленова

Н.Г.,

Осипова

Л.Е.

Мы

живем

в

России.

Гражданско-

патриотическое

воспитание

дошкольников.(Старшая

группа.)

М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2007.

6.

Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы

работы

с

дошкольниками

по

патриотическому

воспитанию)

М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2003.

7.

Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А. и др. Моя страна.

Возрождение

национальной

культуры

и

воспитание

нравственно-

патриотических

чувств.

Практическое

пособие

для

воспитателей

и

методистов ДОУ // - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

8.

Савченко

В.И.

Авторизованная

«Программа

нравственно

патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические

рекомендации. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.



В раздел образования