Автор: Смирнова Наталья Павловна
Должность: социальный педагог, воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 2 "Светлячок"
Населённый пункт: гогод Новокубанск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г.
Новокубанска муниципального образования Новокубанский район,
Социальный педагог, Воспитатель
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей
дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю.
Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию
познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи
патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и
определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один
из проектов по ознакомлению с родным краем.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,
Патриотическое
воспитание
–
одна
из
важнейших
звеньев
системы
воспитательной
работы.
Патриотизм
-
преданность
и
любовь
к
своему
отечеству,
к
своему
народу.
(С.И.Ожегов
и
Н.Ю.Шведова
стр.496,
2003г.)
Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том
числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №
795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи,
которые
направлены
на
«поддержание
общественной
и
экономической
стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что
фундамент
общего
развития
ребенка,
стартовый
период
всех
высоких
человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить
своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм.
Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным
моральным
основанием
для
нашей
страны,
ничего
другого
всё
равно
не
придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям
наших
народов,
нашей
тысячелетней
культуре
и
уникальному
опыту
сосуществования
сотен
народов
и
языков
на
территории
России.
Это
ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул Путин.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна
из
задач
нравственного
воспитания,
включающая
в
себя
любовь
к
близки
людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно
расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к
его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно
воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство
собственного достоинства, положительные качества личности.
Нужно
помнить,
что
дошкольник
воспринимает
окружающую
его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
городу,
родной
стране
у
него
проявляются
в
чувствах
восхищения
своим
городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат
длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Положительный результат можно достичь работая не только на специально
организованной образовательной деятельности, но и вне её.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к
родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен
продумать,
что
целесообразно
показать
и
о
чем
рассказать
детям,
особо
выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что
есть только здесь.
" В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, -
писал Ушинский -
т. к. воспитательная сила изливается только из живого
источника
человеческой
личности.
Никакие
уставы
и
программы,
искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не
может
заменить
личности
воспитателя
в
деле
воспитания.
Без
личного
непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание,
проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на
развитие
и
определение
личности,
только
характером
можно
образовать
характер."
Реализация
государственных
программ
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федерации,
начиная
с
2001
года,
позволила
создать
систему
патриотического
воспитания
и
обеспечить
её
устойчивое
функционирование.
Итогом
реализации
государственных
программ
стала
тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского
патриотизма
как
духовного
ориентира
и
важнейшего
ресурса
развития
современного российского общества.
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
на
2016-2020
годы»
(далее
-
Программа),
является
логическим
продолжением,
в
развивающихся
социально-экономических
и
политических
условиях
второго
десятилетия
XXI
века,
ранее
принятых
государственных программ патриотического воспитания граждан Российской
Федерации.
Цель моей работы формирование патриотического воспитания у детей
дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание решает ряд задач:
- нравственного воспитания;
- умственного воспитания;
- трудового воспитания;
- эстетического воспитания;
- физического воспитания.
Были поставлены следующие задачи:
1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его
достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры
своей
малой
родины
и
эмоционально
откликаться
на
нее.
Расширять
представления детей о том, что делает малую родину, родной город
красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях
города
и
горожан,
социальных
акциях.
Содействовать
проявлению
инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины,
культурных мероприятиях и социальных акциях.
4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру,
воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб,
флаг, гимн).
6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых
горожан.
Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД,
беседы,
ознакомление
с
художественной
литературой,
игры,
работа
с
родителями.
В своей работе использую средства патриотического воспитания:
- само окружение, в котором живут дети;
- знакомство с символикой государства;
- праздники, которые отмечаются в стране и крае;
- важные события страны и края;
- знакомство с историей своей «Малой родиной»;
- произведения художественной литературы;
- произведения изобразительного искусства;
- музыкальные произведения;
- использование медиатеки (презентации).
Ожидаемый результат:
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к
малой родине.
Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение
«мой» по отношению к городу.
Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому
окружении, правилах поведения в городе.
Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду
и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.
Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его
интересует,
почему
город
устроен
именно
так,
обращает
внимание
на
эстетическую среду города.
Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его
истории, необычным памятникам, зданиям.
Ребенок
с
удовольствием
включается
в
проектную
деятельность,
связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
С удовольствием включается в проектную деятельность, детское
коллекционирование,
создание
мини-музеев,
связанных
с
познанием
малой
родины, в детское коллекционирование.
Проявляет начала социальной активности: участвует в социально
значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных
лет
и
подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к
пожилым жителям города.
Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в
социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями
военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение
к пожилым жителям города.
Отражает
свои
впечатления
о
малой
родине
в
предпочитаемой
деятельности
(рассказывает,
изображает,
воплощает
образы
в
играх,
разворачивает сюжет и т. д.).
Новизна
заключается
в
разработке
работы
по
во спит анию
патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.
Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий
поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от
выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и
реализации намеченного.
Предлагаю к рассмотрению один из проектов:
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: исследовательски-творческий.
Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель проекта: систематизация знаний детей о родном городе, крае
Задачи проекта:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о быте, традициях казачества, их культуре,
хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом
единстве.
• Обогатить знания дошкольников о городе Новокубанске, его истории,
достопримечательностях, богатствах города.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность,
ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм,
желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы
родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду новокубанцев, создающих красивый
город.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Формы реализации проекта:
1.
Игровая деятельность
• дидактические игры: Собери флаг Кубани, России, Новокубанского
района, «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;
• кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)», ««ХЛИБЧИК»»,
«КУБАНКА»;
• с/р «Семья».
2. Познавательное развитие.
• экскурсии в музей;
• Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;
3. Конструирование
• изготовление построек «Мой дом», «Наш город».
4. Художественно – творческая деятельность
• Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Мой город».
• Аппликация «Флаг моей Родины».
5. Развитие речи
• беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники в нашей семье»,
«Природа родного края»;
• чтение и заучивание потешек;
• чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;
6. Формы и методы работы с родителями.
•
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».
•
Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на
различные темы.
•
Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения
предметами русского и национального быта.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Дошкольники будут знать:
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику города и края.
• Писателей и поэтов города и края, их творчество.
• Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного
творчества.
Оценка результатов:
1.
Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение
за поведением и общением детей.
2.
Провести анализ детской деятельности (рассказы о городе,
творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной
тематикой, дидактические игры)
3.
Провести анкетирование родителей по оценке эффективности
проекта
Этапы реализации проекта:
Этапы
Содержание
Сроки
Этап № 1
Подготовительный:
-диагностирование детей
-
Изучение методической литературы;
-
Подбор специальной литературы;
-
Разработка методического материала к
проекту.
Сентябрь 2012 г.
Этап № 2
Практический;
-
Познавательный,
-
игровой,
-
творческий.
Октябрь 2012 г.
Этап № 3
Завершающий:
Контрольно-оценочный.
Май 2013 г.
План проведения деятельности
Сентябрь
1.Опрос детей по темам: «Мой любимый
город», «Мой край».
Октябрь
1.Знакомство с историей города, края.
2. Знакомство с казачьими играми
Ноябрь
1. Одежда казака.
Декабрь
1.Выставка «Кубанская сказка»
2.Атрибуты казака.
Январь
1. Верный друг казака – конь.
2.Чтение народных сказок.
Февраль
1. «Ремесла и промыслы на Кубани»
2. Чтение произведений «Праздники, традиции, обычаи,
обряды».
Март
1.Составление рассказа
2.Заучивание стихотворений
3.Изготовление книжки-малышки «Семейные традиции»
Апрель
1.Создание газеты
2. Экскурсия в музей.
Май
1.Награждение победителей конкурса рисунков «Кубанская
сказка».
2.Итоговой мероприятие проведение встреч с
представителями казачества.
Методическое обеспечение:
1.Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.
2. Разделы программы «Детство»
3. «Дошкольнику - об истории и культуре России»: Данилина, Г. Н.
4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова. «Шлем тебе,
Кубань родная, до сырой земли поклон».
5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Микрюкова Ю. «Какая она –
моя Кубань?»
6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Прасолова З. «Приобщаем к
традиционной культуре Кубани».
7. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Коненко Т., Шелуха О.
«Чтим традиции и обычаи»
Проанализировав
результаты
работы
по
воспитанию
патриотических
чувств у дошкольников, можно с уверенностью сказать, что дети знают и
интересуются
городом
и
краем.
Наблюдается
положительная
динамика
в
воспитании
бережного
отношения
к
красоте
окружающего
мира,
заложены
ростки
любви
к
родному
городу
и
краю.
У
дошкольника
формируется
исследовательская база.
Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление
человека, гражданина происходит в самый нежный и чувствительный период
жизни. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что
патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия
целенаправленной и систематической работы состоит в том, чтобы показывать
детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых
народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать
людьми ответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.
Если ребенок бережно относится к своему городу, краю то можно с
уверенностью сказать, что он станет патриотом свое страны.
Список литературы
1.
Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты
занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
2.
Бушнева И.М., Якунина И.М., Мартынова Е.А., Шапошникова С.В. и др.
Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.
3.
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др.
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста.
Планирование
и
конспекты
занятий.
Методическое
пособие
для
педагогов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
4.
Детство:
Примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014
5.
Зеленова
Н.Г.,
Осипова
Л.Е.
Мы
живем
в
России.
Гражданско-
патриотическое
воспитание
дошкольников.(Старшая
группа.)
–
М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2007.
6.
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы
работы
с
дошкольниками
по
патриотическому
воспитанию)
–
М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2003.
7.
Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А. и др. Моя страна.
Возрождение
национальной
культуры
и
воспитание
нравственно-
патриотических
чувств.
Практическое
пособие
для
воспитателей
и
методистов ДОУ // - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
8.
Савченко
В.И.
Авторизованная
«Программа
нравственно
–
патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические
рекомендации. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.