Напоминание

"Речевая деятельность на уроках русского языка и литературы"


Автор: Феоктистова Тамара Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа № 116 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Речевая деятельность на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Речевая деятельность на уроках русского языка и литературы.

Разработка вопросов развития связной речи опирается на достижения

лингвистической науки в области синтаксиса текста, культуры речи, стилистики,

современной риторики, а также на достижения психологии речи (общения),

психолингвистики (в частности, на теорию речевой деятельности), социолингвистики,

теории коммуникации и т. д. — и главное — на собственные данные об уровне развития

связной речи школьников, о динамике формирования некоторых коммуникативных умений

при определенной методике обучения, о сравнительной эффективности некоторых

приемов работы и средств обучения.

Принцип обусловленности речевой деятельности заранее данной тематикой

учебных текстов и ситуаций способствует эффективной интеграции речевой, языковой,

социокультурной и стратегической образовательных линий.

Слушание — разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной

речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь. Например, мы слушаем в

кругу семьи чтение книги, по радио последние новости, в грамзаписи чтение стихов,

прозы и т. д. Слушание — это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и

озвученной письменной речи.

Решая задачи развития устной речи, учитель одновременно обучает детей умению

слушать, т. е. воспринимать информацию. При этом надо учитывать, что в школе на

уроках русского языка следует целенаправленно развивать глобальное, детальное,

критическое восприятие текста.

Глобальное восприятие предполагает восприятие текста в целом, когда

слушающему при известных обстоятельствах достаточно определить (более или менее

развернуто), о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.

Детальное восприятие предполагает, как это явствует из названия, осознание если

не всех, то, безусловно, самых главных смысловых блоков текста — в зависимости от

установки, которая дается говорящим или которую ставит перед собой слушающий.

Критическое восприятие основывается и на глобальном, и на детальном

восприятии, но, кроме того, оно требует критического осмысления воспринятого на слух:

выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивированного

согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой

выражения мысли и т. Д.

Известны следующие виды работ по развитию умения слушать:

— запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования

фактов, всего, что слушатель считает нужным запомнить, например, тезиса высказывания,

спорного положения, перехода к новой части сообщения и т. д.; запись всего того, что

говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т. д.;

— составление набросков плана более или менее развернутых в зависимости от

того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или

кратко на вопросы, пересказывать, интерпретировать услышанное и т. д.;

— конспектирование, составление тезисов;

— кодирование (символическое изображение) информации (составление таблиц,

схем и т. д.);

— многократное прослушивание магнитофонной записи, грампластинки и т. д.,

предполагающее критическое осмысление услышанного, оценку как сути, так и формы

изложения (в том числе его интонационного оформления).

Чтение — один из видов речевой деятельности, заключается в переводе буквенного

кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи.

Выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осмысления

прочитанного — важнейшая методическая задача, стоящая перед учителем русского языка.

Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает

необходимую базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений,

рефератов, конспектов, аннотаций.

Под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный

результат акта коммуникации, т. е. развернутый ответ ученика по материалу учебной

дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья

в стенгазету, описание, рассуждение, доклад, т. е. определенное речевое произведение,

текст.

Для устной монологической речи в процессе овладения ею учащимися характерны:

а) прерывистость, которая проявляется в остановках, в повторении отдельных слов, слогов

и даже звуков, в «срывах» начатого слова или предложения;

б) интонационная нерасчлененность речи, т. е. произношение отдельных словесных групп

без необходимого интонационного отграничения их друг от друга

в) отсутствие интонации целого текста, которое обычно связано с отсутствием

определенного замысла высказывания;

г) интонационный монотон.

Для успешного формирования коммуникативных умений необходимы

согласованные и целенаправленные усилия всех преподавателей, т. е. нужна общая

программа работы по развитию связной речи учащихся на межпредметном уровне.

Задания, которые используются при этом, можно условно разделить на группы.

1. Задания аналитического характера по готовому тексту, например: определить

основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится

пример-доказательство, в которой дается описание того-то; найти (определить) в тексте

лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты;

озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления таких-то

языковых средств от задачи (замысла) высказывания; сопоставить исходный текст и

конспект — что в них общего, чем отличаются и т. д.

2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания

требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в

целом). Например, сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать

эпиграф; составить композиционную схему текста и т. д.

3. Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования.

Например, устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении

высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.

4. Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста

(высказывания). Например, составить тезисы выступления; написать заметку; описать в

научном стиле проведенный опыт; написать отзыв о сочинении товарища; подготовить

доклад на такую-то тему.

Изложение (пересказ) — вид работы, в основе которого лежит воспроизведение

содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике (по содержанию)

делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы (например,

«Сравнительная характеристика слов зелень — зеленый — зеленеть», «Самая интересная

тема программы по русскому языку», «Для чего нужно изучать фонетику») и сочинения на

темы из жизни — на так называемые свободные темы (это наименование не совсем точно

отражает существо дела, так как обычно ученику предлагается одна или несколько тем и

он или совсем несвободен или относительно свободен в выборе темы).

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три

этапа:

1) подготовка и организация сочинений;

2) их проверка и оценка;

3) анализ проверенных работ в классе.

Развитие речи на уроках русского языка это вся работа, проводимая словесником

специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики,

словообразования, правописания и т. д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми

нормами в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении предложений и т.

п., а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь

нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями

общения.



В раздел образования