Напоминание

"Психокоррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях ДОУ"


Автор: Степкина Елена Евгеньевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№101"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психокоррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Степкина Елена Евгеньевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №101», Россия, город Барнаул

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И

ГИПЕРАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В

последние

годы

достигнуты

большие

успехи

в

изучении

одной

из

самых

актуальных

проблем

психологии

-

синдрома

дефицита

внимания

гиперактивности

у

детей

(СДВГ).

Актуальность

проблемы

определяется

высокой

частотой

данного

синдрома

в

детской

популяции

и

его

большой

социальной

значимостью.

Дети

с

синдромом

дефицита

внимания

имеют

нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе.

Помимо

трудностей

обучения,

синдром

дефицита

внимания

проявляется

двигательной

гиперактивностью,

дефектами

концентрации

внимания,

отвлекаемо стью,

импульсивно стью

поведения,

проблемами

в о

взаимоотношениях с окружающими.

Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой

расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические,

психиатрические,

двигательные,

языковые,

воспитательные,

социальные,

психологические и т.д

При

исследовании

причин

гиперактивности

называются

различные

версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои

причины гиперактивности.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. В 6-7 лет дети с синдромом не готовы

к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания

коры

и

подкорковых

структур.

Систематические

школьные

нагрузки

могут

привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и

развития

дезадаптационного

школьного

синдрома,

усугубляемого

учебными

трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей

должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим

ребенка врачом.

Анализируя

литературные

источники

можно

говорить

о

том,

что

исследователями

уделяется

много

внимания

проблемам

коррекции

гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости

от причины, степени и стадии гиперреактивности.

На

базе

МДОУ

«Детский

сад

101»

города

Барнаула

педагогом-

психологом, ведется целенаправленная работа по сопровождению детей данной

категории, выявленных на основе комплексной диагностики, которая включает

в

себя

медицинское

и

психолого-педагогическое

обследование.

Психологом

проводится

структурализированное

наблюдение

(используется

план-

наблюдения

американских

психологов),

беседа,

анкетирование

родителей,

воспитателей, исследование психических функций.

В ходе такого обследования выявляется:

-уровень развития когнитивных функций;

-эмоциональные особенности;

-уровень сформированности двигательной сферы;

-личностные особенности;

-социальные условия жизни;

-особенности поведения дома и в детском саду.

В

обследовании,

кроме

стандартных

психологических

методик,

используются нейропсихологические методики: экспресс-диагностики памяти

«Лурия-90», разработанная Э.Г.Семирицкой (1991), пробы на уровень развития

произвольных

движений

А.Р.Лурия

и

Н.И.Озерецкого

в

обработке

Л.С.Цветковой (1998).

Учет

неврологического

исследования

является

обязательным

в

диагностировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

На основе полученных результатов проводится комплексное сопровождение

детей, основой которого является соблюдение определённых условий:

-обеспечение родителями и педагогами эмоционально- нейтрального развития и

обучения;

-обучение

по

личностно-ориентированной

программе

без

интеллектуальных

перегрузок;

-разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны психолога, педагога,

родителей;

-своевременная нейропсихологическая коррекция с сочетанием традиционных

общепринятых психолого-педагогических методов коррекции.

Психокоррекция

проводится

по

не скольким

н ап р а вл е н и я м :

индивидуальная

(ребенок,

родитель),

семейная

(ребенок

и

его

родитель),

групповая

(детская).

Практика

показала,

что

все

направления

в

работе

с

ребенком с СДВГ важны.

При

проведении

индивидуальной

коррекции

предпочтение

отдается

нейропсихологическому

подходу.

Занятия

включают

в

себя:

растяжки,

дыхательные

упражнения,

глазодвигательные

упражнения,

упражнения

для

языка

и

челюсти,

перекрестные

(реципрокные)

телесные

упражнения,

упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для визуализации,

упражнения для развития дефицитарных функций, упражнения для развития

когнитивной и произвольной сферы.

Индивидуально-коррекционные

занятия

проводятся

1-2

раза

в

неделю.

Количество занятий зависит от продвижения ребенка (10-15).

Для получения положительной коррекционной динамики важны четко

повторяющая

структура

занятия,

неизменное

расположение

предметов,

соблюдение

правил,

ритуалов

и

временного

регламента,

что

является

дополнительным организующим моментом.

Структура

состоит

из

следующих

частей:

растяжка

(3-4

мин.),

дыхательные упражнения (4мин.), глазодвигательные упражнения (2-3 мин.),

упражнения для развития мелкой моторики рук (8-10 мин.), упражнения на

развитие дефицитарных функций (внимание, произвольность, самоконтроль),

коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии

(20-25мин.), релаксация (4-5мин.).

Первое и последнее занятие целиком посвящается процессу психодиагностики.

Показателем

для

перевода

ребенка

в

групповые

занятия

является

повышение самооценки ребенка и сформированность двух (а в последствии и

трех) дефицитарных функций.

После

этапа

индивидуальных

занятий

ребенок

вводится

в

групповые

коррекционные занятия, которые носят комбинированный характер (на занятиях

сочетаются различные виды деятельности и методы). Используются: элементы

сказкотерапии,

психогимнастики,

арттерапии,

игротерапии

релаксационный

практикум, рисование как способ объективизации и проработки внутреннего

конфликта.

Это

позволяет

предоставить

ребенку

возможность

для

эмоционального

и

моторного

самовыражения,

отреагирования

напряжения,

страхов,

фантазий,

создать

благоприятные

способы

формирования

«правильного» поведения. Обучение детей приемам саморасслабления через

осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением,

помогает ребенку научиться управлять своим поведением, контролировать свою

речь и поступки.

Занятия с диадой «мать-ребенок» направлены на создание условий для

гармонизации

детско-родительских

отношений

с

целью

устранения

препятствий в межличностном взаимодействии, достижения взаимопонимания

и одинакового понимания сути проблемы ребенка. Основная роль на данных

занятиях

отводится

игровой

терапии.

Она

выполняет

три

функции:

психодиагностическую, терапевтическую и обучающую. В играх моделируется

повседневное поведение ребенка, способы реагирования его и родителей на

возникающие

ситуации

межличностного

общения.

На

занятиях

психолог

постоянно стимулирует участников

к рефлексии собственного состояния и

деятельности.

Важным

для

психологического

положительного

эффекта

является осознание взрослыми связи чувств и поведения. Дети также начинают

понимать свои чувства и других. На данных занятиях активно применяются

двигательные,

дыхательные,

танцевальные,

пантомимические,

медитативные

упражнения

с

элементами

гештальттерапии,

трансактного

анализа,

НЛП,

психодрамы.

Процесс

организуется

таким

образом,

чтобы

воздействию

подвергались

все

проявления

личности:

поведение,

чувства,

телесные

ощущения. В результате ребенок

и взрослые приобретают способность в

безопасных условиях выражать и вербализовать свои чувства.

Опыт работы показывает, что после цикла коррекционно-развивающих

занятий новый эмоциональный и поведенческий опыт ребенка позволяет ему

успешнее адаптироваться к социальным условиям окружающего мира, снимает

импульсивность и чрезмерную активность, повышает концентрацию внимания

и самооценку. Также эффективные результаты коррекции синдрома дефицита

внимания

и

гиперактивности

достигаются

при

оптимальном

сочетании

медикаментозных

и

немедикаментозных

методов,

к

которым

относятся

психологические

и

нейропсихологические

коррекционные

программы

и

комплексное сопровождение ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Библиографический список

1.Арцишевская И.Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском

саду” – М. Книголюб, 2005. – 64с.

2. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания

у

детей

//

Обозрение

психиатрии

и

медицинской

психологии

им.

В.М.

Бехтерева. СПб.: 1993. - №3. - 95 с.

3.

Брязгунов

И.П.,

Касатикова

Е.В.

Непоседливый

ребенок,

или

все

о

гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, - 2001. - 96 с.

4. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

у

детей

(вопросы

эпидемиологии,

этиологии,

диагностики,

лечения,

профилактики и прогноза). - М. - 1994. - 49 с.

5.

Возрастные

особенности

психического

развития

детей

/

Под

ред.

И.В.

Дубровиной, М.И. Лисиной. - М., 1982. - 101 с.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, -

1960. - 500 с.

7.

Дробинская

А.О.

Синдром

гиперактивности

с

дефицитом

внимания

//

Дефектология. - №1. - 1999. - 86 с.

9. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.:

«Академия», - 2005. - 256 с.

10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная

работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.:

Генезис, - 2002. - 192 с.

11. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и

коррекция. М.: 1992. - 94 с.

12.

Сиротюк

А.Л.

-

Нейропсихологическое

и

психофизиологическое

сопровождение обучения.

М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.

13.

Сиротюк

А.Л.

Синдром

дефицита

внимания

с

гиперактивностью.

Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -

М.: ТЦ Сфера, 2003 -125 с.



В раздел образования