Автор: Степкина Елена Евгеньевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№101"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психокоррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Степкина Елена Евгеньевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №101», Россия, город Барнаул
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И
ГИПЕРАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В
последние
годы
достигнуты
большие
успехи
в
изучении
одной
из
самых
актуальных
проблем
психологии
-
синдрома
дефицита
внимания
гиперактивности
у
детей
(СДВГ).
Актуальность
проблемы
определяется
высокой
частотой
данного
синдрома
в
детской
популяции
и
его
большой
социальной
значимостью.
Дети
с
синдромом
дефицита
внимания
имеют
нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе.
Помимо
трудностей
обучения,
синдром
дефицита
внимания
проявляется
двигательной
гиперактивностью,
дефектами
концентрации
внимания,
отвлекаемо стью,
импульсивно стью
поведения,
проблемами
в о
взаимоотношениях с окружающими.
Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой
расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические,
психиатрические,
двигательные,
языковые,
воспитательные,
социальные,
психологические и т.д
При
исследовании
причин
гиперактивности
называются
различные
версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои
причины гиперактивности.
Пик проявления синдрома - 6-7 лет. В 6-7 лет дети с синдромом не готовы
к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания
коры
и
подкорковых
структур.
Систематические
школьные
нагрузки
могут
привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и
развития
дезадаптационного
школьного
синдрома,
усугубляемого
учебными
трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей
должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим
ребенка врачом.
Анализируя
литературные
источники
можно
говорить
о
том,
что
исследователями
уделяется
много
внимания
проблемам
коррекции
гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости
от причины, степени и стадии гиперреактивности.
На
базе
МДОУ
«Детский
сад
№
101»
города
Барнаула
педагогом-
психологом, ведется целенаправленная работа по сопровождению детей данной
категории, выявленных на основе комплексной диагностики, которая включает
в
себя
медицинское
и
психолого-педагогическое
обследование.
Психологом
проводится
структурализированное
наблюдение
(используется
план-
наблюдения
американских
психологов),
беседа,
анкетирование
родителей,
воспитателей, исследование психических функций.
В ходе такого обследования выявляется:
-уровень развития когнитивных функций;
-эмоциональные особенности;
-уровень сформированности двигательной сферы;
-личностные особенности;
-социальные условия жизни;
-особенности поведения дома и в детском саду.
В
обследовании,
кроме
стандартных
психологических
методик,
используются нейропсихологические методики: экспресс-диагностики памяти
«Лурия-90», разработанная Э.Г.Семирицкой (1991), пробы на уровень развития
произвольных
движений
А.Р.Лурия
и
Н.И.Озерецкого
в
обработке
Л.С.Цветковой (1998).
Учет
неврологического
исследования
является
обязательным
в
диагностировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
На основе полученных результатов проводится комплексное сопровождение
детей, основой которого является соблюдение определённых условий:
-обеспечение родителями и педагогами эмоционально- нейтрального развития и
обучения;
-обучение
по
личностно-ориентированной
программе
без
интеллектуальных
перегрузок;
-разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны психолога, педагога,
родителей;
-своевременная нейропсихологическая коррекция с сочетанием традиционных
общепринятых психолого-педагогических методов коррекции.
Психокоррекция
проводится
по
не скольким
н ап р а вл е н и я м :
индивидуальная
(ребенок,
родитель),
семейная
(ребенок
и
его
родитель),
групповая
(детская).
Практика
показала,
что
все
направления
в
работе
с
ребенком с СДВГ важны.
При
проведении
индивидуальной
коррекции
предпочтение
отдается
нейропсихологическому
подходу.
Занятия
включают
в
себя:
растяжки,
дыхательные
упражнения,
глазодвигательные
упражнения,
упражнения
для
языка
и
челюсти,
перекрестные
(реципрокные)
телесные
упражнения,
упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для визуализации,
упражнения для развития дефицитарных функций, упражнения для развития
когнитивной и произвольной сферы.
Индивидуально-коррекционные
занятия
проводятся
1-2
раза
в
неделю.
Количество занятий зависит от продвижения ребенка (10-15).
Для получения положительной коррекционной динамики важны четко
повторяющая
структура
занятия,
неизменное
расположение
предметов,
соблюдение
правил,
ритуалов
и
временного
регламента,
что
является
дополнительным организующим моментом.
Структура
состоит
из
следующих
частей:
растяжка
(3-4
мин.),
дыхательные упражнения (4мин.), глазодвигательные упражнения (2-3 мин.),
упражнения для развития мелкой моторики рук (8-10 мин.), упражнения на
развитие дефицитарных функций (внимание, произвольность, самоконтроль),
коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии
(20-25мин.), релаксация (4-5мин.).
Первое и последнее занятие целиком посвящается процессу психодиагностики.
Показателем
для
перевода
ребенка
в
групповые
занятия
является
повышение самооценки ребенка и сформированность двух (а в последствии и
трех) дефицитарных функций.
После
этапа
индивидуальных
занятий
ребенок
вводится
в
групповые
коррекционные занятия, которые носят комбинированный характер (на занятиях
сочетаются различные виды деятельности и методы). Используются: элементы
сказкотерапии,
психогимнастики,
арттерапии,
игротерапии
релаксационный
практикум, рисование как способ объективизации и проработки внутреннего
конфликта.
Это
позволяет
предоставить
ребенку
возможность
для
эмоционального
и
моторного
самовыражения,
отреагирования
напряжения,
страхов,
фантазий,
создать
благоприятные
способы
формирования
«правильного» поведения. Обучение детей приемам саморасслабления через
осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением,
помогает ребенку научиться управлять своим поведением, контролировать свою
речь и поступки.
Занятия с диадой «мать-ребенок» направлены на создание условий для
гармонизации
детско-родительских
отношений
с
целью
устранения
препятствий в межличностном взаимодействии, достижения взаимопонимания
и одинакового понимания сути проблемы ребенка. Основная роль на данных
занятиях
отводится
игровой
терапии.
Она
выполняет
три
функции:
психодиагностическую, терапевтическую и обучающую. В играх моделируется
повседневное поведение ребенка, способы реагирования его и родителей на
возникающие
ситуации
межличностного
общения.
На
занятиях
психолог
постоянно стимулирует участников
к рефлексии собственного состояния и
деятельности.
Важным
для
психологического
положительного
эффекта
является осознание взрослыми связи чувств и поведения. Дети также начинают
понимать свои чувства и других. На данных занятиях активно применяются
двигательные,
дыхательные,
танцевальные,
пантомимические,
медитативные
упражнения
с
элементами
гештальттерапии,
трансактного
анализа,
НЛП,
психодрамы.
Процесс
организуется
таким
образом,
чтобы
воздействию
подвергались
все
проявления
личности:
поведение,
чувства,
телесные
ощущения. В результате ребенок
и взрослые приобретают способность в
безопасных условиях выражать и вербализовать свои чувства.
Опыт работы показывает, что после цикла коррекционно-развивающих
занятий новый эмоциональный и поведенческий опыт ребенка позволяет ему
успешнее адаптироваться к социальным условиям окружающего мира, снимает
импульсивность и чрезмерную активность, повышает концентрацию внимания
и самооценку. Также эффективные результаты коррекции синдрома дефицита
внимания
и
гиперактивности
достигаются
при
оптимальном
сочетании
медикаментозных
и
немедикаментозных
методов,
к
которым
относятся
психологические
и
нейропсихологические
коррекционные
программы
и
комплексное сопровождение ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Библиографический список
1.Арцишевская И.Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском
саду” – М. Книголюб, 2005. – 64с.
2. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания
у
детей
//
Обозрение
психиатрии
и
медицинской
психологии
им.
В.М.
Бехтерева. СПб.: 1993. - №3. - 95 с.
3.
Брязгунов
И.П.,
Касатикова
Е.В.
Непоседливый
ребенок,
или
все
о
гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, - 2001. - 96 с.
4. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
у
детей
(вопросы
эпидемиологии,
этиологии,
диагностики,
лечения,
профилактики и прогноза). - М. - 1994. - 49 с.
5.
Возрастные
особенности
психического
развития
детей
/
Под
ред.
И.В.
Дубровиной, М.И. Лисиной. - М., 1982. - 101 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, -
1960. - 500 с.
7.
Дробинская
А.О.
Синдром
гиперактивности
с
дефицитом
внимания
//
Дефектология. - №1. - 1999. - 86 с.
9. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.:
«Академия», - 2005. - 256 с.
10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.:
Генезис, - 2002. - 192 с.
11. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и
коррекция. М.: 1992. - 94 с.
12.
Сиротюк
А.Л.
-
Нейропсихологическое
и
психофизиологическое
сопровождение обучения.
М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
13.
Сиротюк
А.Л.
Синдром
дефицита
внимания
с
гиперактивностью.
Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -
М.: ТЦ Сфера, 2003 -125 с.