Напоминание

"Развитие общения в детском возрасте"


Автор: Рекун Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск Приморский край
Наименование материала: «Основные закономерности развития общения в детском возрасте»
Тема: "Развитие общения в детском возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Основные закономерности развития

общения в детском возрасте»

Введение

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей

ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь. Надо хорошо понимать, что

такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его

видами

в

зависимости

от

окружающей

среды,

от

людей,

с

которыми

взаимодействует.

Это

происходит

стихийно,

в

процессе

накопления

им

житейского опыта.

Для

педагогической

деятельности

родителям

необходимо

овладеть

теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю

потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его

понимать, а значит — и правильно отвечать ему. Чтобы грамотно выстроить

взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо

знать

не

только

его

индивидуальные

особенности,

но

и

общие

з а к о н о м е р н о с т и

р а з в и т и я

о б щ е н и я

в

д е т с к о м

в о з р а с т е .

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и

развития детской психики, а также для становления человека как личности.

Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он

никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его

взаимоотношения

со

взрослыми

на

ранних

этапах

онтогенеза.

Все

свои

психические качества и свойства личности он приобретает исключительно

через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к

самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные

инструкции

ребенок

приобретает

основной

жизненный

опыт.

Люди,

с

которыми

он

контактирует,

являются

для

него

носителями

этого

опыта.

Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое

состояние

ребенка,

его

здоровье.

Необходимо

соблюдать

важный

принцип

психогигиены

здоровья:

«Не

вреди!».

Поэтому

от

взрослого

требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в

присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и

в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить

общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых.

Особенности развития общения в дошкольном возрасте

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие

познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения, на

возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии

с правилами, на формирование личного самосознания.

Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со

взрослыми

и

сверстниками

приводит

к

нарушениям

в

развитии

познавательной

сферы

(нарушается

формирование

обобщений,

классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития

речи). Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, отличаются

сниженной эмоциональностью, скупостью выражения своих переживаний,

агрессивностью и тревожностью, неспособностью к сопереживанию. Это

показано в исследованиях И. А. Залысиной, Ю. В. Егошкина, Т. Н. Счастной,

Е. О. Смирновой.

В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является

развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Человеческие отношения, которые

существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности

детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме.

Игра – это способ освоения социальной действительности, в котором

выражается связь ребенка с обществом. Сюжетные игры могут оказывать

влияние

на

рост

коммуникативных

навыков,

эмоциональное

понимание,

принятие социальной перспективы и развитие сопереживания. Еще одним

условием развития общения является развитие произвольности поведения,

умения действовать по правилу.

Условием

успешного

развития

общения

являются

определенные

особенности

познавательной

сферы.

Способность

понимать

намерения,

чувства, желания другого человека связана с преодолением эгоцентризма и

определяет успешность коммуникации.

Общение дошкольника отличается внеситуативным характером.

Выделяют две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5

лет появляется внеситуативно – познавательная форма общения ребенка со

взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает

взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая

потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение –

потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится

речь.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно – личностная

форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы

и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный.

Потребность

во

взаимопонимании

и

сопереживании

взрослого

является

главной для внеситуативно – личностного

общения. Ведущие средства –

речевые.

В

дошкольном

возрасте

продолжает

свое

развитие

и

общение

со

сверстниками.

С

4

лет

сверстник

становится

более

предпочитаемым

партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что

самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со

сверстниками в процессе общения. М. И. Лисина, Е. О. Смирнова доказали,

что сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет

свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности.

В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая

становится более адекватной.

Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных

детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего,

будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В подростковом и

юношеском

возрасте

весьма

вероятно

возникновение

у

них

проблем

с

социальной адаптацией. В отечественной психологии исследования Т. А.

Марковой,

Т.

А.

Репиной

доказали,

что

причиной

популярности

детей

дошкольников

являются

игровые,

познавательные,

коммуникативные

способности ребенка, нравственные качества. Е. О. Смирнова считает, что

главным

качеством,

определяющим

популярность

дошкольника,

является

отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие

интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания

другому ребенку.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом

существенно

изменяется

по

всем

параметрам:

содержанию

потребности,

мотивам

и

средствам

общения.

На

протяжении

дошкольного

возраста

меняется форма общения со сверстниками.

Для детей 2 – 4 лет характерно эмоционально практическое общение.

Содержание

общения

со

сверстниками

выступает

в

виде

стремления

к

соучастию

в

совместных

практических

занятиях

(действия

с

игрушками,

манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Основное содержание коммуникативной потребности – привлечь внимание

к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга,

главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так

как

общение

со

сверстниками

предполагает

равенство;

благоприятствует

резкому

расширению

диапазона

эмоций

и

положительных

и

отрицательных;

общение

способствует

становлению

самосознания

через

возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения

являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты

отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно – деловая форма общения со сверстниками характерна для детей

4 – 6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает

обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это

связано с изменением ведущей деятельности. Формируется сюжетно ролевая

игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо

взаимодействие

нескольких

партнеров.

Содержание

общения

деловое

сотрудничество. При ситуативно – деловом общении дошкольники заняты

общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение

роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети

четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от

сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а

процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление

получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника

и

чувствительность

к

его

отношению

к

себе

приобретают

в

это

время

максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого

зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его

отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и

сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со

сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди

средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много

разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам. Этот

перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей,

дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между

детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает

внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей

жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки.

В

играх

на

первый

план

выступают

правила

игры.

Конфликты

чаще

возникают

из

за

несоблюдения

правил.

Все

больше

контактов

осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне

ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от

ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Огромную роль играет воздействие взрослого. При общении детей между

собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать

его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным

результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди

них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

Таким

образом:

Общение

в

дошкольном

возрасте

определяет

развитие

познавательной

сферы,

произвольности

поведения,

самосознания.

Условиями

успешного

развития

общения

являются

развитие

сюжетно

ролевой

игры,

особенности

познавательной

сферы

(преодоление

эгоцентризма)

и

формирование

произвольного

поведения,

умение

опосредовать

свое

поведение

определенными

нормами

и

правилами.

• В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения

со взрослым: внеситуативно – познавательная и внеситуативно – личностная.

• Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером

по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников

можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются

разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста

можно выделить ситуативно – деловую и внеситуативно – деловую формы

общения со сверстниками.

Развитие общения детей дошкольного возраста

Ранее мы уже обсуждали становление общения в младенческом и раннем

детском возрасте. В этом разделе, в связи с анализом роли игры в развитии

общения и развитии личности, суммируем некоторые данные. Нет нужды

вновь говорить о роли общения в развитии ребенка. Педагог и врач-педиатр,

конечно,

должны

уметь

оценивать

процесс

становления

потребности

в

общении и самого общения хотя бы в общих чертах. М.И.Лисина предлагает

для этого использовать 4 критерия.

Первый – наличие, либо отсутствие внимания и интереса ребенка к

взрослому.

Второй

эмоциональные

проявления

ребенка

к

взрослому.

Третий – стремление ребенка продемонстрировать себя, то есть действия

ребенка,

направленные

на

привлечение

к

себе

внимания

взрослого.

Четвертый – чувствительность ребенка к отношению взрослого.

На первом этапе развития общения ведущей потребностью ребенка

является потребность в доброжелательном внимании взрослого, а ведущим

мотивом общения - личностный, суть которого в том, что именно взрослый

пока

еще

единственный

источник

ласки

и

внимания,

доброжелательного

отношения к ребенку в рамках ведущей в этом возрасте непосредственно

эмоциональной

деятельности.

В

этот

период

единственно

возможное

средство общения - экспрессивно-мимические реакции ребенка - улыбка,

взгляд, мимика. Результатом такого общения становится в этот период жизни

неспецифическая общая активность.

На следующем возрастном этапе (6 мес. - 3 года) к потребности в

доброжелательном внимании взрослого к ребенку добавляется и потребность

в

сотрудничестве.

Поскольку

ведущей

деятельностью

в

раннем

детстве

является

предметно

манипулятивная,

то

ведущим

мотивом

становится

деловой. При этом взрослый выступает для малыша в качестве образца и

эксперта по оценке сделанного им; взрослый - это помощник, организатор и

участник

совместной

деятельности.

Манипулируя

игрушкой,

ребенок

постоянно обращается за помощью к взрослому. Общение при этом как бы

вплет ает ся

в

новую

для

ребенка

предметную

д е я т е л ь н о с т ь .

Непосредственный

контакт

между

ребенком

и

взрослым

-

ведущий

на

предыдущем этапе, здесь опосредуется предметом и действиями с ним. Все

это

выражается

в

таких

продуктах

психического

развития

ребенка,

как

предметная деятельность, подготовка к овладению речью и начало первого

этапа становления активной речи ребенка.

Ведущей потребностью ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте

становится потребность в уважении, наряду с действующими потребностями

в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Опираясь на предметное и

образное мышление и с помощью речи, ребенок получает больший доступ к

познанию окружающего мира. Ведущим мотивом его общения со взрослыми

становится

познавательный,

когда

взрослый

выступает

для

малыша

в

качестве

эрудита

и

источника

знания

о

внеситуативных,

то

есть

теоретических

объектах.

Очень

хорошим

сигнализатором

появления

познавательного мотива служат бесконечные детские вопросы. Не случайно

этот

возраст

еще

называют

«возрастом

почемучек».

Наиболее

ярко

эта

познавательная

активность

детей

проявляется

в

возрасте

4

5

лет.

Внеситуативно – познавательное общение возможно, если ребенок хорошо

владеет речью и образным мышлением: в этом случае он может говорить о

предметах,

не

находящихся

в

поле

его

зрения.

Меняется

и

поведение

взрослого. Здесь уже необходим рассказ о том, чего ребенок не знает. Да и

отношение к ребенку требуется иное. Дошкольник очень остро реагирует на

отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. Поэтому ему уже

недостаточно проявления внимания к себе. Он требует уважительного к себе

отношения.

В следующем, старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью

общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию

со

стороны

взрослого.

Взрослый

предстает

перед

малышом

в

качестве

целостной личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Общение

разворачивается

преимуще ственно

на

фоне

с а м о с т оя т е л ь н о й

(теоретической),

а

потому

и

внеситуативно

личностной

деятельности

ребенка. Каковы реальные проявления этого общения?

Внимание дошкольников на этом этапе развития общения привлекают уже

не столько предметы окружающей среды, сколько люди и сами человеческие

отношения.

Психика

6

7

летнего

ребенка

отличается

повышенной

восприимчивостью к окружающим его взрослым, ко всему, что помогает ему

формировать свое отношение к жизни. Именно в этом возрасте происходит

интенсивное формирование и осознание понятий добра и зла. Все это и

приводит

к

смене

внеситуативно

познавательного

общения

на

внеситуативно – личностное. При этом взрослый по – прежнему ключевая

фигура для дошкольника, поскольку он основной источник знаний. Если

ранее ребенку была важна оценка взрослого за проявленные им умения, то

теперь

ребенка

волнует

оценка

себя

как

личности.

При

этом

ребенок

стремится к тому, чтобы оценки взрослого (будь – то

его собственный

поступок или других людей) совпали с его собственными. Отсюда высокая

чувствительность

ребенка

к

отсутствию

между

ним

и

взрослым

взаимопонимания,

способности

к

сопереживанию.

Внеситуативно

личностное общение способствует, во – первых, выработке моральных и

нравственных ценностей, правил поведения и следованию им, во – вторых,

оно

учит

ребенка

видеть

себя

со

стороны,

что

является

необходимым

условием сознательной регуляции собственного поведения и, в – третьих, оно

учит его различать между собой социальные роли и выбирать по отношению

к ним адекватное поведение. Главный результат этого этапа – становление

системы мотивов, которая помогает дошкольнику овладевать произвольным

поведением, появление внутреннего единства личности.

Мы видим, что система мотивов составляет психологическую основу

произвольного поведения дошкольника, когда он ведет себя, так или иначе,

не по причине аффективного «хочу», а в результате нравственного «надо». И

объясняется это не тем, что ребенок уже может сознательно управлять своим

поведением,

а

тем,

что

его

нравственные

чувства

обладают

большей

побудительной силой, чем другие мотивы.

Произвольность

поведения,

как

целостный

поведенческий

акт,

подготавливается

предшествующими

феноменами

психического

развития:

произвольностью внимания, памяти, мышления, возникновением волевых

личностных качеств.

Приведенные

четыре

этапа

развития

общения

это

всего

лишь

возможности, к сожалению, не всегда реализуемые в жизни. В реальной

жизни нередки значительные отклонения от указанных сроков. Иногда дети

до конца дошкольного возраста остаются на стадии ситуативно-делового

общения.

Довольно

часто

не

формируется

внеситуативно

личностное

общение. Так что возраст ребенка сам по себе не определяет форму его

общения.

Показателем

развития

общения

является

возможность

и

способность

общаться

на

разные

темы,

в

зависимости

от

ситуации

и

партнера.

Итак,

сюжетно

ролевая

игра,

появлению

которой

способствовали

выраженная потребность ребенка в самостоятельности («Я сам!») и наличие

взрослого, как образца поведения и деятельности, оказывает мощное влияние

на развитие познавательной сферы дошкольника и развитие его личности. В

обоих

случаях

это

влияние

сопровождается

появлением

новых

психологических образований – воображения, образного мышления, системы

мотивов,

которые

значительно

меняют

социальную

ситуацию

развития

ребенка и особым образом проявляют себя на пороге старшего дошкольного

и младшего школьного возрастов. Речь идет о том, что новые возможности,

приобретаемые

ребенком,

уже

перестают

соответствовать

сложившимся

ранее

взаимоотношениям

с

взрослыми.

У

него

появляются

новые

потребности во взаимоотношениях с ними, и потому он требует нового к себе

отношения.

Если

он

не

обнаруживает

этого,

если

его

потребности

не

удовлетворяются,

а

мотивы

фиксируются,

он,

естественно,

начинает

бунтовать.

Его

поведение

резко

изменяется,

мы

перестаем

узнавать

вчерашнего ребенка. Так в развитии дошкольника - младшего школьника

начинается кризисный период.

Общение – важнейший фактор психологического развития детей старшего

дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании

человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного

поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря

широким возможностям к обучению, человек приобретает все свои высшие

познавательные

способности

и

качества.

Через

активное

общение

с

развитыми личностями он сам превращается в личность.

Нам представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение основного

социально – психологического феномена – общения, поскольку с ним тесно

связаны стрежневые характеристики личности – мотивы, направленность,

ценностные

ориентации

именно

в

старшем

дошкольном

возрасте,

возможно, понять закономерности их формирования.

Психическое

развитие

ребенка

начинается

с

общения,

это

первый

вид

социальной активности ребенка, который возникает в онтогенезе и благодаря

которому

младенец

получает

необходимую

для

его

индивидуального

развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем

через

словесные

инструкции

приобретается

основной

жизненный

опыт

ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями

этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не

может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств

являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Только в

контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-

исторического

опыта

человечества

и

реализация

ими

прирожденной

возможности стать представителями человеческого рода.

Общение

по

нашему

представлению

специфический

вид

непосредственного

взаимодействия.

Оно

в

отличии

от

предметного,

осуществляется

с

помощью

разнообразных

коммуникативных

средств:

речевых,

мимических

и

пантомимических.

Отметим,

что

общение

не

тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются избирательные,

направленные

чувства,

в

общении

же,

как

правило,

взаимоотношения

актуализируются

и

формируются.

Общение

это,

прежде

всего

взаимопонимание,

так

никакое

результативное

общение

невозможно

без

ориентировки

на

другого

человека.

Это

особенно

проявляется

в

педагогическом общении, цель которого – воспитание личности.

Рассматривая вопросы, связанные с психическим развитием детей старшего

дошкольного

возраста

мы

отмечали,

что

на

протяжении

дошкольного

возраста резко изменяются содержание и формы деятельности ребенка. В

возрасте шести лет проявляется активность и направленность дошкольника, в

результате

чего

значительно

изменяется

содержание

и

форма

общения

ребенка с другими людьми и его отношении к самому себе.

Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со

взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка.

Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, в результате чего перестроились

все его отношения а основным мотивом, побуждающим ребенка вступать в

общение со взрослыми является содержательность этого общения, в силу

которых

ребенок

стремиться

установить

и

расширить

контакты

с

окружающим людьми.

Общение со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть

более

широкого

взаимодействия

ребенка

и

взрослого,

побуждаемого

и

другими

потребностями

детей.

Поэтому

развитие

мотивов

общения

происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым

мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в

признании

и

поддержке.

На

этой

основе

мы

выделяем

и

три

основные

категории мотивов общения – познавательные, деловые, и личностные.

Анализ

психического

развития

ребенка

показывает,

что

в

процессе

усложнения

и

развития

психических

процессов

возникают

закономерно

сменяющие друг друга уровни общения ребенка со взрослым, качественно

отличающихся

друг

от

друга.

Таким

образом,

развитие

общения

со

взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит смена нескольких

форм общения.

Важнейшее

значение

в

возникновении

и

развитии

общения

имеет

взаимодействие

взрослого,

опережающая

инициатива

которого

постоянно

«подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по

принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослыми практика

взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их

социальных потребностей.

Бесспорен тот факт, что фундамент личности ребенка закладывается в

семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств,

навыков социального поведения. Наиболее важными факторами, влияющими

на

формирование

личности

ребенка

и

его

межличностные

отношения,

являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта с родителями,

позиция ребенка в семье.

Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со

стороны

близких

взрослых

являются

для

ребенка

необходимым

своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение

защищенности,

обеспечивает

эмоциональное

равновесие,

повышает

самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального

общения, недостаток внимания со стороны взрослых близких способствует

появлению у ребенка невротизма, тревожности.

М. И. Лисина на основании своих исследований общения детей со взрослыми

приходит к заключению, что атмосфера общения с близкими людьми в семье

во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка.

А.

С.

Макаренко,

глубоко

вникая

в

проблемы

семейного

воспитания,

неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых

родителей.

Причем

счастье

он

видел

не

в

материальном

достатке,

а

в

благополучии, связанном со сферой общения и отношений.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что семья оказывает

важнейшее, если не самое главное влияние на формирование и становление

психики

ребенка,

посредством

общения

с

ним.

От

своеобразия

условий

общения ребенка в семье – наличие эмоционального контакта ребенка со

взрослым, степень внимания, которое уделяется ребенку в семье, наличие или

отсутствие единодушного подхода взрослых к воспитанию ребенка тесно

связано будущее ребенка.

Изменяются и взаимоотношения дошкольника со сверстниками, для

старшего

дошкольника

уже

недостаточно

«мирное

соседство»

с

другими

ребятами. Появляется не просто желание играть с другими детьми, в старшем

дошкольном возрасте ребенок просто не может играть один: он стремиться

рассказать что – то товарищу, выполнить вместе с ним трудовые поручения.

Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между

детьми.

Накопленный

каждым

ребенком

практический

опыт

жизни

и

совместной

с

другими

детьми

деятельности

создает

возможность

для

формирования маленьких коллективов.

Отметим, что общение в группе сверстников существенно отражается на

развитие

личности

ребенка.

От

стиля

общения,

от

положения

среди

сверстников

зависит,

насколько

ребенок

чувствует

себя

спокойным,

удовлетворенным,

в

какой

мере

он

усваивает

нормы

отношений

со

сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в

которых проявляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Именно

общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения, «за

радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства.

Группа детского сада и семья находятся в сложном взаимодействии. Так,

нормы поведения, усвоенные в семье, находят свое отражение в поведении

ребенка

при

его

общении

со

сверстниками.

С

другой

стороны,

многие

качества, приобретенные в детском обществе, ребенок приносит в семью, где

они претерпевают своеобразное преломление в соответствии с правилами

установленными родителями.

Развитие личности ребенка и его отношений с детьми в значительной

степени

определяется

общением

ребенка

дошкольника

с

воспитателем

группы

детского

сада.

Через

него

часто

не

в

меньшей

мере,

чем

через

родителей, опосредуются отношения ребенка с широким социальным миром

за пределами комнаты детского сада. Стиль общения воспитателя с детьми,

его ценностные ориентации находят отражение в ценностных ориентациях

детей,

в

их

общении,

отношениях

и

взаимодействии

друг

с

другом,

в

психологическом микроклимате группы.

Активность

дошкольника

в

общении,

так

же

как

и

познавательная

активность,

приобретает

у

дошкольного

возраста

управляемый,

произвольный

характер.

Воспитатель

с

помощью

правил

регулирует

поведение ребенка, включение в жизнь ребенка тщательно разработанную

систему

требований,

которые

регламентируют

поведение

детей,

в

значительной степени определяет действие детей в конкретных условиях их

жизни.

Но что очень важно, правила становятся основой для оценки ребенком своих

действий

и

качеств,

действий

и

качеств

других

детей,

а

также

своих

взаимоотношений

в

коллективе.

Отличительной

особенностью

поведения

детей старшего дошкольного возраста становится то, что отмечается переход

к

обобщенному

восприятию

правил,

тем

самым

правила

поведения

приобретают обобщенной нормы поведения. Накапливая социальный опты,

опыт общения с детьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все

более

обобщенными

правилами

и

все

шире

используют

знакомые

им

критерии оценок для выражения своего отношения к людям.

Подведем некоторые итоги. Общение - один из важнейших факторов

общего психического развития ребенка. Общение, как и всякая деятельность,

предметно. Предметом или объектом деятельности общения является другой

человек,

партнер

по

совместной

деятельности.

Конкретным

предметом

деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера,

которые появляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они

становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и

себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии и

свойствах) также входит в продукт общения.

Заключение

При

изучении

влияния

общения

на

формирование

личности

ребенка

необходимо

учитывать

особенности

развития

ребенка,

многоуровневые

социальные и психологические феномены. Формы и способы общения и

взаимодействия детей со сверстниками и близкими взрослыми – внешний

слой, так и более глубокие – содержание общения и взаимодействия, а также

мотивы

и

потребности,

лежащие

в

их

основе,

отношения

детей

к

окружающим и к выполняемой деятельности.

Природа

детских

отношений

и

особенностей

их

общения

отчетливо

прослеживается в особенностях стиля общения взрослых с детьми, причем

существует

прямая

зависимость

характера

детских

взаимоотношений

в

группе от характера общения взрослых. Условия общения детей в семье,

степень эмоционального комфорта тесно связаны с такими характеристиками

личности

как

самостоятельность,

настойчивость,

умение

выразить

сочувствие другому.

Особенности общения детей с близкими в семье открывают воспитателю

новые возможности для работы с родителями. Эти знания помогут взять на

вооружение наиболее удачный опыт семейного воспитания и использовать

его в работе детского сада. Вместе с тем, в процессе контакта с родителями

педагог

и

психолог

детского

сада

могут

оказать

позитивное

влияние,

направленное на устранение нежелательных явлений в общении детей и

взрослых в семье.



В раздел образования