Автор: Русскова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования № 49"
Населённый пункт: Тульская область, пос. Рождественский
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы в технологии "ситуация деятельностного подхода "
Тема: "Филимоновское чудо"
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности детей
подготовительной группы в технологии ситуации деятельностного подхода.
Воспитатель: Русскова Наталья Евгеньевна
Тема: Филимоновское чудо.
Цель: знакомство с произведением декоративно-прикладного искусства
филимоновской игрушкой, ее историей и народными основами, с
традиционным элементом филимоновской росписи – цветком, учиться
рисовать филимоновский цветок.
1.
Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.
Проведение экскурсии ребенком (экскурсоводом) в музее Филимоновской
игрушки. Выставка филимоновской игрушки оборудована на подоконнике.
Стоят образцы игрушек. Висят плакаты с образцами игрушек, сюжетами и их
значением. Репродукция картины Б.М. Кустодиева «Ярмарка». Рядом –
выставка фотографий детей на «Филимоновской площадке» в Зареченском
районе г. Тулы. Детские работы по теме, композиция деревни, птички
приютились на ветке дерева, пение птиц будет служить фоном всего занятия.
Экскурсовод входит в первый импровизированный зал музея. Настя
наряжена в цветастый фартук. За ней с фотоаппаратами, телефонами, с
сумками – экскурсанты. Разворачивается диалог между экскурсоводом и
экскурсантами.
- Здравствуйте, я ваш экскурсовод Настя Воронова. Давайте
знакомиться!
- Я - Ася, я – Алиса…
- Откуда вы приехали?
- Мы приехали из поселка Рождественский.
- Добро пожаловать в музей Филимоновской игрушки! А кто-нибудь из
вас был в нашем музее?
- Да, мы были вместе со своей группой и с родителями.
2.
Актуализация знаний.
Дидактические задачи: продолжать развивать декоративное творчество
детей ; активизировать и обогащать словарный запас детей, продолжать
упражнять детей в согласовании слов в предложении; помогать
правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать
языковые средства для соединения их частей(чтобы, когда, потому что
и другие).
Диалог экскурсовода с экскурсантами продолжается.
- Филимоновская игрушка – это произведение декоративно
-прикладного , искусства, ей уже почти 1000 лет. Это очень много.
- Как вы думаете, почему игрушка называется филимоновской?
- Она названа так по легенде в честь деда Филимона – мастера, гончара
и игрушечника.
- А может кто-то догадался, из чего эта игрушка сделана?
- Из черно-синей глины (синики), пластичной, из нее вытягиваются
длинные формы с неширокой юбкой – колоколом у барыни с узкой
талией и шеей, переходящей в маленькую головку.
- Вот слепили из глины игрушку – свистульку , а перед нами она не
черная, а белая. Как так произошло?
- Ее ставят в печь и обжигают несколько часов при t- 900-1000градусов.
- Филимоновская глина – волшебная. Она превращается из черной в
белую.
Экскурсовод предлагает экскурсантам пройти во второй зал, где
работают гончары. Здесь происходит диалог между гончарами.
Первый гончар:
- Мы лепим посуду, чтобы потом продавать ее на ярмарке. Но это
требует много времени: надо уезжать в город, а оставлять семью и дом
без присмотра и пропитания нельзя.
Второй гончар:
- Эту посуду мы делаем и для дома. И продаем перекупщикам. Пусть
цена небольшая, зато мы дома еще больше вылепить мисок и чашек.
Мы – братья.
Первый гончар:
- Мой дед был гончар, отец мой – гончар, я – гончар, и сын мой будет
гончаром.
3.
Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для
дальнейшего выполнения задания (рисование филимоновского цветка);
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации
затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные
операции, анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Экскурсовод предлагает пройти в третий зал и посмотреть, чем
занимаются девочки за столами. Они имитируют лепку и роспись
игрушек - свистулек, разговаривая между собой о том, какие и почему
им нравится расписывать игрушки, каким орнаментом украшать и что
он означает. Мастерицы рассказывают об узоре «елочке», о символизме
фигуры барыни, коровы, солдата, петушка, об особенностях росписи их
одежды. Бабушки и внучки лепили и продавали игрушки на ярмарке.
Когда девочка подрастала, у нее уже было приданое (денежки от
продажи свистулек). Она считалась богатой невестой.
4.
Физкультминутка про капусту.
Место, где лепили и расписывали филимоновскую свистульку, было
неплодородным, почвы глинистые. Предлагаю детям побыть волшебниками,
чтобы в Филимоново выросла капуста.
Посадили мы капусту, (наклоны вниз)
Выросла капуста густо, (дети встали на носочки и тянут руки вверх)
Рассадили мы ее, (руки в стороны)
Мы капусту поливали, (далее выполнение движений по тексту)
Урожай потом собрали.
Выросла вкусной круглая капуста.
Стали на зиму солить!
Что нам надо не забыть?
Порежем капусту,
Посолим, помнём.
Морковку помоем,
На терке потрем.
Смешаем с капустой,
Достанем ведро
И доверху плотно уложим в него.
Заквасится капуста,
Будет очень вкусной!
5.
Открытие нового знания.
Рисование филимоновского цветка.
Дидактические задачи:
1.
Вспомнить элементы филимоновской росписи (их названия,
цветовое решение).
2.
Развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному
искусству, наблюдательность, внимание, мышление.
3.
Развивать образность, эмоциональность речи, формировать умение у
детей использовать сравнения, обогащать и активизировать словарь,
доказывать свою точку зрения, приводить примеры,
совершенствовать умения высказываться логично и связно, умение
анализировать и делать выводы.
4.
Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального
переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения
путем поиска новых нестандартных форм выражения действия.
На доске висит плакат с филимоновскими узорами и орнаментами. После
физкультминутки дети приглашаются на мастер-класс по рисованию
филимоновского цветка.
Предварительно ведется беседа по вопросам.
Предлагается вспомнить элементы филимоновской росписи( круг, точки,
елочка, зигзаги и дуги, косые и волнистые линии).
Что такое орнамент?
Что означает зигзаг и дуги ? (символы радуги и небесных вод, дождя,
который несет плодородие земле).
Маленькие точки – символы зерна, засеянного поля, добра, достатка и
благополучия.
Круг – полосочка на игрушке в языческие времена была символом оберега,
спасения, символом добра против зла. Замкнутый круг предотвращал
вторжение злых сил.
Какими тремя красками пользовались мастерицы для росписи свистулек?
(желтой, красной и зеленой)
Что означают цвета красок ? (желтая – цвет солнца, огня, воздуха; красная –
символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и
красоты; зеленая – символ возрождения жизни)
Сегодня будем учиться рисовать филимоновский цветок.
Что напоминает вам этот цветок? («тортик, мишень, штурвал корабля,
одуванчик, разрезанный тортик, похож на филимоновское колесо обозрения,
на филимоновскую шину для машины)
Мы будем рисовать два цветка. Один рисуем вместе по образцу, а второй -
самостоятельно.
Напоминаю о том, с какой краски начнем рисовать (с желтой , нарисуем круг
–фон, потом красной будем рисовать тонкие линии по контуру, а зеленой
распишем елочку).
Перед работой с кисточкой проводится пальчиковая гимнастика.
«Кулак – кольцо». Поочередное синхронное соединение большого пальца с
остальными на обеих руках (3-5 раз).
Обращаю внимание на правильное положение кисточки в руке, в воздухе
рисуем кисточкой круг несколько раз.
Воспитатель обращает внимание, что первый цветок рисуется по образцу, а
второй – самостоятельно.
Рисование начинается под музыку. Во весь период рисования звучит музыка.
Дети смотрят на доску, где воспитатель показывает, как рисуется цветок.
Рисуем с левой стороны круг желтым цветом. Закрашиваем его по кругу.
Рисуем второй круг , немного отступив от первого, стараемся, чтобы по
величине они были одинаковыми.
Проведем красной краской тонкую по контуру первого круга (линии рисуем
одной толщины, кружочек внутри большого круга, от него отходят лучики).
Второй круг самостоятельно расписываем элементами филимоновской
росписи красной краской.
Обращаемся к зеленой краске, доделываем первый цветок (рисуем ёлочку
внутри).
Воспитатель обращает внимание на правильную осанку, на положение
ведущей руки на парте, левая рука придерживает лист бумаги).
Музыка звучит ярмарочная.
5.
Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: продолжать знакомить с филимоновской
росписью; закреплять умения создавать узоры в круге, используя
характерные элементы и колорит; развивать эстетическое
восприятие.
Дети самостоятельно рисуют второй цветок.
6.
Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, то, что они
делали на занятии, создать ситуацию успеха.
После завершения этапа рисования, воспитатель обращается к детям с
вопросом о том, получилось ли передать филимоновское настроение
нарисованным цветам.
Воспитатель демонстрирует работы, «яркие цветы у Захара…»,
«нежные – у Кристины…», «мощные дубы…»,…
- Настенька, что означают мазки на твоем рисунке?
- У Алисы целая задумка…
- У Маши…
- Молодцы!
- Умники!
Слепили, расписали свистульку, а что же дальше с ними делали?
(расписывали их девочки 7-8 лет ,потом везли свистульки продавать
на базар, а деньги складывали в приданое; ранее мы рассматривали
картину Б.М. Кустодиева «Ярмарка»)
Свист свистулек отгоняет злые чары, создавал радостное
настроение.
Давайте вместе споем частушки, а в проигрышах аккордеона вместе будем
свистеть в свои свистульки.
Частушки.
1.
Серый зайка хитрой мышке
Дал четыре кочерыжки,
Мышка хвостиком махала:
«Мне четыре будет мало».
2.
Пять ежат и еж с ежихой
Долго шли за облепихой.
Знают про нее ежата:
Витаминами богата.
3.
У Мишутки до берлоги
Нет проторенной дороги,
Это значит: Мишкин мед
Даже пчелка не найдет.
4.
У осины вдоль речушки
Пели песенку лягушки.
Стали спорить на дорожке,
У кого длиннее ножки.
5.
В колокольчик муравей
Собирает всех своих друзей.
Собирайтесь-ка в кружок,
На зелененький лужок.
6.
Пляшет с мухою паук,
С тараканом – майский жук,
Со стрекозкой – светлячок,
А с улиткою – сверчок.
После исполнения частушек, воспитатель говорит детям, какие они молодцы
и спрашивает их впечатление от занятия.
Детям понравилось «рисовать», «петь», « лепить из глины», «быть
мастерицей», «экскурсоводом», «всё понравилось».
Занятие закончилось по времени, а мы дальше с вами будем рисовать
филимоновские узоры, лепить из глины, расписывать игрушки уже в
свободное от занятий время.