Автор: Скворцова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1598"
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: конспект урока обучения грамоте в 1 классе (по ФГОС)
Тема: "Гласные звуки и буквы"
Раздел: начальное образование
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
по теме «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
(урок-повторение)
Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Гласные звуки и
буквы».
Задачи урока:
закрепить умение дифференцировать звук-букву, умение распознавать на
слух гласные звуки; повторить знания о гласных звуках и буквах русского
языка, об их роли в слогообразовании и в произношении согласных звуков;
повторить понятия «звук», «буква», «ударный-безударный гласный звук»,
«слог», «речь»;
развивать речь, внимание, мышление, воображение уч-ся; развивать умение
работать самостоятельно индивидуально, в группе, в парах;
воспитывать любовь к предмету и к русскому языку; дружеские отношения и
чувство сотрудничества.
Оборудование: интерактивная
доска,
персональный
ноутбук
для
учителя,
использование электронных ресурсов и презентации с заданиями, карточка для
индивидуальной
самостоятельной
работы,
карточки
с
гласными
буквами
для
работы в парах.
ЭТАПЫ УРОКА
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Примечание
1.
Орг.момент.
(психологический
настрой).
-
Здравствуйте,
ребята!
Я
рада
всех
вас
сегодня видеть на занятии! А вы рады нашей
встрече?..
- Давайте проведем сегодняшний наш урок и
весь учебный день в хорошем настроении! А
для того, чтобы нам создать это настроение,
давайте
сейчас
все
вместе
повернемся
к
своим
соседям
справа
и
слева
и
просто
улыбнемся!...
-
Садитесь,
пожалуйста.
Мы
начинаем
наш
урок.
Да…
Дети улыбаются
друг другу.
2.
Актуализация знаний.
- Напомните, пожалуйста, какой у нас сейчас с
урок?..
- Верно. А зачем мы учимся читать?..
- А чем мы пользуемся при общении?
- Вспомните, какою бывает РЕЧЬ?
-
Скажите,
а
чему
мы
должны
научиться,
чтобы
общаться
при
помощи
устной
и
письменной речи?
- Верно, ребята. Именно поэтому, у каждого
из нас в жизни был и есть самый первый ,
главный учитель… И он лежит сейчас у меня…
вот в этом портфеле…
- Вы догадались, что это?
- Совершенно верно! Это наш самый первый
учитель. А почему?
Чтение.
Чтобы быть
грамотными
людьми, много
знать, чтобы уметь
общаться.
Речью.
Устная и
письменная.
Научиться читать и
писать,
познакомившись с
буквами и звуками.
Букварь.
Букварь знакомит
нас с буквами и
звуками, учит
читать,
составлять слова и
предложения.
3.
Мотивация учебной
деятельности
(постановка цели и задач
урока).
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А на корабле когда-нибудь плавали?
-
Вы
готовы
прямо
сейчас
отправиться
в
путешествие?
-Тогда закройте глаза и представьте, что мы
плывем на корабле, вокруг нас безбрежный
океан, слышны крики чаек…
- Откройте глаза!..
- Итак, мы отправляемся в путешествие! Вы
спросите меня – куда? А я вам отвечу – мы
отправляемся
в
сказочную
страну!
А
вот
в
какую – об этом вы мне расскажете сами, но
попозже.
Помогут
же
нам
узнать,
в
какую
страну мы направляемся, обитатели тех мест,
мимо которых мы будем проплывать…
1).- И кого же первого мы встречаем на своем
Ответы детей.
Ответы детей.
………………………….
Дети закрывают
глаза. У.включает
проектор – СЛАЙД-1.
СЛАЙД-2.
пути?..
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь!
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель - …
Змея вся в пятнах,
Как жираф,
Зовется именем…
- Вот кого мы повстречали на своем пути!
- Как можно одним словом назвать всех, кого
мы встретили?
-
Ребята,
вспомните,
как
называют
тех
животных,
которые
сами
заботятся
о
себе:
находят
и
строят
себе
жилища,
добывают
самостоятельно
себе
пищу,
растят
своих
детенышей и заботятся о них сами?
-
Скажите,
а
о
чем
мы
должны
помнить,
сталкиваясь
в
природе
с
такими
–
дикими
животными?
-
Верно.
А
теперь
посмотрите
на
этих
животных и скажите, что общего у всех у них в
названиях?
-
Вы
помните,
те,
кого
мы
должны
были
встретить на своем пути, должны были нам
подсказать
название
той
страны,
куда
мы
плывем. Вы догадались, как называется эта
страна? Сейчас мы проверим!
- Посмотрите, мы приближаемся к какому-то
острову!
- Куда же мы приплыли?
Ящерица.
Осы.
Ёжик.
Удав.
СЛАЙД-3.
Животные.
Дикие животные.
Быть с ними
осторожными: не
подходить близко,
не брать в руки, не
забирать домой, не
обижать их, не
разорять их дома.
Все названия
животных
начинаются с букв,
обозначающих
гласные звуки.
СЛАЙД-4.
Страна гласных букв
и звуков.
СЛАЙД-5.
- Ребята, вы угадали! Мы приплыли в страну
гласных звуков и букв!
-
Кто
догадался,
как
называется
тема
сегодняшнего урока?
-
Верно.
Сегодня
на
уроке
мы
с
вами
вспомним
и
повторим
все,
что
знаем
о
гласных.
СЛАЙД-6.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ и
ЗВУКИ.
4.
Обобщение и
систематизация
знаний.
- Ребята, жители этой страны рады нас видеть
у себя в гостях. Но, прежде, чем они выйдут к
нам на встречу, они хотели бы вас проверить
– хорошо ли вы знакомы с ними, знаете ли
вы, чем звук отличается от буквы?..
Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим.
Буковки мы – пишем.
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!
То есть звуки слышим,
Ну а буквы только пишем!
- Ребята, а как принято обозначать звук, чтобы
не перепутать его с буквой?..
- А как узнать гласный звук?
Звуки голоса польются,
Называя их, поем,
Звуки гласными зовутся –
В каждом слове их найдем.
2).- Какое же задание приготовили для нас
жители страны гласных? А вот и оно.
-Я
указываю
на
то,
что
записано
на
доске.
Если это буква – вы пишете ее в воздухе, а
если звук – произносите.
-
Молодцы!
Вы
были
внимательны
и
справились с этим заданием! Поэтому жители
страны гласных приветствуют вас!
- Посмотрите, какие они красивые, яркие!
-
Ребята,
скажите,
а
кто
к
нам
вышел
навстречу? Почему только они?
-
Д а в а й т е
в с п о м н и м ,
к а к и е
б у к в ы ,
обозначающие гласные звуки, существуют в
Звуки слышим и
произносим, а буквы
видим и пишем.
В квадратных
скобках.
Его можно пропеть,
протянуть,
выдыхаемый воздух
не встречает во рту
преград.
СЛАЙД-7.
Дети читают.
Игра ЗВУК-БУКВА.
СЛАЙД-8.
Буквы.
Звук нельзя увидеть.
10 букв.
русском языке и сколько их?
3).-Давайте найдем их и назовем
(1 чел.у доски). Молодцы!
4).- Ж и т е л и
с т р а н ы ,
гл а с н ы е ,
с н о в а
приготовили для вас задание. Что же надо
сделать?
-
Они
хотят,
чтобы
вы
прочитали
то,
что
записано…
- Что вы прочитали?
- Из чего состоит слово? Из чего состоит слог?
- Может ли слог состоять только из согласных?
- Какой вывод мы можем сделать?
Гласные зачем нужны?
Для чего они важны?
Нет вот гласных – нет слогов,
Без слогов не будет слов!
- А как определить, сколько слогов в слове?
ФИЗМИНУТКА
Волны плещут в океане,
Что там плещется в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
Ищем ракушки в песке,
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
5).- Ребята, скажите, а почему в некоторых
случаях
мы
произносим
в
слоге
согласный
твердо, а в некоторых – мягко? От чего это
зависит?
- Гласные буквы приготовили вам еще одно
задание
–
помогите
им
разделиться
на
2
группы.
Это
задание
выполняйте
в
парах
(потом 1 уч.у доски).
6). – Молодцы, ребята! Жители страны снова
вышли к нам…
СЛАЙД-9
Дети читают слоги.
Слоги, слова.
Из согласного и
гласного.
Нет.
Гласные участвуют
в образовании слогов
и слов.
Сколько гласных –
столько и слогов.
Зависит от букв,
обозначающих
гласные звуки,
которые стоят
после согласных.
В конвертах
карточки с буквами.
СЛАЙД-10.
- Но что-то они задумали! Стоят некоторые
парами, хитро улыбаются?
-
Как
вы
думаете,
почему
гласные
буквы
именно
так
разбились
на
пары?
И
почему
буквы Ы и И не стоят вместе??
- Так что же получается – звуков не столько
же, сколько и букв?
- А сколько их?
-
Давайте
вспомним
все
гласные
звуки
и
назовем их.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Звуки голоса польются,
Их читаем, как поем.
Звуки гласными зовутся,
В каждом слове их найдем
А, О, У, Э, И, Ы –
Гласные пропели мы!
- Ребята, а какими бывают гласные звуки?
Буквы по парам – те,
которые
обозначают один и
тот же звук.
Нет, звуков меньше.
Звуков 6.
Ударные и
безударные.
5.
Контроль усвоения.
7.)- Возьмите из своих папок-уголков листочек
с
заданием,
положите
перед
собой.
Вам
необходимо сейчас составить звуковую схему
слова-названия предмета. Давайте вспомним,
какими цветами обозначаются звуки…
-
Те,
кто
выполнил,
уберите
снова
все
в
уголок.
Дети выполняют
работу.
СЛАЙД 11.
6.
Рефлексия и
домашнее задание.
- Итак, ребята, нам пора вновь возвращаться
назад, домой! Буквы не прощаются с нами,
они говорят «До свидания!».
-
Какую
пользу
принесло
нам
сегодняшнее
путешествие? (Мы повторили все о гласных).
- Вам понравилось путешествие? (Да).
- Дома вам необходимо будет нарисовать на
листе то, что больше всего вам запомнилось
из
сегодняшнего
путешествия
в
Страну
Гласных букв и звуков.
- Ну а теперь вспомните, каким было ваше
настроение в начале урока. Если оно у вас
осталось
хорошим,
или
стало
еще
лучше,
возьмите
солнышко,
если
ваше
настроение
стало хуже, испортилось – возьмите облачко.
Покажите, какое у вас настроение.
- Урок окончен. Спасибо.
СЛАЙД-12.
Дети показывают
солнышко или
облачко.