Напоминание

"Гласные звуки и буквы"


Автор: Скворцова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1598"
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: конспект урока обучения грамоте в 1 классе (по ФГОС)
Тема: "Гласные звуки и буквы"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

по теме «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

(урок-повторение)

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Гласные звуки и

буквы».

Задачи урока:

закрепить умение дифференцировать звук-букву, умение распознавать на

слух гласные звуки; повторить знания о гласных звуках и буквах русского

языка, об их роли в слогообразовании и в произношении согласных звуков;

повторить понятия «звук», «буква», «ударный-безударный гласный звук»,

«слог», «речь»;

развивать речь, внимание, мышление, воображение уч-ся; развивать умение

работать самостоятельно индивидуально, в группе, в парах;

воспитывать любовь к предмету и к русскому языку; дружеские отношения и

чувство сотрудничества.

Оборудование: интерактивная

доска,

персональный

ноутбук

для

учителя,

использование электронных ресурсов и презентации с заданиями, карточка для

индивидуальной

самостоятельной

работы,

карточки

с

гласными

буквами

для

работы в парах.

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Примечание

1.

Орг.момент.

(психологический

настрой).

-

Здравствуйте,

ребята!

Я

рада

всех

вас

сегодня видеть на занятии! А вы рады нашей

встрече?..

- Давайте проведем сегодняшний наш урок и

весь учебный день в хорошем настроении! А

для того, чтобы нам создать это настроение,

давайте

сейчас

все

вместе

повернемся

к

своим

соседям

справа

и

слева

и

просто

улыбнемся!...

-

Садитесь,

пожалуйста.

Мы

начинаем

наш

урок.

Да…

Дети улыбаются

друг другу.

2.

Актуализация знаний.

- Напомните, пожалуйста, какой у нас сейчас с

урок?..

- Верно. А зачем мы учимся читать?..

- А чем мы пользуемся при общении?

- Вспомните, какою бывает РЕЧЬ?

-

Скажите,

а

чему

мы

должны

научиться,

чтобы

общаться

при

помощи

устной

и

письменной речи?

- Верно, ребята. Именно поэтому, у каждого

из нас в жизни был и есть самый первый ,

главный учитель… И он лежит сейчас у меня…

вот в этом портфеле…

- Вы догадались, что это?

- Совершенно верно! Это наш самый первый

учитель. А почему?

Чтение.

Чтобы быть

грамотными

людьми, много

знать, чтобы уметь

общаться.

Речью.

Устная и

письменная.

Научиться читать и

писать,

познакомившись с

буквами и звуками.

Букварь.

Букварь знакомит

нас с буквами и

звуками, учит

читать,

составлять слова и

предложения.

3.

Мотивация учебной

деятельности

(постановка цели и задач

урока).

- Ребята, вы любите путешествовать?

- А на корабле когда-нибудь плавали?

-

Вы

готовы

прямо

сейчас

отправиться

в

путешествие?

-Тогда закройте глаза и представьте, что мы

плывем на корабле, вокруг нас безбрежный

океан, слышны крики чаек…

- Откройте глаза!..

- Итак, мы отправляемся в путешествие! Вы

спросите меня – куда? А я вам отвечу – мы

отправляемся

в

сказочную

страну!

А

вот

в

какую – об этом вы мне расскажете сами, но

попозже.

Помогут

же

нам

узнать,

в

какую

страну мы направляемся, обитатели тех мест,

мимо которых мы будем проплывать…

1).- И кого же первого мы встречаем на своем

Ответы детей.

Ответы детей.

………………………….

Дети закрывают

глаза. У.включает

проектор – СЛАЙД-1.

СЛАЙД-2.

пути?..

Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь!

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель - …

Змея вся в пятнах,

Как жираф,

Зовется именем…

- Вот кого мы повстречали на своем пути!

- Как можно одним словом назвать всех, кого

мы встретили?

-

Ребята,

вспомните,

как

называют

тех

животных,

которые

сами

заботятся

о

себе:

находят

и

строят

себе

жилища,

добывают

самостоятельно

себе

пищу,

растят

своих

детенышей и заботятся о них сами?

-

Скажите,

а

о

чем

мы

должны

помнить,

сталкиваясь

в

природе

с

такими

дикими

животными?

-

Верно.

А

теперь

посмотрите

на

этих

животных и скажите, что общего у всех у них в

названиях?

-

Вы

помните,

те,

кого

мы

должны

были

встретить на своем пути, должны были нам

подсказать

название

той

страны,

куда

мы

плывем. Вы догадались, как называется эта

страна? Сейчас мы проверим!

- Посмотрите, мы приближаемся к какому-то

острову!

- Куда же мы приплыли?

Ящерица.

Осы.

Ёжик.

Удав.

СЛАЙД-3.

Животные.

Дикие животные.

Быть с ними

осторожными: не

подходить близко,

не брать в руки, не

забирать домой, не

обижать их, не

разорять их дома.

Все названия

животных

начинаются с букв,

обозначающих

гласные звуки.

СЛАЙД-4.

Страна гласных букв

и звуков.

СЛАЙД-5.

- Ребята, вы угадали! Мы приплыли в страну

гласных звуков и букв!

-

Кто

догадался,

как

называется

тема

сегодняшнего урока?

-

Верно.

Сегодня

на

уроке

мы

с

вами

вспомним

и

повторим

все,

что

знаем

о

гласных.

СЛАЙД-6.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ и

ЗВУКИ.

4.

Обобщение и

систематизация

знаний.

- Ребята, жители этой страны рады нас видеть

у себя в гостях. Но, прежде, чем они выйдут к

нам на встречу, они хотели бы вас проверить

– хорошо ли вы знакомы с ними, знаете ли

вы, чем звук отличается от буквы?..

Звуки с вами говорим,

Произносим и кричим,

Шепчем, воем, слышим.

Буковки мы – пишем.

Можем их нарисовать,

Напечатать и прислать!

То есть звуки слышим,

Ну а буквы только пишем!

- Ребята, а как принято обозначать звук, чтобы

не перепутать его с буквой?..

- А как узнать гласный звук?

Звуки голоса польются,

Называя их, поем,

Звуки гласными зовутся –

В каждом слове их найдем.

2).- Какое же задание приготовили для нас

жители страны гласных? А вот и оно.

указываю

на

то,

что

записано

на

доске.

Если это буква – вы пишете ее в воздухе, а

если звук – произносите.

-

Молодцы!

Вы

были

внимательны

и

справились с этим заданием! Поэтому жители

страны гласных приветствуют вас!

- Посмотрите, какие они красивые, яркие!

-

Ребята,

скажите,

а

кто

к

нам

вышел

навстречу? Почему только они?

-

Д а в а й т е

в с п о м н и м ,

к а к и е

б у к в ы ,

обозначающие гласные звуки, существуют в

Звуки слышим и

произносим, а буквы

видим и пишем.

В квадратных

скобках.

Его можно пропеть,

протянуть,

выдыхаемый воздух

не встречает во рту

преград.

СЛАЙД-7.

Дети читают.

Игра ЗВУК-БУКВА.

СЛАЙД-8.

Буквы.

Звук нельзя увидеть.

10 букв.

русском языке и сколько их?

3).-Давайте найдем их и назовем

(1 чел.у доски). Молодцы!

4).- Ж и т е л и

с т р а н ы ,

гл а с н ы е ,

с н о в а

приготовили для вас задание. Что же надо

сделать?

-

Они

хотят,

чтобы

вы

прочитали

то,

что

записано…

- Что вы прочитали?

- Из чего состоит слово? Из чего состоит слог?

- Может ли слог состоять только из согласных?

- Какой вывод мы можем сделать?

Гласные зачем нужны?

Для чего они важны?

Нет вот гласных – нет слогов,

Без слогов не будет слов!

- А как определить, сколько слогов в слове?

ФИЗМИНУТКА

Волны плещут в океане,

Что там плещется в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем.

Ищем ракушки в песке,

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

5).- Ребята, скажите, а почему в некоторых

случаях

мы

произносим

в

слоге

согласный

твердо, а в некоторых – мягко? От чего это

зависит?

- Гласные буквы приготовили вам еще одно

задание

помогите

им

разделиться

на

2

группы.

Это

задание

выполняйте

в

парах

(потом 1 уч.у доски).

6). – Молодцы, ребята! Жители страны снова

вышли к нам…

СЛАЙД-9

Дети читают слоги.

Слоги, слова.

Из согласного и

гласного.

Нет.

Гласные участвуют

в образовании слогов

и слов.

Сколько гласных –

столько и слогов.

Зависит от букв,

обозначающих

гласные звуки,

которые стоят

после согласных.

В конвертах

карточки с буквами.

СЛАЙД-10.

- Но что-то они задумали! Стоят некоторые

парами, хитро улыбаются?

-

Как

вы

думаете,

почему

гласные

буквы

именно

так

разбились

на

пары?

И

почему

буквы Ы и И не стоят вместе??

- Так что же получается – звуков не столько

же, сколько и букв?

- А сколько их?

-

Давайте

вспомним

все

гласные

звуки

и

назовем их.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Звуки голоса польются,

Их читаем, как поем.

Звуки гласными зовутся,

В каждом слове их найдем

А, О, У, Э, И, Ы –

Гласные пропели мы!

- Ребята, а какими бывают гласные звуки?

Буквы по парам – те,

которые

обозначают один и

тот же звук.

Нет, звуков меньше.

Звуков 6.

Ударные и

безударные.

5.

Контроль усвоения.

7.)- Возьмите из своих папок-уголков листочек

с

заданием,

положите

перед

собой.

Вам

необходимо сейчас составить звуковую схему

слова-названия предмета. Давайте вспомним,

какими цветами обозначаются звуки…

-

Те,

кто

выполнил,

уберите

снова

все

в

уголок.

Дети выполняют

работу.

СЛАЙД 11.

6.

Рефлексия и

домашнее задание.

- Итак, ребята, нам пора вновь возвращаться

назад, домой! Буквы не прощаются с нами,

они говорят «До свидания!».

-

Какую

пользу

принесло

нам

сегодняшнее

путешествие? (Мы повторили все о гласных).

- Вам понравилось путешествие? (Да).

- Дома вам необходимо будет нарисовать на

листе то, что больше всего вам запомнилось

из

сегодняшнего

путешествия

в

Страну

Гласных букв и звуков.

- Ну а теперь вспомните, каким было ваше

настроение в начале урока. Если оно у вас

осталось

хорошим,

или

стало

еще

лучше,

возьмите

солнышко,

если

ваше

настроение

стало хуже, испортилось – возьмите облачко.

Покажите, какое у вас настроение.

- Урок окончен. Спасибо.

СЛАЙД-12.

Дети показывают

солнышко или

облачко.



В раздел образования