Напоминание

"ИГРА–ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ"


Автор: Карпова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "ИГРА–ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Карпова Татьяна Валентиновна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №42 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ

ИНИЦИАТИВЫ

(из опыта работы)

Театр-волшебный мир игры и

приключений.

Любой малыш здесь хочет побывать:

Вдруг превратиться в золушку иль в

принца и всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник.

Своею палочкой волшебной проведя.

И вот ребёнок, скромный и застенчивый.

Сегодня вдруг играет короля.

Григорьева Т.Ю.

Одним

из

требований

ФГОС

ДО

к

условиям

ре а лизации

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

является

поддержка

индивидуальности,

развитие

инициативы

и

творческих

способностей детей.

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность развития

инициативы и раскрытия творческого потенциала ребенка.

При

организации

театрализованной

деятельности

мы

решаем

следующие задачи:

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями,

развития

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребёнка

как

субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Формирования

общей

культуры

личности

детей,

в

том

числе

ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,

эстетических,

интеллектуальных,

физических

качеств,

инициативности

и

ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Обеспечения

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышения

компетентности

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Театрализованная

деятельность

в

детском

саду

многогранна.

Драматизация для моих детей ближе, чем всякий другой вид творчества,

потому что она непосредственно связана с игрой и содержит в себе элементы

самых различных видов творчества. Именно, поэтому в работе с детьми

большое внимание уделяю играм - драматизациям.

Игры - драматизации включают в себя:

Театральные игры

Речевые игры

Ритмопластику

Инсценирование песен, стихов, потешек, литературных текстов.

Использование различных видов театра

Драматизацию сказок

Игровое творчество детей.

Взаимодействие с родителями

Совместная работа с музыкальным руководителем,

хореографом.

Однако, опыт показывает, что играм-драматизациям детей необходимо

учить. Работа проходит в несколько этапов:

1.Восприятие всего произведения в целом

2.Просмотр или слушание сказки в исполнении взрослых, а также с

использованием телевидения или прослушивания компакт дисков.

3.Чтение литературного произведения, беседа по содержанию.

Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают

во

внутренний

смысл

поступков

героев,

у

них

формируется

оценочное

отношение

к

герою.

Литературное

произведение

сближает

ребенка

с

литературным

персонажем,

активизирует

процессы

формирования

сопереживания,

сочувствия,

содействия,

способствует

становлению

нравственных мотивов поведения.

4. Работа над игрой - драматизацией

Подробнее остановлюсь на работе с игрой – драматизацией:

Дается характеристика героям, подбор художественных отрывков,

характеризующих данный персонаж

Обсуждение

внешнего

вида

и

одежды

каждого

персонажа,

обсуждение особенностей характера каждого персонажа.

Знакомство с музыкой и разучивание отдельных музыкальных

номеров (если это требуется).

Заучивание отрывков сказки текста с детьми.

Разыгрывание отдельных сцен, разучивание отдельных диалогов

(использование для этого настольного театра, кукольного и т.д.)

Распределение

ролей.

Предложение

желающим

детям

попробовать себя в той или иной роли.

Репетиции в форме этюдов, диалогов небольшими подгруппами и

индивидуально. Работа над выразительностью речи, движениями, мимикой и

жестами.

Повтор драматизации (для участия всех детей)

Изготовление

афиш,

пригласительных

билетов,

создание

костюмов и декораций.

В

игре-драматизации

инициативность

наших

детей

проявляется

в

выборе

ребенком

театральных

постановок,

тематики

игр,

постановке

и

разрешении

новых

игровых

проблемных

ситуаций,

вопросах

и

предложениях, с которыми он обращается к взрослому и сверстникам, в

организации и осуществлении самостоятельной театральной деятельности,

изготовлении

декораций

и

костюмов.

Инициативность

связана

с

любознательно стью,

пытливо стью

ума,

и з о б р е т ат е л ь н о с т ь ю ,

индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения

и самостоятельности.

В

ходе

работы

уделяем

внимание

развитию

творческой

активности

детей. Работа ведётся по 3 направлениям.

Вначале

ребёнок

знакомиться

с

основами

актёрского

мастерства,

а

именно:

Игровыми движениями

Выразительностью чтение

Мимикой

Выразительностью движений

В

самостоятельной

театрализованной

деятельности

ребёнок

задействован в

Постановке представления

Играх драматизациях

Рассказывание сказок

Знакомство с основами драматизациями включает в себя работу над:

Импровизацией

Ролью костюмов, декораций, предметного окружения

Поиском выразительных средств

И участием ребёнка в праздниках, развлечениях.

Важным условием успешности работы является создание предметной

среды, способствующей развитию личности ребенка. Для этого в группе

создан центр для театрализованной деятельности, где располагаются:

– различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе,

теневой театр, театр марионеток и др.;

– реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол,

ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

– атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,

декорации,

сценарии,

книги,

образцы

музыкальных

произведений,

развивающие

игры

по

сказкам,

аудио

и

видео

записи

по

сказкам,

иллюстрации к сказкам и т.д.(слайд).

Результатом нашей деятельности по организации игры-драматизации,

является участие детей в различных конкурсах и фестивалях. Так, например,

мы стали активными участниками фестивалей на муниципальном уровне

«Театральная весна», «Свет Рождественской звезды», где мои воспитанники

являются лауреатами в различных номинациях.

С 2014 г на базе нашего детского сада функционирует стажировочная

площадка

по

художественно-эстетическому

развитию,

которую

посещают

педагоги

города

Сыктывкара.

А

мы

проводим

мастер-классы,

семинары-

практикумы,

делимся

опытом

работы

с

участниками

творческой

группы

стажировочной

площадки.

Наработан

огромный

опыт

по

данному

направлению.

Результатом работы дошкольной образовательной организации является

активное участие в конкурсах, демонстрация своего опыта, например:

- победители республиканского конкурса «Лучший детский сад года-

2015»

в

номинации

«Лучший

детский

сад

поддержки

и

сопровождения

талантливых и одаренных детей» («Растим таланты»);

- дипломанты республиканского конкурса «Лучшие товары и услуги

Республики Коми» 2017 года, «За высокие достижения в области качества» в

номинации «Поддержка, сопровождение талантливых и одаренных детей».

Библиографический список:

1.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

в

Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г №1155 г. Москва «Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования.

2.

Театр – волшебный мир игры и приключений. Григорьева Т.Ю.

(Электронный ресурс).



В раздел образования