Автор: Карпова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "ИГРА–ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ"
Раздел: дошкольное образование
Карпова Татьяна Валентиновна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №42 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ
ИНИЦИАТИВЫ
(из опыта работы)
Театр-волшебный мир игры и
приключений.
Любой малыш здесь хочет побывать:
Вдруг превратиться в золушку иль в
принца и всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник.
Своею палочкой волшебной проведя.
И вот ребёнок, скромный и застенчивый.
Сегодня вдруг играет короля.
Григорьева Т.Ю.
Одним
из
требований
ФГОС
ДО
к
условиям
ре а лизации
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
является
поддержка
индивидуальности,
развитие
инициативы
и
творческих
способностей детей.
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность развития
инициативы и раскрытия творческого потенциала ребенка.
При
организации
театрализованной
деятельности
мы
решаем
следующие задачи:
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
склонностями,
развития
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребёнка
как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Формирования
общей
культуры
личности
детей,
в
том
числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности
и
ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Обеспечения
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Театрализованная
деятельность
в
детском
саду
многогранна.
Драматизация для моих детей ближе, чем всякий другой вид творчества,
потому что она непосредственно связана с игрой и содержит в себе элементы
самых различных видов творчества. Именно, поэтому в работе с детьми
большое внимание уделяю играм - драматизациям.
Игры - драматизации включают в себя:
Театральные игры
Речевые игры
Ритмопластику
Инсценирование песен, стихов, потешек, литературных текстов.
Использование различных видов театра
Драматизацию сказок
Игровое творчество детей.
Взаимодействие с родителями
Совместная работа с музыкальным руководителем,
хореографом.
Однако, опыт показывает, что играм-драматизациям детей необходимо
учить. Работа проходит в несколько этапов:
1.Восприятие всего произведения в целом
2.Просмотр или слушание сказки в исполнении взрослых, а также с
использованием телевидения или прослушивания компакт дисков.
3.Чтение литературного произведения, беседа по содержанию.
Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают
во
внутренний
смысл
поступков
героев,
у
них
формируется
оценочное
отношение
к
герою.
Литературное
произведение
сближает
ребенка
с
литературным
персонажем,
активизирует
процессы
формирования
сопереживания,
сочувствия,
содействия,
способствует
становлению
нравственных мотивов поведения.
4. Работа над игрой - драматизацией
Подробнее остановлюсь на работе с игрой – драматизацией:
Дается характеристика героям, подбор художественных отрывков,
характеризующих данный персонаж
Обсуждение
внешнего
вида
и
одежды
каждого
персонажа,
обсуждение особенностей характера каждого персонажа.
Знакомство с музыкой и разучивание отдельных музыкальных
номеров (если это требуется).
Заучивание отрывков сказки текста с детьми.
Разыгрывание отдельных сцен, разучивание отдельных диалогов
(использование для этого настольного театра, кукольного и т.д.)
Распределение
ролей.
Предложение
желающим
детям
попробовать себя в той или иной роли.
Репетиции в форме этюдов, диалогов небольшими подгруппами и
индивидуально. Работа над выразительностью речи, движениями, мимикой и
жестами.
Повтор драматизации (для участия всех детей)
Изготовление
афиш,
пригласительных
билетов,
создание
костюмов и декораций.
В
игре-драматизации
инициативность
наших
детей
проявляется
в
выборе
ребенком
театральных
постановок,
тематики
игр,
постановке
и
разрешении
новых
игровых
проблемных
ситуаций,
вопросах
и
предложениях, с которыми он обращается к взрослому и сверстникам, в
организации и осуществлении самостоятельной театральной деятельности,
изготовлении
декораций
и
костюмов.
Инициативность
связана
с
любознательно стью,
пытливо стью
ума,
и з о б р е т ат е л ь н о с т ь ю ,
индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения
и самостоятельности.
В
ходе
работы
уделяем
внимание
развитию
творческой
активности
детей. Работа ведётся по 3 направлениям.
Вначале
ребёнок
знакомиться
с
основами
актёрского
мастерства,
а
именно:
Игровыми движениями
Выразительностью чтение
Мимикой
Выразительностью движений
В
самостоятельной
театрализованной
деятельности
ребёнок
задействован в
Постановке представления
Играх драматизациях
Рассказывание сказок
Знакомство с основами драматизациями включает в себя работу над:
Импровизацией
Ролью костюмов, декораций, предметного окружения
Поиском выразительных средств
И участием ребёнка в праздниках, развлечениях.
Важным условием успешности работы является создание предметной
среды, способствующей развитию личности ребенка. Для этого в группе
создан центр для театрализованной деятельности, где располагаются:
– различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе,
теневой театр, театр марионеток и др.;
– реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол,
ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
– атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,
декорации,
сценарии,
книги,
образцы
музыкальных
произведений,
развивающие
игры
по
сказкам,
аудио
и
видео
записи
по
сказкам,
иллюстрации к сказкам и т.д.(слайд).
Результатом нашей деятельности по организации игры-драматизации,
является участие детей в различных конкурсах и фестивалях. Так, например,
мы стали активными участниками фестивалей на муниципальном уровне
«Театральная весна», «Свет Рождественской звезды», где мои воспитанники
являются лауреатами в различных номинациях.
С 2014 г на базе нашего детского сада функционирует стажировочная
площадка
по
художественно-эстетическому
развитию,
которую
посещают
педагоги
города
Сыктывкара.
А
мы
проводим
мастер-классы,
семинары-
практикумы,
делимся
опытом
работы
с
участниками
творческой
группы
стажировочной
площадки.
Наработан
огромный
опыт
по
данному
направлению.
Результатом работы дошкольной образовательной организации является
активное участие в конкурсах, демонстрация своего опыта, например:
- победители республиканского конкурса «Лучший детский сад года-
2015»
в
номинации
«Лучший
детский
сад
поддержки
и
сопровождения
талантливых и одаренных детей» («Растим таланты»);
- дипломанты республиканского конкурса «Лучшие товары и услуги
Республики Коми» 2017 года, «За высокие достижения в области качества» в
номинации «Поддержка, сопровождение талантливых и одаренных детей».
Библиографический список:
1.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
в
Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г №1155 г. Москва «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования.
2.
Театр – волшебный мир игры и приключений. Григорьева Т.Ю.
(Электронный ресурс).