Автор: Салтыкова Елена Антоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Высокое
Населённый пункт: Башмаковского района, Пензенской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония".
Раздел: начальное образование
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
литературному
чтению
разработана
на
основе
Примерной
программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1./Москва «Просвещение»
2010/;
авторской
программы
О.В.Кубасовой
«Литературное
чтение.
1-4
классы»
(издательство:
Смоленск
«Ассоциация XXI
век,
2015
год),
утвержденных
МО
РФ
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
компонента
государственного
стандарта
начального образования.
Литература
является
одним
из
самых
мощных
средств
приобщения
детей
к
общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая
роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей
другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем
научить
школьников
с
помощью
книг
приобретать
новые
знания,
извлекать
пользу
из
жизненного опыта людей разных стран и эпох.
Изучение
литературного
чтения
в
начальной
школе
с
русским
(родным)
языком
обучение направлено на достижение следующих целей:
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком
в
системе
образования
младших
школьников;
формирование
читательского
кругозора
и
приобретение
опыта
самостоятельной
читательской
деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
Развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными
и научно- познавательными текстами;
Обогащение
нравственного
опыта
младших
школьников
средствами
художественного
текста;
формирование
представлений
о
добре
и
зле,
уважения
к
культуре
народов
многонациональной России и других стран.
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого
читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего
литературное наследие человечества.
Сотворчество
писателя
и
читателя
состоится,
если
ребенок
будет
читать
высокохудожественные
произведения,
способные
затронуть
его
душу,
и
овладеет
специальными читательскими умениями и навыками. Обучение чтению по данной программе
предполагает реализацию следующих задач:
1.
Формирование
устойчивого
желания
читать
доступную
возрасту
литературу.
(Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости,
выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
З.
Формирование
способности
к
полноценному
(адекватному
и
всестороннему)
восприятию
литературного
текста.
(Содержательная
сторона
чтения:
непосредственный
эмоциональный
отклик,
обдумывающее
восприятие,
постижение
подтекста,
авторского
замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста:
выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого
пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и
второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию,
составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие
логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6.
Обогащение
читательского
опыта
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений,
разнообразных
по
эмоциональной
окраске,
тематике,
видо-
жанровой
принадлежности,
и
на
этой
базе
практическое
освоение
элементарных
литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств
внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и
позволяющих ориентироваться в ней.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане и структура курса
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 4-м классе
на изучение предмета «Литературное чтение» выделяется 68 часов (2 часа в неделю).
Обеспечение предмета
Авторы
Название
Издательство
Год издания
УМК «Гармония»
Кубасова О.В.
Литературное чтение. 4 класс.
Учебник в 4-х частях
«Ассоциация XXI»
2015
Кубасова О.В.
Литературное чтение. 4 класс.
Рабочая тетрадь в 2-х частях
«Ассоциация XXI»
2015
Кубасова О.В.
Литературное чтение. 4 класс.
Тестовые задания
«Ассоциация XXI»
2015
1.
Справочные пособия.
а.
Большая российская энциклопедия для детей в 30 томах. – М., 2009.
2.
Методические пособия для учителя
1.
Кубасова О.В. Литературное чтение 4 класс. Метод. рекомендации. Изд-во «Ассоциация
ХХΙ век».
2.
Кубасова О.В. Тестовые задания 1-4. Пособие для учителя. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
3.
Умные
уроки SMART.
Сборник
методических
рекомендаций
по
работе
со
СМАРТ-
устройствами и программами.
4.
Печатные пособия для учащихся (плакаты, схемы…), электронные
приложения, диски – См. Приложения № 1, 2.
5.Персональный компьютер
Характеристика компьютера
Значение
Форм-фактор (стационарный, переносной,
вид корпуса)
Стационарный
Производитель и модель
Intel
Процессор
Pentium ® Dual - Core CPU E5300
2.60 GHz 2.59 GHz 2Gb ОЗУ
Жёсткий диск (диски)
ST3500418AS ATA (тип-дисковые)
Программное обеспечение
Производитель
Наименование
Версия
Microsoft
Windows 7
2009
Microsoft
Office
2010
SMART Technologies Inc.
SMART Notebook
2010
ABBYY
ABBYY PDF Transformer 3.0
2009
6.
Технические средства обучения
№
Наименование ТСО
Марка
1
Интерактивная доска
SMARTBoard SB680-H2-097280
2
Компьютер с комплектующими
P-Dual - Core E5300/2048/500Gb/DVD-RW
3
Проектор
Optoma DS316L (C1E)
Результаты освоения программы по Литературному чтению
Личностные качества:
положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к
выбору и чтению книг;
размышление о смысле жизни (смыслообразование);
нравственно-этическая ориентация;
формирование основ гражданской идентичности;
уважение культуры народов других стран;
формирование эстетических чувств и представлений;
формирование экологического сознания;
развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;
культивирование дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу;
использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия;
планировать свою деятельность по выполнению задания;
прогнозировать;
осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным
планом;
осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении
произведения и при выполнении заданий к текстам;
вносить коррективы в свою деятельность;
оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников;
вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД:
понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и
энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту;
выделять главное;
составлять план;
ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг;
ориентироваться в Интернете;
использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности (П-1.)
1
;
выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого);
устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий
героев произведения;
выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею
произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений;
сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста;
подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их
языковых особенностей;
синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера;
обобщать прочитанное;
ранжировать книги, произведения, информацию;
обосновывать свои утверждения;
решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем (П-2.).
Коммуникативные УУД:
согласовывать свои действия с партнером;
уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на
уроке;
готовность оказать помощь товарищу;
пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески;
создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение);
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на
определенном программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
1
1
Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. – личностные
качества; Р. – регулятивные УУД; П. – познавательные (обеспечивающие умение работать с
информацией – П-1, выполнять различные мыслительные действия – П-2); К. – коммуникативные
УУД. Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.
Содержание курса
Основные
содержательные
линии
Знания и умения
Возможное
расширение
Виды речевой
деятельности
Аудирование
(слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов).
Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного
художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность
развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.
Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого
высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-популярному и
художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного
текста.
Чтение
Чтение вслух
Чтение «про себя»
Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение соблюдением
орфоэпических и интонационных норм чтения не менее 85-90 слов в минуту (90-95 слов в
минуту при чтении про себя). Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и
жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (ознакомительное,
творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое). Умение находить в тексте
необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.
Работа с разными
видами текста
Осознание того, что
литературное произведение
создано кем-то (народом,
конкретным человеком), т. е.
преодоление «наивного реа-
лизма» в восприятии
литературы.
Полноценное восприятие доступных возрасту литературных
произведений разных жанров. Общее представление о разных
видах текстов (художественных, учебных, научно-популярных)
и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов
текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений; определение способов организации разных видов
текста – повествования, описания, рассуждения.
Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в
процессе чтения. Самостоятельное определение темы текста,
главной мысли,
структуры. Деление текста на смысловые части, их
озаглавлвание. Составление плана (вопросного, цитатного
самостоятельно
Составление
сложного плана.
сформулированными повествовательными предложениями).
Умение работать с разными видами информации. Практическое
сравнение различных видов текста (учебный, художественный,
научно-популярный) и произведений разных (изучаемых)
жанров. Участие в коллективном обсуждении: умение
выступать
по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом
художественного
произведения
Определение темы и главной мысли текста. Определение особенностей художественного
текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных средства языка
(синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр,
структура (композиция). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин
поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения с использованием
художественно-выра-
зительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика
исторического героя – защитника Отечества. Выделение опорных (ключевых) слов текста.
Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный, творческий пересказ. Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой
иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с
прочитанным. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Умение пользоваться приёмами
заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения. Сравнение
художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.
Выявление роли
авторского
присутствия в
произведении.
Составление
цитатного плана.
Работа с учебными
и научно-
познавательными
текстами
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на
части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ
текста. Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию,
систематизировать и усваивать её.
Библиографическая
культура.
Книга учебная,
художественная,
познавательная, справочная.
Книга как особый вид
искусства и как источник
знаний. Элементы книги.
Виды информации в книге:
научная, художественная (с
опорой на внешние
показатели книги, ее
справочно-иллюстративный
материал). Типы книг
(изданий): книга-
произведение, книга-
сборник, справочные
издания (справочники,
словари, энциклопедии),
периодическая печать.
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Умение
ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру,
теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на
весь комплекс внетекстового аппарата книги. Говорение
(культура речевого общения)
Говорение (культура
речевого общения)
Диалог, монолог.
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и
вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (учебному, научно-популярному,
художественному тексту). Использование норм речевого этикета
в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Монолог
как форма речевого высказывания. Умение отбирать и
использовать изобразительно-выразительные средства языка с
учётом особенностей монологического высказывания.
Отражение основной мысли текста в высказывании.
Самостоятельное построение плана своего высказывания.
Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и
живописного произведения) в высказывании (описании,
рассуждении, повествовании). Устное сочинение как
продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, рассказ по рисункам и репродукциям картин,
на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура
письменной речи)
Практическое освоение на основе прочитанных
художественных произведений следующих типов письменной
речи: текста-повествования, текста-описания, текста-
рассуждения. Создание собственных мини-сочинений на
заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских
отзывов, аннотаций. Соблюдение норм письменной речи:
соответствие содержания высказывания заголовку, отражение
темы и идеи, последовательность изложения, использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение и др.).
Литературоведческая
пропедевтика
(практическое
освоение)
Накопление,
обобщение и
систематизация
жанровых и
тематических
литературных
впечатлений.
Расширение базы видо-
жанровых и тематических
литературных впечатлений:
сказка, рассказ, эпическое и
лирическое стихотворение,
басня, песня, легенда, очерк.
Историко-литературные
понятия: фольклор и
авторские художественные
произведения (различение).
Практическое освоение особенностей различных жанров
лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка – рассказ, басня –
сказка, рассказ – повесть, сказка – сказочная повесть, рассказ –
стихотворение, пьеса – рассказ, пьеса – сказка, былина – сказка,
миф – сказка, очерк – рассказ.
Умение элементарно классифицировать сказки.
Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция).
Представление о различных разновидностях рассказов (о
подвигах, о детях, о животных, философские, юмористические,
исторические).
Общие представления о своеобразии лирики: пейзажной,
юмористической, философской, романтической.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной
речи (с помощью учителя) средств выразительности:
синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов,
сравнений, олицетворения, звукописи. Знание некоторых
приёмов художественной композиции.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор
Ориентировка в
литературных
понятиях: сюжет.
Нахождение в
тексте и
определение
значения в
художественной
речи средств
выразительности:
метафор,
гипербол.
(рассказчик), тема; герой произведения, лирический герой.
Умение отличить художественную литературу от учебной и
познавательной на основе их практического сравнения. Общее
представление о композиционных особенностях построения
разных видов высказываний: повествование (сказка, рассказ,
повесть), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выявление особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма).
Получение первоначальных представлений об известных
писателях (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, X. К. Андерсен, И. А.
Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.) на основе
знакомства с их творчеством.
Творческая
деятельность (на
основе литературных
произведений)
Формирование
воссоздающего и
творческого
воображения.
Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста
(выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование,
составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа),
умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения.
Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой
литературы.
Развернутая
драматизация,
составление
презентации.
Внеурочная
деятельность на
основе прочитанного
на уроках
литературного
чтения
Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству любимых писателей (Х. К.
Андерсен, А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Н. Н. Носов и др.).
Создание поделок и рисунков к прочитанным произведениям.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Участие в конкурсе чтецов.
Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)».
Участие в работе кружка «Юный театрал».
Создание коллажей «Моя Родина».
Создание сборника любимых стихотворений русских поэтов.
Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
Сочинение собственных произведений в жанре очерка, сказки.
Участие в читательской конференции по теме «Никто не забыт, ничто не забыто».
Участие в конференции «В жизни всегда есть место подвигу».
Создание книжных выставок книг по темам: «Былины», «Мифы Древней Греции», «Русские
народные волшебные сказки», «Книги Х. К. Андерсена», «Сказки А. С. Пушкина» и др.
Круг чтения
В четвёртом классе дети знакомятся с лучшими творениями всемирной литературы разных видов и жанров: гимны, сказки (народные и
литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная (научно-популярная)
литература, повесть.
Система оценивания планируемых результатов по литературному чтению
Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в
полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов
составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой
связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение
применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает
свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или
её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов
составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её
результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется
определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет
ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются
неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и
доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает
материал непоследовательно).
Отметку "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её
результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные
недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50%
содержания (неправильный ответ).
Особенности оценивания тестовых работ
Вид теста
Критерии успешности
5-балльная система
Базовый уровень
Тест (с выбором ответа)
65% и более правильных
ответов
65% - 79% - «3»
80% - 100% - «4»
Тест (со свободным ответом)
50% и более правильных
ответов
50% - 69% - «3»
70% - 100% - «4»
Смешанный тест
55% и более правильных
ответов
55% - 75% - «3»
76% - 100% - «4»
Повышенный уровень
Правильно выполены задания базового уровня и 50 – 65 %
заданий повышенного уровня
«5»
Критерии оценивания
Отметка
Количество слов в минуту
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
вслух
про
себя
вслух
про
себя
вслух
про
себя
вслух
про
себя
5
65 и
более
70 и
более
70 и
более
75 и
более
75 и
более
85 и
более
85 и
более
90 и
более
4
55-64
60-69
60-69
65-74
65-74
65-84
65-84
65-84
3
40-54
45-59
45-59
50-64
50-64
55-64
55-64
55-64
2
Менее
40
Менее
45
Менее
45
Менее
50
Менее
50
Менее
55
Менее
55
Менее
55
Расширенное тематическое планирование
по литературному чтению в 4 классе
Программа: О.В. Кубасова
Учебно-методический комплекс: «Гармония»
Дата
№ урока
п/п
№ урока в
разделе
Тема урока
Цель урока
Тип урока
Вид или форма
учебной
деятельности
Форма
учебного
сотрудничества
Формирование УУД
ИКТ-
поддержка
урока
Примечание
ИКТ-
оборудование
I четверть (… часов)
1.
Гимн Российской Федерации;
тема «Что мы читали летом».
Познакомить с
новым учебником
Комбинир
ованный
урок
Выставка книг
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Аудиомагнито
фон
Т-1
«Что за прелесть эти сказки!» -( 19 часов )
2
1
И. Токмакова. «В чудной стране».*
Русская народная сказка «Все у нас,
отрабатывать
правильность и
выразительность
чтения
Комбинир
ованный
урок
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
Т-1
слава Богу, хорошо!»
синтеза, обобщения
3
2
Русская народная сказка
«Петр I и мужик».
отрабатывать навыки
чтения
Комбинир
ованный
урок
Составление плана
Индивидуальная
формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации
Тест1
4
3
Русская народная сказка
«Петр и Петруша».
отрабатывать умения
выразительного
чтения,
развивать
творческое
воображение
Комбинир
ованный
урок
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
освоение способов
решения проблем
творческого и по-
искового характера
Т-1
5
4
Русская народная сказка
«Марья и ведьмы».
отрабатывать навык
выразительного
чтения
Комбинир
ованный
урок
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами
Тест2
6
5
Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная».Знакомство с
текстом сказки.
развивать
творческое
воображение
Комбинир
ованный
урок
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
освоение способов
решения проблем
творческого и по-
искового характера
7
6
Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная». Работа над
художественными особенностями
сказки.
отрабатывать навык
выразительного
чтения
Комбинир
ованный
урок
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами
Т-1
8
7
Обобщение по теме
«Русские народные сказки».
ориентироваться в
мире книг, опираясь
на комплекс
внетекстового
Урок
обобщени
я
Выставка книг и
ученических работ
Групповая
Формирование
умения
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Тест3
аппарата книги
9
8
Сербская сказка «Почему у месяца нет
платья?»;
С. Маршак «Отчего у месяца нет платья»
отрабатывать навыки
чтения
Урок
изучения
нового
Анализ средств
языковой
выразительности
Парная
готовность слушать
собеседника и вести
диалог
Т-1
10
9
Тема «Сказки разных народов»;
бразильская сказка «Жизнь человека»
Формировать умения
характеризовать
персонажи и их
взаимоотноше-
ния в соответствии с
авторским замыслом
Комбинир
ованный
урок
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
11
10
тема «Сказки Х.К. Андерсена»
Х. К. Андерсен «Русалочка»;
Знакомство с содержанием сказки.
познакомить с
содержанием сказки
Урок
изучения
нового
Выставка книг
Индивидуальная
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Тест4
12
11
Х. К. Андерсен «Русалочка»; Работа над
художественными особенностями
сказки.
работать над
правильностью и
сознательностью
чтения
Урок
закреплен
ия
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Т-1
13
13
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях» Знакомство с
содержанием сказки.
познакомить с
содержанием сказки,
обогащать
словарный запас уч-
ся
Урок
изучения
нового
Работа со школьным
толковым словарем
Парная
Формирование
умения пользоваться
справочниками для
понимания и
получения
дополнительной
информации
Тест5
14
14
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях» Работа над
художественными особенностями
сказки.
выделять
художественные
особенности сказки,
структуру
Урок
закреплен
ия
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Т-1
15
15
Д. Джекобс «Рыба и кольцо».
Работать над
правильностью и
сознательностью
чтения
Комбинир
ованный
урок
Составление плана
Индивидуальная
формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия
16
16
В. Берестов «Сказка»*;
Расширять кругозор
учащихся и
прививать любовь к
чтению
Комбинир
ованный
урок
Выставка книг и
ученических работ
Индивидуальная
Формирование
умения
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу для
получения
дополнительной
информации
Т-1
17
17
тема «Сказки К. И. Чуковского»;
К. Чуковский«Приключения Белой
Мышки».
Использовать при
чтении средства
интонационной
выразительности
Урок
изучения
нового
Словесное
рисование
Индивидуальная
освоение способов
решения проблем
творческого и по-
искового характера
Т-1
18
18
А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон».
Знакомство с содержанием и
художественными особенностями
сказки.
работать над
правильностью и
сознательностью
чтения
Урок
изучения
нового
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами
19
20
Дж. Родари «Эти бедные привидения»
работать над
правильностью и
сознательностью
чтения
Комбинир
ованный
урок
Творческая работа,
графическое
рисование
Групповая
Формирование
умения
договариваться о
распределении
ролей в совместной
деятельности
Т-1
20
21
К. Драгунская «Лекарство от
послушности».
Использовать при
чтении средства
интонационной
выразительности
Комбинир
ованный
урок
Словесное
рисование
Групповая
Формирование
умения,
осуществлять
взаимный контроль ,
общей цели и путей
её достижения,
осмысливать
собственное
Т-1
поведение и
поведение
окружающих
«О подвигах, о доблестях, о славе»: Былины ( 3 часа )
21
1
«Добрыня и Змей» (Пересказ
А. Нечаева)
познакомить с
содержанием
былины, обогащать
словарный запас уч-
ся
Урок
изучения
нового
Работа со школьным
толковым словарем
Парная
Формирование
умения
самостоятельно
пользоваться
справочниками для
понимания и
получения
дополнительной
информации
DVD-плеер
Т-1
22
3
«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»
Формировать
умение составлять
план и пересказ
текста
Комбинир
ованный
урок
Составление плана и
пересказ
Индивидуальная
формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации
Т-1
23
5
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
(отрывок в обработке В. Аникина); тема
«Книги с былинами».
Формировать
умение пользоваться
средствами
интонацион-
ной выразительности
для передачи
характера
произведения
Комбинир
ованный
урок
Творческая работа
Групповая
формирование
умения адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих
«Уж сколько раз твердили миру...»: Басни (4 часа)
24
1
Х.К. Андерсен «Эта басня сложена про
тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин»,
Формировать
умение пользоваться
средствами
интонацион-
Урок
изучения
нового
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
Т-1
«Мальчик вор и его мать», «Лисица и
Козел»
ной выразительности
для передачи
характера
произведения
синтеза
25
2
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*,
«Мышь и Крыса», «Две бочки».
выявлять авторский
замысел
посредством анализа
сюжета и
постижения
подтекста
Комбинир
ованный
урок
Заучивание наизусть
Индивидуальная
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности
Персональный
компьютер
учителя
Тест7
26
3
Л. Толстой «Лев и Лисица»; С. Михалков
«Просчитался», «Услужливый».
выявлять авторский
замысел
посредством анализа
сюжета и
постижения
подтекста
Комбинир
ованный
урок
Словесное
рисование
Индивидуальная
освоение способов
решения проблем
творческого и по-
искового характера
Т-1
Тест11
27
4
С. Михалков «Заячье горе»; И. Демьянов
«Валерик и тетрадь»; тема «Книги с
баснями»
Формировать умения
характеризовать
персонажи в
соответствии с
авторским замыслом
Комбинир
ованный
урок
Выставка книг и
ученических работ
Групповая
формирование
умения
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности
Персональный
компьютер
учителя
Т-1
«Оглянись вокруг»: Рассказы ( 14 часов)
28
1
М. Пришвин «Как я научил своих собак
горох есть», «Глоток молока»;
Н. Сладков «В норе»
Выделять главную
мысль и тему
произведения
Урок
изучения
нового
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами
Т-1
29
2
К. Паустовский «Заячьи лапы»
выявлять авторский
замысел
посредством анализа
сюжета
Комбинир
ованный
урок
Анализ
композиционных
особенностей,
составление плана
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
Т-1
задачами
30
4
Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой».
Знакомство с содержанием рассказа.
Р. Фраерман «Девочка с камнем».
Выделять главную
мысль и тему
произведения
Урок
изучения
нового
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
31
6
Тема «Книги о детях»;
Ю. Яковлев «Полосатая палка».
Формировать
умение пользоваться
средствами
интонацион-
ной выразительности
для передачи
характера
произведения
Комбинир
ованный
урок
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Тест8
32
7
А. Платонов «Цветок на земле».
Формировать
умение пользоваться
средствами
интонацион-
ной выразительности
для передачи
характера
произведения
Комбинир
ованный
урок
Анализ средств
языковой
выразительности
Словесное
рисование
Парная
формирование
умения осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности
33
8
К. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» Знакомство с содержанием
рассказа.
работать над
правильностью и
сознательностью
чтения
Урок
изучения
нового
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности
Аудиомагнито
фон
Тест9
34
10
Н. Носов «Огородники».
отрабатывать умения
по восстановлению
деформированного
плана и пересказу
Урок
изучения
нового
Составление плана и
пересказ
Парная
Формирование
умения осуществлять
взаимный контроль ,
общей цели и путей
Н. Носов «Клякса»
её достижения
35
12
Ю. Ермолаев «Жарко»; М. Зощенко
«Елка»; О. Григорьев «Две трубы».
работать над
правильностью и
сознательностью
чтения
Комбинир
ованный
урок
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
36
13
Тема «Книги С. Алексеева»;
С. Алексеев. «Капитан бомбардирской
роты»
«Радуйся малому, тогда и большое
придет».
Формировать умения
ориентироваться в
детских книгах,
используя элементы
книг
Комбинир
ованный
урок
Выставка книг
Парная
Формирование
умения
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу
Т-1
37
15
А. Чехов «Ванька». Работа над
художественными особенностями
рассказа.
Формировать умения
характеризовать
персонажи и их
взаимоотноше-
ния в соответствии с
авторским замыслом
Урок
закреплен
ия
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
38
16
Г. Сенкевич «Янко -музыкант».
Формировать умения
характеризовать
персонажи и их
взаимоотноше-
ния в соответствии с
авторским замыслом
Комбинир
ованный
урок
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
39
18
Д. Мамин -Сибиряк «Вертел». Работа
над планом и пересказом.
отрабатывать умения
по составлению
плана и подробному
пересказу
Урок
закреплен
ия
Составление плана и
пересказ
Индивидуальная
формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей
Т-1
40
19
Л. Кассиль «У классной доски».
Формировать
умение составлять
творческий пересказ
посредством
изменения лица
рассказчика
Комбинир
ованный
урок
Творческая работа
Парная
освоение способов
решения проблем
творческого и по-
искового характера
Т-1
41
20
Тема «Книги о Великой Отечественной
войне»;
В. Лидин «Завет».
Формировать умения
ориентироваться в
детских книгах,
используя элементы
книг
Урок
обобщени
я
Выставка книг и
ученических работ
Групповая
формирование
умения определять
наиболее эф-
фективные способы
достижения
результата
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Т-1
«Золотая колесница»: Мифы Древней Греции (2 часа)
42
1
«Персей».
Н. Кун «Олимп».
познакомить с
содержанием
мифа, обогащать
словарный запас
уч-ся
Урок
изучения
нового
Работа со школьным
толковым словарем
Индивидуальная
Формирование
умения пользоваться
справочниками для
понимания и
получения
дополнительной
информации
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Т-1
43
3
«Орфей и Эвридика»;
Н. Кун «Царство мрачного Аида».
Тема «Мифы Древней Греции»;
«Дедал и Икар».
Формировать
умения
характеризовать
персонажи и их
взаимоотноше-
ния
Комбиниров
анный урок
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Т-1
«В начале было слово, и слово было Бог»:Библейские сказания ( 5 часов)
44
1
Библейские сказания: «Семь дней
творения», «Бог сотворил первого
человека», «Жизнь первых людей в
раю»,
познакомить с
содержанием
сказаний,
обогащать
словарный запас
уч-ся
Урок
изучения
нового
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Тест12
«Первый грех», «Обещание Спасителя»,
«Изгнание из рая».
45
3
«Всемирный потоп»
«Моисей». Знакомство с содержанием
сказания.
познакомить с
содержанием
сказания,
обогащать
словарный запас
уч-ся
Урок
изучения
нового
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
46
6
С. Лагерлеф «Святая ночь».
отрабатывать
умения по
составлению плана
и подробному
пересказу
Урок
изучения
нового
Составление плана и
пересказ
Индивидуальная
формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей
Персональный
компьютер
учителя
47
7
С. Лагерлеф «В Назарете»
Формировать
умения
характеризовать
персонажи и их
взаимоотноше-
ния
Комбиниров
анный урок
Творческая работа
Групповая
Формирование
умения
договариваться о
распределении
ролей в совместной
деятельности,
осуществлять
взаимный контроль ,
общей цели и путей
её достижения,
осмысливать
собственное
поведение и
поведение
окружающих
Т-1
48
8
Тема «Книги с библейскими
сказаниями»;
А. Мень «Милосердие Иисуса».
Формировать
умения
ориентироваться в
книгах, используя
элементы книг
Урок
обобщения
Выставка книг и
ученических работ
Групповая
Формирование
умения
договариваться о
распределении
ролей в совместной
деятельности,
осуществлять
взаимный контроль ,
общей цели и путей
её достижения,
осмысливать
собственное
поведение и
поведение
окружающих
«Мир — театр, люди —актеры...»:Пьесы (3 часа)
49
1
С. Маршак «Про козла».
Познакомить с
основными
особенностями
пьесы
Урок
изучения
нового
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
50
2
Н. Носов «Витя Малеев в школе
и дома».
Книги Н. Носова; Н. Носов «Два друга»
Знакомство с содержанием пьесы.
Формировать
умения
характеризовать
персонажи и их
взаимоотноше-
ния
Урок
изучения
нового
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Т-1
51
6
С. Козлов «Снежный цветок». Работа
над художественными особенностями
пьесы.
Формировать
умение
пользоваться
средствами
интонацион-
ной
выразительности
для передачи
характера
произведения
Урок
закрепления
Творческая работа
Групповая
формирование
умения
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности
Т-1
«Мир волшебных звуков»:Поэзия (7 часов)
52
1
В. Жуковский «Песня».
Формировать
умение
пользоваться
средствами
интонацион-
ной
выразительности
Урок
изучения
нового
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Т-1
53
2
А. Пушкин «Птичка»*; «Няне».
А. Пушкин «Зимняя дорога»;
М. Лермонтов «Горные вершины»*.
отрабатывать
правильность и
выразительность
чтения
Комбиниров
анный урок
Заучивание наизусть
Индивидуальная
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности
Тест14
54
4
M. Лермонтов «Утес».
М. Лермонтов «Молитва».
Формировать
умение
пользоваться
средствами
интонацион-
ной
выразительности
Комбиниров
анный урок
Словесное
рисование
Индивидуальная
освоение способов
решения проблем
творческого и по-
искового характера
Т-1
55
6
И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт
«Золотая рыбка».
А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и
ветка белых роз...»*.
Формировать
умение
пользоваться
средствами
интонацион-
ной
выразительности
Комбиниров
анный урок
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Т-1
56
10
Тема «Стихи русских поэтов».
Формировать
умение
ориентироваться в
детских книгах,
используя средства
Урок
обобщения
Выставка книг и
ученических работ
Групповая
формирование
использования
речевых средств для
решения
коммуникативных и
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Тест16
библиографическо
й помощи
познавательных
задач
57
11
С. Маршак «Пожелания друзьям»;
Саша Черный «Зеленые стихи».
отрабатывать
правильность и
выразительность
чтения
Комбиниров
анный урок
Анализ средств
языковой
выразительности
Индивидуальная
овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения
Т-1
58
12
Ю. Владимиров «Чудаки»*;
Д. Хармс «Очень страшная история».
Тема «Смешные стихи»;
В. Хотомская «Два гнома», «Три
сестрицы».
отрабатывать
правильность и
выразительность
чтения
Комбиниров
анный урок
Заучивание наизусть
Индивидуальная
овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности
Т-1
Когда, зачем и почему?: Познавательная литература ( 5 часов)
59
1
Ю. Яковлев «О нашей Родине»;
М. Пришвин «Моя Родина».
выделять в
познавательном
тексте основную и
дополнительную
информацию
Урок
изучения
нового
Выделение тексте
основной и
дополнительной
информации
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Т-1
60
4
«Крещение Руси».
Н. Соловьев «Сергий Радонежский».
отрабатывать
умения по
составлению плана
и пересказу
Урок
изучения
нового
Составление плана и
пересказ
Парная
формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации
Т-1
61
7
Тема «Книги о вещах и о том, из
чего они сделаны»;
Формировать
умения
ориентироваться в
детских книгах
Комбиниров
анный урок
Выделение тексте
основной и
дополнительной
информации
Групповая
формирование
умения адекватно
оценивать
собственное
поведение и
Персональный
компьютер
учителя
Презентация
Т-1
Н. Надеждина
«Лук — от семи недуг»;
М. Константиновский «Что такое
электрический ток?»
поведение
окружающих
62
9
В. Малов «Как парижский официант
русскому изобретателю помог».
Тема «Книги о книгах и их создателях»;
А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая
книжка самая интересная?»
Формировать
умения
ориентироваться в
детских книгах,
используя
элементы книг
Комбиниров
анный урок
Выставка книг и
ученических работ
Групповая
Формирование
умения
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу для
получения
дополнительной
информации
Т-1
63
10
К. Паустовский «Великий сказочник
«Сказки Пушкина».
иллюстрировать
литературное
произведение в
словесной форме
Комбиниров
анный урок
Словесное
рисование
Индивидуальная
освоение способов
решения проблем
творческого и по-
искового характера
«Самого главного глазами не увидишь»: Повесть- сказка (5 часов)
64
1
А. де Сен-Экзюпери
«Маленький принц».
Знакомство с содержанием
произведения.
познакомить с
содержанием
текста
Урок
изучения
нового
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами
Персональный
компьютер
учителя
65
2
А. де Сен-Экзюпери
«Маленький принц».
Знакомство с содержанием
произведения.
познакомить с
содержанием
текста
Урок
закрепления
Анализ
композиционных
особенностей
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами
Т-1
66
3
А. де Сен-Экзюпери
работать над
сознательностью
Комбиниров
Анализ средств
языковой
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
Тест20
«Маленький принц». Работа над
художественными особенностями .
чтения
анный урок
выразительности
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами
67
4
А. де Сен-Экзюпери
«Маленький принц». Работа над
планом и пересказом.
отрабатывать
умения по
составлению плана
и пересказу
Комбиниров
анный урок
Составление плана
Пересказ
Индивидуальная
формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации
Т-1
68
5
Административное тестирование
Проверить знания
и умения учащихся
Урок
контроля
знаний и
умений
Тестирование
Индивидуальная
овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соот-
ветствии с целями и
задачами