Напоминание

"Коллективное музицирование (духовой оркестр)"


Автор: Зарипова Любовь Николаевна
Должность: преподаватель по классу духовых инструментов
Учебное заведение: МКОУДО "Катав–Ивановская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Катав–Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Коллективное музицирование (духовой оркестр)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования

«Катав-Ивановская детская школа искусств

Катав-Ивановского муниципального района»

Коллективное музицирование

(духовой оркестр)

(музыкальные инструменты:

труба, флейта, саксофон)

Дополнительная общеразвивающая

общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

(5 лет обучения)

Катав-Ивановск 2017 г.

Программа одобрена на методической секции оркестрового отделения 21

декабря 2017 г., протокол № 3 и утверждена педагогическим советом школы

27 декабря 2017 г.

Разработчик:

Зарипова Любовь Николаевна, преподаватель МКОУДО «Катав-Ивановская

ДШИ»

Содержание

Пояснительная записка.

1.

Содержание учебного предмета.

2.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

3.

Формы и методы контроля, система оценок.

4.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Пояснительная записка.

Учебный предмет «Коллективное музицирование (духовой оркестр)»

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области

музыкального

искусства

входит

в

предметную

область

«Учебные

предметы

исполнительской подготовки». Данный предмет закладывает основы оркестровых

исполнительских

навыков

и

умений

и

имеет

несомненную

практическую

значимость для воспитания и обучения музыканта. Учебный предмет направлен

на развитие индивидуальных способностей учащихся, приобретение ими навыков

игры в оркестре на духовых инструментах, эстетическое воспитание и духовно-

нравственное развитие ученика.

Программа учебного предмета исполнительской подготовки «Коллективное

музицирование (духовой оркестр)» разработана на основе следующих программ:

- Коллективное музицирование. Оркестровый класс. Программа для детских

музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств); Москва.-1990 г.

- Программа по оркестровому классу для детских музыкальных школ-семилеток;

Москва.- 1961 г.

Цель учебного предмета:

- привитие учащимся практических навыков в оркестре и подготовка коллектива к

проведению разнообразной культурно-просветительской работы.

Задачи учебного предмета:

- развитие навыков игры в оркестре;

- воспитание творческого отношения к оркестровому исполнительству;

-

максимальное

использование

исполнительских

навыков,

приобретаемых

учеником за период изучения музыкальной грамоты и индивидуальных занятий на

духовых инструментах.

- освоение навыков оркестрового чтения нот с листа;

- освоение навыков аккомпанемента.

Срок

освоения

программы

по

учебному

предмету

«Коллективное

музицирвание

(духовой

оркестр)»

для

детей,

поступающих

в

первый

класс

образовательного учреждения в возрасте от 6 до 10 лет, составляет три года.

Продолжительность

учебных

занятий

с

третьего

по

пятый

годы

обучения

составляет 35 недель в год.

Учебные занятия по учебному предмету «Коллективное музицирование

(духовой

оркестр)»

проводятся

2

раз

в

неделю

в

течение

1

часа. Основной

формой

проведения

уроков

являются

групповые

занятия

преподавателя

с

учащимися. Продолжительность урока 45 минут.

Сведения о затратах учебного времени.

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего

часов

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Полугодия

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Количество

недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

32

38

32

38

32

38

210

Учебный план.

Класс

Кол-во

часов в

неделю

Формы контроля

I полугодие

II полугодие

1

2

3

1

Контрольный урок

Контрольный урок

4

1

Контрольный урок

Зачёт

5

1

Контрольный урок

Зачёт

Структура программы включает в себя: пояснительную записку, содержание

учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и

методы

контроля

обученности

обучающихся,

систему

оценки,

методическое

обеспечение учебного предмета, список литературы.

«Пояснительная

записка»

содержит

краткую

характеристику

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном

процессе,

срок

реализации

учебного предмета, объём учебного времени, предусмотренного учебным планом

ДШИ, форма проведения учебных аудиторных занятий, цель и задачи учебного

предмета.

Раздел «Содержание

учебного

предмета»

отражает

распределение

репертуара учебного материала учащихся по классам. «Требования к уровню

подготовки

обучающихся» разработаны

на

основе

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств». В разделе «Формы и методы

контроля

обученности

обучающихся,

система

оценок»

сформулированы

требования

к

организации

и

форме

проведения

текущего

и

промежуточного

контроля успеваемости учащихся. В разделе «Методическое обеспечение» даны

методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов

организации образовательного процесса. Раздел «Список литературы» состоит

из перечня нотной и методической литературы.

I. Содержание учебного предмета.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для

освоения учебного материала.

3 класс.

(Первый год обучения).

В конце первого учебного года оркестр должен уметь исполнять гамму си-

бемоль мажор, одну несложную пьесу, гимн России, один марш и 1-2 массовые

песни.

4 класс.

(Второй год обучения)

За второй год обучения предстоит научиться играть мажорные и минорные

гаммы до четырёх знаков, гимн партии (интернационал), 5-7 разнохарактерных

пьес, 2-3 марша, 3-5 популярных массовых песен и столько же произведений

танцевальной музыки.

5 класс

(Третий год обучения).

Освоить произведение крупной формы, марши, танцы, (вальсы, танго), 20

пьес.

Репертуарный план.

1.Агапкин В. «Прощание славянки».

2.Бабаджанян А. инстр. Шепелева В. «Не спеши».

3.Басилай А. инстр. Синявский И. из мюзикла «Арго».

4.Баснер В. обр. «Берёзовый сок» из к-ф «Мировой парень».

5.Инстр. Батырёв А. «Огонёк».

6.Блантер М. «Катюша».

7.Богословский М. «Тёмная ночь».

8.Блантер М. инстр. Ганичева С. «В городском саду».

9.Газманов О. «Москва».

10.Газманов О. инстр. Школяр А. «Морячка».

11.Гапон Т. Старинный вальс «Оборванные струны».

12.Глинка М. «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

13.Горобец Р. инстр. Бурэга В.М. «Погода в доме».

14.Добрынин В. инстр. «Бабушки-старушки».

15.Дунаевский И. инстр. Хавкина М. «Моя Москва».

16.Жирин З. «Вальс - под небом Парижа».

17.Журбин А. «Тучи в голубом».

18.Зацепин А. инстр. Буреча А. «Есть только миг».

19.Зацепин А. аранж. Школяр А. «Если б я был султан» из к-ф «Кавказская

пленница».

20.Зырянов В. «Тоска по Родине».

21.Лехтинен Р. обр. Полонский А. «Летка-енка».

22.Инстр. Кадолова А. «Никто тебя не любит так как я».

23.Кадолов А. обр. Школяр А. Марш «Аты-баты шли солдаты».

24.Колмановский Э. Марш на темы «Я люблю тебя, жизнь».

25.Листов К. «Севастопольский вальс».

26.Лученнок И. «Майский вальс».

27.Матвиенко И. инстр. Школяр А. «Атас» из репертуара группы «ЛЮБЭ».

28.Молчанов К. «Вальс» из к-ф «На семи ветрах».

29.Молчанов К. «Журавлиная песня» из к-ф «Доживём до понедельника».

30.Намин С. Аранж. Репин Н. «Честно говорю».

31.Новиков А. инстр. Хавкина М. «Дороги».

32.Окуджава Б. «Нам нужна одна победа».

33.Оливейра Л. инстр. «Песня» из к-ф «Генералы песчаных карьеров».

34.Островский А. «Пусть всегда будет солнце».

35.Пахмутова А. инстр. Хавкин М. «Надежда».

36.Пахмутова А. инстр. Вахутинский М. «Песня о тревожной молодости» из к-ф

«По ту сторону».

37.Пахмутова А. «Я не могу иначе».

38.Паулс Р. «Золотая свадьба».

39.Петров А. «Марш» из к-ф «Жестокий романс».

40.Попп А. «Манчестер - Ливерпуль».

41.Потёмкин Б. «Мой сосед».

42.Птичкин Е. «Сладка ягода».

43.Русская народная песня «Варяг».

44.Свиридов Е. «Вальс» из музыкальной иллюстрации к повести «Метель».

45.Старинная русская песня «Тоска по Родине».

46.Темнов В. «Весёлая кадриль».

47.Тухманов Д. инстр. Школяр А. «Во французской стороне».

48.Тухманов Д. «День Победы».

49.Тухманов Д. «Россия».

50.Флярковский А. «Произвольный вальс».

51.Фрадкин М. «Случайный вальс».

52.Френкель Я. «Вальс расставания».

53.Хавкин М. «Русская берёзка».

54.Ханок Э. аранж. Школяр А. «Служу России».

55.Шаинский В. Крейсер «Аврора».

56.Инстр. Школяр А. «Душа музыканта».

57.Инстр. Школяр А. «Как на параде в сорок памятном».

58.Инстр. Школяр А. «Клён ты мой опавший».

II . Требования к уровню подготовки обучающихся.

Настоящие требования разработаны на основе «Рекомендаций по организации

образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих

общеобразовательных программ в области музыкального искусства».

Результатом

освоения

учебной

программы

«Учебный

предмет»

«Коллективное

музицирование

(духовой

оркестр)»

является

приобретение

обучающимся следующих знаний, умений и навыков:

- умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, а также

общее звучание всего произведения;

- умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться

его воле;

-

активизируется

фантазия

и

творческое

начало,

повышается

чувство

ответственности за знания своей партии, т.к. совместное исполнительство требует

свободного владения текстом;

- формируются требования совместной игры: одинаковые ощущения характера и

темпа произведения, соответственно приёмов звукоизвлечения.

III . Формы и методы контроля, система оценок.

Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью

содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости

и промежуточную аттестацию учащихся.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке.

Промежуточная аттестация в форме зачёта проводится в счёт аудиторного

времени, предусмотренного на учебный предмет во втором полугодии – в апреле,

начиная с третьего класса. В качестве промежуточной аттестации могут выступать

зачёты, концерты или участие с программой в коллективном творческом проекте.

На контрольном уроке исполняются две разнохарактерные и разные по стилю

произведения. На промежуточную аттестацию выносятся: две разнохарактерные и

разные по стилю произведения.

Качество подготовки обучающихся в классе ансамбля при проведении

текущего

контроля

и

промежуточной

аттестации

оценивается

в

баллах:

«5»

(отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается:

1.

достижения в освоении навыков ансамблевого музицирования;

2.

самостоятельная работа;

3.

соблюдение ансамблевой дисциплины;

4.

оценка учащегося на контрольном уроке;

5.

оценка годовой работы ученика, с учётом его продвижения;

6.

другие выступления ученика в течение учебного года.

По завершении изучения учебного предмета по итогам всех лет обучения

обучающимся выставляется отметка, которая заносится в свидетельство об

окончании образовательного учреждения.

IV. Методическое обеспечение учебного процесса.

Настройка духовых инструментов и оркестра.

На состояние духовых инструментов, а следовательно, и всего оркестра

оказывают влияние разные факторы: температурные условия, способы настройки

инструмента, оркестровых групп и оркестра в целом; качество звука у отдельных

исполнителей; соблюдение правил эксплуатации инструментов.

Все духовые инструменты имеют свойство при охлаждении понижать строй, а

при нагревании – повышать. Во время игры на инструмент оказывает влияние

температуры

окружающей

среды

и

воздуха,

посылаемого

исполнителем

в

инструмент. Поэтому настраивать инструмент следует только после того, как он

будет немного согрет, т.е. его температура станет примерно такой, как во время

игры.

Точность настройки оркестра необходимо проверить различными вариантами

в нюансах меццо-форте, пиано и форте. Желательно проверить чистоту строя

оркестра по звукам тонического трезвучия тональностей, в которых написаны

произведения,

предназначенные

для

разучивания

на

данной

репетиции.

Это

способствует и своеобразной «настройке» учащихся на восприятие определённой

тональности.

Однако, как бы ни был настроен оркестр, его интонационная устойчивость

зависит от внимания и навыков исполнителей. Чистота интонирования и строя во

многом

определяется

качеством

звука.

Резкий

и

крикливый

звук

производит

неприятное впечатление, вызывает ощущение интонационной неустойчивости.

Поэтому первым условием является приобретение красивого, характерного для

каждого инструмента тембра звука.

Из-за небрежного отношения к инструментам или неправильного их ремонта

могут

появиться

дефекты,

которые

отрицательно

влияют

на

чистоту

строя.

Большинство дефектов может быть устранено самими музыкантами.

Коллективные упражнения.

На каждом занятии в составе оркестра необходимо работать над

коллективными

упражнениями,

помогающими

достигать

более

высокой

слаженности оркестра, улучшать его ансамблевые, интонационные, динамические

и тембровые качества. Обычно сюда входят: унисонные упражнения в звуках

продолжительной

длительности,

исполняемые

в

различных

динамических

оттенках и ритмических рисунках; упражнения в гаммах, арпеджио для овладения

штрихами, развития беглости и т.п., а также другие упражнения, предназначенные

для определённых учебных целей.

В систему коллективных упражнений рекомендуется включать исполнение

гамм,

которыми

учащиеся

овладели

в

период

индивидуальных

занятий

на

инструментах.

По времени коллективные упражнения должны занимать не более 30 минут,

включая

сюда

и

5-10

минут

для

настройки

оркестра.

Естественно,

что

в

отведённое

время

невозможно

исполнить

все

рекомендуемые

упражнения.

Поэтому

в

систему

коллективных

упражнений

желательно

включать

одно

упражнение в звуках продолжительной длительности, два-четыре трезвучия из

упражнения

В.М.

Блажевича

и

одну

гамму.

Коллективные

упражнения

рекомендуется исполнять перед занятиями в составе всего оркестра.

Работа над художественными произведениями.

Работу над художественными произведениями можно разделить на три этапа:

первый этап – ознакомление с произведением, в процесс которого у исполнителей

создаётся

общее

впечатление

обо

всём

произведении,

выявляются

наиболее

трудные музыкальные места, требующие особого внимания;

второй этап – работа над отдельными деталями в составе всего оркестра, по

голосам и группам однородных инструментов;

третий

этап

выгрывание

в

произведение

и

его

до

необходимого

уровня

исполнительской выразительности.

Ознакомление с произведением не рекомендуется начинать сразу с

проигрывания.

Желательно,

чтобы

каждый

исполнитель

предварительно

посмотрел свою партию, а затем проиграть произведение всем оркестром. Для

того,

чтобы

у

исполнителей

сложилось

более

цельное

представление

о

произведении, его следует проиграть несколько раз.

Необходимо также, чтобы руководитель рассказал музыкантам о тональном

плане произведения, его главных, побочных и связующих элементах.

Второй этап работы более трудоёмкий. Исполнитель только в том случае

сможет

выразительно

сыграть

произведение,

если

его

внимание

не

будут

отвлекать

технические

трудности.

Поэтому

каждый

музыкант

обязан

хорошо

выучить свою оркестровую партию. В этот период главное внимание следует

уделить работе над фразировкой, динамикой, штрихами отдельных мелодических

оборотов и частей произведения в составе оркестра, по голосам и оркестровым

группам.

Третий этап работы предполагает доведение исполнения произведения всем

оркестром до необходимого художественно-выразительного уровня.

Участникам духового оркестра необходимы навыки исполнения массовых

песен и маршей наизусть. Практика показывает, что наиболее распространённым

способ

заучивания

произведения

наизусть

является

систематическое,

сосредоточенное проигрывание и запоминание пьесы по частям и в целом. В

большинстве случаев выучивание пьесы наизусть происходит в процессе работы

над

преодолением

трудностей

звукового,

регистрового,

динамического

и

технического

порядка

и,

самое

главное,

во

время

достижения

желаемой

выразительности и музыкальности исполнения. Для более быстрого запоминания

пьесы

на

память

можно

использовать

следующие

способы,

которые

при

соответствующей

тренировке

обеспечивают

прочное

и

быстрое

запоминание

нотного материала наизусть:

1.

Проигрывание произведения на инструменте по нотам в медленном темпе.

В данном случае исполнитель должен запоминать звучание произведения и

суметь на инструменте точно повторить выученное место или часть пьесы.

2.

Выучивание произведения по нотам с инструментом в руках без игры. При

этом

исполнитель

должен

представить

звучание

инструмента

в

связи

с

аппликатурными ощущениями.

3.

Выучивание произведения по нотам без инструмента путём запоминания

нотного текста и представления в уме звучания пьесы на инструменте.

Правильность запоминания текста во втором и третьем случаях слет

проверять путём проигрывания на инструменте наизусть выученных частей

пьесы.

Приведённые

три

способа

выучивания

наизусть

пьес

наизусть

дополняют

друг

друга

и

способствуют

слуховому,

механическому

(аппликатурному) и зрительному запоминанию произведения.

Путём систематических тренировок в запоминании пьес перечисленными

тремя способами сроки выучивания произведений наизусть можно сократить

до минимума.

4.1. Перечень учебно-методической литературы.

1.Аксёнов Е., Браславский, В., Суровцев С., Михайлов Н., Халилов В.

Школа игры для духового оркестра. - М., «Советский композитор», 1989.

2.Блажевич В. Школа коллективной игры на духовых инструментах (часть

1-2) - Л., - М., «Музгиз», 1948.

3. Бухаров В., Иванов-Радкевич Н., Лысань Г., Мальтер Л. . Школа

коллективной игры на духовых инструментах. - М., «Музгиз», 1960.

4.Васильев Е., Зырянов Я. Курс обучения игре в духовом оркестре. Вып. 1-

12. – У., «Украйна музична», 1978.

4.2. Перечень нотной литературы.

1.«Любимые мелодии» Вып.1-3. - М., Музгиз, 1963.

2. «Музыка танцев» Вып.4 - М., «Советский композитор», 1963.

3. «Первые выступления» Вып.6 - М.. «Музыка», 1964.

4. «Первые шаги» Вып.1 - М., «Музгиз», 1963.

5. «Песни в переложении для духового оркестра» Вып.1 - М., «Советский

композитор», 1963.

6. «Песни, марши, танцы» - Л., «Музгиз», 1960.

7. «Песни и танцы наших друзей» - М., «Советский композитор», 1963.

8. «Песни о Родине» - М., «Музгиз», 1962.

9. «Пионерское звено» Вып. 5- М., «Музгиз», 1964.

10. «Популярные песни и марши» - М., «Советский композитор», 1961.

11. «Репертуарный сборник самодеятельных духовых оркестров» Вып.1 - М.,

«Советский композитор», 1963.

12. «Сборник старинных вальсов» - М., «Музгиз», 1964.

13. «Танцевальная музыка» Вып.4-5 - М., «Советский композитор», 1963.

14. «Хрестоматия для духовых оркестров» Вып. 6 - М., «Музгиз», 1963.

15. «Хрестоматия для духовых оркестров» Вып. 5 - М., «Музгиз», 1962.



В раздел образования