Автор: Антонова Светлана Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят
Населённый пункт: п. Арчаглы – Аят
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Обучение на дому по биологии" 9 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа »
п. Арчаглы - Аят
УТВЕРЖДАЮ
директора МОУСОШ п. Арчаглы - Аят
____________/С.А. Антонова/
приказ №______
от «___» _______20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
Антонова С.А, учителя высшей категории
для учащейся, находящейся на индивидуальном обучении, на дому
9 класс
2017 – 2018 учебный год
1.
Пояснительная записка
Образовательная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня
общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года,на основе программы авторского коллектива под
руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ – М., изд. "Дрофа", 2010 г.),
соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.). в
соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М.
Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011г./
Рабочая программа надомного обучения для учащихся составлена на основе существующей рабочей программы для общеобразовательной
школы и включает основные вопросы предмета «Биология» с целью формирования представлений об окружающем мире, социально-
бытовой развитости и адаптации ребенка.
Данная рабочая программа обеспечена учебными и методическими пособиями, удовлетворяет социально образовательные запросы учащихся
и пожелания родителей, соответствуют медицинским требованиям по обучению учащихся данной категории.
Так как количество учебных часов для домашнего обучения по биологии уменьшено наполовину по сравнению с рабочей программы
для общеобразовательной школы, то количество лабораторных так же уменьшено: вместо 7 лабораторных работ – запланировано 3 работы.
Этого достаточно, чтобы в полной мере выполнить программу и усвоить необходимый материал.
Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала каждого урока, что находит свое отражение в
календарно-тематическом планировании. Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем Государственного
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, и рассчитано на 34 часа из расчета 1 час в
неделю..
1.1. Основные цели и задачи учебного курса.
Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками,
проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Общая биология»
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 34
уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать
гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое
внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников
уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,
продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие
коммуникативной
компетентности (умения жить в обществе: общаться,
сотрудничать и уважать окружающих)
1.2.Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, лабораторные работы.
2.Содержание обучения
Тема 1.Введение в основы общей биологии (2 ч.)
Биология — наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
Тема 2.Основы учения о клетке. (5ч.)
Цитология — наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и
свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их
роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Строение клетки. Цитоплазма и основные органоиды, их функции и клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке
(фотосинтез). Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.
Лабораторная работа № 1 Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки.
Тема 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч.)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение.
Онтогенез и его этапы.
Тема 4.Основы учения о наследственности и изменчивости. (7 ч.)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности
изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов пер вого поколения. Закон
расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости. Обобщение темы.
Лабораторная работа №2 Решение генетических задач.
Тема 5 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. (3 ч.)
Генетические основы селекции организмов. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения
селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промыш-
ленности. Понятие о биотехнологии.
Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира. (2 ч.)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ.
Этапы развития жизни на Земле. Обобщение темы.
Тема 7. Учение об эволюции (5 ч.)
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость,
борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный
характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Основные
направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Обобщение темы.
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (3 ч.)
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности
человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека, взаимосвязь социальных и природных факторов в
эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эво-
люции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние
на природу Земли.
Тема 9.Основы экологии (5 ч.)
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на
Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на
организмы.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность,
возрастная и половая структура; функционирование в природе. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы,
продуценты, консументы, редуценты.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности
человека.. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Охрана природы.
Лабораторные работы
№ 3. Оценка качества окружающей среды.
Тема 10.Заключение Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты
Изменения, внесенные в рабочую программу надомного обучения
В программу авторов внесены некоторые изменения: В соответствии с учебным планом МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят для организации
образовательного
процесса
для
детей,
нуждающихся
в
обучении
на
дому,
временно
по
состоянию
здоровья
не
посещающих
общеобразовательные учреждения, в 9 классе биология изучается 1 час в неделю, 34 часа за год, всего 34 учебных недели вместо 2 часов в
неделю, т. е. вместо 34 учебных недель
В авторскую программу в связи с уменьшением количества учебных часов при надомном обучении внесены следующие изменения:
Уменьшено число часов на изучение тем:
Введение в основы общей биологии – 2 ч. вместо 4 ч., .Основы учения о клетке. – 5 ч. вместо 10 ч.,
.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) - 2 ч. вместо 5 ч.,
.Основы учения о наследственности и изменчивости - 7
ч.
вместо
11
ч., Основы
селекции
растений,
животных
и
микроорганизмов
-
3
ч.
вместо
5
ч.,
.Происхождение жизни и развитие
органического мира. - 2 ч. вместо 5 ч., Учение об эволюции - 5 ч. вместо 11 ч, Происхождение человека (антропогенез) - 3 ч. вместо - 6
ч., , Основы экологии - 5 ч. вместо 12. Количество лабораторных так же уменьшено: вместо 7 лабораторных работ – запланировано 3 работы.
Этого достаточно, чтобы в полной мере выполнить программу и усвоить необходимый материал
Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала каждого урока, что находит свое отражение в календарно-
тематическом планировании.
3. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
Признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток растений, животных, грибов, бактерий.
Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии; наследственность и изменчивость; размножение
организмов.
Уметь:
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и
самого ученика; родство, общность происхождения и эволюции растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний.
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
Распознавать и описывать: на рисунках основные части и органоиды клетки; наиболее распространённые растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных.
Выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.
Сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
Определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Дата
план
Дата
факт
Тема урока
Кол-
во
часов
§ учеб-ника
Тема лабораторной
работы
Введение в основы общей биологии (2 часа)
1
Биология - наука о живом мире. Общие
свойства живых организмов
1
§1-2
2
3. Многообразие форм живых организмов
1
§3
Основы учения о клетке (5 часов)
3
Цитология- наука, изучающая клетку.
Химический состав клетки
1
§4-5
4
Белки и нуклеиновые кислоты
1
§6
5
Строение клетки. Органоиды клетки и их
функции.
1
§7-8
Лабораторная
работа:
Многообразие
клеток.
Сравнение растительной и
животной клеток .
6
Обмен веществ - основа существования клетки.
Биосинтез белков в живой клетке
1
§9-10
7
Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Обеспечение клеток энергией.
Контрольное тестирование по теме
«Цитология»
1
§11-12
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)
8
Типы размножения. Деление клетки. Митоз
1
§13-14
9
Образование половых клеток. Мейоз.
Онтогенез. Зачет
1
§15-16
Основы учения о наследственности и изменчивости
(7 часов)
10
Наука генетика. История развития. Основные
понятия генетики
1
§17-18
11
Генетические опыты Менделя
1
§19
12
Дигибридное скрещивание. 3-ий закон
Менделя.
1
§20
Лабораторная работа.
Решение генетических
задач.
13
Сцепленное наследование генов и кроссинговер
1
§21
14
Взаимодействие генов и их множественное
действие. Определение пола и наследование
1
§22-23
признаков, сцепленных с полом
15
Наследственная изменчивость. Другие типы
изменчивости
1
§24-25
16
Наследственные болезни, сцепленные с полом
Зачет
1
§26
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов(3 часа)
17
Генетические основы селекции организмов.
Особенности селекции растений
1
§27-29
18
Основные направления селекции
микроорганизмов
1
§31
19
Особенности селекции животных
1
§30
Происхождение жизни и развитие органического мира
(2 часа)
20
Представления о возникновении жизни на
Земле. Этапы развития жизни на Земле
1
§32-33, 35
21
Значение фотосинтеза и биологического
круговорота
1
§34
Учение об эволюции (5 часов)
22
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Дарвина
1
§36-37
23
Современные представления об эволюции
органического
1
§38
24
Вид, его критерии и структура. Процессы
видообразования
1
§39-40
25
Макроэволюция - результат микроэволюции.
1
§41
26
Основные направления эволюции. Основные
закономерности биологической эволюции
Зачет
1
§42-43
Происхождение человека (антропогенез) (3 часа)
27
Эволюция приматов. Доказательства
эволюционного происхождения человека
1
§44-45
28
Этапы эволюции человека. Первые и
современные люди
1
§46-47
29
Человеческие расы. Человек как житель
биосферы
Контрольное тестирование по теме «
1
§48-49
Происхождение человека»
Основы экологии (5 часов)
30
Среды жизни и экологические факторы. Общие
законы действия факторов среды на организмы
1
§50
31
Приспособленность организмов к действиям
факторов среды. Биотические связи в природе.
1
§ 52-53
Лабораторная
работа.
О ц е н к а
к а ч е с т в а
окружающей среды.
32
Популяция, её функционирование и динамика
численности
1
§54-55
33
Биогеоценозы, экосистемы и биосферы
1
§56-58
34
Основные законы устойчивости живой
природы. Охрана природы.
1
§59-60
5. Учебно-методический комплект:
для учащихся:
1.
Учебник: Основы общей биологии.Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Пономарева И.Н., Корнилова
О.А., Чернова Н.М.:под ред. И.Н.Пономаревой. - М., "Вентана-Граф", 2013г.-240 с: ил
литература для учителя:
1.
Общая биология: Программа: 9класс/ Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана- Граф, 2013.-48с.
2.
Южный урал:География, экология, природопользование. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и. доп./ Александр Левит. – Челябинск: Юж.-
Урал. кн.изд-во.2005-246 с.
6. Материально – техническое обеспечение.
Компьютер, принтер,
доска.
Модель молекулы ДНК
Динамические пособия: Законы Менделя, Биосинтез белка, Деление клетки, Строение клетки
Гербарий растений для занятий по общей биологии
Коллекции
Гомология строения плечевого и тазобедренного поясов позвоночника,
Гомология строения черепа позвоночных
Понятие аналогии и гомологии на примере членистоногих
Аналогичные органы защиты растений от травоядных растений
Биоценоз пресноводного водоема
Виды защитных окрасок
Формы сохранности ископаемых растительных и животных организмов.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
1
) Биологический диктант: правильность написания термина и его формулировки.
№1 (20 минут): размножение, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, прокариоты, эукариоты, онтогенез,
эмбриональный период развития, постэмбриональный период развития..
№2 (15минут): биогенез, абиогенез, коацерваты, эра, теория панспермии, теория стационарного состояния, теория биохимической
эволюции.
2) Контрольная работа: работа с тестами по системе ЕГЭ.
№1 (1 час): «Основы учения о клетке». 1С: Школа. Основы общей биологии
9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.
№2 (1 час): «Основы учения о наследственности и изменчивости». 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс. К учебнику под
редакцией Пономарёвой И.Н.
№3 (1 час): «Основы общей биологии». 1С: Школа. Основы общей биологии
9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.
3) Лабораторная работа: выполняется в соответствии с правилами проведения лабораторных работ.