Напоминание

"Обучение на дому по биологии" 9 класс


Автор: Антонова Светлана Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят
Населённый пункт: п. Арчаглы – Аят
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Обучение на дому по биологии" 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа »

п. Арчаглы - Аят

УТВЕРЖДАЮ

директора МОУСОШ п. Арчаглы - Аят

____________/С.А. Антонова/

приказ №______

от «___» _______20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Биология»

Антонова С.А, учителя высшей категории

для учащейся, находящейся на индивидуальном обучении, на дому

9 класс

2017 – 2018 учебный год

1.

Пояснительная записка

Образовательная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня

общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года,на основе программы авторского коллектива под

руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ – М., изд. "Дрофа", 2010 г.),

соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.). в

соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М.

Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011г./

Рабочая программа надомного обучения для учащихся составлена на основе существующей рабочей программы для общеобразовательной

школы и включает основные вопросы предмета «Биология» с целью формирования представлений об окружающем мире, социально-

бытовой развитости и адаптации ребенка.

Данная рабочая программа обеспечена учебными и методическими пособиями, удовлетворяет социально образовательные запросы учащихся

и пожелания родителей, соответствуют медицинским требованиям по обучению учащихся данной категории.

Так как количество учебных часов для домашнего обучения по биологии уменьшено наполовину по сравнению с рабочей программы

для общеобразовательной школы, то количество лабораторных так же уменьшено: вместо 7 лабораторных работ – запланировано 3 работы.

Этого достаточно, чтобы в полной мере выполнить программу и усвоить необходимый материал.

Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала каждого урока, что находит свое отражение в

календарно-тематическом планировании. Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем Государственного

образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, и рассчитано на 34 часа из расчета 1 час в

неделю..

1.1. Основные цели и задачи учебного курса.

Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками,

проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Общая биология»

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 34

уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.

добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать

гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое

внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников

уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,

продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие

коммуникативной

компетентности (умения жить в обществе: общаться,

сотрудничать и уважать окружающих)

1.2.Организация обучения

Формы организации обучения: индивидуальная

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации)

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, лабораторные работы.

2.Содержание обучения

Тема 1.Введение в основы общей биологии (2 ч.)

Биология — наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Тема 2.Основы учения о клетке. (5ч.)

Цитология — наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и

свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их

роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Строение клетки. Цитоплазма и основные органоиды, их функции и клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке

(фотосинтез). Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.

Лабораторная работа № 1 Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки.

Тема 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч.)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение.

Онтогенез и его этапы.

Тема 4.Основы учения о наследственности и изменчивости. (7 ч.)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности

изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов пер вого поколения. Закон

расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков,

сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости. Обобщение темы.

Лабораторная работа №2 Решение генетических задач.

Тема 5 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. (3 ч.)

Генетические основы селекции организмов. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения

селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промыш-

ленности. Понятие о биотехнологии.

Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира. (2 ч.)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ.

Этапы развития жизни на Земле. Обобщение темы.

Тема 7. Учение об эволюции (5 ч.)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость,

борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный

характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Основные

направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Обобщение темы.

Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (3 ч.)

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности

человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека, взаимосвязь социальных и природных факторов в

эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эво-

люции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние

на природу Земли.

Тема 9.Основы экологии (5 ч.)

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на

Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на

организмы.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность,

возрастная и половая структура; функционирование в природе. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы,

продуценты, консументы, редуценты.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности

человека.. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Охрана природы.

Лабораторные работы

№ 3. Оценка качества окружающей среды.

Тема 10.Заключение Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты

Изменения, внесенные в рабочую программу надомного обучения

В программу авторов внесены некоторые изменения: В соответствии с учебным планом МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят для организации

образовательного

процесса

для

детей,

нуждающихся

в

обучении

на

дому,

временно

по

состоянию

здоровья

не

посещающих

общеобразовательные учреждения, в 9 классе биология изучается 1 час в неделю, 34 часа за год, всего 34 учебных недели вместо 2 часов в

неделю, т. е. вместо 34 учебных недель

В авторскую программу в связи с уменьшением количества учебных часов при надомном обучении внесены следующие изменения:

Уменьшено число часов на изучение тем:

Введение в основы общей биологии – 2 ч. вместо 4 ч., .Основы учения о клетке. – 5 ч. вместо 10 ч.,

.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) - 2 ч. вместо 5 ч.,

.Основы учения о наследственности и изменчивости - 7

ч.

вместо

11

ч., Основы

селекции

растений,

животных

и

микроорганизмов

-

3

ч.

вместо

5

ч.,

.Происхождение жизни и развитие

органического мира. - 2 ч. вместо 5 ч., Учение об эволюции - 5 ч. вместо 11 ч, Происхождение человека (антропогенез) - 3 ч. вместо - 6

ч., , Основы экологии - 5 ч. вместо 12. Количество лабораторных так же уменьшено: вместо 7 лабораторных работ – запланировано 3 работы.

Этого достаточно, чтобы в полной мере выполнить программу и усвоить необходимый материал

Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала каждого урока, что находит свое отражение в календарно-

тематическом планировании.

3. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

Признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток растений, животных, грибов, бактерий.

Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии; наследственность и изменчивость; размножение

организмов.

Уметь:

Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и

самого ученика; родство, общность происхождения и эволюции растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости,

проявления наследственных заболеваний.

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

Распознавать и описывать: на рисунках основные части и органоиды клетки; наиболее распространённые растения и животных своей

местности, культурные растения и домашних животных.

Выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.

Определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных

систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках

необходимую информацию.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Кол-

во

часов

§ учеб-ника

Тема лабораторной

работы

Введение в основы общей биологии (2 часа)

1

Биология - наука о живом мире. Общие

свойства живых организмов

1

§1-2

2

3. Многообразие форм живых организмов

1

§3

Основы учения о клетке (5 часов)

3

Цитология- наука, изучающая клетку.

Химический состав клетки

1

§4-5

4

Белки и нуклеиновые кислоты

1

§6

5

Строение клетки. Органоиды клетки и их

функции.

1

§7-8

Лабораторная

работа:

Многообразие

клеток.

Сравнение растительной и

животной клеток .

6

Обмен веществ - основа существования клетки.

Биосинтез белков в живой клетке

1

§9-10

7

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Обеспечение клеток энергией.

Контрольное тестирование по теме

«Цитология»

1

§11-12

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)

8

Типы размножения. Деление клетки. Митоз

1

§13-14

9

Образование половых клеток. Мейоз.

Онтогенез. Зачет

1

§15-16

Основы учения о наследственности и изменчивости

(7 часов)

10

Наука генетика. История развития. Основные

понятия генетики

1

§17-18

11

Генетические опыты Менделя

1

§19

12

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон

Менделя.

1

§20

Лабораторная работа.

Решение генетических

задач.

13

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

1

§21

14

Взаимодействие генов и их множественное

действие. Определение пола и наследование

1

§22-23

признаков, сцепленных с полом

15

Наследственная изменчивость. Другие типы

изменчивости

1

§24-25

16

Наследственные болезни, сцепленные с полом

Зачет

1

§26

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов(3 часа)

17

Генетические основы селекции организмов.

Особенности селекции растений

1

§27-29

18

Основные направления селекции

микроорганизмов

1

§31

19

Особенности селекции животных

1

§30

Происхождение жизни и развитие органического мира

(2 часа)

20

Представления о возникновении жизни на

Земле. Этапы развития жизни на Земле

1

§32-33, 35

21

Значение фотосинтеза и биологического

круговорота

1

§34

Учение об эволюции (5 часов)

22

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Дарвина

1

§36-37

23

Современные представления об эволюции

органического

1

§38

24

Вид, его критерии и структура. Процессы

видообразования

1

§39-40

25

Макроэволюция - результат микроэволюции.

1

§41

26

Основные направления эволюции. Основные

закономерности биологической эволюции

Зачет

1

§42-43

Происхождение человека (антропогенез) (3 часа)

27

Эволюция приматов. Доказательства

эволюционного происхождения человека

1

§44-45

28

Этапы эволюции человека. Первые и

современные люди

1

§46-47

29

Человеческие расы. Человек как житель

биосферы

Контрольное тестирование по теме «

1

§48-49

Происхождение человека»

Основы экологии (5 часов)

30

Среды жизни и экологические факторы. Общие

законы действия факторов среды на организмы

1

§50

31

Приспособленность организмов к действиям

факторов среды. Биотические связи в природе.

1

§ 52-53

Лабораторная

работа.

О ц е н к а

к а ч е с т в а

окружающей среды.

32

Популяция, её функционирование и динамика

численности

1

§54-55

33

Биогеоценозы, экосистемы и биосферы

1

§56-58

34

Основные законы устойчивости живой

природы. Охрана природы.

1

§59-60

5. Учебно-методический комплект:

для учащихся:

1.

Учебник: Основы общей биологии.Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Пономарева И.Н., Корнилова

О.А., Чернова Н.М.:под ред. И.Н.Пономаревой. - М., "Вентана-Граф", 2013г.-240 с: ил

литература для учителя:

1.

Общая биология: Программа: 9класс/ Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана- Граф, 2013.-48с.

2.

Южный урал:География, экология, природопользование. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и. доп./ Александр Левит. – Челябинск: Юж.-

Урал. кн.изд-во.2005-246 с.

6. Материально – техническое обеспечение.

Компьютер, принтер,

доска.

Модель молекулы ДНК

Динамические пособия: Законы Менделя, Биосинтез белка, Деление клетки, Строение клетки

Гербарий растений для занятий по общей биологии

Коллекции

Гомология строения плечевого и тазобедренного поясов позвоночника,

Гомология строения черепа позвоночных

Понятие аналогии и гомологии на примере членистоногих

Аналогичные органы защиты растений от травоядных растений

Биоценоз пресноводного водоема

Виды защитных окрасок

Формы сохранности ископаемых растительных и животных организмов.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

1

) Биологический диктант: правильность написания термина и его формулировки.

№1 (20 минут): размножение, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, прокариоты, эукариоты, онтогенез,

эмбриональный период развития, постэмбриональный период развития..

№2 (15минут): биогенез, абиогенез, коацерваты, эра, теория панспермии, теория стационарного состояния, теория биохимической

эволюции.

2) Контрольная работа: работа с тестами по системе ЕГЭ.

№1 (1 час): «Основы учения о клетке». 1С: Школа. Основы общей биологии

9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.

№2 (1 час): «Основы учения о наследственности и изменчивости». 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс. К учебнику под

редакцией Пономарёвой И.Н.

№3 (1 час): «Основы общей биологии». 1С: Школа. Основы общей биологии

9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.

3) Лабораторная работа: выполняется в соответствии с правилами проведения лабораторных работ.



В раздел образования