Напоминание

"Формирование профессиональных компетенций средствами учебной практики"


Автор: Мусина Елена Наилевна
Должность: преподаватель педагогики и частных методик
Учебное заведение: ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж
Населённый пункт: г.Туймазы Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование профессиональных компетенций средствами учебной практики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ Туймазинский педагогический

колледж Республики Башкортостан

Преподаватель высшей категории

Мусина Елена Наилевна

По специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Формирование профессиональных

компетенций средствами учебной практики

Современное профессиональное образование (СПО) выдвигает задачи по

формированию

широкого

спектра

профессиональных

компетенций

выпускников,

и

образовательные

учреждения

заинтересованы

готовить

конкурентноспособных

специалистов,

востребованных

на

современном

рынке труда.

Студенты дошкольного отделения - будущие

специалисты в своей

области – за время учебы должны приобрести не только знания, умения,

навыки

(ЗУНы),

необходимые

для

успешной

самореализации

в

профессиональной

сфере,

но

и

развить,

воспитать

в

себе

новые

профессионально-значимые

качества.

Для

достижения

этой

цели

используется весь комплекс педагогических средств, в том числе учебная

практика,

в

процессе

которой

обучающимися

присваиваются

качества,

соответствующие квалификационным требованиям. Все это свидетельствует

об актуальности вопроса о формировании основ компетенции в современной

системе профессионального образования.

Что же такое само понятие «Компетенция»? В психолого-педагогической

литературе

много

определений,

но

мне

хотелось

бы

остановиться

на

трактовке

данного

понятия

В.М.Полонским,

который

рассматривает

указанное

понятие

как

«совокупность

определенных

знаний,

умений

и

навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический

опыт работы» (Слайд №2 ). Достоинством данного определения следует

считать взаимосвязь ЗУНОВ с деятельностной составляющей – практическим

опытом

работы,

что

непосредственно

указывает

на

потенциал

профессиональной

подготовки.

Таким

образом,

сегодня

многие

авторы

подчеркивают

необходимость

включать

в

обучение

студентов

ситуации,

моделирующие

будущую

профессиональную

деятельность,

примером

которой выступает учебная практика.

Одним из видов практики в нашем колледже на дошкольном отделении

является

учебная

практика. Учебная

практика,направленная

на

формирование

у

студентов практических

профессиональных умений,

приобретение

первоначального практического

опыта,

реализуется

в

рамках

модулей

ОПОП

СПО

по основным

видам

профессиональной

деятельности

для

последующего освоения

ими

общих

и

профессиональных

компетенций.

Один

из

основных

видов

профессиональной деятельности на дошкольном отделении -

Организация

различных видов деятельности и общения (ПМ.02), по которому и была

организована

учебная

практика. В данный профессиональный модуль

входит

6

междисциплинарных

курсов:

МДК.02.01.

Теоретические

и

методические основы организации игровой деятельности детей раннего и

дошкольного возраста, МДК.02.02. Теоретические и методические основы

организации

трудовой

деятельности

дошкольников,

МДК.02.03.

Теоретические

и

методические

основы

организации

продуктивных

видов

деятельности

детей

дошкольного

возраста,

МДК.02.04.

Практикум

по

художественной

обработке

материалов

и

изобразительному

искусству,

МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом,

МДК.02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей

дошкольного возраста (Слайд№3 )

Цель освоения учебной практики по ПМ.02. заключалась в получении

практического

опыта

планирования,

организации,

наблюдения

и

анализа

различных видов деятельности и общения дошкольников (Слайд №4)

Задачи учебной практики:

Организовать изучение обучающимися системы планирования различных

в ид ов

д е я т е льно с т и

и

об ще ния

д ошкольников

на

о с н о в е

общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

получить обучающимися практический опыт наблюдения руководства

воспитателем

различными

видами

деятельности

и

общения

детей

в

условиях ДОУ;

Проанализировать

педагогические

условия,

спо собствующие

формированию умений детей в различных видах деятельности и общения

детей;

Получить обучающимися практический опыт проведения мероприятий,

согласно разработанному и утвержденному конспекту в смоделированной

ситуации (Слайд №5).

В ходе учебной и (производственной) практики каждый студент должен

освоить

профессиональные

компетенции

(ПК),

соответствующих

виду

профессиональной

деятельности.

Формирование

профессиональных

компетенций нельзя рассматривать в разрыве от других профессиональных

компетенций и формирования общих компетенций. Например, освоение вида

профессиональной

деятельности

(ОПД)

-

Организация

различных

видов

деятельности и общения детей не будет полностью освоен, если студенты не

освоят профессиональные компетенции ОВД - Методическое обеспечение

образовательного

процесса,

т.е.

МДК.05.01.Теоретические

и

прикладные

аспекты

методической

работы

воспитателя

детей

дошкольного

возраста.

Поэтому в ходе учебной (производственой) практики студент дошкольного

отделения

должен

овладеть

следующими

профе ссиона льными

компетенциями:

ПК

2.1.

Планировать

различные

виды

деятельности

и

общения

детей

в

течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного

возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК

2.5.

Организовывать

продуктивную

деятельность

дошкольников

(рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей

раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов

деятельности и общения детей (Слайд № 6).

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с

учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК

5.3.

Систематизировать

и

оценивать

педагогический

опыт

и

образовательные технологии в области дошкольного образования на основе

изучения

профессиональной

литературы,

самоанализа

и

анализа

деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,

выступлений.

ПК

5.5.

Участвовать

в

исследовательской

и

проектной

деятельности

в

области дошкольного образования (Слайд № 7).

Для организации учебной практики для формирования профессиональных

компетенций

нужны

соответствующие

условия

и

учебно-методическое

оснащение. С этой целью нами была проведена большая предварительная

работа, а именно:

1.Создана условная

предметно-развивающей среда в учебном кабинете,

приближенная к условиям ДОУ.

2. Разработаны дневники по учебной практике с заданиями, методическими

рекомендациями,

формой

отчетности

к

концу

каждого

дня

практики

и

отметкой о выполнении заданий.

3.

Приложение

к

дневнику

по

выполнению

заданий

к

каждому

виду

деятельности: игра, труд, общение, продуктивные виды деятельности, куда

вошли

разработки

перспективного

планирования

различных

видов

деятельности,

различные

виды

анализа,

диагностика

сформированности

умений детей по видам деятельности).

4. Задания для самостоятельной работы.

5.Подготовка

листов по оценке сформированности у студентов общих и

профессиональных компетенций с показателями оценки результатов во время

прохождения учебной практики на основе самооценки и оценки руководителя

практики.

6.Методические рекомендации по подготовке папки-портфолио (Слай № 8 ).

Практический и опыт и профессиональные умения невозможно приобрести

без знания теоретических основ, а именно нормативно-правовых документов,

среди которых важное место занимают ФГОС дошкольного образования и

общеобразовательные программы ДО. Знание программы нужны, в первую

очередь,для

освоения

такой

профессиональной

компетенции,

как

умение

планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

Студенты должны хорошо ориентироваться в программных требованиях по

всем видам деятельности, образовательным областям куда входят игра, труд,

общение,

продуктивные

виды

деятельности

и

музыкальное

воспитание.

Итоги работы по формированию данной компетенции показали, что студенты

плохо ориентируются

в структуре программы, образовательных областях,

программных требованиях. Поэтому первый день практики был полностью

посвящен подробному

анализу программы по всем видам деятельности и

общению детей (Слайды № 10,11). После закрепления теоретических знаний,

студенты перешли к приобретению практического опыта

в организации и

проведении

фрагментов

различных

видов

деятельности

и

общения

в

смоделированных ситуациях.

Так, например, по МДК.02.01 Игровая деятельность, студенты показывали

фрагменты различных видов игр – сюжетно-ролевая игра, театрализованные

игры, дидактические игры, развивающие игры , игры для детей раннего

возраста (Слайды № 12-19).

По

МДК

02.02.

Организация

посильного

труда

и

самообслуживания,

студенты

показали

фрагменты

организации

хозяйственно-бытового

труда,

ручного труда, труда в уголке природы (Слай № 20,21).

По МДК 02.03 Организация различных видов продуктивной деятельности

(лепка, аппликация, рисование) были организованы и показаны фрагменты

занятий по лепке, рисованию и конструированию (Слайды №24).

По МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом,

студенты

должны

овладеть

компетенцией

ПК

2.6.

Организовывать

и

проводить

праздники

и

развлечения

для

детей

раннего

и

дошкольного

возраста. Студенты показали

музыкально-дидактическую игру и

сказку

«Репка», с использованием кукол би-ба-бо (Слайд №25 ).

По

МДК

02.06.

Психолого-педагогические

основы

организации

общения

детей

дошкольного

возраста

студенты

показывали

фрагмент

занятия

по

общению,

игры

для

детей,

испытывающих

трудности

в

общении,

дидактические

игры

по

социально-коммуникативному

развитию

(слайд

№22).

В результате прохождения практики студенты овладели методом наблюдения,

некоторыми

приемами

и

средствами

проведения

занятий,

организации

фрагментов

таких

видов

деятельности,

как

труд,

игра,

общение

в

соответствии

с возрастными и индивидуальными особенностями детей,

анализом(самоанализом)

не

только

собственной

деятельности

,

но

и

деятельности других студентов.

Учебная практика проходила в тесном учебном и социальном общении

обучающихся между собой и с преподавателем, что также обеспечивало

формирование

таких

общекультурных

компетенций,

как

готовность

к

кооперации

с

коллегами,

работе

в

коллективе,

осознание

социальной

значимости

своей

будущей

профессии,

владение

высокой

мотивацией

к

выполнению профессиональной деятельности.

Основные проблемы прохождения практики заключались в заполнении

дневника, составлении конспектов, и написании отчётов, так как это для

студентов являлось новым видом деятельности.

Как

было

сказано

выше

формирование

ПК

невозможно

без

сформированных общих компетенций. Если

у студента не развита такая

компетенция,

как

понимание

сущности

и

социальной

значимости

своей

будущей

профессии,

куда

входит

соблюдение

трудовой

дисциплины,

ответственность, проявление инициативы, активности, мобильности ит.д., то

о формировании профессиональных компетенций не может идти и речи.

Большая роль в формировании ПК принадлежит как руководителю практики,

так и преподавателям междисциплинарных курсов, потому что формирование

ПК начинается задолго до учебной и производственной практики,на учебных

занятиях.

Сегодня

традиционная

классно-урочная

технология

направлена

только на усвоение готовых ЗУН. Встает правомерный вопрос: Как учить?

Отвечая

на

этот

вопрос,

можно

с

уверенностью

сказать,

необходимо

использование

интерактивных,

диалоговых

технологий,

метода

проектов,

кейс-методов,

деловых

игр,

использование

практико-ориентированных,

имитационных

заданий

«ситуация»+»роль»

и

других,

где

обучающийся

выступает

объектом

деятельности,

обучение

происходит

через

открытие,

моделирование жизненно важных

профессиональных затруднений, поиск

путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со

студентами. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и

всегда проявляются в органичном единстве с ценностями человека, так как

только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной

заинтересованности

достигается

высокий

профессиональный

результат.

Таким

образом,

эффективному

развитию

профессиональных

компетенций

будущего педагога дошкольного образования в образовательном процессе

колледжа

будут

способствовать

организация

процесса

профессиональной

подготовки с учетом всех компетенций в их взаимосвязи и обеспечение

доступа

к

образовательным

ресурсам,

содействие

профессиональному

самоопределению

студентов

в

образовательном

процессе

колледжа

и

осуществление

контекстного

обучения

будущих

педагогов

дошкольного

образования.



В раздел образования