Автор: Разумова Елена Дмитриевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад" № 225
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук и буква «К»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №225 «Золотой Петушок»
Занятие по подготовке к обучению грамоте
в старшей логопедической группе
«Звук и буква «К»
Учитель – логопед: Разумова Е.Д.
МДОУ №225
г. Ярославль
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
1.
Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в
конце).
2.
Продолжать
знакомство
ребенка
с
понятием:
«согласный
звук»,
«твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3.
Упражнять детей в делении слов на слоги.
4.
Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
5.
Познакомить с образом буквы К.
Коррекционно-развивающие:
1.
Научить чётко произносить звук
[
к]
и
[
к
,
], дифференцировать их на
слух и в произношении.
2.
Совершенствовать
фонематический
слух,
мелкую
моторику,
тактильные ощущения.
3.
Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.
Воспитательные:
1.
Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2.
Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
3.
Повышать речевую активность.
4.
Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные:
1.
Содействовать
развитию
у
детей
общей
и
мелкой
моторики,
координации движений.
2.
Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).
3.
Следить за осанкой детей во время работы за столом.
СЛОВАРНАЯ
РАБОТА: обогащать
словарный
запас
детей:
свиток,
постигнет, зашифруем.
МАТЕРИАЛ
И
ОБОРУДОВАНИЕ: свиток,
мольберт,
игрушки
и
иллюстрации животных со звуком К, дом с 3 этажами, карточки для звукового
анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, замок с недостающими
фрагментами, игровизоры, геоконт.
МЕТОДЫ: эмоциональный
настрой,
игровая
мотивация,
сказкотерапия,
словесный, наглядный, практический.
ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение
в воображаемую ситуацию, художественное слово, использование музыки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
знакомство
с
гласными
и
согласными
звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ
слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
ОФОРМЛЕНИЕ:
замок,
панно
со
сказочными
персонажами,
домик
с
кармашками, диск с музыкальным сопровождением.
Логопед: Ребята с каким звуком мы с вами познакомились на прошлом
занятии?
Дети: со звуком «К»
Логопед: Сегодня он нас приглашает в королевство звуков.
Слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!
Логопед: Посмотрите,
что
это
за
свиток.
Давайте
прочитаем (читает
свиток):
«У меня стряслась беда,
Помогите, детвора,
В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь, иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Логопед: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие
детей).
Логопед: А в этом нам помогут сказочные герои.
Логопед: В путь далекий мы пойдем
Часть от замка там найдем.
Встречается Колобок. Задание: дать характеристику звуку «к»
Дети
выкладывают
карточки:
звук
парный
по
твердости
и
мягкости,
глухой, язычок горочкой.
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Логопед: А вот и первая часть от замка.
Логопед: Пожалуйста, Саша, прикрепи 1 часть: флигель
Логопед: Тут дорога впереди
Может к лесу нам пойти
Здесь какая-то стена
Не от замка ли она?
Логопед: Ребята, кто нас встречает?
Встречает серый волк. Задание с игровизорами. (Подобрать схему: место
звука в слове к картинке и соединить дорожкой)
Слышится звоночек, дети получают вторую деталь от замка - стена
Логопед: Отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На первый этаж тех, в названии
которых 3слога, на 2этажтех, в названии которых 2 слога, а на третий тех, в
названии которых 1 слог.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 этаж – собака, корова, теленок
2 этаж – коза, кабан,
3этаж – лось
Дети получают третью часть от замка – крыша.
Логопед: Выйдем на полянку,
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
Встречает Красная Шапочка с корзинкой в которой лежат кубики.
Задание: найти на кубике картинку в названии которой есть звук «К» и
составить с этим словом предложение по предложенной схеме.
После выполнения задания дети получают дверь от замка.
Логопед: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.
Звучит запись: (Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Логопед: Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Логопед: К озеру мы подойдем
Может, утку там найдем.
Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Логопед: Устанавите последовательность звуков в слове.
Логопед: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
Дети: звук У.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове?
Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Антон: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Саша: В этом слове всего 2 слога.
Логопед: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так
не хватало.
Прикрепляем
окно
на
место.
Звучат
фанфары,
и
выходит
Король
королевства Звуков.
Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Логопед:
Ребята,
давайте
выложим
букву
«К»
для
короля
из
разных
материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов:
-геоконт, проволока, крупа, пуговицы, мозаика, пипетка
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы
можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: линейка, ластик, ручка, карандаш, точилка…