Автор: Артамонова Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 89"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Конспект классного часа
Тема: "Береги глаз как алмаз"
Раздел: начальное образование
Цель: способствовать формированию положительного отношения к здоровью как
величайшей ценности.
Задачи:
образовательные:
-научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.
- кратко ознакомить со строением глазного яблока и болезнями глаз;
- приобщить к здоровому образу жизни;
развивающие:
- показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов
для организма детей.
- развивать положительные привычки;
воспитательные:
- содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.
Форма классного часа: телевизионная передача "Я и мое здоровье".
В роли ведущего выступает педагог,
в роли приглашенных гостей (врачей-специалистов) - специально подготовленные дети.
Оборудование:
плакаты: строение глаза, схема - тренажёр для глаз Базарного В.Ф.;
мультимедийное оборудование, памятки для детей «Зарядка для глаз»
Ход классного часа
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать занятие наше готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители. Начинаем передачу "Я и здоровье".
В студии ведущая Лариса Юрьевна, а также наши гости, которых я представлю позже.
- "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье" говорил великий мыслитель
Гейне. Как вы понимаете эти слова?
- О чем сегодня пойдет речь в нашей передаче, вы узнаете, если отгадаете загадку:
- «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят»? (глаза)
- « На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.»
- Тема нашей передачи: "Береги глаз как алмаз". Что значит береги глаз как алмаз?
(ответы детей)
- В эфире рубрика "Это интересно", которую подготовила моя помощница Арина.
Она ответит на вопрос: "Кто из животных самый зоркий?"
Арина. "Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой
высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова.
Она легко отыщет мышь в темноте".
Ведущий: Человек не такой зоркий, как орел и не видит в темноте, как сова.
Но глаза являются главными помощниками человека. Почему?
- Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?
- Подробнее об этом нам расскажет наш первый гость врач Сахавет Адалятович.
Встречайте.
Сахавет Адалятович:
- Я бы хотел провести небольшой опрос. Что вы любите есть?
- Из ваших ответов видно, что вы любите чипсы, кириешки, газированную воду,
конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему
организму. Они наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если
детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные
органы, в том числе и наши глаза.
Ведущий: Спасибо, вы можете вернуться в студию. А мы приглашаем нашего
следующего гостя Александра Романовича.
Если витаминов у тебя нехватка,
В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.
Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.
Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на "пять".
Ведущий: Подскажите, Сахавет Адалятович, какие еще продукты надо употреблять,
чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось.
Сахавет Адалятович: Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.
Ведущий: Спасибо! Можете занять место в зале. А сейчас встречайте врача-
офтальмолога Александра Константиновича. С чем вы к нам пришли?
Доктор: (сопровождая показом на плакатах) Я коротко расскажу о наших глазах.
Цвет наших глаз зависит от радужной оболочки или радужки.
Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются.
У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает
прозрачная оболочка -роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.
А это маленькое окошечко - зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок
регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий - зрачок сужается, если
слабый - расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим,
в зависимости от сильного или слабого освещения.
В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на
сетчатку. Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как
рыболовная сеть, ловит свет. Причем "цветных рыб", то есть различные цвета ловят
одни ячейки, а "черно-белых" - другие.
Если мы войдем вечером в комнату, мы будем видеть все в черно-белых тонах. Это
работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки,
которые чувствуют цвет - колбочки. И мы видим цветные картинки.
Ученица Арина: А зачем человеку слезы?
Доктор: Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль.
Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе
поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.
Ученик Максим: А если соринка в глаз попала? Что делать?
Доктор: Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла
к носу, и соринка выскочит. У нас в школе ты можешь обратиться к врачу.
Ведущий: А теперь прервемся на рекламную паузу.
- Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?
- Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений. Желающие выйдите
из зала.
Упражнения для тренировки глаз
Сидя на стуле, спина прямая, взгляд устремлен прямо перед собой, зажмурьте глаза и
откройте.
Поглаживание век кончиками пальцев.
"Восьмерка". Описываем глазами восьмерку.
Рука впереди с вытянутым указательным пальцем. Палец приближаем к переносице и
удаляем, не отводя глаза, и не крутя головой.
Ведущий:
Скажите, пожалуйста, почему может ухудшаться зрение?
Плохое освещении.
Долгая работа с компьютером.
Чтение лежа.
Длительный просмотр телепередач.
Мы выяснили причины и узнали от чего портится зрение.
А теперь узнаем, как же заботиться о сохранении нашего зрения. Об этом Вам
расскажет моя вторая помощница Анастасия.
Анастасия:
Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено.
Лампа должна стоять слева.
Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30 – 35 см
(у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).
Нельзя читать лежа или на ходу, в транспорте.
Смотреть телевизор не более 2-3 передач в неделю (по 1-1,5 ч)
Располагаться от телевизора не ближе 2-3 м не дальше 6-8 м
Место для сидения должно быть удобным.
Изображение на экране должно быть четким.
Ведущий: На уроках мы с вами используем различные физминутки для глаз.
Очень полезна гимнастика для глаз профессора Базарнова В.Ф.
приложение 1
Ведущий:
- О чем, уважаемые зрители, мы сегодня говорили? (ответы детей)
- Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения,
соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем
соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"
-Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки
заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее.
А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение.
Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – БЕРЕГИТЕ ЕГО!
- Передача «Я и здоровье подошло к концу. Я благодарю гостей нашей передачи и всех
участников.
Чтобы вы не забывали о нашем разговоре возьмите памятки по охране зрения.
Выполняйте их вместе с родителями. приложение 2
Рефлексия: метод «Светофор» приложение 3
Дети сигналят карточками:
Зелёный – познавательно;
Жёлтый – понравилось, но не всё;
Красный – скучно, неинтересно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема – тренажёр Базарного В.Ф.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка
(упражнения для снятия утомления с глаз)
- Крепко зажмурь глаза на 3-5 секунд, затем открой. Повтори 6-8 раз.
- Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд на 1 минуту.
- Следи за движениями своего указательного пальца вправо, влево, вверх, вниз.
- А теперь глаза закрой и погладь руками,
- Помечтаем о приятном (закрой глаза и поглаживай веки подушечками пальцев).
- Повращай глазами вправо 1, 2, 3,
- Повращай глазами влево, снова повтори (делай круговые движения глаз в одну,
а затем в другую сторону).
- Пальчик к носу движется, а потом обратно,
На него посмотреть очень нам приятно (вытяни вперёд руку, следи за кончиком пальца,
медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигай обратно 5-6 раз)
- Быстро моргай в течение 1-2 минут.
- познавательно, всё понравилось (зелёный)
- понравилось, но не всё (жёлтый)
- скучно, неинтересно (красный)
Повторить 1 упражнение.
- А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.
Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя,
вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.
Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот
объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте
плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.
- У меня вопрос к вам, уважаемые зрители, какие правила, способствующие сохранению
зрения, вы знаете?
- А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае
ученик и докажите, как должно быть.
1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Воспитатель делает мальчикам
замечания, но они не слушают.
2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.
3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в
сторону других ребят.
4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.
5. На перемене старшие мальчики курят.
6. Света сильно любит читать сказки. Она их читает даже ночью под одеялом с
фонариком.
7. Надя по утрам тщательно моет лицо и промывает глаза.
8. В телевизионной комнате ребята смотрят телевизор на расстоянии больше чем 3 метра.
9. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.
10. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.
11. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.
12. Врач назначил витамины для глаз в виде уколов, но Вероника не хочет ставить уколы.
13. Всем ребятам назначили лекарство для поддержания зрения или улучшения, но
некоторые дети не хотят или забывают их принимать.
14. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.
15. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у
них болят и слезятся глаза.
Ведущий:
- О чем, уважаемые зрители, мы сегодня говорили? (ответы детей)
- Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения,
соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем
соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"
Подготовила и провела
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ «Гимназия № 89»
г. Саратова
Артамонова Л.Ю.
2017 год