Напоминание

"Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"


Автор: Вилкова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 125
Населённый пункт: г. Санкт– Петербург, Невский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие

овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

развитие речевого творчества;

знакомство с книжной культурой, детской литературой;

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки

обучения грамоте.

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;

может

использовать

речь

для

выражения

своих

мыслей,

чувств

и

желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения;

может выделять звуки в словах;

у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,

становления

и

развития

всех

сторон

речи

фонетической,

лексической,

грамматической.

Полноценное

владение

родным

языком

в

дошкольном

детстве

является

необходимым

условием

решения

задач

умственного,

эстетического

и

нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем

раньше

будет

начато

обучение

родному

языку,

тем

свободнее

ребенок

будет

им

пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей.

Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и

начинают

общаться

с

более

широким

кругом

людей,

особенно

со

сверстниками.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами

общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи

предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое

употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой

перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к

школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные

не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.

Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы

должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и

какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря

— один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие

достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не

находя

подходящих

слов

для

выражения

своих

мыслей.

Учителя

отмечают,

что

ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают

навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии,

психологии, психолингвистике.

В

развитии

словаря

детей

дошкольного

возраста

выделяют

две

стороны:

количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение

значениями слов.

В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются

речевые умения и навыки.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность

осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают

внешнее

оформление (произношение,

членение

фраз,

интонирование) и

внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в

результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения

носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц,

применение их в любых ситуациях общения.

Различают четыре вида речевых умений:

1.

Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;

2.

Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);

3.

Умение излагать свои мысли в письменной речи;

4.

Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые

слова,

в

сущности,

ещё

не

являются

словами.

Настоящее

слово

рождается

как

обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на

предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко

многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё

не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может

быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений,

стоящая за ним.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение

основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал

внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и

явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня

развития

разное.

У

ребёнка

в

3

5

лет

центральное

место

занимает

процесс

овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5

— 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему

доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше

понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом,

будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по

мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее

сфера

его

деятельности,

увеличивается

круг

людей

и

предметов,

с

которыми

он

вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от

чувственной ситуации.

Задачи речевого развития

в дошкольном возрасте:

формирование звуковой культуры, фонематического слуха

развитие лексики

формирование грамматики речи

развитие связной речи дошкольников

обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету

- знакомство с различными жанрами детской литературы



В раздел образования