Автор: Вилкова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 125
Населённый пункт: г. Санкт– Петербург, Невский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие
овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой;
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
может
использовать
речь
для
выражения
своих
мыслей,
чувств
и
желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения;
может выделять звуки в словах;
у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления
и
развития
всех
сторон
речи
—
фонетической,
лексической,
грамматической.
Полноценное
владение
родным
языком
в
дошкольном
детстве
является
необходимым
условием
решения
задач
умственного,
эстетического
и
нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем
раньше
будет
начато
обучение
родному
языку,
тем
свободнее
ребенок
будет
им
пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей.
Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и
начинают
общаться
с
более
широким
кругом
людей,
особенно
со
сверстниками.
Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами
общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи
предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое
употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой
перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к
школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные
не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.
Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы
должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и
какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря
— один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие
достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не
находя
подходящих
слов
для
выражения
своих
мыслей.
Учителя
отмечают,
что
ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают
навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии,
психологии, психолингвистике.
В
развитии
словаря
детей
дошкольного
возраста
выделяют
две
стороны:
количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение
значениями слов.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются
речевые умения и навыки.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность
осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают
внешнее
оформление (произношение,
членение
фраз,
интонирование) и
внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в
результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения
носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц,
применение их в любых ситуациях общения.
Различают четыре вида речевых умений:
1.
Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
2.
Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
3.
Умение излагать свои мысли в письменной речи;
4.
Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые
слова,
в
сущности,
ещё
не
являются
словами.
Настоящее
слово
рождается
как
обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на
предмет.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко
многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё
не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может
быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений,
стоящая за ним.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение
основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал
внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и
явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня
развития
разное.
У
ребёнка
в
3
—
5
лет
центральное
место
занимает
процесс
овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5
— 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему
доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше
понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом,
будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по
мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее
сфера
его
деятельности,
увеличивается
круг
людей
и
предметов,
с
которыми
он
вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от
чувственной ситуации.
Задачи речевого развития
в дошкольном возрасте:
формирование звуковой культуры, фонематического слуха
развитие лексики
формирование грамматики речи
развитие связной речи дошкольников
обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету
- знакомство с различными жанрами детской литературы