Автор: Ряполова Надежда Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ "Алексеевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: г.Алексеевка, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Полезные ископаемые"
Раздел: среднее образование
УРОК ПО ТЕМЕ :
«ПОЛЕЗНЫЕ
ИСКОПАЕМЫЕ».
Учитель : Ряполова Н.В.
Тема урока: « Полезные ископаемые».
« МЫ ХОЗЯЕВА НАШЕЙ ПРИРОДЫ И ОНА
ДЛЯ НАС КЛАДОВАЯ С ВЕЛИКИМИ
СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ».
( М. Пришвин).
Образовательные цели: 1.Обучение умению обобщать полученные
знания.
2.Изучить полезные ископаемые ,их свойства
и применение.
3.Обобщить знания о разнообразии природы.
4.Формировать коллективные умения и навыки
работы на уроке.
Воспитательные цели: 1. Развитие любви и уважения к окружающему
миру.
2. Воспитание у детей бережного отношения к
природе.
3. Воспитание уважения к труду геологов.
Коррекционные цели: 1.Развитие речи и памяти учащихся.
2.Развитие коммуникативных отношений.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых из коллекций, таблицы:
« Изделия из полезных ископаемых», учебник, тесты,
учебник, выставка изделий из глины.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Работа с классом :
- о чём мы говорили на прошлом уроке ?
- что такое горные породы?
-какие горные породы мы изучили?
-на какие группы можно разделить горные породы?
( уч-ся называют и сверяют с записями на доске).
-назовите твёрдые породы
-назовите жидкие породы
-назовите газообразные породы.
РЕБЯТА, а как вы думаете находят ли горные породы применение,
использует ли их человек? ДА! Вот поэтому они и называются
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
Тема урока: «Полезные ископаемые»,
( записать в тетрадь).
-запишите определение полезных ископаемых (с97 учебник).
-ИСКОПАЕМЫЕ – потому , что извлекаются из недр земли.
-ПОЛЕЗНЫЕ – потому, что служат человеку, превращаются
по его воле в разнообразные необходимые вещи.
Полезные ископаемые :
1.
горючие
2.
рудные
3.
нерудные
4.
строительные.
Ребята, давайте из перечня выберем полезные ископаемые и запишем их
в нужные группы.
Нефть ,газ, уголь, железная руда, каменная соль, песок, мрамор, гранит,
глина, мел, торф.
А, теперь, давайте посмотрим какие образцы полезных ископаемых есть
у вас на столах.
(уч-ся рассматривают образцы, называют их)
- чтение текста о полезных ископаемых, рассказ учителя.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Потрудились, отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны ,вперёд
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли,
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
ИТАК, ребята , мы познакомились с полезными ископаемыми, узнали
как их использует человек, посмотрели таблицы, увидели их образцы,
а теперь отгадайте ЗАГАДКИ о них
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит).
2.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. ( песок).
3.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? ( нефть).
4.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А ещё он есть в цементе,
Сам он – удобрение. ( известняк).
5.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. ( глина).
6.
Этот мастер белый, белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. ( мел).
7.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло
От него кругом светло.
Помогает плавить стали
Делать краски и эмали. ( уголь).
8.
На кухне у нас
Он помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. ( газ).
( учитель рассказывает о правилах обращения с газом).
РЕБЯТА, а знаете ли вы кто ищет и находит полезные ископаемые в
недрах земли? ГЕОЛОГИ. ( рассказ учителя о геологах).
Вот , благодаря геологам у нас в области найдены залежи железной
руды. Курская Магнитная Аномалия (г.Губкин) ,а в г.Старый Оскол
находятся заводы по переработке железной руды. Это такие руды, как
бурый железняк, магнитный железняк, красный железняк. Найдите эти
руды в коллекции и объясните, чем они отличаются? ( цветом).
А ещё отличительной особенностью магнитного железняка является то,
что он притягивается магнитом. (учитель демонстрирует опыт:
магнитный железняк и бурый железняк.).
А теперь, посмотрите на таблицу и расскажите ,где находят железные
руды применение.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
- что такое полезные ископаемые?
- назовите и покажите горючие полезные ископаемые. Почему они
горючие?
- Назовите и покажите строительные полезные ископаемые.
- как используют мел? , богата ли наша область мелом, объясните
название г.Белгород.
- почему надо бережно относится к полезным ископаемым?
- как называется профессия людей, занимающихся поиском и добычей
полезных ископаемых?
- какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области?
(глина, песок, мел, железная руда ).
ИГРА : « НАЙДИ ЛИШНЕЕ», объясни:
а\ песок, глина, нефть, гранит.
б\ уголь, торф, песок, газ.
в\ мрамор, мел, соль, железная руда.
ТЕСТЫ ( сильным ученикам)
1.
Горючее полезное ископаемое , это-
а\ песок
б\гранит
в\уголь.
2.
К металлам относят :
а\ известняк
б\ железо
в\мел.
3.
К полезным ископаемым относят :
а\ асфальтовую дорогу
б\ каменный уголь
в\ воду в реке.
4.
Свойством магнита обладает:
а\ железо
б\ золото
в\ алюминий.
5.
Основные свойства природного газа :
а\ обладает запахом, горит
б\ имеет окраску, взрывоопасен
в\ без запаха, без цвета, горит, взрывоопасен.
( сверить ответы с доской: 1-в ; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в.).
Юле Давиденко и Евгению Гавриленко индивидуальные задания:
- собрать из букв и слогов тему урока,
- собрать открытку по образцу.
/ выставление оценок с комментариями/.
ИТОГ УРОКА:
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего
бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных
ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые
месторождения полезных ископаемых, к сожалению , полезные
ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить, ведь
они образовывались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот
почему необходимо экономно использовать природные богатства.
Как , известно, полезные ископаемые относятся к неживой
природе, но оказывается многие из них образовались из остатков живых
организмов, удивительно! .Выходит, растения и животные, которые
жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно , их
остатки за миллионы лет превратились в полезные ископаемые, кото –
рыми мы и сейчас пользуемся. Вот такая тесная, неразрывная связь
существует между живой и неживой природой , между природой и чело-
веком.
А, ВЫ, РЕБЯТА , КАК МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ В ОХРАНЕ ПРИРОДНЫХ
БОГАТСТВ?
Собирать металлолом, не жечь лишний свет, брать мел, глину,
песок только в разрешённых карьерах и т.д. И когда вы вырастете, вам
предстоит решать проблемы,связанные с охраной нашей природы и в
частности полезных ископаемых.
д\з с. 97-100 учить , с. 101-104 читать.
Урок окончен. Спасибо за урок.