Автор: Чапала Елена Эдуардовна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Мендюкинская средняя школа"
Населённый пункт: д. Мендюкино Зарайского р-на Московской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Культурологический подход в развитии современного образования
Раздел: полное образование
Культурологический подход в развитии современного образования
Современная
социокультурная
ситуация
в
мире
характеризует ся
формированием в общественном сознании новых типов осознания и способов
преобразования
действительности.
Наука
и
практика
выбирает
новую
стратегию и тактику, развития свойств и качеств личности. Идеал современного
воспитания – нравственность как одна из высших ценностей, побуждающая
человека осуществлять выбор между добром и злом, истиной и ложью в пользу
добра, истины, красоты, свободы творчества.
Необходимо отметить, что в последние десятилетия предпринимается активное
междисциплинарное
изучение
проблемы
ценностей.
Большое
внимание
уделяется
фундаментальным
теоретическим
подходам
к
интерпретации
категории
«ценность»,
и
к
прикладным
вопросам,
касающимся
выявления
ценностных ориентации социальных, профессиональных и возрастных групп.
Воспитание
–
в
широком
смысле
–
система
специально
организованной
передачи
из
поколения
в
поколение
социального
опыта
человека;
в
узком
смысле
–
целенаправленная
деятельность
по
формированию
у
детей
нравственно – волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных
представлений, определённых привычек и правил поведения.
Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание
человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых
оно
осуществляется.
Воспитание
–
многозначно,
его
рассматривают
как
общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие
и взаимодействие.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих
сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых
ими материальных и духовных ценностях.
Культурология – наука, учение, знание о культуре.
Культура воспитания гуманистическая – уровень воспитания, выстроенного на
равноправии,
равноценности
участников
педагогического
взаимодействия,
уважении и доверии между взрослым и ребенком (подростком).
Цель
воспитания
как
педагогическое
явление
–
ожидаемые
изменения
в
человеке (или группе людей), осуществляемые под воздействием специально
подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Рассмотрим культурологический подход как сферу образования через призму
следующих системобразоующих понятий:
- субъект – объект – субъектных – таких, как: ценность, качество, культурная
норма, культурный интерес;
- субъект – субъектных – таких, как: культурная деятельность, культурное
самоопределение,
культурное
развитие
(саморазвитие),
глубинное
общение,
совместность, событийность;
- объект – субъектных – таких, как: социокультурная (культурная) ситуация,
социокультурный
(культурный)
контекст
образования,
культурные
модели,
мультикультурная (культурная) среда образовательных систем.
Задаются
три
основных
взаимообусловленных
проблемно-смысловых
поля
образования:
-
личностного
роста
(самоопределения,
саморазвития,
самореализации)
посредством
развития
структур
культурной
деятельности,
изменения
личностного культурного творческого опыта, динамики культуры общения и
коммуникации, эволюции круга общения;
-
роста
уровня
культуры
(то
есть
качества
и
степени
выраженности
ценностного
содержания)
отдельных
образовательных
процессов,
систем,
сообществ;
-
развития
и
роста
уровня
культуры
образования
как
сферы
в
целом,
изменения
социокультурного
контекста
образования
(его
предметных,
информационных
и
субъективных
сред,
моделей,
форм
и
механизмов
организации).
Формы актуализации культурологических идей различны (обратим внимание на
проблемы, которые связаны с образованием):
- кросс-культурный подход - совокупность методов описания, сравнения и
изучения
культурных
различий
сообществ,
особенностей
влияний
социокультурной среды (социокультурных ценностей, обычаев, институтов) на
личность,
а
также
индивидуального
культурного
опыта
на
психику
и
деятельность (в частности, на особенности восприятия, интерпретации и т.п.);
среди
психологов
и
антропологов,
известных
своими
кросс-культурными
исследованиями, Джон и Беатрис Уайтинги;
-
культурно-исторический
подход
Л.С.
Выготского
(в
разработке
теоретических основ принимали также участие А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия; в
западной
психологии
сходные
идеи
были
высказаны
В.
Вундтом,
который
считал культурно-исторический метод наиболее адекватным изучению психики
человека);
в
основе
подхода
-
идея
интериоризации
ребёнком
социально-
символической, опосредованной знаками деятельности; процессы и результат
такой деятельности составляют суть присвоение ценностей культуры, при этом
психические
функции
становятся
культурными;
на
этой
основе
была
разработана
модель
«взращивания»
культурных
знаков
в
структуру
психических
функций
ребёнка
и
сформулировано
положение
о
зоне
ближайшего развития как «поле» его совместной с взрослым опосредованной
культурной деятельности, где и происходит переструктурирование психических
функций;
- разные формы и варианты культурной психологии, которые развивались
благодаря исследованиям многих психологов и культурантропологов и в разной
мере ставили задачу «переместить культуру с периферии общей психологии в
её центр» (М. Коул, С. Скрибнер, Р. Шведер);
-
основные
идеи
М.
Коула:
прямая
и
опосредованная
связь
мышления
культуры,
структурирование
развития
контекстами
обыденной
жизни,
коэволюция
деятельности
и
артефактов
(материа льно-иде а льных
фундаментальных элементов культуры);
-
интегративный
культурфилософский
подход:
соединение
идеи
культурологии
и
культурной
антропологии
с
основными
концепциями
современных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (П.С. Гуревич,
Э.А. Орлова, А.А. Пузырей, В.М. Розин, А.Я. Флиер и другие);
-
неклассический
подход:
синтез
идей
общей
психологии
и
культурной
психологии,
с
одной
стороны,
и
философской
антропологии,
с
другой,
и
выявление их сложного влияния на современную педагогическую психологию и
педагогическую
антропологию;
на
этой
основе
преодоление
рамок
традиционного
психологизма
и
упрощенного
культурализма,
ограниченных
прямыми связями человека и культуры (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И.
Слободчиков).
Предметом культурологических обобщений является нормативно-ценностная
регуляция
любого
вида
деятельности.
Таким
образом,
содержательные
обобщения
в
культурологической
интеграции
являются
особым
уровнем
теоретических
обобщений.
Они
находятся
в
структуре
не
бытового,
а
специального
(культурологического)
мышления.
Примером
содержательного
обобщения разнопредметных гуманитарных знаний могут служить те знания,
которые
экстраполируются
из
одного
предмета
в
другие,
а
также
такие
инвариантные для гуманитарных предметов понятия, как символ, знак, стиль,
ритуал, традиция, архетип и др.
Культурологический
подход
выступает
методологическим
принципом
функционирования
и
развития
современной
системы
образования,
являясь
основой
познания
человека
и
реалии
окружающего
мира.
Вариативность
моделей культуры, обусловливающих содержание культурологического метода
познания, определяет многообразие его стратегий и тактик.
Культурологический
подход
–
совокупность
методологических
приёмов,
обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том
числе
сферы
образования
и
педагогики)
через
призму
системообразующих
культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы
и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т.д.
Культурологический
подход
изменяет
представление
об
основополагающих
ценностях
образования
как
исключительно
информационно
–
знаниевых
и
познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и
принципов
построения
учебного
плана,
расширяет
культурные
основы
содержание
обучения
и
воспитания,
вводит
критерии
продуктивности
и
творчества в деятельность взрослого и ребёнка.
Культурологический
подход
изменяет
представление
об
основополагающих
ценностях
образования
как
исключительно
информационно-знаниевых
и
познавательных, снимает узкую научную ориентированность принципов его
построения,
расширяет
культурные
основы
и
содержание
обучения
и
воспитания,
вводит
критерии
творчества
в
деятельности
субъектов
образовательного процесса.
Нельзя
не
заметить,
что
сторонники
культурологического
подхода
считают
центральной
фигурой
образования,
его
главным
действующим
субъектом
самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять не только
«кем быть», «каким быть», но и «как жить», т. е. право самостоятельно строить
свой
образ
жизни,
выбирать
область
интеллектуальных,
физических,
художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. «Ребенку и
подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые
взрослыми виды работы, общения.
Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы
российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали
базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход очень
эффективен
и
по
существу
является
центральной
идеей
в
развитии
этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к
воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.
Культурологический
подход рассматривается
как
обучение
в
контексте
культуры,
опора
образования
на
характер
и
ценности
культуры.
Выделяя
ценностное
значение
образования,
определяются
три
составляющих
компонента.
1. Государственная ценность образования.
2. Общественная ценность образования.
3. Личностная ценность образования.
Государственная
ценность
образования. Представляет
собой
моральный,
экономический, интеллектуальный, научный, технический, духовно-культурный
потенциал любого государства.
Общественная ценность образования. Определяется обучением и образованием
грамотных и профессиональных специалистов, которые способны разрешить
большой
круг
поставленных
обществом
профессиональных
и
социально-
значимых задач в конкретно-исторических условиях жизни людей.
Личностная
ценность
образования. Является
осознанной
необходимостью
проявления
человеком
его
разнообразных
познавательных
потребностей
и
стремления к совершенному развитию своих способностей.
Последний тезис непосредственно согласуется с идеями культурологического
подхода, завоевывающего все больше сторонников в системе образования.
Культурологический
принцип дает
возможность
сочетать
в
образовательном
процессе
общеобразовательной
школы
общекультурный,
специальный
и
психолого-педагогический компоненты благодаря выбору содержания обучения
по принципу «от человека образованного к человеку культурному». Это имеет
эффективный
результат,
если
учитывается
анализ
предметного
и
внепредметного содержания обучения с позиции развития цельной культуры
личности.
Культурологический
подход
происходит
с
помощью
введения
следующих
факторов.
1. Наполнение содержания традиционных учебных дисциплин, ограниченных
рамками программных требований (стандартов образования).
2. Появление новых дисциплин культурно-гуманитарного цикла (философии,
психологии, культурологии и т. д.).
3. Наполнение
дисциплин
естественнонаучного
круга
общечеловеческими
проблемами, ценностями.
4. Формирование междисциплинарных связей.
Реализация подхода характеризуется следующими показателями.
1. Поворот образовательного процесса к человеку, как основному его предмету
и цели.
2. Наполнение содержания образовательного процесса задачами и проблемами
человека.
3. Представление
организации
образовательного
процесса
как
целостной
системы совместной деятельности учителей и учащихся.
4. Формирование образовательного процесса в рамках мировой, национальной
культуры.
5. Формирование
индивидуальности
и
самобытности
личности
ребенка,
развитие личностных характерных особенностей.
6. Эффективное повышение профессионального мастерства и педагогической
культуры учителей.
Всякое
воспитание
начинается
в
семье:
здесь
закладываются
основные
культурологические принципы, образ жизни, эталоны поведения. Школьное
воспитание
вступает
в
права
гораздо
позже
и
соответственно
имеет
возможно сть
влиять
на
уже более
или
менее
культурологиче ски
воспитанную. Культурологический
подход рассматривается
как
обучение
в
контексте
культуры,
опора
образования
на
характер
и
ценности
культуры.
Выделяя ценностное значение образования, определяются три составляющих
компонента.
Кул ьту р ол о г и ч е с к и й
п од ход
р а с с мат р и ва е т с я
м е т а п р и н ц и п о м
функционирования и развития образования, опредмечивая идеи гуманизации и
гуманитаризации в контексте мировой и национальной культур, ориентируя
личность на смыслопоисковую, творческую, развивающую деятельность.