Авторы: Буюклыу Наталья Николаевна, Владимирова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатели доу
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 97, д⁄о № 4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Экологический проект
Тема: Экологический проект "Этот удивительный мир насекомых"
Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
Г. Москва, ГБОУ Школа № 97, дошкольное структурное подразделение № 4.
Воспитатели: Буюклыу Наталья Николаевна, Владимирова Татьяна Валентиновна.
Г. Москва, ГБОУ Школа № 887, детский сад «Теремок»,
Воспитатели: Гордеева Елена Алексеевна, Карлашова Марина Вячеславовна.
Г.
Москва,
ГБОУ
Школа
№
887,
детский
сад
«Улыбка»,
музыкальный
руководитель
Секачева Татьяна Романовна.
Основным
содержанием
экологического
воспитания
дошкольников
является
формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природе. В современном
мире ребенок умело пользуется всевозможными гаджетами и новомодными игрушками,
часто не имея представлений об объектах и явлениях живой природы, не замечая красоту
окружающего его мира. Заинтересовать ребенка, помочь увидеть и почувствовать красоту
мира природы, привить ему эмоционально-ценностное отношение к живым организмам,
могут только компетентные взрослые.
Поэтому,
в
последние
годы
в
реализации
различных
экологических
проектов
принимает участие все больше дошкольных учреждений и школ. Практика показала, что
дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в
таких проектах.
Нас
пригласили
принять
участие
в V
Всероссийском
конкурсе
детских
анималистических проектов имени В.М. Смирина. По результатам проделанной работы
наш проект был удостоен дипломом первой степени.
Тип проекта:
Исследовательско - творческий
По времени проведения: долгосрочный (1 учебный год)
Участвуют возрастные группы: старшая и подготовительная.
Участники проекта: дети старшей (группа № 5 «Улыбка», воспитатели Буюклыу Н.Н. и
Владимирова Т.В.) и подготовительной (группа № 10 «Ручеек» воспитатели Гордеева Е.А.
и
Карлашова
М.В.)
групп,
музыкальный
руководитель
Секачева
Т.Р.,
родители
воспитанников;
План работы с детьми по осуществлению проекта:
Проблемная ситуация:
В
июне
2015
года
в
нашем
детском
саду
было
организовано
уличное
музыкальное
развлечение для детей - «Путешествие к насекомым».
Во время проведения детского праздника, ребенок отвлекся от праздничного действа
наблюдением за насекомыми. Это были муравьи. Эти маленькие труженики жили своей
жизнью. Один из них тащит травинку, другой перекатывает камешек, с себя размером,
третий …, в общем, все были очень заняты своей работой. Но куда же все они так спешат?
И где их дом? Это заинтересовало мальчика Федю даже больше, чем детский праздник,
который к этому времени был в самом разгаре.
Актуальность проблемы:
Расширение связи с природой, развитие взаимодействия и бережного отношения к живой
и неживой природе. Приобщение к совместной деятельности детей и родителей, как в
детском саду, так и дома.
Одной из важнейших задач при реализации программы дошкольного образования является
воспитание дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе. С
самого
раннего
возраста
необходимо
развивать
в
детях
чувство
наблюдательности,
ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время
в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе.
А где это реализовать? Самое оптимальное место и время - это на прогулке. Живая
природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и
воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно
постигают
мир,
в
котором
они
живут.
Они
открывают
удивительное
многообразие
растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её
познания.
Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Удивителен и разнообразен мир
этих представителей летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его
представителей
–
неуловимо
порхающих
бабочек,
снующих
повсюду
муравьёв,
еле
ползущих жуков. А сколько положительных эмоций и впечатлений вызывает у детей
встреча с каждым из представителей насекомых! Дети с радостью и огромной фантазией
реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое
ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь,
творец в определенном смысле.
Аннотация проекта
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием мира насекомых,
их роли в многозвенной экологической цепи.
Данный
проект
поможет
дошкольникам
окунуться
в
интригующий
и
таинственный,
красочный и завораживающий мир насекомых.
Основополагающий вопрос:
Нужны ли насекомые в природе?
Проблемные вопросы:
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут?
Насколько велика их роль в природе (в экологической цепи).
Гипотеза: если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической
цепи, то он без сомнений будет ценить, любить и беречь всё, что его окружает.
Цели проекта:
Учить детей определять насекомых по внешнему виду;
Рассказать о роли насекомых в природных сообществах;
Побуждать испытывать нравственно-эстетические чувства и переживания;
Формировать бережное, ответственное отношение к природным ценностям;
Формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;
Формировать умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде
связанных рассказов, изобразительной деятельности.
Создание
условий
для
развития
познавательных
и
творческих
способностей
детей
в
процессе реализации проекта.
Обобщить и систематизировать представления детей о насекомых;
расширить представления детей о многообразии и пользе насекомых в природе;
развивать умение видеть красоту мира насекомых, разнообразии его красок и форм через
наблюдения во время прогулок, экскурсий;
познакомить детей с творчеством художников-анималистов: В.М. Смирин, Н. Кондаков,
Пророк, и др.;
расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о
мире насекомых;
развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в
различных ситуациях общения;
способствовать развитию памяти, восприятия;
воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
закрепление знаний и представлений детей о разнообразии мира насекомых;
расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения
представлений
о
мире
насекомых,
а
также
в
процессе
знакомства
с
рассказами,
мультфильмами,
познавательными
фильмами,
стихами,
пословицами,
загадками
соответствующей тематики;
отражение
знаний,
накопленных
в
процессе
реализации
проекта,
в
различных
видах
деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского
сада.
I этап – подготовительный:
Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к
воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
составление плана совместной работы с детьми, родителями;
изучение художественной и научной литературы, подбор и просмотр познавательных
фильмов, мультфильмов, наблюдения за насекомыми, изучение материалов из интернета
по данной теме; посещение библиотеки, зоологических музеев (зоологический музей
МГУ, государственный Дарвиновский музей,…).
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
Определение целей и задач по данной теме;
подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
разработка конспектов НОД;
подготовка для родителей информационных листов по темам: …
оформление фотоальбома, книжки-малышки по теме проекта, с участием родителей;
Составление панно – композиций: «Такие разные бабочки», «Пчелы на ветке сакуры»,
«Муравейник и его жители».
II этап
Время реализации: сентябрь - январь.
Насекомые луга и леса (вредители и полезные насекомые).
Выявление уровня знаний детей о насекомых до начала проекта;
Подбор
материалов:
художественно
–
научная
литература,
игры
(дидактические,
настольные, подвижные), создание макетов, познавательные и художественные фильмы и
мультфильмы о насекомых.
Уголок для родителей
Взаимодействие с родителями на протяжении всего проекта.
Книги, консультации «По следам насекомых»; «Осторожно, пчелы и осы»;…
Наблюдения
и
познавательные
беседы
с
детьми
«Как
насекомые
готовятся
к
зиме»
(анабиоз).
«Если бы ты был насекомым»
Открытие мира насекомых
Вхождение в образ насекомых – театральный метод.
Просмотр эпизодов х/фильма «Дорогая, я уменьшил детей»,
м/фильм «Бабочка» 1972г.
Воспитание бережного отношения к миру природы.
Выставка фотографий «Здравствуй жук, я твой друг!» Подбор стихов к фотографиям.
Практическая деятельность по реализации проекта. Игра – путешествие «В гости к
насекомым»
Дети совместно с родителями наблюдают, собирают сведения о насекомых. Родители
готовят презентация совместно с детьми о каком либо насекомом, ребенок представляет
эту презентацию в группе, рассказывает о насекомом.
Подбор литературы (для рассматривания и чтения); подбор фотографий, открыток; подбор
музыкальных произведений, звуки насекомых. Подбор мультфильмов, художественных и
познавательных фильмов.
Целевые прогулки
Сезонные – по территории детского сада для систематизации знаний о насекомых.
Оформление
альбомов.
подбор
литературы
(для
рассматривания
и
чтения),
подбор
фотографий, открыток. Подбор музыкальных произведений, звуки насекомых. Подбор
мультфильмов, художественных и познавательных фильмов.
Совместная работа с родителями – постановка сказки «Стрекоза и муравей» (октябрь)
III этап (заключительный)
Время реализации: февраль, март, апрель.
Анализ проделанной работы.
Совместные развлечения.
Викторина «Такие разные бабочки» (группы № 5 и № 10)
Книжка-малышка: сказка, стихотворения, иллюстрации, фотографии.
Итоговое занятие «Путешествие к лесной фее»
Создание игровых ситуаций
Рождение бабочки
Почему и как они маскируются. Познавательные занятия.
Конкурс поделок.
Конкурс рисунков.
Альбом загадок с рисунками.
Театрализованная деятельность: пластика насекомых – изобрази насекомое.
Создание атласа «Места обитания насекомых»
Рисование: монотипия, кляксография, печатание, …
Диагностика знаний детей о мире насекомых.
Анализ проделанной работы.
Выводы:
Тема насекомых реализовывалась во всех
образовательных областях (познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное
и
физическое
развитие) на протяжении всего года. Реализация данного проекта научила дошкольников
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы.
Дети
приобрели
новый
опыт
поисково-
исследовательской деятельности. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную
работу по интересам, помог выявить талантливых и одаренных детей, а так же развить
внутренний
потенциал
у
каждого
ребенка.
Дети
с
большим
интересом
готовили
и
представляли
мини-проекты
о
выбранном
ими
насекомом.
Они
стали
более
раскрепощенными
и
самостоятельными,
целеустремленными
и
уверенными
в
себе,
общительными. Проект способствовал накоплению у детей представлений о насекомых,
их жизнедеятельности и среде обитания. Все это, несомненно, создает предпосылки для
их успешного развития в будущем.
Итогом
нашей
деятельности
стало
оформление
выставки
работ
детей
и
проведение
экологического развлечения. Проделанная нами работа была оценена по достоинству – мы
получили диплом первой ст. в V Всероссийском конкурсе детских анималистических
проектов им. В.М. Смирина.
Список литературы:
1.
Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования
в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной
мир», 2014, - 144 с., илл.
2.
Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. Для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 3-е
изд. -. М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. – (Зеленый дом).
3.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А.А.
Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с.: ил. – (Зеленый дом).
4.
Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы:
экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.- с. 272: ил.
5.
Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». Тематические недели в
детском
саду:
Учебно-методическое
пособие
для
педагогов
дошкольных
образовательных организаций. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015. – 136
с.
6.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / С. Н. Николаева. —
7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.