Напоминание

Экологический проект "Этот удивительный мир насекомых"


Авторы: Буюклыу Наталья Николаевна, Владимирова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатели доу
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 97, д⁄о № 4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Экологический проект
Тема: Экологический проект "Этот удивительный мир насекомых"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»

Г. Москва, ГБОУ Школа № 97, дошкольное структурное подразделение № 4.

Воспитатели: Буюклыу Наталья Николаевна, Владимирова Татьяна Валентиновна.

Г. Москва, ГБОУ Школа № 887, детский сад «Теремок»,

Воспитатели: Гордеева Елена Алексеевна, Карлашова Марина Вячеславовна.

Г.

Москва,

ГБОУ

Школа

887,

детский

сад

«Улыбка»,

музыкальный

руководитель

Секачева Татьяна Романовна.

Основным

содержанием

экологического

воспитания

дошкольников

является

формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природе. В современном

мире ребенок умело пользуется всевозможными гаджетами и новомодными игрушками,

часто не имея представлений об объектах и явлениях живой природы, не замечая красоту

окружающего его мира. Заинтересовать ребенка, помочь увидеть и почувствовать красоту

мира природы, привить ему эмоционально-ценностное отношение к живым организмам,

могут только компетентные взрослые.

Поэтому,

в

последние

годы

в

реализации

различных

экологических

проектов

принимает участие все больше дошкольных учреждений и школ. Практика показала, что

дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в

таких проектах.

Нас

пригласили

принять

участие

в V

Всероссийском

конкурсе

детских

анималистических проектов имени В.М. Смирина. По результатам проделанной работы

наш проект был удостоен дипломом первой степени.

Тип проекта:

Исследовательско - творческий

По времени проведения: долгосрочный (1 учебный год)

Участвуют возрастные группы: старшая и подготовительная.

Участники проекта: дети старшей (группа № 5 «Улыбка», воспитатели Буюклыу Н.Н. и

Владимирова Т.В.) и подготовительной (группа № 10 «Ручеек» воспитатели Гордеева Е.А.

и

Карлашова

М.В.)

групп,

музыкальный

руководитель

Секачева

Т.Р.,

родители

воспитанников;

План работы с детьми по осуществлению проекта:

Проблемная ситуация:

В

июне

2015

года

в

нашем

детском

саду

было

организовано

уличное

музыкальное

развлечение для детей - «Путешествие к насекомым».

Во время проведения детского праздника, ребенок отвлекся от праздничного действа

наблюдением за насекомыми. Это были муравьи. Эти маленькие труженики жили своей

жизнью. Один из них тащит травинку, другой перекатывает камешек, с себя размером,

третий …, в общем, все были очень заняты своей работой. Но куда же все они так спешат?

И где их дом? Это заинтересовало мальчика Федю даже больше, чем детский праздник,

который к этому времени был в самом разгаре.

Актуальность проблемы:

Расширение связи с природой, развитие взаимодействия и бережного отношения к живой

и неживой природе. Приобщение к совместной деятельности детей и родителей, как в

детском саду, так и дома.

Одной из важнейших задач при реализации программы дошкольного образования является

воспитание дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе. С

самого

раннего

возраста

необходимо

развивать

в

детях

чувство

наблюдательности,

ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время

в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе.

А где это реализовать? Самое оптимальное место и время - это на прогулке. Живая

природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и

воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно

постигают

мир,

в

котором

они

живут.

Они

открывают

удивительное

многообразие

растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её

познания.

Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Удивителен и разнообразен мир

этих представителей летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его

представителей

неуловимо

порхающих

бабочек,

снующих

повсюду

муравьёв,

еле

ползущих жуков. А сколько положительных эмоций и впечатлений вызывает у детей

встреча с каждым из представителей насекомых! Дети с радостью и огромной фантазией

реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое

ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь,

творец в определенном смысле.

Аннотация проекта

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием мира насекомых,

их роли в многозвенной экологической цепи.

Данный

проект

поможет

дошкольникам

окунуться

в

интригующий

и

таинственный,

красочный и завораживающий мир насекомых.

Основополагающий вопрос:

Нужны ли насекомые в природе?

Проблемные вопросы:

Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут?

Насколько велика их роль в природе (в экологической цепи).

Гипотеза: если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической

цепи, то он без сомнений будет ценить, любить и беречь всё, что его окружает.

Цели проекта:

Учить детей определять насекомых по внешнему виду;

Рассказать о роли насекомых в природных сообществах;

Побуждать испытывать нравственно-эстетические чувства и переживания;

Формировать бережное, ответственное отношение к природным ценностям;

Формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;

Формировать умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде

связанных рассказов, изобразительной деятельности.

Создание

условий

для

развития

познавательных

и

творческих

способностей

детей

в

процессе реализации проекта.

Обобщить и систематизировать представления детей о насекомых;

расширить представления детей о многообразии и пользе насекомых в природе;

развивать умение видеть красоту мира насекомых, разнообразии его красок и форм через

наблюдения во время прогулок, экскурсий;

познакомить детей с творчеством художников-анималистов: В.М. Смирин, Н. Кондаков,

Пророк, и др.;

расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о

мире насекомых;

развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в

различных ситуациях общения;

способствовать развитию памяти, восприятия;

воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

закрепление знаний и представлений детей о разнообразии мира насекомых;

расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения

представлений

о

мире

насекомых,

а

также

в

процессе

знакомства

с

рассказами,

мультфильмами,

познавательными

фильмами,

стихами,

пословицами,

загадками

соответствующей тематики;

отражение

знаний,

накопленных

в

процессе

реализации

проекта,

в

различных

видах

деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского

сада.

I этап – подготовительный:

Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к

воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;

составление плана совместной работы с детьми, родителями;

изучение художественной и научной литературы, подбор и просмотр познавательных

фильмов, мультфильмов, наблюдения за насекомыми, изучение материалов из интернета

по данной теме; посещение библиотеки, зоологических музеев (зоологический музей

МГУ, государственный Дарвиновский музей,…).

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;

Определение целей и задач по данной теме;

подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;

разработка конспектов НОД;

подготовка для родителей информационных листов по темам: …

оформление фотоальбома, книжки-малышки по теме проекта, с участием родителей;

Составление панно – композиций: «Такие разные бабочки», «Пчелы на ветке сакуры»,

«Муравейник и его жители».

II этап

Время реализации: сентябрь - январь.

Насекомые луга и леса (вредители и полезные насекомые).

Выявление уровня знаний детей о насекомых до начала проекта;

Подбор

материалов:

художественно

научная

литература,

игры

(дидактические,

настольные, подвижные), создание макетов, познавательные и художественные фильмы и

мультфильмы о насекомых.

Уголок для родителей

Взаимодействие с родителями на протяжении всего проекта.

Книги, консультации «По следам насекомых»; «Осторожно, пчелы и осы»;…

Наблюдения

и

познавательные

беседы

с

детьми

«Как

насекомые

готовятся

к

зиме»

(анабиоз).

«Если бы ты был насекомым»

Открытие мира насекомых

Вхождение в образ насекомых – театральный метод.

Просмотр эпизодов х/фильма «Дорогая, я уменьшил детей»,

м/фильм «Бабочка» 1972г.

Воспитание бережного отношения к миру природы.

Выставка фотографий «Здравствуй жук, я твой друг!» Подбор стихов к фотографиям.

Практическая деятельность по реализации проекта. Игра – путешествие «В гости к

насекомым»

Дети совместно с родителями наблюдают, собирают сведения о насекомых. Родители

готовят презентация совместно с детьми о каком либо насекомом, ребенок представляет

эту презентацию в группе, рассказывает о насекомом.

Подбор литературы (для рассматривания и чтения); подбор фотографий, открыток; подбор

музыкальных произведений, звуки насекомых. Подбор мультфильмов, художественных и

познавательных фильмов.

Целевые прогулки

Сезонные – по территории детского сада для систематизации знаний о насекомых.

Оформление

альбомов.

подбор

литературы

(для

рассматривания

и

чтения),

подбор

фотографий, открыток. Подбор музыкальных произведений, звуки насекомых. Подбор

мультфильмов, художественных и познавательных фильмов.

Совместная работа с родителями – постановка сказки «Стрекоза и муравей» (октябрь)

III этап (заключительный)

Время реализации: февраль, март, апрель.

Анализ проделанной работы.

Совместные развлечения.

Викторина «Такие разные бабочки» (группы № 5 и № 10)

Книжка-малышка: сказка, стихотворения, иллюстрации, фотографии.

Итоговое занятие «Путешествие к лесной фее»

Создание игровых ситуаций

Рождение бабочки

Почему и как они маскируются. Познавательные занятия.

Конкурс поделок.

Конкурс рисунков.

Альбом загадок с рисунками.

Театрализованная деятельность: пластика насекомых – изобрази насекомое.

Создание атласа «Места обитания насекомых»

Рисование: монотипия, кляксография, печатание, …

Диагностика знаний детей о мире насекомых.

Анализ проделанной работы.

Выводы:

Тема насекомых реализовывалась во всех

образовательных областях (познавательное,

речевое,

художественно-эстетическое,

социально-коммуникативное

и

физическое

развитие) на протяжении всего года. Реализация данного проекта научила дошкольников

сравнивать,

анализировать,

делать

выводы.

Дети

приобрели

новый

опыт

поисково-

исследовательской деятельности. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную

работу по интересам, помог выявить талантливых и одаренных детей, а так же развить

внутренний

потенциал

у

каждого

ребенка.

Дети

с

большим

интересом

готовили

и

представляли

мини-проекты

о

выбранном

ими

насекомом.

Они

стали

более

раскрепощенными

и

самостоятельными,

целеустремленными

и

уверенными

в

себе,

общительными. Проект способствовал накоплению у детей представлений о насекомых,

их жизнедеятельности и среде обитания. Все это, несомненно, создает предпосылки для

их успешного развития в будущем.

Итогом

нашей

деятельности

стало

оформление

выставки

работ

детей

и

проведение

экологического развлечения. Проделанная нами работа была оценена по достоинству – мы

получили диплом первой ст. в V Всероссийском конкурсе детских анималистических

проектов им. В.М. Смирина.

Список литературы:

1.

Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования

в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной

мир», 2014, - 144 с., илл.

2.

Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. Для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 3-е

изд. -. М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. – (Зеленый дом).

3.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А.А.

Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с.: ил. – (Зеленый дом).

4.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы:

экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.- с. 272: ил.

5.

Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». Тематические недели в

детском

саду:

Учебно-методическое

пособие

для

педагогов

дошкольных

образовательных организаций. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015. – 136

с.

6.

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников:

учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / С. Н. Николаева. —

7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.



В раздел образования