Напоминание

"Специфика формирования адекватной самооценки младших школьников"


Автор: Лисова Дарья Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Тольяттинский социально–педагогический колледж"
Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика формирования адекватной самооценки младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Специфика формирования адекватной самооценки младших

школьников на современном этапе

На современном этапе одной из центральных проблем становления

самосознания

личности

является

проблема

формирования

и

развития

самооценки.

Самооценка – это самостоятельная оценка своих личностных качеств:

как достоинств, так и недостатков. [5]

Самооценка - это представление человека о важности своей личности,

деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и

чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

[3]

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е.

осознание

человеком

самого

себя,

своих

физических

сил,

умственных

способностей,

поступков,

мотивов

и

целей

своего

поведения,

своего

отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. [7]

Исследование

самооценки

сконцентрированы

вокруг

двух

групп

вопросов:

Рис. 2 Направления изучения самооценки

Рассмотрение первой группы «становления самооценки», позволило

выделить следующие уровни ее развития:

1 . Процессуально

ситуативный:

человек

не

устанавливает

связи

между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» по

Становление

Особенности личности

Самооценка как

Б.Г.Ананьев

А.Н.Леонтьев

С.С.Рубинштейн

М.Н.Скаткин

А.И.Липкина

Е.И.Савонько

Е.А.Серебрякова

В.А.Горбачева

внешним

результатам

деятельности.

В

связи

с

тем,

что

эти

результаты

стихийны,

случайны

и

неустойчивы,

самооценка

имеет

тенденцию

к

необъективности.

На

данном

этапе

человек

имеет

еще

в

виду

развитие

свойств личности, а подразумевает лишь совершение одних поступков или

отказ от других.

2. Качественно – ситуативный: человек устанавливает прямолинейные

связи между своими поступками и качествами. Человек не абстрагирует

качество

от

поступка

и

не

осознает,

что

качество

личности

выражается

намного богаче и сложнее, нежели отдельный акт поведения.

3 . Качественно-консервативный:

для

него

характерно

разрешение

прямолинейных,

формальных

связей

между

поступками

и

качествами

личности.

Качество

личности

абстрагируется

человеком

от

конкретного

поступка,

выступает

в

его

сознании

как

самостоятельная

объективная

реальность.

В

результате

самооценка

имеет

тенденцию

к

недостаточной

объективности.

4 . Качественно–динамический: характеризуется осознанием сложных

связей

между

качествами

личности

и

поступками.

Самооценка

имеет

тенденцию к объективности, динамична в соответствии с изменениями во

внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень

развития качеств личности.

Рассмотрение

самооценки

как

особенность

личности

человека

заключается в выполнении определённых функций:

Рис. 3 Функции самооценки

Функции самооценки

Регуляторная

Защитная

Развития

Регуляторная функция самооценки состоит в своеобразном творческом

отношении к собственной личности - в стремлении изменить, улучшить себя

и в реализации этого стремления. Это высшая форма саморегулирования.

Защитная

функция

обеспечивает

относительную

стабильность

и

автономность личности, может вести к искажению опыта.

Функция развития самооценки является толчком к росту, прогрессу

личности.

В дипломной работе изучение самооценки будет строится на основе

особенностей личности.

Классификация

видов самооценки психологами И. С. Конном, И. В.

Марковой, Л. Д. Столяренко, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном строится

на основе обоснований:

Рис. 3 Виды самооценки

Самооценка бывает 4-х уровней:

1.

Очень

высокая

-

оценка

ребенком

своих

качеств

как

наиболее

сформированных,

максимально

возможных

и

в

наивысшей

степени

реализованных.

2.

Высокая

-

оценка

ребенком

своих

качеств,

возможностей

и

достоинств,

уверенность,

что

неудачи

скорее

случайны

и

связаны

с

неблагоприятным

стечением

конкретных

обстоятельств,

только

здесь

и

сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами, его

способностью

самостоятельно

решать

трудные

задачи.

Он

никогда

не

прислушивается к чужому мнению.

Виды

По уровню

По

устойчивости

По частности

Завышенная

Адекватная

Заниженная

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая

Устойчивая

Неустойчивая

Общая

Частная

По

адекватности

3. Средняя - показывает, что детская личность объективно соотносит

свои способности и возможности, критически относится к себе, реально

смотрит

на

успехи

и

неудачи,

ставит

перед

собой

достижимые

цели,

осуществимые на деле. Ребенок уважает себя, однако знает личные слабые

стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

4. Низкая - ребенок при видимом наличии всех нужных факторов не

верит в себя и положительный результат. Чаще всего, такие дети не берутся

начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются

не брать на себя ответственности, так как не верят в свои силы. Психологи

утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

- сочетание низких уровней самооценки и притязаний;

- сочетание низкого уровня самооценки и высокого уровня притязаний.

Уровни

позволяют

определить

характер адекватности

самооценки,

которая указывает на соответствие или несоответствие реально актуальных

возможностей ребенка и его представлений о себе:

-

Завышенная

(неадекватная)

при

фантастичных

и

нереалистичных

планах. У таких детей проявляются различные необоснованные претензии к

окружающим

людям

и

возникшим

ситуациям.

Они

не

умеют

строить

конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто

способствуют разрушению межличностных контактов.

-

Адекватная

-

это

умение

с

достаточной

степенью

объективности

осознавать себя и своё место в мире, правильно оценивать себя, формировать

точное представление о себе. Ученики знают свои достоинства и недостатки,

осознает, когда

совершают

хороший,

а

когда

плохой

поступок,

когда

его

поведение достойно уважения, а когда нет.

- Заниженная (неадекватная) самооценка указывает на сформированный

комплекс

неполноценности

и

постоянном

внутреннем

ощущении

повышенной

тревожности,

что

приводит

к

преувеличению

своих

недостатков.

Следующая

характеристика

самооценки

это ее

устойчивость.

Психолог, Е.А. Серебрякова, в своих исследованиях стремилась максимально

приблизиться к реальным жизненным условиям, что помогло понять, что

чаще всего встречается неустойчивая самооценка. Суть в том, что человек,

который не знает, чего хочет, не знает своего отношения к другому и, поэтому,

оказывается весьма зависимым ото всех и вся. Его отношение к себе и к миру

- его самооценка - колеблются, подчиненные наглядным оценкам любого

партнера, порой случайному движению животных и даже неодушевленных

предметов. [3]

Личность

с

устойчивой

самооценкой,

напротив,

знает,

чего

хочет,

чувствует свое отношение к каждому и от чужих оценок зависит мало. Его

отношение к себе, к людям, к любым вещам выражает его интересы и мало

подвержено

ненужным

ему

влияниям

людей

и,

тем

более,

вещей.

Он

уверенно чувствует себя. Уверенным воспринимается и другими.

И.

С.

Кон,

исследуя

аппарат

самооценки,

заметил

следующую

закономерность: индивид может оценивать себя не только совокупно, но и

частично, т.е. фиксировать внимание на каком-либо своем качестве, свойстве,

черте и т.п. Это наблюдение позволило ему прийти к выводу о том, что

самооценка может быть общей и частной.

Самооценка - это не просто представление или понятие личности о

самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. В работах

американского

психотерапевта

и писателя

Н.

Браидена

это

получило

название «Образ

«Я»,

который складывается

из

формирующих

его

факторов: [8]

Рис. 4 Подходы развития самооценки

Самооценка

Окружающая среда

Когнитивный

Образ «Я»

Умения

Поведенческий

Эмпирический

1

. Когнитивный

подход фокусируется

на

изменении

способа,

с

помощью которого индивиды анализируют собственный опыт. Человека учат

рассматривать события позитивно, а не негативно, искать скорее позитивные

последствия, а не негативные аспекты той ситуации, в которой он оказался.

Он учится тому, что любое событие или опыт могут быть рассмотрены как

позитивно, так и негативно, и у него есть выбор, как их воспринимать.

2.

Поведенческий

подход помогает

людям

усваивать

специфические

формы поведения, которые выражали бы собственную уверенность и вели к

тому,

чтобы

другие

относились

к

ним

позитивно.

Данный

подход

фокусируется

на

обучении

навыкам

уверенного

поведения

-

умению

выражать

положительные

чувства,

проявлять

негативные

эмоции,

высказывать

критические

суждения,

призывать

на

помощь,

обратиться

с

просьбой, отказывать в просьбе и др. Кроме того, поведенческая терапия

обучает

контролю

за

осанкой,

голосом

и

другими

невербальными

компонентами общения. Благодаря этому подходу многие люди приобретают

большую самоуверенность и перестают воспринимать себя как жертву.

3 . Эмпирический

подход разрабатывает

(конструирует)

действия

или

ситуации, которые предоставляют людям возможность испытать собственные

силы, взаимодействовать с другими эффективными способами и получать

позитивную

обратную

связь

от

других

для

того,

чтобы

развить

более

позитивное чувство идентичности.

4 . Подход, связанный с развитием умений, фокусируется на развитии

специфических

навыков,

благодаря

которым,

функционируя

на

более

высоком уровне, индивиды начинают достигать больших успехов и таким

образом повышают собственную самооценку. Этот подход связан с развитием

коммуникативных умений, умений разрешать проблемы, решать конфликты,

устанавливать цели и т.д.

5

. Подход,

связанный

с

формированием

окружающей

среды,

о сновывается

па

создании

благоприятных

внешних

у с л о в и й ,

предоставляющих субъекту возможность использовать собственные «силы

Я»,

поддерживать

самих

себя

и

брать

ответственность

за

собственное

уважение к себе.

Поступая в школу, у ребенка появляется новая роль, предъявляется

особые требования к его повседневной жизни. Младший школьный возраст

является

тем

временем,

когда

мотив

достижения

успеха

закрепляется

в

качестве

устойчивого

свойства

личности. В

этот

период

формируется

нормальный уровень притязаний – ребёнок учится адекватно оценивать свои

возможности

и

способности,

понимает,

что

успех

зависит

не

только

от

имеющихся у него способностей, но и от прилагаемых усилий и старания.

Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности,

проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед

собой. Чем выше уровень притязаний, тем труднее его удовлетворить.

Психолог

Джемс

вывел

формулу,

которая

показывает

зависимость

самооценки человека от его притязаний:

Рис. 5 Формула адекватной самооценки

С помощью оригинальной формулы он, фактически, указал на два пути

повышения

самооценки.

В

одном

случае

необходимо

приложить

максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; в

другом

-

снизить

уровень

притязаний,

при

котором

самооценка,

самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряна.

«Приравняй свои притязания к нулю - и целый мир будет у ног твоих»,

- сказал Т. Карлейль, философ и поэт. И трудно что-либо добавить к его

словам.

Поэтому

важно

уже

в

младшем

школьном

возрасте

сформировать

устойчивую адекватную самооценку.

Формирование - в широком смысле под формированием понимают

любой процесс, в котором чему-либо придаётся устойчивость, законченность.

Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития

личности.

Процесс формирования адекватной самооценки основывается на таких

факторах, сформулированных в работах Ч. Кули и Дж. Мида:

Рис.5 Процесс формирования адекватной самооценки

Первым

фактором

формирования

адекватной

самооценки

является

оценка окружающих, другими словами человек склонен оценивать себя так,

как, по его мнению, его оценивают другие. [7]

Вторым

фактором

формирования

адекватной

самооценки

является

оценка

результатов

собственной

деятельности,

заключается

в

том,

что

индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму

своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он

просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и

именно его делает хорошо. То есть происходит измерение результатов своей

деятельности. То есть происходит измерение результатов своей деятельности.

Также фактором адекватной самооценке служит основа соотношения

реального и идеального представления о себе, то есть с представлением о

том, каким человек хотел бы быть.

Самооценка

может

манятся

в

зависимости

от

возраста

ребенка.

У

дошкольников (5-6 лет) самооценка всегда завышена, и это прекрасно: это

придаёт

юному

человеку

уверенности

и

азарта,

он

активно

и

радостно

познаёт окружающий мир, знакомится с правилами его и законами.

В семь лет малыш отправляется в школу. А это значит, он выходит из

семейного круга и попадает в другой – социальный. Ему предстоит научиться

жить в обществе и самому за себя отвечать. Дома он был звездой, а здесь

Процесс формирования на основе

Основе соотношения

реального и идеального

представлений о себе

Оценки результатов

собственной деятельности

Оценки окружающих

таких звёздочек целая россыпь. И место на школьном небосклоне приходится

находить самому.

Таким образом выявлено определение таких понятий как самооценка,

ее

становление,

особенности,

функции,

виды.

Также

были

рассмотрены

подходы,

формирующие

«Образ

Я»,

формула

самооценки

и

процесс

формирования адекватной самооценки.

Список литературы

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования. Начальная школа [Текст] // сост. Е.С. Савинов -

М.: Просвещение, 2014. - 35с.

2.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов // Под ред. Н.Ю.

Шведовой. - М.: Рус. яз., 1982. - 816 с.

3.

Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб.

заведений / И.В. Дубравина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, - М.:

Академия, 2003. - С.247

4.

Белобрыкина,

О.А.

Влияние

социального

окружения

на

развитие

самооценки [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии., 2001, -

№ 4. С.58.

5.

Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ.

высш. пед. учеб.

заведений: в 3 кн. / М.: ВЛАДОС, 2003. - 439 с.

6.

Сластенин,

В.А.

Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов

педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.

Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа Пресс, 2000 -512 с.

7.

Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитания [Текст] / Р. Бернс. - М.,

Издательство «Прогресс», 1986

8.

Branden N.

Шесть

столпов

самооценки

[Текст]/ N. Branden. – М.,

Издательство «Манн», 1994.- С.352

9.

Санитарно

эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации обучения и общеобразовательных учреждений [Текст] 6 об

утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 [постан. Гл. сан. Врача РФ от 29

декабря 2010 г. N189]

10. Психология: словарь Текст. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.

Ярошевского. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

11. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебник для

студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2008, - С.79



В раздел образования