Автор: Нуриева Фанзия Ансаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Деский сад 181"
Населённый пункт: Город Новокузнецк
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Поисково–экспериментальной деятельность в подготовительной к школе группе»
Раздел: дошкольное образование
Комитет образования и науки города Новокузнецка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №181»
654015, г. Новокузнецк, ул. Шункова, 18А, тел 37-75-16
sadik181@yandex.
ru
Из опыта работы
«Поисково-экспериментальной деятельность
в подготовительной к школе группе»
Воспитатель: Нуриева Фанзия Ансаровна
Г. Новокузнецк, 2018
Из опыта работы по поисково-экспериментальной деятельности в
подготовительной к школе группе МК ДОУ «Детский сад №181»
воспитателя Нуриевой Ф.А.
"Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта,
тем больше способна она рассуждать".
П. П. Блонский.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и
развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной
деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать,
отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную
связь, соблюдать правила безопасности. В процессе экспериментирования у
детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и
развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я
научусь». (Китайская мудрость). Вот на этом принципе и основано активное
внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей
работы.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети очень
любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы,
совершают свои открытия.
Организуя исследования, я поставила цель – помочь ребёнку познать
свойства разных предметов окружающего мира доступными его пониманию
способами, средствами.
Основными целями моей работы являются:
- обогащение личного опыта ребёнка;
- расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;
- установление причинно- следственных связей;
- развитие коммуникативных навыков и любознательности.
- создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Для реализации этих целей были поставлены следующие задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук:
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при
проведении игр — экспериментов: увеличительное стекло, весы, линейка,
сантиметровая лента, микроскоп, бинокль.
3. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,
обобщение.
4. Социально- личностное развитие ребёнка: развитие коммуникативности,
самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и
саморегуляции своих действий.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к
экспериментальной деятельности в группе «Звездочки» был созданы
оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы
детей:
- создан и оснащен уголок «Лаборатория занимательных наук»;
- разработан перспективный план исследовательской работы на год;
- подобраны алгоритмы и схемы проведения опытов
- привлекать родителей к исследовательским детским проектам, проводить
консультации по созданиям условий для экспериментирования в домашних
условиях, в которой и происходит развитие первичных естественнонаучных
представлений, наблюдательности, любознательности, активности
мыслительных операций; формирование умения комплексно обследовать
предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой
деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение
детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по
разной тематике).
Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в
которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-
куклы «Почемучки». На этих занятиях учебное экспериментирование
является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в
своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,
опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
При организации детской исследовательской деятельности соблюдала
определённые правила:
Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать
прямых инструкций;
Не сдерживать инициативу детей;
Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться
делать) самостоятельно;
Не спешить с вынесением оценочных суждений;
Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний,
прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
Формировать навыки самостоятельного решения проблем
исследования.
Экспериментальная деятельность используется нами на занятиях, в
совместной с воспитателем деятельности, а также в процессе
самостоятельной деятельности детей.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по
направлениям: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным
миром.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Наблюдая за объектами неживой природы, знакомили детей со свойствами
воздуха, воды, их ролью в природе и жизни человека. Подвели к пониманию
опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого. Много
интересных опытов проводили с воздухом и водой на занятиях «Куда же
делись соль и сахар», «У воды нет вкуса и запаха», «Можно ли увидеть
воздух?», такие опыты как: «Отдели соль от перца», «Прыгающая бумага»
позволили познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность.
2. Живая природа: знакомили детей с характерными особенностями сезонов
разных природно-климатических зон, многообразием живых организмов и их
приспособленностью к окружающей среде.
Планируем провести с детьми цикл опытов: «установление способности
растения к поиску света», «наблюдение за ростом корней», «всасывание
воды».
Совместно с детьми ежегодно оформляем огород на подоконнике. Дети
принимают активное участие в посадке семян. Дежурные в уголке природы
фиксировали появление всходов в дневнике наблюдений.
Результаты наблюдений дети фиксировали в своих дневниках наблюдений.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных
беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды
наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного
поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить
непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Дети моей группы выступали с опытами на районной конференции по
поисково-экспериментальной деятельности в секции «Химики и физики».
Нами были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому
исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые
можно провести дома. Также родители оказали большую при оборудовании
мини-лаборатории.
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются
результаты экспериментирования, например, «Секретное донесение»
(написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или
прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими
капельками йода); была показана видео презентация «Маленькие
исследователи», где дети самостоятельно провели опыты с водой («Тонет-не
тонет», «Лава в стакане») и сделали вывод.
Конечно, проводя такие занятия, сталкиваешься с трудностями: много
времени тратиться на зарисовки исследования. Но по мере участия в
занятиях, потребность в этом у них возрастает, а вместе с ней растёт и
мастерство символического изображения фиксируемых идей.
В результате нашей работы, мы отмечаем, что дети проявляют интерес к
экспериментальной деятельности, самостоятельно и целенаправленно
использует материал, находящийся в «Детской научной лаборатории» (весы,
лупа, микроскоп, песок, камни и пр.). Во время опытов выполняют
инструкции педагога, использует схемы для проведения самостоятельных
опытов, отражают опыт и впечатления в художественно – творческой
деятельности.