Напоминание

«Поисково–экспериментальной деятельность в подготовительной к школе группе»


Автор: Нуриева Фанзия Ансаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Деский сад 181"
Населённый пункт: Город Новокузнецк
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Поисково–экспериментальной деятельность в подготовительной к школе группе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет образования и науки города Новокузнецка

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №181»

654015, г. Новокузнецк, ул. Шункова, 18А, тел 37-75-16

sadik181@yandex.

ru

Из опыта работы

«Поисково-экспериментальной деятельность

в подготовительной к школе группе»

Воспитатель: Нуриева Фанзия Ансаровна

Г. Новокузнецк, 2018

Из опыта работы по поисково-экспериментальной деятельности в

подготовительной к школе группе МК ДОУ «Детский сад №181»

воспитателя Нуриевой Ф.А.

"Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта,

тем больше способна она рассуждать".

П. П. Блонский.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и

развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной

деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать,

отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную

связь, соблюдать правила безопасности. В процессе экспериментирования у

детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и

развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я

научусь». (Китайская мудрость). Вот на этом принципе и основано активное

внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей

работы.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети очень

любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы,

совершают свои открытия.

Организуя исследования, я поставила цель – помочь ребёнку познать

свойства разных предметов окружающего мира доступными его пониманию

способами, средствами.

Основными целями моей работы являются:

- обогащение личного опыта ребёнка;

- расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;

- установление причинно- следственных связей;

- развитие коммуникативных навыков и любознательности.

- создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Для реализации этих целей были поставлены следующие задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с

элементарными знаниями из различных областей наук:

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при

проведении игр — экспериментов: увеличительное стекло, весы, линейка,

сантиметровая лента, микроскоп, бинокль.

3. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,

обобщение.

4. Социально- личностное развитие ребёнка: развитие коммуникативности,

самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и

саморегуляции своих действий.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к

экспериментальной деятельности в группе «Звездочки» был созданы

оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы

детей:

- создан и оснащен уголок «Лаборатория занимательных наук»;

- разработан перспективный план исследовательской работы на год;

- подобраны алгоритмы и схемы проведения опытов

- привлекать родителей к исследовательским детским проектам, проводить

консультации по созданиям условий для экспериментирования в домашних

условиях, в которой и происходит развитие первичных естественнонаучных

представлений, наблюдательности, любознательности, активности

мыслительных операций; формирование умения комплексно обследовать

предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой

деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение

детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по

разной тематике).

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в

которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-

куклы «Почемучки». На этих занятиях учебное экспериментирование

является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в

своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,

опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

При организации детской исследовательской деятельности соблюдала

определённые правила:

Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать

прямых инструкций;

Не сдерживать инициативу детей;

Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться

делать) самостоятельно;

Не спешить с вынесением оценочных суждений;

Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний,

прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

Формировать навыки самостоятельного решения проблем

исследования.

Экспериментальная деятельность используется нами на занятиях, в

совместной с воспитателем деятельности, а также в процессе

самостоятельной деятельности детей.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по

направлениям: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным

миром.

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдая за объектами неживой природы, знакомили детей со свойствами

воздуха, воды, их ролью в природе и жизни человека. Подвели к пониманию

опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого. Много

интересных опытов проводили с воздухом и водой на занятиях «Куда же

делись соль и сахар», «У воды нет вкуса и запаха», «Можно ли увидеть

воздух?», такие опыты как: «Отдели соль от перца», «Прыгающая бумага»

позволили познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность.

2. Живая природа: знакомили детей с характерными особенностями сезонов

разных природно-климатических зон, многообразием живых организмов и их

приспособленностью к окружающей среде.

Планируем провести с детьми цикл опытов: «установление способности

растения к поиску света», «наблюдение за ростом корней», «всасывание

воды».

Совместно с детьми ежегодно оформляем огород на подоконнике. Дети

принимают активное участие в посадке семян. Дежурные в уголке природы

фиксировали появление всходов в дневнике наблюдений.

Результаты наблюдений дети фиксировали в своих дневниках наблюдений.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя

успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного

взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных

беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды

наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного

поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить

непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Дети моей группы выступали с опытами на районной конференции по

поисково-экспериментальной деятельности в секции «Химики и физики».

Нами были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому

исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые

можно провести дома. Также родители оказали большую при оборудовании

мини-лаборатории.

На родительском собрании были предложены игры, в которых используются

результаты экспериментирования, например, «Секретное донесение»

(написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или

прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими

капельками йода); была показана видео презентация «Маленькие

исследователи», где дети самостоятельно провели опыты с водой («Тонет-не

тонет», «Лава в стакане») и сделали вывод.

Конечно, проводя такие занятия, сталкиваешься с трудностями: много

времени тратиться на зарисовки исследования. Но по мере участия в

занятиях, потребность в этом у них возрастает, а вместе с ней растёт и

мастерство символического изображения фиксируемых идей.

В результате нашей работы, мы отмечаем, что дети проявляют интерес к

экспериментальной деятельности, самостоятельно и целенаправленно

использует материал, находящийся в «Детской научной лаборатории» (весы,

лупа, микроскоп, песок, камни и пр.). Во время опытов выполняют

инструкции педагога, использует схемы для проведения самостоятельных

опытов, отражают опыт и впечатления в художественно – творческой

деятельности.



В раздел образования