Авторы: Стрелец Татьяна Анатольевна, Янгулова Юлия Николаевна
Должность: воспитаталь, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 20 "Гармония"
Населённый пункт: Город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье"
Раздел: дошкольное образование
Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье
Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она
накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он
получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными
законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой
деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность,
дисциплинированность и целый ряд других качеств личности. Влияние семьи
нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер
родителей полностью передается детям по наследству Бесспорно,
окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают
огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим
фактором во всестороннем развитии человека является воспитание.
Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс
возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят
воспитывать ребенка, другие -–не умеют это делать, третьи – не понимают,
зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь
педагога.
Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но необходимый. Это
неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной
помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в
характер ребенка.
Индивидуальная работа с родителями обязательно должна сочетаться с
коллективными формами работы. Изучение бытовых условий воспитанников
помогает наметить общие для отдельных групп семей и индивидуальные
формы работы детского сада с родителями на основе полученных данных, об
условиях и традициях семейного воспитания детей. При этом обязательно
следует учитывать те вопросы, которые особенно волнуют родителей.
Педагог предлагает обширную тематику групповых родительских собраний,
групповых консультаций, конференций, предлагаются и темы для папок-
передвижек. Многие темы тесно связаны с проблемой индивидуального
подхода и профилактикой нежелательных проявлений, например: «Детские
капризы и упрямство, их причины. Меры воздействия», «О детском эгоизме»,
«Воспитание застенчивых детей» и т. п. Тематика родительских собраний
дается по возрастным группам, и в первую очередь родителей следует
знакомить с возрастными особенностями психофизического развития детей.
Для приобщения родителей к совместной работе по воспитанию детей на
общем или лучше на групповом родительском собрании целесообразно
прочитать доклад «Индивидуальный подход к детям в семье», чтобы
познакомить отцов и матерей с основными теоретическими положениями
этой проблемы: как вести наблюдения за поведением детей дома и как на
основе конкретных фактов анализировать их поступки.
Не следует сразу давать родителям большое задание, но чтобы привлечь
их к целенаправленному изучению особенностей ребенка, нужно предложить
им ответить на следующие вопросы: в чем выражаются положительные
проявления ребенка (его способности, интересы, отношение к родным,
товарищам)? Какие недостатки намечаются у ребенка? Следует объяснить
родителям, что, прежде всего, необходимо выявить положительные качества
ребенка, а это иногда не так уж просто, между тем как отрицательные
поступки бросаются в глаза. Но некоторые отрицательные качества тоже
бывают глубоко скрытыми и проявляются, как фотопленка, только в
определенной ситуации. Следует рассказать родителям, что важнейшим
условием в процессе изучения индивидуальных особенностей детей является
умение различать в их поступках и поведении характерное, постоянное и
типичное, а также случайное. Всегда нужно определить причину,
побуждающую детей поступать именно так.
Родителям детей, старших групп можно дать дополнительное задание:
выяснить, как относится ребенок к труду, есть ли у него любимые виды труда,
проявляет ли он настойчивость в выполнении поручений. Важно объяснить
родителям, чтобы в своем заключении они исходили только из фактов, а не
наоборот — сначала делали «выводы», а потом приводили единичный факт.
Как мы уже говорили, материалы, полученные от родителей, помогают
понять причины тех или иных особенностей ребенка. Личные наблюдения
родителей нужно обсудить с ними в индивидуальных беседах.
Собранные педагогом материалы по изучению условий семейного
воспитания детей помогают установить причины некоторых явлений,
характерных не для одной, а для нескольких семей, например в вопросах о
трудовом воспитании, о единстве требований к детям.
Нельзя не включать сюда и нравственную атмосферу семьи. Духовное
благородство родителей освещает их знания по педагогике и психологии.
Повысить уровень педагогической культуры родителей поможет специальная
литература. Долг воспитателя — подобрать и рекомендовать им интересные и
полезные статьи и книги в соответствии со спецификой семейного
воспитания и индивидуальных проявлений ребенка. Полезно побеседовать с
отдельными родителями о прочитанном. Иногда возникают и дискуссионные
вопросы. Обсуждение некоторых книг можно организовать на групповых
собраниях или же во время индивидуальной беседы. Это, конечно, зависит от
условий, и педагог сам выбирает и форму, и содержание этой работы.
Но педагогическая культура исчисляется не количеством страниц
прочитанных книг, а подготовленностью родителей к правильному
воспитанию своего ребенка. Особенно важно, чтобы родители убедились в
силе примера и постарались использовать эту силу для развития у ребенка
стремлений ко всему прекрасному в мире, и прежде всего к красоте
человеческих отношений.
Проводя работу с семьей по индивидуальному подходу к ребенку,
воспитателям очень полезно обсудить в своем коллективе следующие
вопросы, опираясь при этом на определенный личный опыт: опыт
индивидуальной работы с семьей; изучение условий воспитания
единственного ребенка; методы и приемы проведения работы с
неблагополучной семьей; роль бабушки в семейном воспитании;
семейные праздники и традиции, их роль в формировании личности ребенка;
вопросы взаимоотношений старших и младших детей в семье; интересы
ребенка и их удовлетворение в семье; досуг ребенка в семье. Конечно, это
только примерная тематика, могут быть и другие вопросы.
Из всего сказанного выше можно сделать такие выводы:
1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с
отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания
особенностей быта и воспитания детей в семье.
2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает
возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины
формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между
условиями воспитания, формированием особенностей поведения и
спецификой их проявления.
3. Положительные результаты в проведении работы с семьей могут быть
только в том случае, если между родителями и воспитателями имеется
единство требований к детям, плановость и систематичность, взаимное
доверие.
4. Совершенно необходимо давать родителям конкретные сведения по
вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях детей, учить их
видеть в своих детях и хорошее, и плохое и анализировать их поступки.
5. В воспитании детей в семье ведущее место должно занимать нравственное
воспитание, развитие у детей общественных интересов, дружеских
отношений с окружающими.
6. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно
проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия
воспитания детей.
7. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение
особенностей физического развития ребенка, является необходимым
условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального
подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах
деятельности.
8. Работа с семьей является наиболее трудной проблемой педагогики. Это
обязывает воспитателей широко использовать теоретическую литературу,
анализировать практическую работу и тесно сотрудничать с семьей ребенка.