Напоминание

"Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье"


Авторы: Стрелец Татьяна Анатольевна, Янгулова Юлия Николаевна
Должность: воспитаталь, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 20 "Гармония"
Населённый пункт: Город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Единство осуществления индивидуального подхода в детском

саду и семье

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она

накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он

получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными

законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой

деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность,

дисциплинированность и целый ряд других качеств личности. Влияние семьи

нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер

родителей полностью передается детям по наследству Бесспорно,

окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают

огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим

фактором во всестороннем развитии человека является воспитание.

Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс

возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят

воспитывать ребенка, другие -–не умеют это делать, третьи – не понимают,

зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь

педагога.

Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но необходимый. Это

неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной

помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в

характер ребенка.

Индивидуальная работа с родителями обязательно должна сочетаться с

коллективными формами работы. Изучение бытовых условий воспитанников

помогает наметить общие для отдельных групп семей и индивидуальные

формы работы детского сада с родителями на основе полученных данных, об

условиях и традициях семейного воспитания детей. При этом обязательно

следует учитывать те вопросы, которые особенно волнуют родителей.

Педагог предлагает обширную тематику групповых родительских собраний,

групповых консультаций, конференций, предлагаются и темы для папок-

передвижек. Многие темы тесно связаны с проблемой индивидуального

подхода и профилактикой нежелательных проявлений, например: «Детские

капризы и упрямство, их причины. Меры воздействия», «О детском эгоизме»,

«Воспитание застенчивых детей» и т. п. Тематика родительских собраний

дается по возрастным группам, и в первую очередь родителей следует

знакомить с возрастными особенностями психофизического развития детей.

Для приобщения родителей к совместной работе по воспитанию детей на

общем или лучше на групповом родительском собрании целесообразно

прочитать доклад «Индивидуальный подход к детям в семье», чтобы

познакомить отцов и матерей с основными теоретическими положениями

этой проблемы: как вести наблюдения за поведением детей дома и как на

основе конкретных фактов анализировать их поступки.

Не следует сразу давать родителям большое задание, но чтобы привлечь

их к целенаправленному изучению особенностей ребенка, нужно предложить

им ответить на следующие вопросы: в чем выражаются положительные

проявления ребенка (его способности, интересы, отношение к родным,

товарищам)? Какие недостатки намечаются у ребенка? Следует объяснить

родителям, что, прежде всего, необходимо выявить положительные качества

ребенка, а это иногда не так уж просто, между тем как отрицательные

поступки бросаются в глаза. Но некоторые отрицательные качества тоже

бывают глубоко скрытыми и проявляются, как фотопленка, только в

определенной ситуации. Следует рассказать родителям, что важнейшим

условием в процессе изучения индивидуальных особенностей детей является

умение различать в их поступках и поведении характерное, постоянное и

типичное, а также случайное. Всегда нужно определить причину,

побуждающую детей поступать именно так.

Родителям детей, старших групп можно дать дополнительное задание:

выяснить, как относится ребенок к труду, есть ли у него любимые виды труда,

проявляет ли он настойчивость в выполнении поручений. Важно объяснить

родителям, чтобы в своем заключении они исходили только из фактов, а не

наоборот — сначала делали «выводы», а потом приводили единичный факт.

Как мы уже говорили, материалы, полученные от родителей, помогают

понять причины тех или иных особенностей ребенка. Личные наблюдения

родителей нужно обсудить с ними в индивидуальных беседах.

Собранные педагогом материалы по изучению условий семейного

воспитания детей помогают установить причины некоторых явлений,

характерных не для одной, а для нескольких семей, например в вопросах о

трудовом воспитании, о единстве требований к детям.

Нельзя не включать сюда и нравственную атмосферу семьи. Духовное

благородство родителей освещает их знания по педагогике и психологии.

Повысить уровень педагогической культуры родителей поможет специальная

литература. Долг воспитателя — подобрать и рекомендовать им интересные и

полезные статьи и книги в соответствии со спецификой семейного

воспитания и индивидуальных проявлений ребенка. Полезно побеседовать с

отдельными родителями о прочитанном. Иногда возникают и дискуссионные

вопросы. Обсуждение некоторых книг можно организовать на групповых

собраниях или же во время индивидуальной беседы. Это, конечно, зависит от

условий, и педагог сам выбирает и форму, и содержание этой работы.

Но педагогическая культура исчисляется не количеством страниц

прочитанных книг, а подготовленностью родителей к правильному

воспитанию своего ребенка. Особенно важно, чтобы родители убедились в

силе примера и постарались использовать эту силу для развития у ребенка

стремлений ко всему прекрасному в мире, и прежде всего к красоте

человеческих отношений.

Проводя работу с семьей по индивидуальному подходу к ребенку,

воспитателям очень полезно обсудить в своем коллективе следующие

вопросы, опираясь при этом на определенный личный опыт: опыт

индивидуальной работы с семьей; изучение условий воспитания

единственного ребенка; методы и приемы проведения работы с

неблагополучной семьей; роль бабушки в семейном воспитании;

семейные праздники и традиции, их роль в формировании личности ребенка;

вопросы взаимоотношений старших и младших детей в семье; интересы

ребенка и их удовлетворение в семье; досуг ребенка в семье. Конечно, это

только примерная тематика, могут быть и другие вопросы.

Из всего сказанного выше можно сделать такие выводы:

1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с

отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания

особенностей быта и воспитания детей в семье.

2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает

возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины

формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между

условиями воспитания, формированием особенностей поведения и

спецификой их проявления.

3. Положительные результаты в проведении работы с семьей могут быть

только в том случае, если между родителями и воспитателями имеется

единство требований к детям, плановость и систематичность, взаимное

доверие.

4. Совершенно необходимо давать родителям конкретные сведения по

вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях детей, учить их

видеть в своих детях и хорошее, и плохое и анализировать их поступки.

5. В воспитании детей в семье ведущее место должно занимать нравственное

воспитание, развитие у детей общественных интересов, дружеских

отношений с окружающими.

6. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно

проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия

воспитания детей.

7. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение

особенностей физического развития ребенка, является необходимым

условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального

подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах

деятельности.

8. Работа с семьей является наиболее трудной проблемой педагогики. Это

обязывает воспитателей широко использовать теоретическую литературу,

анализировать практическую работу и тесно сотрудничать с семьей ребенка.



В раздел образования