Автор: Дорофеева Наталья Алексеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области"
Населённый пункт: г. Красноармейск, Саратовской области
Наименование материала: программа
Тема: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования художественно–эстетической направленности "Город мастеров"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 города Красноармейска Саратовской области»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
«Город мастеров»
Срок освоения: 2 года
Автор составитель:
Заведующий:
Дорофеева Н.А.
г. Красноармейск, 2018-2020г
Пояснительная записка
Принято:
Педагогический совет МБДОУ
«Детский сад № 14 г. Красноармейска
Протокол № 1 от 31.08.2017г.
Утверждено:
Приказ по МБДОУ
«Детский сад № 14 г. Красноармейска»
№ 104 от 01.09.2017г.
(печать)
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте
каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем
разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка,
реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот
почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является
художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное
творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Этому я хочу научить детей своей старшей группы «Радуга». Художественный ручной
труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных
навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие
ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками,
элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности,
пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе
творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать,
анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная
деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие
двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых
психических функций у дошкольников.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с
различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и
эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе
сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам
создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями
украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при
художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо
способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в
этом направлении.
Основная
цель
программы
-
создание
необходимых
условий
для
личностного
развития
учащихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; формирование и
развитие
творческих
способностей
учащихся,
выявление,
развитие
и
поддержку
талантливых
учащихся;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданского,
патриотического, трудового воспитания учащихся;
Работа кружка «Умелые ручки» призвана решать следующие задачи:
развивающие:
•
Развивать эмоциональную отзывчивость, обращать внимание детей на выразительные
средства. Развивать творческие способности детей.
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев,
совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники ри с использованием различных материалов.
• Совершенствовать навыки и умения работы с материалами различного происхождения,
формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно
использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического
искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Организация деятельности:
В кружок «Город мастеров» зачисляются дети, посещающие старшую
группу
«Радуга» МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейск Саратовская область».
Занятия проводятся во вторую половину дня, длительность занятий регулируется с
учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 20 – 25 минут).
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май), один раз в неделю.
План кружка рассчитан на один год.
Количество детей посещающих кружок «Город мастеров» - 16 человек.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном
образовательном учреждении.
В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей
для совместной деятельности.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
Разовьют мелкую моторику рук.
ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
N
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Воспоминание о лете
1ч20м
0.20
1 час
2.
Осенний колейдоскоп
1ч20м
0.20
1 час
3.
Родные просторы
1ч40м
0.20
1.20 час
4.
Человек часть природы
1ч20м
0.20
1 час
5.
Зимний вернисаж
1ч
0.20
0.40 час
6.
Защитники Родины
1ч20м
0.20
1 час
7.
Первоцветы
1ч20м
0.20
1 час
8.
Народные промыслы
1ч20м
0.20
1 час
9.
Весна- красна
1ч20м
0.20
1 час
10.
Встречаем лето
1ч
0.20
0.40м
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N
п/
п
Месяц
Чис
ло
Время
провед
ения
заняти
я
Кол-во
часов
Тема занятия
Место проведения
Форма
контроля
1.
сентябр
ь
5
16.00
«Овощи»
Групповая комната
12
16.00
«Ветка рябины»
Групповая комната
19
16.00
«Фрукты»
Групповая комната
26
16.00
Панно «Кладавая природы»
Групповая комната
октябрь
3
16.00
1
часть
0.40
Картина «Золотая осень»
Групповая комната
10
16.00
2
часть
17
16.00
1
часть
0.40
«Улетают, улетают птицы»
Групповая комната
24
16.00
2
часть
ноябрь
7
16.00
0.20
«Праздничный салют»
Групповая комната
14
16.00
«Веселый паровоз»
Групповая комната
21
16.00
«Любимый город»
Групповая комната
28
16.00
« Декоративные узоры на круге».
Групповая комната
30
16.00
«Картина из листьев»
Групповая комната
декабрь
5
16.00
«Красивый браслет»
Групповая комната
12
16.00
«Зимний пейзаж»
Групповая комната
19
16.00
«Снегири на кормушке»
Групповая комната
26
16.00
«Новогодние игрушки»
Групповая комната
январь
16
16.00
«Пингвины на льдине»
Групповая комната
23
16.00
«Хоровод снеговиков»
Групповая комната
30
16.00
«Снежинка»
Групповая комната
февраль
6
16.00
1
часть
«Валентинки»
Групповая комната
13
16.00
2
часть
«Валентинки»
Групповая комната
20
16.00
«Подарок для папы»
Групповая комната
27
16.00
1
часть
0.40
«Кулон для мамы»
Групповая комната
март
6
16.00
2
часть
13
16.00
«Народные игрушки»
Групповая комната
20
16.00
«Тарелочка»
Групповая комната
27
16.00
«Цыплёнок»
Групповая комната
апрель
3
16.00
«Писанки»
Групповая комната
10
16.00
«Увлекательный космос»
(панорама)
Групповая комната
17
16.00
«Верба»
Групповая комната
24
16.00
«Веселые зверюшки»
Групповая комната
май
15
16.00
«Открытка для ветеранов»
Групповая комната
22
16.00
«Бабочка»
Групповая комната
29
16.00
"Мир похож на цветной луг"
Групповая комната
Перспективный план
Меся
ц
Числ
о
Тема
Содержание
сентябрь
5
«Овощи»
Учить планировать свою работу.
Развивать ручную умелость.
Воспитывать самостоятельность.
Пластилин, картон с
трафаретом.
12
«Ветка рябины»
Совершенствовать умение
скручивать солфетки и
наклеивать их на готовые формы
Картон с трафаретом,
клей, кисточка,
салфетка бумажная.
19
«Фрукты»
Совершенствовать умение
скручивать солфетки и
наклеивать их на готовые формы
Картон с трафаретом,
клей, кисточка,
салфетка бумажная.
26
Панно «Кладавая
природы»
Учить детей составлять грибы,
грозди рябины, желуди из
готовых форм, аккуратно мазать
клеем, приклеивать на картон.
Готовые формы:
шляпка, ножка,
клеенки, клей, кисть,
салфетки.
октябрь
3
Картина «Золотая
осень»
1 часть
Учить детей работать с
бумажными салфетками разного
цвета(желтая, зеленая, оранжевая,
красная). Учить получать
удовольствие при работе с таким
материалом. Развивать мелкую
моторику. Развивать эстетическое
восприятие. Воспитывать
усидчивость, терпение,
аккуратность в работе.
Картон с трафаретом,
клей, кисточка,
салфетки.
10
Картина «Золотая
осень»
2 часть
Учить правилам безопасной
работы с клеем, салфетками
Развивать композиционные
умения. Воспитывать желание
делать подарки своим близким.
Краски, кисточка,
семена Картон с
трафаретом, салфетки,
кисточка, семена.
17
«Улетают, улетают
птицы»1 часть
Коллективная работа.
Учить детей работать с ватой и
клеем, крупой. Работать
коллективно. Планировать ход
выполнения работы...
картон, трафарет, клей,
кисть, ватные диски,
крупы
24
«Улетают, улетают
птицы» 2 часть
Учить располагать изображение
на всем листе. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
занятию
Готовые изображения
ноябрь
7
«Праздничный салют»
Учить детей работать с
бумажными салфетками разного
цвета(желтая, зеленая, оранжевая,
красная).
Салфетки разного
цвета
14
«Веселый паровоз»
Учить соединять детали
способом склеивания, создавать
композицию. Развивать
Конструирование из
коробок с элементами
аппликации
конструктивные способности.
21
«Любимый город»
Учить детей работать с
коробками из- под туалетной
воды, цветной бумаги, клея.
Планировать ход выполнения
работы. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
занятию.
картон, клей, кисть,
цветная бумага,
коробками из- под
туалетной воды.
28
« Декоративные узоры
на круге».
Учить задумывать содержание
рисунка на круге и доводить
задуманное до конца. Закреплять
приёмы лепки. Развивать
фантазию, творчество
Поделка из семян
тыквы, арбуза и
семечек
30
«Картина из листьев»
учить наклеивать сухие листья
на лист бумаги, создавать
изображение листопада.
Развивать воображение,
творческие способности
Аппликация из сухих
листьев
декабрь
5
«Красивый браслет»
Цель: продолжать учить
нанизывать бусины на нитку.
Развивать мелкую моторику рук,
творческую фантазию.
Моделирование из
бусин
12
«Зимний пейзаж»
Коллективная работа. Учить
создавать картину заснеженных
деревьев. используя вату, соль.
пенопласт.
Картон,вата,пенопласт,
соль
19
«Снегири на
кормушке»
(Пластилиновая
мозаика).
Развивать умение оттягивать
детали от целого куска,
формировать шарики прижимать
и примазывать их к бумаге.
Пластилин,бумага
26
«Новогодние игрушки»
: учить намазывать клеем концы
полосок, соединять в кольцо,
склеивать. Закреплять умение
пользоваться ножницами.
Конструирование из
полосок бумаги
январь
16
«Пингвины на льдине»
продолжать учить детей работать
с пластилином. Учить получать
удовольствие при работе с
пластилином. Развивать мелкую
моторику. Развивать эстетическое
восприятие. Воспитывать
усидчивость, терпение,
аккуратность в работе.
пластилин
23
«Хоровод снеговиков»
Познакомить детей с новым
видом творчества - аппликацией
из ватных дисков. Учить
дополнять композицию
выразительными элементами.
Развивать чувство формы и
композиции. Воспитывать
самостоятельность и
Ватные диски;
картон голубого или
синего цвета; вата;
ватные палочки;
ножницы; клей ПВА,
кисточки, подставки,
клеенки.
аккуратность в работе
30
«Снежинка»
Учить детей работать с разным
материалом. Учить правилам
безопасности работы с клеем.
Учить планировать свою работу.
Развивать мелкую моторику,
усидчивость. Воспитывать
желание доводить начатое дело
до конца.
Картон, трафарет,
клей, кисть
февраль
6
«Валентинки»1 часть
Познакомить с тестом. Учить
лепить из теста, развивать
эстетический вкус.
Соленое тесто,
клеенки, салфетки.
Образец.
13
«Валентинки»
2 часть
Продолжать работу с соленым
тестом. Учить доделывать работу
до конца: разукрашивание
сердечек.
Готовые работы, гуашь
красного цвета, кисти,
клеенки, салфетки,
подставки
20
«Подарок для папы»
Учить детей работать с разным
материалом. Учить сооружать не
сложные поделки. Развивать
композиционные умения.
Воспитывать умение доводить
начатое дело до конца.
картон-трафарет, клей
ПВА, семена
27
«Кулон для мамы»
1 часть
Продолжать работу с соленым
тестом.
Соленое тесто,
клеенки, салфетки.
Образец
март
6
«Кулон для мамы»
2 часть
Учить доделывать работу до
конца: разукрашивание кулона.
Готовые работы, гуашь
красного цвета, кисти,
клеенки, салфетки,
подставки
13
«Народные игрушки»
Учить детей работать с ватой и
клеем. Планировать ход
выполнения работы. Учить
располагать изображение на всем
листе. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
занятию.
картон, трафарет, клей,
кисть, ватные шарики
20
«Тарелочка»
Учить планировать ход
выполнения работы. Развивать
композиционные умения,
восприятия цвета. Формировать
самостоятельность, чувство
уверенности в своих силах.
трафарет тарелки, клей
ПВА, кисть, семена.
27
«Цыплёнок»
Учить выполнять аппликацию
способом обрывания бумаги,
заполнять пространство
кусочками бумаги неправильной
формы
Аппликация из
обрывков бумаги
апрель
3
«Писанки»
Учить украшать яйца, используя
разнообразные приёмы и
материал по своему желанию.
Скорлупа от яйца,
паетки, наклейки.
10
«Увлекательный
космос»(панорама)
Направить детей на поиск
способов создания реальных и
фантастических образов.
Развивать воображение
Основа рельефной
лепки – панно
«Ночное небо».
Цветной пластилин,
стеки, дощечки.
17
«Верба»
Развивать умение скатывать
маленькие кусочки бумаги в
плотный комочек, отрывать от
ваты кусочки, аккуратно
приклеивать на картон.
Учить наклеивать семена тыквы
на готовое изображение.
Развивать эстетическое
восприятие
Мятая бумага вата
Аппликация из семян
тыквы
24
«Веселые зверюшки»
Учить детей создавать поделки из
природного и бросового
материала. Учить видеть образ в
бросовом и природном
материале. Закрепить
технические навыки и умения в
работе с разнообразным
материалом, в том числе
нестандартным. Воспитывать у
детей интерес к художественному
ручному труду, к занятию
продолжать учить работать
коллективно.
Иллюстрации по теме
(образцы),
пластиковые крышки,
цветная бумага, клей,
ножницы, кисти,
салфетки
май
15
«Открытка для
ветеранов»
Развивать умение работать
коллективно. Планировать ход
выполнения работы. Учить
располагать изображение на всем
листе. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
занятию.
Клей ПВА, кисть,
Карандаши, салфетки
22
«Бабочка»
Формировать умение работать с
бумагой, делать заготовки
для работы. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
занятию.
Полоски цветной
бумаги, клей ПВА,
кисточка
29
"Мир похож на
цветной луг"
Коллективная работа
детей.
(Пластилинография).
Формировать умение
примазывать пластилин к бумаге,
не выходя за контуры рисунка.
Использовать
в работе пластилин 3-х
разных цветов. Бумага,
пластилин
Литература:
1. «Цветные ладошки» Е. Лыковой.
2. Ребенок в детском саду» журнал
3. «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.
4. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.
5. «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва,
издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия
Развития», 1998г.
7. «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
8. «Смешные игрушки из пластмассы», Л. В. Куликова, О. А. Соломенникова,
Москва «Мозаика-Синтез»
9. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В.
Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.