Автор: Кабанова Юлия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Протвино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексия как этап современного урока в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Рефлексия
как этап современного урока
в условиях реализации ФГОС
Слайд 1 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное –
успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная
заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать
его успех.
Раскрытие темы мастер-класса.
Слайд 2 Тема моего выступления “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”.
(Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и
сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и
понятным).
Слайд 3 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не
самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной
личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
(Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои
возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и
ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало
лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из
новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях
более эффективно).
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но
и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению
метапредметных результатов обучения.
Слайд 4 А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio –
обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем
внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как
самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и
её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию (и
формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия) способствует
развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, (а
также формированию самоменеджмента).
(Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего,
с рефлексией).
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и
ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать
оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей
значимости.
Слайд 5 При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств,
один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
(Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и
групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки
результатов).
Слайд 6 Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Слайд 7 Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом
или/и в конце деятельности
Что можно применять?
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
“Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня
ничего не получилось.
“Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
Светофор.
Слайд 8 Рефлексия содержания учебного материала.
используется для выявления уровня осознания содержания изученного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е.
каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность,
эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
“Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор
философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических
навыков в области мышления).
Цель: подведение итогов урока. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами
учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы
работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему
полезны для достижения каких-то целей.
В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным,
вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика,
оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на
уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
+ (плюс)- (минус)(интересно)
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала
американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В
России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по
пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое
предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
ПонятиеЗнаюХочу узнать Узнал
Знаю. Хочу знать. Узнал.
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме,
затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в
третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Слайд 9 Рефлексия деятельности.
Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик
должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы,
уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего
задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность
оценить активность каждого на разных этапах урока.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант
лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие
осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня
были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось.
Слайд 10 “Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист –
2-3 ошибки.
Слайд 11 “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям
предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое
было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое
показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Слайд 12 Итог выступления.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью
самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная
деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь
на личность каждого ученика.
И, безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и
учителя.