Автор: Солодовникова Галина Анатольевна
Должность: преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ МО АПК им. Голованова Г.А
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Методическая разработка урока по дисциплине "Охрана труда"
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
08.01.09 Слесарь по строительно-монтажным работам
гр. 103, 1 курс
Дисциплина: ОП.07 Охрана труда
Тема программы: № 2 «Законодательство в области охраны труда»
Тема урока: контрольная работа по теме
Автор: Солодовникова Г.А.
преподаватель спец.дисциплин
2018
1
ОБСУЖДЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании МК
нач. отд. по УПР
Председатель МК ПЦ
_______________ С.Э.Кушнарева
_____________М.Ю. Антонова
«___»__________2018 г.
«10_»_10_2018 г.
П Л А Н У Р О К А
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
08.01.09 Слесарь по строительно-монтажным работам, гр. 103, 1-й курс
Дата проведения: 12.10.2018
Место проведения: каб. № 272
Тип урока: урок с использованием развивающего контроля (проводятся в формате
устного опроса)
Тема программы: № 2 «Законодательство в области охраны труда»
Тема урока: контрольная работа по изученной теме
Цель урока: провести контроль знаний
Задачи урока:
Образовательная: проконтролировать степень усвоения понятий, изученных и
сформированных на предыдущих уроках.
Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного
интереса обучающихся к предмету. Применять теоретические знания на практике.
Воспитательная: воспитание у обучающихся настойчивости и терпения,
самостоятельности и познавательной активности; мотивации к учению; сформировать
умения работы в группе и индивидуальном порядке, стремление к самоконтролю и
оценке качества знаний.
Методическая: создание условий для проявления индивидуальных способностей
обучающихся, обеспечение формирования профессиональных компетенций.
Материальное обеспечение:
- ТСК (презентация урока в программе Point)
Методы:
обучения - показательный, алгоритмический;
преподавания – диалогический.
Межпредметные связи:
2
- обществознание (включая экономику и право)
- человек и его здоровье
Формирование компетенций согласно ФГОС среднего (полного) общего
образования согласно ФГОС СПО:
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ХОД УРОКА
1.
Организационная часть - 3 мин.
2.
Мотивация обучающихся на содержание урока - 5 мин.
3.
Ответы обучающихся на контрольные вопросы - 20 мин.
4.
Подведение итогов урока, домашнее задание - 12 мин.
План проведения урока
3
№
п\
п
Этапы урока
Врем
я
(мин.)
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающихся
1.
Оргмомент
3
- проверка наличия
обучающихся и их
готовности к уроку
- рассаживание по
местам, подготовка к
уроку
2.
Мотивация
учебной
деятельности
5
-сообщение темы,
целей, задач и плана
проведения урока
- объяснение правил
и порядка ответов на
контрольные
вопросы
- прослушивание
целей, задач, плана
проведения урока
- прослушивание
порядка и правил
ответов на вопросы,
критериев оценки
3.
Демонстрация
презентации с
контрольными
вопросами
20
- озвучивание
контрольных
вопросов и их
оценка;
- оказание
необходимой
помощи при ответах
- устные ответы на
вопросы презентации
4.
Подведение
итогов урока,
домашнее задание
12
- обобщение
результатов ответов
на контрольные
вопросы
обучающихся
- анализ урока в
целом и
выставление оценок
- возможность
исправления итоговой
оценки за урок
4
Технологическая карта урока
1.
Оргмомент
Рапорт старосты группы:
- на уроке присутствует гр. 103, профессия «Слесарь по строительно-монтажным
работам», в группе 25 человек, на уроке присутствуют- 20, остальные отсутствуют по
уважительной причине.
Преподаватель:
Сегодня у нас немного необычный урок:
во –первых присутствуют гости, поэтому попрошу не отвлекаться, быть максимально
внимательными и собранными; уберите сотовые телефоны, при ответах на мои вопросы
можете не вставать с места;
во – вторых: чтобы работа у нас с Вами была более продуктивной, я кладу на парты
перед каждым из вас вот какой стикер; каждый пусть на нем напишет цифру и фамилию и
имя и можете по него пока забыть. Работать с Вами мы будем следующим образом: на
доске я напишу все ваши номера, которые вы написали на стикере, так будет удобно для
меня и вас и наглядно.
Сейчас я буду показывать слайды с вопросами, буду читать вопрос, возможно кто-то из
вас плохо видит, ну а у кого со зрением нормально, есть шанс выиграть время чтобы
вспомнить ответ на поставленный вопрос.
2.
Мотивация учебной деятельности
Законодательство по охране труда – это правовая основа, обеспечивающая
проведение в жизнь организационных, технических и санитарно-гигиенических
мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда. Практически
невозможно досконально изучить все законы, постановления Правительства и
ведомственные нормативные документы. Важно понимать их общую направленность
на защиту и обеспечение безопасности работников.
Прежде, чем мы с вами начнем урок и я объявлю тему и цель нашего сегодняшнего
урока, хочу Вам напомнить, что
- предмет этот очень важен, куда бы Вы не пришли после окончания колледжа
трудоустраиваться на работу, сразу все начнется с инструктажа по ОТ;
- эта дисциплина, согласно учебного плана, входит в блок профилирующих предметов и
изучаете Вы ее только в 1-ом семестре 1-го курса , а это значит, что оценка по этому
предмету напрямую будет влиять на ваш разряд по профессии после окончания
колледжа. Вам будет присваиваться соответствующий разряд по профессии, и чем выше
будет у Вас разряд, тем больше вероятность найти более высокооплачиваемую работу.
Возможно, сейчас Вы еще не осознаете важность этого момента, исправить например
тройку по этому предмету в будущем будем весьма проблематично и почти невозможно.
3.
Демонстрация презентации с контрольными вопросами
Слайд № 1. Тема урока: «Контрольная работа по теме: «Законодательство в области ОТ»
Слайд № 2. Цель урока: провести контроль знаний по пройденной теме.
Преподаватель:
5
Оценивать ваши ответы буду я и следующим образом: за правильный ответ, ставлю
напротив Вашего номера +, неправильный, соответственно -. Отвечать на вопросы будет
тот студент, кому я задам вопрос. У Вас есть 10- 15 сек., чтобы сосредоточиться и
вспомнить ответ, если Вы не знаете ответ или он не правильный, право ответа переходит к
следующему и т.д., все остальные слушают и готовятся отвечать на вопросы, которые будут
повторяться.
Прошу сосредоточиться на вопросах и быть предельно внимательными, все вопросы мы
с Вами рассмотрели на предыдущих уроках : это виды ответственности за нарушение
правил ОТ, виды инструктажей, время труда и отдыха, порядок расследования несчастных
случаев, права и обязанности, охрана труда несовершеннолетних.
Слайды с № 3 по № 60.
Вопрос: Как называется система организационных и технических средств, мероприятий,
направленных на сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой
деятельности?
Ответ: Охрана труда.
Вопрос: Как регламентируется время начала и окончания работы (учебы)?
Ответ: Правилами внутреннего распорядка.
Вопрос: Что надо сделать в первую очередь, если произошел несчастный случай?
Ответ: Оказать первую медицинскую помощь.
Вопрос: С какого возраста администрация вправе принять на работу
несовершеннолетнего подростка?
Ответ: С 14 лет, по согласованию с родителями или опекуном.
Вопрос: В какой статье ТК РФ указаны права работников в области ОТ?
Ответ: ст. 214 Трудового Кодекса РФ.
Вопрос:
Может ли работодатель уволить работника за нарушение правил ОТ?
Ответ: Да.
Вопрос: Какая продолжительность обеденного перерыва установлена законом?
Ответ: Не более 2- часов.
Вопрос: Какая продолжительность дополнительного отпуска за работу в условиях
Крайнего Севера?
Ответ: 24 календарных дня.
Вопрос: Как называется система организационных и технических средств, мероприятий,
направленных на сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой
деятельности?
Ответ: Техника безопасности.
Вопрос: Кто на предприятиях должен обеспечивать соблюдение правил ТБ?
6
Ответ: Работодатель.
Вопрос: Какой вид ответственности предполагается за нарушение норм и правил техники
безопасности, в результате которого произошел несчастный случай?
Ответ: Уголовная.
Вопрос: Какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету?
Ответ: Несчастные случаи на производстве.
Вопрос: Какую массу груза могут поднимать юноши (17 лет) постоянно в
течении рабочей смены?
Ответ: 4 кг.
Вопрос: Какая продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних в возрасте
от 16 до 18 лет при 5-ти дневной рабочей неделе?
Ответ: 7 часов.
Вопрос: Какие разделы изучает дисциплина «Охрана труда»?
Ответ: Законодательство в области ОТ, техника безопасности, промышленная
санитария и гигиена, пожарная безопасности.
Вопрос: Какая продолжительность основного отпуска?
Ответ: 28 календарных дней.
Вопрос: Кто проводит первичный инструктаж?
Ответ: Мастер или прораб.
Вопрос: Является ли Госсанинспекция (СЭС) контролирующей организацией
по ОТ и ТБ?
Ответ: Да.
Вопрос: В течении какого времени должен быть расследован негрупповой
несчастный случай на производстве?
Ответ: В течении 3- дней.
Вопрос: Укажите предельный вес подъёма тяжестей для подростков (юношей) 16 лет,
которую можно перемещать в течение 1/3 рабочего времени?
Ответ: 20 кг.
Вопрос: Когда предоставляется обеденный перерыв для отдыха и питания?
Ответ: Через 4 часа после начала работы.
Вопрос: Когда должен быть представлен согласно закону отпуск работнику?
Ответ: Ежегодно, по согласованию с администрацией через пол года после начала
работы.
Вопрос: Какой инструктаж проводят по требованию Госгорпожнадзора или СЭС?
7
Ответ: Внеплановый.
Вопрос:
Кто проводит вводный инструктаж на предприятиях?
Ответ: Инженер по охране труда.
Вопрос:
В каком нормативном документе указаны права и обязанности работников
в области ОТ?
Ответ: В трудовом Кодексе РФ .
Вопрос: Разрешается ли работать несовершеннолетним на вредных, тяжелых и
опасных работах?
Ответ: Нет.
Вопрос: В какой статье ТК РФ указаны обязанности работников в области ОТ?
Ответ: Ст. 214 ТК РФ.
Вопрос: К какому виду ответственности могут быть привлечены должностные лица
организаций за невыполнение предписаний Госпожнадзора?
Ответ: К административной.
Вопрос: При устройстве на работу обязательно ли проведение инструктажа и
обучение безопасным методам работы?
Ответ: Да.
Вопрос: Сколько существует видов инструктажей?
Ответ: Пять.
Вопрос: Какой инструктаж проводят с работником при выполнении работ
не связанных с выполнением прямых обязанностей?
Ответ: Целевой.
Вопрос: Разрешается ли работать в выходные дни по закону?
Ответ: Нет.
Вопрос: Какие дни учитываются при расчете отпуска?
Ответ: Календарные.
Вопрос: Кто на предприятиях должен обеспечивать работников СИЗ и СКЗ?
Ответ: Работодатель.
Вопрос: Должен ли пострадавший сообщить мастеру или начальнику цеха о любой
травме, в течение рабочего (учебного) времени?
Ответ: Да.
Вопрос: Как оплачивается работа в праздничные дни?
8
Ответ: В двойном размере.
Вопрос: Какой инструктаж проводят с работниками не реже чем через 6 месяцев?
Ответ: Повторный.
Вопрос: Когда предоставляется обеденный перерыв для отдыха и питания?
Ответ: Через 4 часа после начала работы.
Вопрос: Засчитывается ли обеденный перерыв (например 40 ми.) в рабочее время?
Ответ: Нет.
Вопрос: Какие виды дисциплинарной ответственности предусмотрены
законодательством?
Ответ: Штраф, замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
Вопрос: Отсутствие на работе в течении какого времени считается прогулом?
Ответ: В течении трех часов.
Вопрос: Предоставляется ли дополнительный отпуск за работу с вредными
условиями труда?
Ответ: Да.
Вопрос: Может ли администрация уволить несовершеннолетнего за прогулы?
Ответ: Нет.
Вопрос: Какая работа называется сверхурочной?
Ответ: Работа сверхустановленного времени, оплачивается.
Вопрос: Какая продолжительность рабочего дня в предпраздничные дни?
Ответ: На один час сокращается.
Вопрос: Какой вид ответственности предполагает наложение штрафа на должностное
лицо за несоблюдение правил охраны труда?
Ответ: Административная.
Вопрос: Укажите продолжительность рабочего времени в неделю на предприятиях и
в организациях (при 5 – ти дневной рабочей неделе).
Ответ: 40 часов.
Вопрос: Обязан ли работник правильно применять СИЗ?
Ответ: Да.
Вопрос: Какие виды ответственности предусмотрены законодательством за
нарушение требований по ОТ?
Ответ: Дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.
Вопрос: Обязаны ли работники с ненормированным рабочим днем подчинятся
правилам внутреннего распорядка?
Ответ: Да.
4.
Подведение итогов урока, домашнее задание.
9
Преподаватель:
Подведем итоги нашего урока (озвучивание оценок). Из 20 обучающихся, получили
оценку «5» и «4» - 15 человек.
Вывод: обучающиеся показали хороший уровень усвоения пройденного материала (75 %).
Кто из студентов не согласен с оценкой? Выборочно задаются дополнительные вопросы.
Озвучивание домашнего задания: повторить лекции в конспекте по разделу
«Законодательство в области ОТ»
Литература:
1.
Куликов, О.Н. Охрана труда в строительстве: Учебник для нач. проф. образования /
О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 416 c.
2.
Трудовой Кодекс РФ
10