Напоминание

Методическая разработка урока по дисциплине "Охрана труда"


Автор: Солодовникова Галина Анатольевна
Должность: преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ МО АПК им. Голованова Г.А
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Методическая разработка урока по дисциплине "Охрана труда"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

08.01.09 Слесарь по строительно-монтажным работам

гр. 103, 1 курс

Дисциплина: ОП.07 Охрана труда

Тема программы: № 2 «Законодательство в области охраны труда»

Тема урока: контрольная работа по теме

Автор: Солодовникова Г.А.

преподаватель спец.дисциплин

2018

1

ОБСУЖДЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании МК

нач. отд. по УПР

Председатель МК ПЦ

_______________ С.Э.Кушнарева

_____________М.Ю. Антонова

«___»__________2018 г.

«10_»_10_2018 г.

П Л А Н У Р О К А

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

08.01.09 Слесарь по строительно-монтажным работам, гр. 103, 1-й курс

Дата проведения: 12.10.2018

Место проведения: каб. № 272

Тип урока: урок с использованием развивающего контроля (проводятся в формате

устного опроса)

Тема программы: № 2 «Законодательство в области охраны труда»

Тема урока: контрольная работа по изученной теме

Цель урока: провести контроль знаний

Задачи урока:

Образовательная: проконтролировать степень усвоения понятий, изученных и

сформированных на предыдущих уроках.

Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного

интереса обучающихся к предмету. Применять теоретические знания на практике.

Воспитательная: воспитание у обучающихся настойчивости и терпения,

самостоятельности и познавательной активности; мотивации к учению; сформировать

умения работы в группе и индивидуальном порядке, стремление к самоконтролю и

оценке качества знаний.

Методическая: создание условий для проявления индивидуальных способностей

обучающихся, обеспечение формирования профессиональных компетенций.

Материальное обеспечение:

- ТСК (презентация урока в программе Point)

Методы:

обучения - показательный, алгоритмический;

преподавания – диалогический.

Межпредметные связи:

2

- обществознание (включая экономику и право)

- человек и его здоровье

Формирование компетенций согласно ФГОС среднего (полного) общего

образования согласно ФГОС СПО:

Общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее

достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,

оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты

своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ХОД УРОКА

1.

Организационная часть - 3 мин.

2.

Мотивация обучающихся на содержание урока - 5 мин.

3.

Ответы обучающихся на контрольные вопросы - 20 мин.

4.

Подведение итогов урока, домашнее задание - 12 мин.

План проведения урока

3

п\

п

Этапы урока

Врем

я

(мин.)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

1.

Оргмомент

3

- проверка наличия

обучающихся и их

готовности к уроку

- рассаживание по

местам, подготовка к

уроку

2.

Мотивация

учебной

деятельности

5

-сообщение темы,

целей, задач и плана

проведения урока

- объяснение правил

и порядка ответов на

контрольные

вопросы

- прослушивание

целей, задач, плана

проведения урока

- прослушивание

порядка и правил

ответов на вопросы,

критериев оценки

3.

Демонстрация

презентации с

контрольными

вопросами

20

- озвучивание

контрольных

вопросов и их

оценка;

- оказание

необходимой

помощи при ответах

- устные ответы на

вопросы презентации

4.

Подведение

итогов урока,

домашнее задание

12

- обобщение

результатов ответов

на контрольные

вопросы

обучающихся

- анализ урока в

целом и

выставление оценок

- возможность

исправления итоговой

оценки за урок

4

Технологическая карта урока

1.

Оргмомент

Рапорт старосты группы:

- на уроке присутствует гр. 103, профессия «Слесарь по строительно-монтажным

работам», в группе 25 человек, на уроке присутствуют- 20, остальные отсутствуют по

уважительной причине.

Преподаватель:

Сегодня у нас немного необычный урок:

во –первых присутствуют гости, поэтому попрошу не отвлекаться, быть максимально

внимательными и собранными; уберите сотовые телефоны, при ответах на мои вопросы

можете не вставать с места;

во – вторых: чтобы работа у нас с Вами была более продуктивной, я кладу на парты

перед каждым из вас вот какой стикер; каждый пусть на нем напишет цифру и фамилию и

имя и можете по него пока забыть. Работать с Вами мы будем следующим образом: на

доске я напишу все ваши номера, которые вы написали на стикере, так будет удобно для

меня и вас и наглядно.

Сейчас я буду показывать слайды с вопросами, буду читать вопрос, возможно кто-то из

вас плохо видит, ну а у кого со зрением нормально, есть шанс выиграть время чтобы

вспомнить ответ на поставленный вопрос.

2.

Мотивация учебной деятельности

Законодательство по охране труда – это правовая основа, обеспечивающая

проведение в жизнь организационных, технических и санитарно-гигиенических

мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда. Практически

невозможно досконально изучить все законы, постановления Правительства и

ведомственные нормативные документы. Важно понимать их общую направленность

на защиту и обеспечение безопасности работников.

Прежде, чем мы с вами начнем урок и я объявлю тему и цель нашего сегодняшнего

урока, хочу Вам напомнить, что

- предмет этот очень важен, куда бы Вы не пришли после окончания колледжа

трудоустраиваться на работу, сразу все начнется с инструктажа по ОТ;

- эта дисциплина, согласно учебного плана, входит в блок профилирующих предметов и

изучаете Вы ее только в 1-ом семестре 1-го курса , а это значит, что оценка по этому

предмету напрямую будет влиять на ваш разряд по профессии после окончания

колледжа. Вам будет присваиваться соответствующий разряд по профессии, и чем выше

будет у Вас разряд, тем больше вероятность найти более высокооплачиваемую работу.

Возможно, сейчас Вы еще не осознаете важность этого момента, исправить например

тройку по этому предмету в будущем будем весьма проблематично и почти невозможно.

3.

Демонстрация презентации с контрольными вопросами

Слайд № 1. Тема урока: «Контрольная работа по теме: «Законодательство в области ОТ»

Слайд № 2. Цель урока: провести контроль знаний по пройденной теме.

Преподаватель:

5

Оценивать ваши ответы буду я и следующим образом: за правильный ответ, ставлю

напротив Вашего номера +, неправильный, соответственно -. Отвечать на вопросы будет

тот студент, кому я задам вопрос. У Вас есть 10- 15 сек., чтобы сосредоточиться и

вспомнить ответ, если Вы не знаете ответ или он не правильный, право ответа переходит к

следующему и т.д., все остальные слушают и готовятся отвечать на вопросы, которые будут

повторяться.

Прошу сосредоточиться на вопросах и быть предельно внимательными, все вопросы мы

с Вами рассмотрели на предыдущих уроках : это виды ответственности за нарушение

правил ОТ, виды инструктажей, время труда и отдыха, порядок расследования несчастных

случаев, права и обязанности, охрана труда несовершеннолетних.

Слайды с № 3 по № 60.

Вопрос: Как называется система организационных и технических средств, мероприятий,

направленных на сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой

деятельности?

Ответ: Охрана труда.

Вопрос: Как регламентируется время начала и окончания работы (учебы)?

Ответ: Правилами внутреннего распорядка.

Вопрос: Что надо сделать в первую очередь, если произошел несчастный случай?

Ответ: Оказать первую медицинскую помощь.

Вопрос: С какого возраста администрация вправе принять на работу

несовершеннолетнего подростка?

Ответ: С 14 лет, по согласованию с родителями или опекуном.

Вопрос: В какой статье ТК РФ указаны права работников в области ОТ?

Ответ: ст. 214 Трудового Кодекса РФ.

Вопрос:

Может ли работодатель уволить работника за нарушение правил ОТ?

Ответ: Да.

Вопрос: Какая продолжительность обеденного перерыва установлена законом?

Ответ: Не более 2- часов.

Вопрос: Какая продолжительность дополнительного отпуска за работу в условиях

Крайнего Севера?

Ответ: 24 календарных дня.

Вопрос: Как называется система организационных и технических средств, мероприятий,

направленных на сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой

деятельности?

Ответ: Техника безопасности.

Вопрос: Кто на предприятиях должен обеспечивать соблюдение правил ТБ?

6

Ответ: Работодатель.

Вопрос: Какой вид ответственности предполагается за нарушение норм и правил техники

безопасности, в результате которого произошел несчастный случай?

Ответ: Уголовная.

Вопрос: Какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету?

Ответ: Несчастные случаи на производстве.

Вопрос: Какую массу груза могут поднимать юноши (17 лет) постоянно в

течении рабочей смены?

Ответ: 4 кг.

Вопрос: Какая продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних в возрасте

от 16 до 18 лет при 5-ти дневной рабочей неделе?

Ответ: 7 часов.

Вопрос: Какие разделы изучает дисциплина «Охрана труда»?

Ответ: Законодательство в области ОТ, техника безопасности, промышленная

санитария и гигиена, пожарная безопасности.

Вопрос: Какая продолжительность основного отпуска?

Ответ: 28 календарных дней.

Вопрос: Кто проводит первичный инструктаж?

Ответ: Мастер или прораб.

Вопрос: Является ли Госсанинспекция (СЭС) контролирующей организацией

по ОТ и ТБ?

Ответ: Да.

Вопрос: В течении какого времени должен быть расследован негрупповой

несчастный случай на производстве?

Ответ: В течении 3- дней.

Вопрос: Укажите предельный вес подъёма тяжестей для подростков (юношей) 16 лет,

которую можно перемещать в течение 1/3 рабочего времени?

Ответ: 20 кг.

Вопрос: Когда предоставляется обеденный перерыв для отдыха и питания?

Ответ: Через 4 часа после начала работы.

Вопрос: Когда должен быть представлен согласно закону отпуск работнику?

Ответ: Ежегодно, по согласованию с администрацией через пол года после начала

работы.

Вопрос: Какой инструктаж проводят по требованию Госгорпожнадзора или СЭС?

7

Ответ: Внеплановый.

Вопрос:

Кто проводит вводный инструктаж на предприятиях?

Ответ: Инженер по охране труда.

Вопрос:

В каком нормативном документе указаны права и обязанности работников

в области ОТ?

Ответ: В трудовом Кодексе РФ .

Вопрос: Разрешается ли работать несовершеннолетним на вредных, тяжелых и

опасных работах?

Ответ: Нет.

Вопрос: В какой статье ТК РФ указаны обязанности работников в области ОТ?

Ответ: Ст. 214 ТК РФ.

Вопрос: К какому виду ответственности могут быть привлечены должностные лица

организаций за невыполнение предписаний Госпожнадзора?

Ответ: К административной.

Вопрос: При устройстве на работу обязательно ли проведение инструктажа и

обучение безопасным методам работы?

Ответ: Да.

Вопрос: Сколько существует видов инструктажей?

Ответ: Пять.

Вопрос: Какой инструктаж проводят с работником при выполнении работ

не связанных с выполнением прямых обязанностей?

Ответ: Целевой.

Вопрос: Разрешается ли работать в выходные дни по закону?

Ответ: Нет.

Вопрос: Какие дни учитываются при расчете отпуска?

Ответ: Календарные.

Вопрос: Кто на предприятиях должен обеспечивать работников СИЗ и СКЗ?

Ответ: Работодатель.

Вопрос: Должен ли пострадавший сообщить мастеру или начальнику цеха о любой

травме, в течение рабочего (учебного) времени?

Ответ: Да.

Вопрос: Как оплачивается работа в праздничные дни?

8

Ответ: В двойном размере.

Вопрос: Какой инструктаж проводят с работниками не реже чем через 6 месяцев?

Ответ: Повторный.

Вопрос: Когда предоставляется обеденный перерыв для отдыха и питания?

Ответ: Через 4 часа после начала работы.

Вопрос: Засчитывается ли обеденный перерыв (например 40 ми.) в рабочее время?

Ответ: Нет.

Вопрос: Какие виды дисциплинарной ответственности предусмотрены

законодательством?

Ответ: Штраф, замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Вопрос: Отсутствие на работе в течении какого времени считается прогулом?

Ответ: В течении трех часов.

Вопрос: Предоставляется ли дополнительный отпуск за работу с вредными

условиями труда?

Ответ: Да.

Вопрос: Может ли администрация уволить несовершеннолетнего за прогулы?

Ответ: Нет.

Вопрос: Какая работа называется сверхурочной?

Ответ: Работа сверхустановленного времени, оплачивается.

Вопрос: Какая продолжительность рабочего дня в предпраздничные дни?

Ответ: На один час сокращается.

Вопрос: Какой вид ответственности предполагает наложение штрафа на должностное

лицо за несоблюдение правил охраны труда?

Ответ: Административная.

Вопрос: Укажите продолжительность рабочего времени в неделю на предприятиях и

в организациях (при 5 – ти дневной рабочей неделе).

Ответ: 40 часов.

Вопрос: Обязан ли работник правильно применять СИЗ?

Ответ: Да.

Вопрос: Какие виды ответственности предусмотрены законодательством за

нарушение требований по ОТ?

Ответ: Дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

Вопрос: Обязаны ли работники с ненормированным рабочим днем подчинятся

правилам внутреннего распорядка?

Ответ: Да.

4.

Подведение итогов урока, домашнее задание.

9

Преподаватель:

Подведем итоги нашего урока (озвучивание оценок). Из 20 обучающихся, получили

оценку «5» и «4» - 15 человек.

Вывод: обучающиеся показали хороший уровень усвоения пройденного материала (75 %).

Кто из студентов не согласен с оценкой? Выборочно задаются дополнительные вопросы.

Озвучивание домашнего задания: повторить лекции в конспекте по разделу

«Законодательство в области ОТ»

Литература:

1.

Куликов, О.Н. Охрана труда в строительстве: Учебник для нач. проф. образования /

О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 416 c.

2.

Трудовой Кодекс РФ

10



В раздел образования