Автор: Медведева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Сертоловский ДСКВ №1"
Населённый пункт: город Сертолово, Ленинградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Инновационные подходы, формы и методы работы с родителями в ДОУ в области дорожной безопасности и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Сертоловский детский сад комбинированного вида № 1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Изучая ПДД - предотвращаем ДТП»».
(Инновационные подходы, формы и методы работы с родителями в ДОУ
в области дорожной безопасности
и предупреждению Детского Дорожно-транспортного Травматизма).
Разработала: Медведева Ольга Викторвна
г. Сертолов
«Инновационные подходы, формы и методы работы с родителями в ДОУ
в области дорожной безопасности
и предупреждению Детского Дорожно-транспортного Травматизма
«Изучая ПДД - предотвращаем ДТП»».
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-
экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность
на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный
ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.
Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы в области
дорожной безопасности по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к.
знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком,
впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью
человека.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то
обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе
образования, именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми
учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода.
Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников
грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть воспитательно -
образовательного процесса в нашем детском саду.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1.
Совершенствование форм и методов работы по предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма с воспитанниками.
2.
Внедрение инновационных форм и методов работы с воспитанниками,
родителями по данной проблеме.
3.
Формирование у детей навыков и привычек безопасного поведения на улице
путем внедрения современных программ и технологий.
4.
Повышение роли родителей в системе работы «За безопасность движения»
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
5.
Совершенствование предметно-развивающей среды для организации образо-
вательного процесса по обучению детей Правилам дорожного движения.
Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в
группах включают в себя дорожные знаки, светофоры, макеты улиц города, наборы
транспорта, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры.
К организационно-педагогическим условиям, способствующим эффективной
организации педагогического процесса относятся:
1.
Создание и организация системы подготовки дошкольников к безопасному
поведению на дорогах;
2.
специальную подготовку воспитателей по основам безопасности дорожного
движения и технологии обучения детей безопасному поведению на дороге и
в транспорте;
3.
наличие
необходимой
учебно-методической
базы
и
материально-
технического обеспечения;
4.
постоянное
взаимодействие
с
социально-педагогической
средой
при
организации
и
проведении
мероприятий,
направленных
на
подготовку
дошкольников к безопасному поведению на дорогах (семьи воспитанников,
ГИБДД, детские сады города, спортивные секции, кружки, клубы по месту
жительства и т.д.).
В МДОБУ «Сертоловский ДСВК №»1 эти задачи решаются через
взаимодействие
всех
участников
образовательного
процесса:
педагогов,
детей,
родителей. Сотрудники ГИБДД - частые гости нашего детского сада.
Особое место в образовательной работе по профилактике детского
дорожно-транспортного
травматизма,
безопасного
поведения
на
дороге
занимает совместная деятельность педагогов и родителей.
С целью определения наиболее активных методов подачи дорожной грамотности,
выбора эффективных форм общения педагогами нашего ДОУ проводим
анкетирование, интервью, беседы с родителями.
Это помогает правильно организовать работу, сделать ее более эффективной,
п о д о б р а т ь
и н т е р е с н ы е
ф о р м ы
в з а и м о д е й с т в и я
с
с е м ь е й .
На базе детского сада проводятся:
-
заседания Клуба для родителей,
-
проходят совместные праздники, акции;
-
семейные викторины;
-
конкурсы знатоков правил дорожного движения;
-
в течение года проводятся выставки коллективного творчества.
В
помощь
родителям
разрабатываются
памятки,
листовки,
буклеты;
проводятся
тематические
консультации,
родительские
собрания
с
участием
инспекторов ГИБДД, которые консультируют родителей по интересующим их
вопросам.
В целях организации работы по предупреждению дорожно - транспортного
травматизма
и
всех
участников
дорожного
движения
в
ДОУ
создан
Совет
безопасности дорожного движения, который оказывает помощь
-
в
организации
и
проведении
родительских
собраний
(по
вопросам
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма);
- в привлечении родителей-профессионалов (водителей, сотрудников ГИБДД
и т.д.) к проведению тематических лекций, бесед и экскурсий;
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет
наглядная
информация.
Ее
главная
задача
-
систематическое
ознакомление
родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное
выполнение
правил
дорожного
движения
самими
взрослыми.
С
этой
целью
воспитателями оформлены стенды для родителей, где размещается информация в
виде
буклетов,
памяток,
плакатов,
отражающих
рекомендации
по
обучению
правилам дорожного движения.
В течение года регулярно проводятся смотры
-
конкурсы
рисунков,
поделок,
изготовленных
детьми
и
родителями.
Традиционным
стало
проведение конкурса «Наш друг - светофор», победители которого получают
награды, грамоты, призы.
Кроме того, родители принимают активное участие в наполнении предметно-
развивающей среды различными атрибутами, которые помогают лучше запомнить и
усвоить Правила Дорожного Движения, в оформление фоторепортажей,
презентаций, стендов с фотографиями детей, которые принимали участие вместе
с родителями в той или иной ситуации на дороге.
Дети и родители в Уголке безопасности ДОУ
Творческой группой педагогов определены основные направления в работе по
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма,
формированию
безопасного поведения дошкольников и разработан перспективный план работы
«Предупредительно-профилактических
и
пропагандистско-воспитательных
мероприятий по предупреждению ДДТТ».
Воспитательный процесс по изучению основ безопасного движения
осуществляем
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых
прогулок при непосредственном участии родителей, где дети наблюдают движение
транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.
д.;
- в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной
тематике;
- активную роль родителей в формирование у детей безопасного поведения
дошкольников на дороге.
Педагоги ДОУ используют в работе с родителями и детьми разнообразные
формы.
Это интегрированные занятия, праздники, развлечения с участием
родителей, встречи родителей и детей с инспекторами ДПС, рассказы
инспекторов ГИББД родителям о правилах дорожного движения, показ
открытых занятий для родителей, проведение родительских собраний по
мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где?
Когда?»
Знания детей о ПДД находят отражение в детских рисунках, поделках, которые
дети делают вместе с родителями.
В сюжетно - ролевых и подвижных играх дошкольники получают знания о
ПДД, закрепляют навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте.
В
педагогической
деятельности
воспитатели
используют
подборку
стихотворений,
поговорок,
загадок,
которые
дети
учат
в
детском
саду
и
с
родителями. Удачным опытом стало составление сказок и рассказов, сочиненных
педагогами и детьми нашего ДОУ о правилах безопасного поведения на дороге и
транспорте. Родители проявляют инициативу,
активизируют
работу в семье,
выставляют на сайтах групп интересные материалы.
Презентация, выполненная родителями
Работа проводится систематически, постепенно усложняя программные
требования, учитывая возрастные особенности детей, пожелания родителей. С этой
целью творческой группой педагогов был разработан тематический годовой план
мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. В
соответствии с возрастными требованиями подобрали конкретные мероприятия,
эффективные и интересные для детей, в которых родители принимают
непосредственное участие.
В
процессе
обучения
ПДД
педагоги
ДОУ
значительное
место
отводят
практическим
формам
обучения.
Целевые
прогулки
вместе
с
родителями,
тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети практически изучают
или закрепляют правила для пешеходов.
На занятиях с дошкольниками используем новые педагогические технологии.
Инновационный подход к организации работы с участием родителей с
дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении
следующих задач:
1.
развитие
у
детей
познавательных
процессов,
необходимых
им
для
правильной и безопасной ориентации на улице;
2.
обучение
дошкольников
дорожной
лексике
и
включение
их
в
самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения
заданий изучать и
осознавать опасность и безопасность конкретных действий
на улицах и дорогах;
3.
формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек без-
опасного поведения на улице.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направ-
ленного на активное включение детей и родителей в диалог по знакомству с ППД.
Воспитатель
и
родители
помогают
ребятам
визуально
представить
движение
транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных
ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать,
обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные
дорожные условия.
Ведущий
методом
обучения
детей
безопасному
поведению
на
дорогах
является
игра.
Игра
как
вид
деятельности
отражает
практический
подход
усвоения
теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важно
приобретение дошкольниками в процессе игровой деятельности конкретных умений
и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Помогает детям закреплять навыки безопасного поведения на улице такая
интересная и эффективная форма работы, как организация сюжетно-ролевых игр.
Родители
принимают
непосредственное
участие
в
изготовлении
атрибутов,
подключаются к участию в разыгрывании игровых сюжетов.
При
обучении
детей
правилам
дорожного
движения
педагоги
используют
настольные игры и упражнения, позволяющие детям чередовать умственную и физи-
ческую нагрузку. Учитывая специфику нашего детского сада, как учреждения комби-
нированного вида, где имеются группы для детей с ОВЗ, воспитателями в группах
подобрана картотека игр и упражнений по ППД. Такие игры тренируется внимание и
способность детей длительно удерживать в сознании зрительный образ. Предлагаем
родителям поиграть в эти игры дома всей семьей. Дети и родители получают
удовольствие от общения, взаимного интереса к решению тех или иных ситуаций,
которые возникают в ходе игры. Ребенок, возвращая в группу настольную игру,
рассказывает с особой гордостью о том, как играл с папой.
Процесс приобщения дошкольников к знаниям основ Правил Дорожного
Движения достаточно сложен и требует продуманного содержания работы с
родителями, проектирования педагогического процесса. Музыкальные работники,
физкультурный руководитель подключают родителей к подготовке
мероприятий
для повышения компетенции родителей по проблемам безопасности. Театральные
постановки,
кукольные
спектакли,
спортивные
соревнования
«Вместе
с
папой,
вместе с мамой» с участием родителей позволяют формировать и закреплять знания
и основы безопасного поведения на дорогах, создают устойчивую положительную
реакцию на формирование безопасного образа жизни в сфере дорожного движения.
Педагоги детского сада, организуя работу с родителями по формированию
у
детей
подготовки
к
безопасному
поведению
на
дороге
руководствуются
следующими принципами;
-
непрерывности, систематичности и последовательности обучения;
-
наглядности
и
доступности;
единства
теории
и
практики
обучения
и
воспитания по формированию безопасности дошкольника на дороге;
-
учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-
ведущей роли воспитателя при организации работы с детьми и родителями,
проявлению самостоятельности и активности выше названных;
Наша система работы помогает дошкольникам овладевать навыками безопасного
поведения, уверенней чувствовать себя на дорогах.
Таким
образом,
обучение
детей
правилам
и
безопасности
дорожного
движения
—
это
систематический
и
целенаправленный
процесс
с
участием
педагогов, родителей, общественных организаций, в ходе которого обучаемые по-
лучают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.