Напоминание

"Инновационные подходы, формы и методы работы с родителями в ДОУ в области дорожной безопасности и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма"


Автор: Медведева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Сертоловский ДСКВ №1"
Населённый пункт: город Сертолово, Ленинградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Инновационные подходы, формы и методы работы с родителями в ДОУ в области дорожной безопасности и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Сертоловский детский сад комбинированного вида № 1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Изучая ПДД - предотвращаем ДТП»».

(Инновационные подходы, формы и методы работы с родителями в ДОУ

в области дорожной безопасности

и предупреждению Детского Дорожно-транспортного Травматизма).

Разработала: Медведева Ольга Викторвна

г. Сертолов

«Инновационные подходы, формы и методы работы с родителями в ДОУ

в области дорожной безопасности

и предупреждению Детского Дорожно-транспортного Травматизма

«Изучая ПДД - предотвращаем ДТП»».

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-

экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность

на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный

ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.

Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы в области

дорожной безопасности по предупреждению детского дорожно-транспортного

травматизма у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки

правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к.

знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком,

впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью

человека.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то

обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе

образования, именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми

учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода.

Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников

грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского

дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть воспитательно -

образовательного процесса в нашем детском саду.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков

безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

1.

Совершенствование форм и методов работы по предупреждению детского

дорожно-транспортного травматизма с воспитанниками.

2.

Внедрение инновационных форм и методов работы с воспитанниками,

родителями по данной проблеме.

3.

Формирование у детей навыков и привычек безопасного поведения на улице

путем внедрения современных программ и технологий.

4.

Повышение роли родителей в системе работы «За безопасность движения»

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

5.

Совершенствование предметно-развивающей среды для организации образо-

вательного процесса по обучению детей Правилам дорожного движения.

Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в

группах включают в себя дорожные знаки, светофоры, макеты улиц города, наборы

транспорта, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры.

К организационно-педагогическим условиям, способствующим эффективной

организации педагогического процесса относятся:

1.

Создание и организация системы подготовки дошкольников к безопасному

поведению на дорогах;

2.

специальную подготовку воспитателей по основам безопасности дорожного

движения и технологии обучения детей безопасному поведению на дороге и

в транспорте;

3.

наличие

необходимой

учебно-методической

базы

и

материально-

технического обеспечения;

4.

постоянное

взаимодействие

с

социально-педагогической

средой

при

организации

и

проведении

мероприятий,

направленных

на

подготовку

дошкольников к безопасному поведению на дорогах (семьи воспитанников,

ГИБДД, детские сады города, спортивные секции, кружки, клубы по месту

жительства и т.д.).

В МДОБУ «Сертоловский ДСВК №»1 эти задачи решаются через

взаимодействие

всех

участников

образовательного

процесса:

педагогов,

детей,

родителей. Сотрудники ГИБДД - частые гости нашего детского сада.

Особое место в образовательной работе по профилактике детского

дорожно-транспортного

травматизма,

безопасного

поведения

на

дороге

занимает совместная деятельность педагогов и родителей.

С целью определения наиболее активных методов подачи дорожной грамотности,

выбора эффективных форм общения педагогами нашего ДОУ проводим

анкетирование, интервью, беседы с родителями.

Это помогает правильно организовать работу, сделать ее более эффективной,

п о д о б р а т ь

и н т е р е с н ы е

ф о р м ы

в з а и м о д е й с т в и я

с

с е м ь е й .

На базе детского сада проводятся:

-

заседания Клуба для родителей,

-

проходят совместные праздники, акции;

-

семейные викторины;

-

конкурсы знатоков правил дорожного движения;

-

в течение года проводятся выставки коллективного творчества.

В

помощь

родителям

разрабатываются

памятки,

листовки,

буклеты;

проводятся

тематические

консультации,

родительские

собрания

с

участием

инспекторов ГИБДД, которые консультируют родителей по интересующим их

вопросам.

В целях организации работы по предупреждению дорожно - транспортного

травматизма

и

всех

участников

дорожного

движения

в

ДОУ

создан

Совет

безопасности дорожного движения, который оказывает помощь

-

в

организации

и

проведении

родительских

собраний

(по

вопросам

предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма);

- в привлечении родителей-профессионалов (водителей, сотрудников ГИБДД

и т.д.) к проведению тематических лекций, бесед и экскурсий;

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет

наглядная

информация.

Ее

главная

задача

-

систематическое

ознакомление

родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное

выполнение

правил

дорожного

движения

самими

взрослыми.

С

этой

целью

воспитателями оформлены стенды для родителей, где размещается информация в

виде

буклетов,

памяток,

плакатов,

отражающих

рекомендации

по

обучению

правилам дорожного движения.

В течение года регулярно проводятся смотры

-

конкурсы

рисунков,

поделок,

изготовленных

детьми

и

родителями.

Традиционным

стало

проведение конкурса «Наш друг - светофор», победители которого получают

награды, грамоты, призы.

Кроме того, родители принимают активное участие в наполнении предметно-

развивающей среды различными атрибутами, которые помогают лучше запомнить и

усвоить Правила Дорожного Движения, в оформление фоторепортажей,

презентаций, стендов с фотографиями детей, которые принимали участие вместе

с родителями в той или иной ситуации на дороге.

Дети и родители в Уголке безопасности ДОУ

Творческой группой педагогов определены основные направления в работе по

профилактике

детского

дорожно-транспортного

травматизма,

формированию

безопасного поведения дошкольников и разработан перспективный план работы

«Предупредительно-профилактических

и

пропагандистско-воспитательных

мероприятий по предупреждению ДДТТ».

Воспитательный процесс по изучению основ безопасного движения

осуществляем

- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых

прогулок при непосредственном участии родителей, где дети наблюдают движение

транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.

д.;

- в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной

тематике;

- активную роль родителей в формирование у детей безопасного поведения

дошкольников на дороге.

Педагоги ДОУ используют в работе с родителями и детьми разнообразные

формы.

Это интегрированные занятия, праздники, развлечения с участием

родителей, встречи родителей и детей с инспекторами ДПС, рассказы

инспекторов ГИББД родителям о правилах дорожного движения, показ

открытых занятий для родителей, проведение родительских собраний по

мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где?

Когда?»

Знания детей о ПДД находят отражение в детских рисунках, поделках, которые

дети делают вместе с родителями.

В сюжетно - ролевых и подвижных играх дошкольники получают знания о

ПДД, закрепляют навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

В

педагогической

деятельности

воспитатели

используют

подборку

стихотворений,

поговорок,

загадок,

которые

дети

учат

в

детском

саду

и

с

родителями. Удачным опытом стало составление сказок и рассказов, сочиненных

педагогами и детьми нашего ДОУ о правилах безопасного поведения на дороге и

транспорте. Родители проявляют инициативу,

активизируют

работу в семье,

выставляют на сайтах групп интересные материалы.

Презентация, выполненная родителями

Работа проводится систематически, постепенно усложняя программные

требования, учитывая возрастные особенности детей, пожелания родителей. С этой

целью творческой группой педагогов был разработан тематический годовой план

мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. В

соответствии с возрастными требованиями подобрали конкретные мероприятия,

эффективные и интересные для детей, в которых родители принимают

непосредственное участие.

В

процессе

обучения

ПДД

педагоги

ДОУ

значительное

место

отводят

практическим

формам

обучения.

Целевые

прогулки

вместе

с

родителями,

тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети практически изучают

или закрепляют правила для пешеходов.

На занятиях с дошкольниками используем новые педагогические технологии.

Инновационный подход к организации работы с участием родителей с

дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении

следующих задач:

1.

развитие

у

детей

познавательных

процессов,

необходимых

им

для

правильной и безопасной ориентации на улице;

2.

обучение

дошкольников

дорожной

лексике

и

включение

их

в

самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения

заданий изучать и

осознавать опасность и безопасность конкретных действий

на улицах и дорогах;

3.

формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек без-

опасного поведения на улице.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направ-

ленного на активное включение детей и родителей в диалог по знакомству с ППД.

Воспитатель

и

родители

помогают

ребятам

визуально

представить

движение

транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных

ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать,

обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные

дорожные условия.

Ведущий

методом

обучения

детей

безопасному

поведению

на

дорогах

является

игра.

Игра

как

вид

деятельности

отражает

практический

подход

усвоения

теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важно

приобретение дошкольниками в процессе игровой деятельности конкретных умений

и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Помогает детям закреплять навыки безопасного поведения на улице такая

интересная и эффективная форма работы, как организация сюжетно-ролевых игр.

Родители

принимают

непосредственное

участие

в

изготовлении

атрибутов,

подключаются к участию в разыгрывании игровых сюжетов.

При

обучении

детей

правилам

дорожного

движения

педагоги

используют

настольные игры и упражнения, позволяющие детям чередовать умственную и физи-

ческую нагрузку. Учитывая специфику нашего детского сада, как учреждения комби-

нированного вида, где имеются группы для детей с ОВЗ, воспитателями в группах

подобрана картотека игр и упражнений по ППД. Такие игры тренируется внимание и

способность детей длительно удерживать в сознании зрительный образ. Предлагаем

родителям поиграть в эти игры дома всей семьей. Дети и родители получают

удовольствие от общения, взаимного интереса к решению тех или иных ситуаций,

которые возникают в ходе игры. Ребенок, возвращая в группу настольную игру,

рассказывает с особой гордостью о том, как играл с папой.

Процесс приобщения дошкольников к знаниям основ Правил Дорожного

Движения достаточно сложен и требует продуманного содержания работы с

родителями, проектирования педагогического процесса. Музыкальные работники,

физкультурный руководитель подключают родителей к подготовке

мероприятий

для повышения компетенции родителей по проблемам безопасности. Театральные

постановки,

кукольные

спектакли,

спортивные

соревнования

«Вместе

с

папой,

вместе с мамой» с участием родителей позволяют формировать и закреплять знания

и основы безопасного поведения на дорогах, создают устойчивую положительную

реакцию на формирование безопасного образа жизни в сфере дорожного движения.

Педагоги детского сада, организуя работу с родителями по формированию

у

детей

подготовки

к

безопасному

поведению

на

дороге

руководствуются

следующими принципами;

-

непрерывности, систематичности и последовательности обучения;

-

наглядности

и

доступности;

единства

теории

и

практики

обучения

и

воспитания по формированию безопасности дошкольника на дороге;

-

учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-

ведущей роли воспитателя при организации работы с детьми и родителями,

проявлению самостоятельности и активности выше названных;

Наша система работы помогает дошкольникам овладевать навыками безопасного

поведения, уверенней чувствовать себя на дорогах.

Таким

образом,

обучение

детей

правилам

и

безопасности

дорожного

движения

это

систематический

и

целенаправленный

процесс

с

участием

педагогов, родителей, общественных организаций, в ходе которого обучаемые по-

лучают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.



В раздел образования