Напоминание

Использование информационных технологий в повышении качества образовательной среды


Автор: Котахова Маргарита Николаевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ОГБПОУ ДТК
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в повышении качества образовательной среды
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование информационных технологий в повышении

качества образовательной среды

В эпоху глобализации ИКТ могут расширить доступность

и повысить качество образования.

В.В.Путин

В России информационные технологии стремительно внедряются во

все сферы жизни общества, в том числе и в систему образования.

Информационные технологии обучения (ИТО) — совокупность методов

и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и

представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их

возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Становление

новой

системы

образования

ориентировано

на

вхождение

в

мировое

информационно-образовательное

пространство.

Этот

процесс

сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и

практике

учебно-воспитательного

процесса.

Компьютерные

технологии

призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой

частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его

эффективность.

Информатизация

общества

непосредственно

влияет

на

цели

и

содержание

образования

и

является

одним

из

условий

обеспечения

его

качества.

Современный

педагог,

независимо

от

того,

какую

дисциплину

преподает, должен иметь высокий уровень компьютерной грамотности, уметь

применять различные программные средства и продукты с целью повышения

эффективности учебного процесса.

Информационные технологии позволяют не только превратить урок из

традиционного в инновационный, но также помогают раскрыть и реализовать

творческий,

научный,

профессиональный

потенциал,

повысить

эффективность

самостоятельного

изучения

материала,

раскрыть

индивидуальность студента.

К информационным технологиям, наиболее часто использующимся в

среднем

профессиональном

образовании,

относятся

компьютерные

обучающие

программы,

мультимедиа

технологии

и

технологии

дистанционного обучения.

Применение

информационных

технологий

в

среднем

специальном

образовании ставит перед собой следующие цели:

-

увеличение степени доступности образования;

-

интеграция

информационных

и

коммуникационных

технологий

(ИКТ) в образование;

-

обоснованное

использование

потенциала

ИКТ

для

обучения,

воспитания и развития обучающихся;

-

рациона льно е

использование

ИКТ

для

ф о рм и р о в а н и я

профессиональных компетенций;

-

повышение квалификации преподавателя;

-

интеграция

российской

системы

образования

в

научную,

производственную,

социально-общественную

и

культурную

информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Объединяющей задачей внедрения информационных технологий

в

образование является задача формирования ИКТ-компетентности, которая

состоит из трех групп задач, определяемых общей направленностью учебно-

воспитательного процесса:

1) Образовательные задачи:

-

формирование у студентов определенных систем знаний,

складывающихся при проведении занятий, носящих межпредметный

характер (изучение сразу нескольких дисциплин);

-

овладение студентами репродуктивных умений (возникающих при

вычислениях, проверке и обработке результатов, систематизации и

классификации, анализа и синтеза, умений планировать эксперимент);

-

формирование системы базовых знаний и навыков и дальнейшее их

пополнение и развитие;

-

расширение сферы дополнительного образования студентов (кружки,

секции);

-

углубление межпредметных связей;

-

развитие сознательного и более глубокого подхода к обучению (ведет к

формированию более глубокого понимания материала);

-

облегчение и систематизация профессиональной деятельности

преподавателей и администрации;

-

повышение объективности и эффективности контроля и оценки

результатов обучения;

-

обучение методам конструктивного взаимодействия и

взаимопонимания.

2) Воспитательные задачи:

-

повышение эффективности внеучебной деятельности студентов;

-

развитие

способности

межличностного

и

неформального

общения

студентов между собой и преподавателями;

-

организация содержательного досуга детей и молодежи;

-

организация

эффективного

и

оперативного

взаимодействия

преподавателей, студентов и родителей;

-

формирование

отношения

к

ИКТ,

как

инструменту

для

общения,

обучения, самовыражения, творчества;

-

повышение

воспитательного

воздействия

всех

форм

внеучебной

деятельности.

3) Развивающие задачи:

-

формирование умений разрабатывать стратегию поиска решений, как

учебных, так и практических задач;

-

формирование способности прогнозировать результаты реализации

принятых

решений

на

основе

моделирования

изучаемых

объектов,

явлений, процессов;

-

выработка устойчивой мотивации и осуществления потребности в

приобретении новых знаний, к собственному развитию;

-

развитие

внимания,

памяти,

воображения,

восприятия,

мышления,

сообразительности;

-

развитие способности свободного культурного общения;

-

развитие осознания студентами себя творцами собственных знаний;

-

формирование творческих умений;

-

развитие общекультурных интересов.

Использование информационных технологий оказывает заметное влияние на

содержание, формы и методы обучения. В настоящее время принято выделять

следующие

основные

направления

внедрения

информационно-

коммуникационных технологий в образование:

-

изучение

компьютера

и

других

современных

средств

информационных

технологий в качестве объектов изучения;

-

использование

ИКТ

в

качестве

средства

обучения,

совершенствующего

процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-использование средств новых информационных технологий для творческого

развития учащихся;

- использование компьютерной техники в качестве средства автоматизации

процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

- использование коммуникационных средств для передачи и приобретения

педагогического опыта, методической и учебной литературы;

- использование современных информационных технологий для организации

интеллектуального досуга

;

- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и

учебным

процессом

на

основе

использования

информационно-

коммуникационных технологий.

Психологическую

основу

обучения

составляет

процесс

усвоения

знаний,

оптимальная

организация

которого

предполагает

учет

его

компонентов

и

закономерностей.

К

основным

компонентам

процесса

усвоения

знаний

относятся: первоначальное

восприятие,

осмысление,

обобщение (формирование

понятий), закрепление

знаний и формирование

умений и навыков, их применение, проверка и оценка (самооценка).

Использование

ИКТ

дает

возможность

активизировать

познавательную

деятельность

обучающихся,

формировать

направленное

восприятие, обеспечивает обучающихся наглядно-образцовой информацией.

Особенно актуально, когда нет возможности продемонстрировать сложные

физические процессы в реальных условиях.

Средствами

информационных

технологий называют

программно-

аппаратные

средства

и

устройства,

функционирующие

на

базе

микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства

и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору,

продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К

средствам,

используемым

в

профессиональной

деятельности

преподавателя, относятся:

-

персональные

компьютеры;

мультимедиапроекторы;

локальные

сети;

устройства хранения информации; периферийные устройства; устройства для

ввода-вывода информации и другие современные периферийные устройства;

- современные средства связи;

- системы искусственного интеллекта;

-

программные

комплексы

(языки

программирования,

трансляторы,

компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.),

системы машинной графики и др.

В заключение можно сказать, что использование компьютерной

техники при проведении занятий общепрофессиональных дисциплин в

среднем специальном учебном заведении дает возможность повысить

интерес обучающихся к изучаемому предмету; интеллектуально развивать,

выявлять способности обучающихся, подготовить к самостоятельному

изучению и усвоению дисциплин; использовать различные виды и формы

проведения уроков; расширить виды совместной работы студента и

преподавателя, повысить эффективность всего учебного процесса,

внеклассной деятельности.

Для педагога, использование информационных технологий в

профессиональной деятельности повышает уровень профессиональной

культуры, снижает трудоемкость процесса контроля и консультирования,

развивает плодотворное сотрудничество с обучающимися, переход от роли

учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора, возможность

использования чужого опыта и методических разработок или тиражирование

собственного педагогического опыта, повышение авторитета среди

обучающихся и коллег, повышение уровня функциональной грамотности в

сфере ИКТ. Использование информационных технологий в системе СПО

позволяет в значительной мере реализовать личностно-ориентированный,

деятельностный и практик-ориентированный подходы в повышении качества

образовательной среды.

Список использованных источников

1.

Захарова

И.Г.

Информационные

технологии

в

образовании.-

М:

Издательский центр «Академия», 2008.

2.

Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-

методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос.ун-та,

2013.

3.

Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Использование информационных и

коммуникационных технологий в общем среднем образовании //

Социально-гуманитарное и политологическое образование.



В раздел образования