Автор: Котахова Маргарита Николаевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ОГБПОУ ДТК
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в повышении качества образовательной среды
Раздел: среднее профессиональное
Использование информационных технологий в повышении
качества образовательной среды
В эпоху глобализации ИКТ могут расширить доступность
и повысить качество образования.
В.В.Путин
В России информационные технологии стремительно внедряются во
все сферы жизни общества, в том числе и в систему образования.
Информационные технологии обучения (ИТО) — совокупность методов
и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и
представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их
возможности по управлению техническими и социальными процессами.
Становление
новой
системы
образования
ориентировано
на
вхождение
в
мировое
информационно-образовательное
пространство.
Этот
процесс
сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и
практике
учебно-воспитательного
процесса.
Компьютерные
технологии
призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой
частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его
эффективность.
Информатизация
общества
непосредственно
влияет
на
цели
и
содержание
образования
и
является
одним
из
условий
обеспечения
его
качества.
Современный
педагог,
независимо
от
того,
какую
дисциплину
преподает, должен иметь высокий уровень компьютерной грамотности, уметь
применять различные программные средства и продукты с целью повышения
эффективности учебного процесса.
Информационные технологии позволяют не только превратить урок из
традиционного в инновационный, но также помогают раскрыть и реализовать
творческий,
научный,
профессиональный
потенциал,
повысить
эффективность
самостоятельного
изучения
материала,
раскрыть
индивидуальность студента.
К информационным технологиям, наиболее часто использующимся в
среднем
профессиональном
образовании,
относятся
компьютерные
обучающие
программы,
мультимедиа
технологии
и
технологии
дистанционного обучения.
Применение
информационных
технологий
в
среднем
специальном
образовании ставит перед собой следующие цели:
-
увеличение степени доступности образования;
-
интеграция
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ) в образование;
-
обоснованное
использование
потенциала
ИКТ
для
обучения,
воспитания и развития обучающихся;
-
рациона льно е
использование
ИКТ
для
ф о рм и р о в а н и я
профессиональных компетенций;
-
повышение квалификации преподавателя;
-
интеграция
российской
системы
образования
в
научную,
производственную,
социально-общественную
и
культурную
информационную инфраструктуру мирового сообщества.
Объединяющей задачей внедрения информационных технологий
в
образование является задача формирования ИКТ-компетентности, которая
состоит из трех групп задач, определяемых общей направленностью учебно-
воспитательного процесса:
1) Образовательные задачи:
-
формирование у студентов определенных систем знаний,
складывающихся при проведении занятий, носящих межпредметный
характер (изучение сразу нескольких дисциплин);
-
овладение студентами репродуктивных умений (возникающих при
вычислениях, проверке и обработке результатов, систематизации и
классификации, анализа и синтеза, умений планировать эксперимент);
-
формирование системы базовых знаний и навыков и дальнейшее их
пополнение и развитие;
-
расширение сферы дополнительного образования студентов (кружки,
секции);
-
углубление межпредметных связей;
-
развитие сознательного и более глубокого подхода к обучению (ведет к
формированию более глубокого понимания материала);
-
облегчение и систематизация профессиональной деятельности
преподавателей и администрации;
-
повышение объективности и эффективности контроля и оценки
результатов обучения;
-
обучение методам конструктивного взаимодействия и
взаимопонимания.
2) Воспитательные задачи:
-
повышение эффективности внеучебной деятельности студентов;
-
развитие
способности
межличностного
и
неформального
общения
студентов между собой и преподавателями;
-
организация содержательного досуга детей и молодежи;
-
организация
эффективного
и
оперативного
взаимодействия
преподавателей, студентов и родителей;
-
формирование
отношения
к
ИКТ,
как
инструменту
для
общения,
обучения, самовыражения, творчества;
-
повышение
воспитательного
воздействия
всех
форм
внеучебной
деятельности.
3) Развивающие задачи:
-
формирование умений разрабатывать стратегию поиска решений, как
учебных, так и практических задач;
-
формирование способности прогнозировать результаты реализации
принятых
решений
на
основе
моделирования
изучаемых
объектов,
явлений, процессов;
-
выработка устойчивой мотивации и осуществления потребности в
приобретении новых знаний, к собственному развитию;
-
развитие
внимания,
памяти,
воображения,
восприятия,
мышления,
сообразительности;
-
развитие способности свободного культурного общения;
-
развитие осознания студентами себя творцами собственных знаний;
-
формирование творческих умений;
-
развитие общекультурных интересов.
Использование информационных технологий оказывает заметное влияние на
содержание, формы и методы обучения. В настоящее время принято выделять
следующие
основные
направления
внедрения
информационно-
коммуникационных технологий в образование:
-
изучение
компьютера
и
других
современных
средств
информационных
технологий в качестве объектов изучения;
-
использование
ИКТ
в
качестве
средства
обучения,
совершенствующего
процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-использование средств новых информационных технологий для творческого
развития учащихся;
- использование компьютерной техники в качестве средства автоматизации
процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- использование коммуникационных средств для передачи и приобретения
педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование современных информационных технологий для организации
интеллектуального досуга
;
- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и
учебным
процессом
на
основе
использования
информационно-
коммуникационных технологий.
Психологическую
основу
обучения
составляет
процесс
усвоения
знаний,
оптимальная
организация
которого
предполагает
учет
его
компонентов
и
закономерностей.
К
основным
компонентам
процесса
усвоения
знаний
относятся: первоначальное
восприятие,
осмысление,
обобщение (формирование
понятий), закрепление
знаний и формирование
умений и навыков, их применение, проверка и оценка (самооценка).
Использование
ИКТ
дает
возможность
активизировать
познавательную
деятельность
обучающихся,
формировать
направленное
восприятие, обеспечивает обучающихся наглядно-образцовой информацией.
Особенно актуально, когда нет возможности продемонстрировать сложные
физические процессы в реальных условиях.
Средствами
информационных
технологий называют
программно-
аппаратные
средства
и
устройства,
функционирующие
на
базе
микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства
и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору,
продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
К
средствам,
используемым
в
профессиональной
деятельности
преподавателя, относятся:
-
персональные
компьютеры;
мультимедиапроекторы;
локальные
сети;
устройства хранения информации; периферийные устройства; устройства для
ввода-вывода информации и другие современные периферийные устройства;
- современные средства связи;
- системы искусственного интеллекта;
-
программные
комплексы
(языки
программирования,
трансляторы,
компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.),
системы машинной графики и др.
В заключение можно сказать, что использование компьютерной
техники при проведении занятий общепрофессиональных дисциплин в
среднем специальном учебном заведении дает возможность повысить
интерес обучающихся к изучаемому предмету; интеллектуально развивать,
выявлять способности обучающихся, подготовить к самостоятельному
изучению и усвоению дисциплин; использовать различные виды и формы
проведения уроков; расширить виды совместной работы студента и
преподавателя, повысить эффективность всего учебного процесса,
внеклассной деятельности.
Для педагога, использование информационных технологий в
профессиональной деятельности повышает уровень профессиональной
культуры, снижает трудоемкость процесса контроля и консультирования,
развивает плодотворное сотрудничество с обучающимися, переход от роли
учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора, возможность
использования чужого опыта и методических разработок или тиражирование
собственного педагогического опыта, повышение авторитета среди
обучающихся и коллег, повышение уровня функциональной грамотности в
сфере ИКТ. Использование информационных технологий в системе СПО
позволяет в значительной мере реализовать личностно-ориентированный,
деятельностный и практик-ориентированный подходы в повышении качества
образовательной среды.
Список использованных источников
1.
Захарова
И.Г.
Информационные
технологии
в
образовании.-
М:
Издательский центр «Академия», 2008.
2.
Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-
методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос.ун-та,
2013.
3.
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Использование информационных и
коммуникационных технологий в общем среднем образовании //
Социально-гуманитарное и политологическое образование.