Напоминание

Эффективный методический прием в практике преподавания раздела "Информационная война" в дисциплине "Защита информации и информационная безопасность"


Автор: Гутников Василий Николаевич
Должность: доцент кафедры "экономики и управления"
Учебное заведение: СКФ МТУСИ
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эффективный методический прием в практике преподавания раздела "Информационная война" в дисциплине "Защита информации и информационная безопасность"
Раздел: высшее образование





Назад




В.Н.Гутников,

к.т.н., доцент кафедры «Экономики и Управления»

СКФ МТУСИ г.Ростов-на-Дону

Эффективный методический прием в практике преподавания раздела

«Информационная война» в дисциплине

«Защита информации и информационная безопасность»

На правах эпиграфа

Конституция РФ Статья 13:

1. В Российской Федерации признается идеологическое

многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в

качестве государственной или обязательной

Новейшая история Российской Федерации пестрит многочисленными

попытками занять это неожиданно «пустое место» которое, как известно,

пусто не бывает. Особенно остро в последнее время борьба развернулась за

души

и

умы

студентов

высших

учебных

заведений.

Официально

пропагандируемый «вакуум» уже 25 лет стихийно заполняется разного рода

философиями,

воззрениями

и

системами

взглядов,

не

имеющими

ничего

общего с реалиями. Конечно, стихийность формирования системы взглядов у

студента в

возрасте 20-23 лет является весьма условной. В этом возрасте

студенты

находятся

в

стадии

формирования

стратегии

своей

жизни

с

горизонтом планирования в

5-10 лет. Выбор идеологии студентом в этих

условиях

становится

проблемой,

решение

которой

находится

под

чудовищным давлением средств «информационной войны» со стороны так

называемых

стран-партнеров.

В

результате

такого

давления

изучение

раздела

«информационная

война»

в

дисциплине

«Защита

информации

и

информационная безопасность» превращается в поле битвы за умы и души

нашей молодежи. Прежде чем говорить о наиболее эффективных приемах

противодействия

информационным

атакам

рассмотрим

особенности

студенческой аудитории.

Первой

особенностью

аудитории,

изучающей

дисциплину

«Защита

информации и информационная безопасность» является то, что

молодые

люди

мужского

пола

точно

понимают

необходимость

определить

свое

отношение к службе в армии, семье и карьере.

При этом девушки - к

созданию семьи, воспитанию детей и разумеется карьере.

Второй

особенностью

студентов

является

острая

необходимость

самоидентификации,

самоутверждения

в

обществе,

пусть

даже

за

счет

неадекватных

высказываний

и

поступков,

модель

которых,

как

правило,

скопирована из Интернета. Важнейшая особенность – студенты привычно и

всецело доверяют интернет-источникам. Следует также отметить и то, что

эпатаж, позерство и кривлянье студентов, оказываются совершенно лишним

багажом, притащенным ими из подросткового возраста. В то-же время у них

крепнет и осознание того, что во взрослой реальности такие «эксперименты»

грозят обернуться полным крахом карьеры.

Третья особенность студенческой аудитории – внешнее неприятие лжи.

Хотя каждый из них уже может получить магистерскую степень в умении

оправдывать свои не слишком благородные поступки, они внешне настроены

на поиск справедливости и истины. Выявленный факт обмана или лицемерия

легко вызывает у них осуждение, а следовательно и неприятие.

И наконец, студенческая аудитория постепенно осознает необходимость

активного производительного труда для достижения своих целей по уровню

благосостояния. Это значит, что вопрос «чем вы будете зарабатывать на хлеб

себе и своей семье?» уже не кажется таким глупым, как раньше.

В

машине

«информационной

войны»

против

РФ

есть

несколько

ключевых постулатов, разрушить которые в разделе дисциплины,

на мой

взгляд, гражданский долг каждого преподавателя. Назовем эти краеугольные

камни откровенной пропаганды:

- высокие доходы - главное мерило успешности личности;

- в России нет будущего, она проиграла конкуренцию Западу: «Рашка - фсё»;

- россияне в массе своей ленивые и пьющие люди с массой психических

заболеваний;

- Россия малокультурная страна с имперскими амбициями;

- Россиянам нечем гордиться в своей истории;

- Америка и Европа - идеалы демократии и свободы. Коллективный запад -

источник «Совести мира»;

-

Американские

вооруженные

силы

и

НАТО

единственная

в

мире

сила,

способная уничтожить любое сопротивление;

- Американская наука и технология самые передовые в мире;

- Экономика Америки это Мировая экономика соперничать с ней некому.

Попытаться

давить

на

слушателей

в

этой

ситуации

значит

изолировать себя от аудитории и потерять возможность как донести общую

проблематику, так и свою личную точку зрения. Благо ст. 13 Конституции РФ

позволяет

каждому

гражданину

свободно

излагать

свои

личные

идеологические воззрения и открыто их обсуждать.

Методические

приемы,

наиболее

эффективно

работающие

в

этой

ситуации хорошо известны в теории продаж:

- вывод собеседника из зоны комфорта;

- аналогий и противопоставления;

- самоубеждения собеседника в поиске ответа на неудобный вопрос.

Иными

словами

для

преподавателя

наиболее

эффективен

метод

«продажи»

некоторых

идеологических

установок

патриотического

содержания в ходе определенной интеллектуальной игры. Главное правило

этой

игры

не

говорить

истину,

например

«слон»,

но

умело

выводить

аудиторию на этот незатейливый ответ.

В ходе изучения раздела «Информационная война» хорошо «работает»

информирование студентов о содержании Директивы Совета Национальной

Бе зопасно сти

США

20/1

от

18

август а

1948

года (Раздел

3 .

БЛАГОПРИЯТНЫЙ

ИСХОД

ВОЙНЫ

МЕЖДУ

США

И

СССР).

После

ознакомления студентов с содержанием этого раздела им предлагается дать

оценку нескольким событиям, из текущей новостной ленты стран бывшего

СССР. При этом преподавателю не следует специально подбирать новости –

наши реалии таковы, что в них нет недостатка.

Важнейшим дидактическим приемом является открытая дискуссия о

реальности полета Американцев на Луну. Студентам предлагается ответить

на ряд вполне закономерных вопросов:

- действие на экипаж невесомости. В течении 7 суток Американские

астронавты находились в невесомости, советские космонавты за 4 суток

теряли 100% физической формы, американские – нет. Как этого добились?

-

Американцы

летали

на

Луну

без

туалета.

Его

конструкция

была

куплена в СССР на 20 лет позже. Как пахло в спускаемом аппарате, если в

сутки человек выделяет около 2 кг экскрементов? Как удалось избежать

проблем,

если

учесть

что

при

перегрузке

в

11G

они

вытекали

и

размазывались бы по капсуле, закоротив все электрические цепи?

- Американцы в первые сутки преодолели пояс радиации Ван Аллена и

3 суток полета были вне защиты магнитного пояса Земли. Ими же посланные

за пределы пояса обезьяны после 1 суток полета все умерли от облучения.

Как удалось астронавтам избежать даже намека на лучевую болезнь?

- Куда делись технологии двигателей, доставлявших на Луну ракет,

если

закупаемые

сегодня

в

России,

не

в

состоянии

решить

эту

задачу?

Современные ракеты Илона Маска не в состоянии поднять и половины того

заявленного веса, который якобы уже летал на Луну?

- Куда пропал Лунный грунт? В настоящее время не могут найти и

грамма из 200 кг, доставленных на Землю?

- Какого цвета Лунный грунт? Фото аппаратов из СССР, Китая и Индии

свидетельствуют

о

том,

что

Луна

красновато-бурого

цвета.

На

фото

Американцев – серая.

-

Сравним

фото

спускаемых

аппаратов

СССР

и

США,

чем

они

отличаются? Обратим внимание на 2 факта: ручки, в изобилии торчащие из

американского

аппарата

и

несколько

больших

иллюминаторов.

Первые

должны были сгореть в плазме при прохождении плотных слоев атмосферы, а

вт о р ы е

з а ж а р и т ь

а с т р о н а вт о в

т е п л о в ы м

и з л у ч е н и е м

о т

высокотемпературной плазмы, так как металлических шторок на них просто

нет.

Приведенный

пример

надежно

достигает

целей

как

в

области

идеологии,

подрывая

доверие

к

столь

непререкаемому

«западному

авторитету»,

так

и

в

области

образования,

демонстрируя

ценность

информационного ресурса русской нации – как совокупности накопленного

поколениями

предков

опыта,

базовых

моральных

императивов

и

целей

развития.

По итогам изучения раздела «Информационная война» студентам не

должна

выставляться

оценка

за

соответствие

их

взглядов

взглядам

преподавателя.

Оцениваться

должно

знание

ими

методов

и

средств

информационного

противоборства

наций

в

контексте

глобальной

конкуренции.

Сведения об авторе:

Гутников Василий Николаевич, кандидат технических наук,

Адрес. 344113, Ростов-на-Дону, пр. Королева, д. 30, кв. 75.

Моб: 8 903 401 0541



В раздел образования