Автор: Гутников Василий Николаевич
Должность: доцент кафедры "экономики и управления"
Учебное заведение: СКФ МТУСИ
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эффективный методический прием в практике преподавания раздела "Информационная война" в дисциплине "Защита информации и информационная безопасность"
Раздел: высшее образование
В.Н.Гутников,
к.т.н., доцент кафедры «Экономики и Управления»
СКФ МТУСИ г.Ростов-на-Дону
Эффективный методический прием в практике преподавания раздела
«Информационная война» в дисциплине
«Защита информации и информационная безопасность»
На правах эпиграфа
Конституция РФ Статья 13:
1. В Российской Федерации признается идеологическое
многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной
Новейшая история Российской Федерации пестрит многочисленными
попытками занять это неожиданно «пустое место» которое, как известно,
пусто не бывает. Особенно остро в последнее время борьба развернулась за
души
и
умы
студентов
высших
учебных
заведений.
Официально
пропагандируемый «вакуум» уже 25 лет стихийно заполняется разного рода
философиями,
воззрениями
и
системами
взглядов,
не
имеющими
ничего
общего с реалиями. Конечно, стихийность формирования системы взглядов у
студента в
возрасте 20-23 лет является весьма условной. В этом возрасте
студенты
находятся
в
стадии
формирования
стратегии
своей
жизни
с
горизонтом планирования в
5-10 лет. Выбор идеологии студентом в этих
условиях
становится
проблемой,
решение
которой
находится
под
чудовищным давлением средств «информационной войны» со стороны так
называемых
стран-партнеров.
В
результате
такого
давления
изучение
раздела
«информационная
война»
в
дисциплине
«Защита
информации
и
информационная безопасность» превращается в поле битвы за умы и души
нашей молодежи. Прежде чем говорить о наиболее эффективных приемах
противодействия
информационным
атакам
рассмотрим
особенности
студенческой аудитории.
Первой
особенностью
аудитории,
изучающей
дисциплину
«Защита
информации и информационная безопасность» является то, что
молодые
люди
мужского
пола
точно
понимают
необходимость
определить
свое
отношение к службе в армии, семье и карьере.
При этом девушки - к
созданию семьи, воспитанию детей и разумеется карьере.
Второй
особенностью
студентов
является
острая
необходимость
самоидентификации,
самоутверждения
в
обществе,
пусть
даже
за
счет
неадекватных
высказываний
и
поступков,
модель
которых,
как
правило,
скопирована из Интернета. Важнейшая особенность – студенты привычно и
всецело доверяют интернет-источникам. Следует также отметить и то, что
эпатаж, позерство и кривлянье студентов, оказываются совершенно лишним
багажом, притащенным ими из подросткового возраста. В то-же время у них
крепнет и осознание того, что во взрослой реальности такие «эксперименты»
грозят обернуться полным крахом карьеры.
Третья особенность студенческой аудитории – внешнее неприятие лжи.
Хотя каждый из них уже может получить магистерскую степень в умении
оправдывать свои не слишком благородные поступки, они внешне настроены
на поиск справедливости и истины. Выявленный факт обмана или лицемерия
легко вызывает у них осуждение, а следовательно и неприятие.
И наконец, студенческая аудитория постепенно осознает необходимость
активного производительного труда для достижения своих целей по уровню
благосостояния. Это значит, что вопрос «чем вы будете зарабатывать на хлеб
себе и своей семье?» уже не кажется таким глупым, как раньше.
В
машине
«информационной
войны»
против
РФ
есть
несколько
ключевых постулатов, разрушить которые в разделе дисциплины,
на мой
взгляд, гражданский долг каждого преподавателя. Назовем эти краеугольные
камни откровенной пропаганды:
- высокие доходы - главное мерило успешности личности;
- в России нет будущего, она проиграла конкуренцию Западу: «Рашка - фсё»;
- россияне в массе своей ленивые и пьющие люди с массой психических
заболеваний;
- Россия малокультурная страна с имперскими амбициями;
- Россиянам нечем гордиться в своей истории;
- Америка и Европа - идеалы демократии и свободы. Коллективный запад -
источник «Совести мира»;
-
Американские
вооруженные
силы
и
НАТО
единственная
в
мире
сила,
способная уничтожить любое сопротивление;
- Американская наука и технология самые передовые в мире;
- Экономика Америки это Мировая экономика соперничать с ней некому.
Попытаться
давить
на
слушателей
в
этой
ситуации
–
значит
изолировать себя от аудитории и потерять возможность как донести общую
проблематику, так и свою личную точку зрения. Благо ст. 13 Конституции РФ
позволяет
каждому
гражданину
свободно
излагать
свои
личные
идеологические воззрения и открыто их обсуждать.
Методические
приемы,
наиболее
эффективно
работающие
в
этой
ситуации хорошо известны в теории продаж:
- вывод собеседника из зоны комфорта;
- аналогий и противопоставления;
- самоубеждения собеседника в поиске ответа на неудобный вопрос.
Иными
словами
для
преподавателя
наиболее
эффективен
метод
«продажи»
некоторых
идеологических
установок
патриотического
содержания в ходе определенной интеллектуальной игры. Главное правило
этой
игры
не
говорить
истину,
например
«слон»,
но
умело
выводить
аудиторию на этот незатейливый ответ.
В ходе изучения раздела «Информационная война» хорошо «работает»
информирование студентов о содержании Директивы Совета Национальной
Бе зопасно сти
США
20/1
от
18
август а
1948
года (Раздел
3 .
БЛАГОПРИЯТНЫЙ
ИСХОД
ВОЙНЫ
МЕЖДУ
США
И
СССР).
После
ознакомления студентов с содержанием этого раздела им предлагается дать
оценку нескольким событиям, из текущей новостной ленты стран бывшего
СССР. При этом преподавателю не следует специально подбирать новости –
наши реалии таковы, что в них нет недостатка.
Важнейшим дидактическим приемом является открытая дискуссия о
реальности полета Американцев на Луну. Студентам предлагается ответить
на ряд вполне закономерных вопросов:
- действие на экипаж невесомости. В течении 7 суток Американские
астронавты находились в невесомости, советские космонавты за 4 суток
теряли 100% физической формы, американские – нет. Как этого добились?
-
Американцы
летали
на
Луну
без
туалета.
Его
конструкция
была
куплена в СССР на 20 лет позже. Как пахло в спускаемом аппарате, если в
сутки человек выделяет около 2 кг экскрементов? Как удалось избежать
проблем,
если
учесть
что
при
перегрузке
в
11G
они
вытекали
и
размазывались бы по капсуле, закоротив все электрические цепи?
- Американцы в первые сутки преодолели пояс радиации Ван Аллена и
3 суток полета были вне защиты магнитного пояса Земли. Ими же посланные
за пределы пояса обезьяны после 1 суток полета все умерли от облучения.
Как удалось астронавтам избежать даже намека на лучевую болезнь?
- Куда делись технологии двигателей, доставлявших на Луну ракет,
если
закупаемые
сегодня
в
России,
не
в
состоянии
решить
эту
задачу?
Современные ракеты Илона Маска не в состоянии поднять и половины того
заявленного веса, который якобы уже летал на Луну?
- Куда пропал Лунный грунт? В настоящее время не могут найти и
грамма из 200 кг, доставленных на Землю?
- Какого цвета Лунный грунт? Фото аппаратов из СССР, Китая и Индии
свидетельствуют
о
том,
что
Луна
красновато-бурого
цвета.
На
фото
Американцев – серая.
-
Сравним
фото
спускаемых
аппаратов
СССР
и
США,
чем
они
отличаются? Обратим внимание на 2 факта: ручки, в изобилии торчащие из
американского
аппарата
и
несколько
больших
иллюминаторов.
Первые
должны были сгореть в плазме при прохождении плотных слоев атмосферы, а
вт о р ы е
–
з а ж а р и т ь
а с т р о н а вт о в
т е п л о в ы м
и з л у ч е н и е м
о т
высокотемпературной плазмы, так как металлических шторок на них просто
нет.
Приведенный
пример
надежно
достигает
целей
как
в
области
идеологии,
подрывая
доверие
к
столь
непререкаемому
«западному
авторитету»,
так
и
в
области
образования,
демонстрируя
ценность
информационного ресурса русской нации – как совокупности накопленного
поколениями
предков
опыта,
базовых
моральных
императивов
и
целей
развития.
По итогам изучения раздела «Информационная война» студентам не
должна
выставляться
оценка
за
соответствие
их
взглядов
взглядам
преподавателя.
Оцениваться
должно
знание
ими
методов
и
средств
информационного
противоборства
наций
в
контексте
глобальной
конкуренции.
Сведения об авторе:
Гутников Василий Николаевич, кандидат технических наук,
Адрес. 344113, Ростов-на-Дону, пр. Королева, д. 30, кв. 75.
Моб: 8 903 401 0541