Автор: Казановская Ирина Афанасьевна
Должность: заместитель заведующего по УВР
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка–детский сад №167 "Родничок"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование
Перспективный годовой план занятий студии
«ГОРНИЦА»
Первая младшая группа
№
зан
я
тия
Тема занятия
Содержание
1
«Милости
просим,
гости
дорогие» (с. 30)
Первое
посещение
«избы»,
знакомство
с
её
Хозяйкой.
2
«Ходит сон близ окон»
(с. 31)
Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и
колыбельными песнями.
3
«Во саду ли, в огороде»
(с. 32)
Знакомство с огородом детского сада.
4
«Репка» (с. 33)
Знакомство со сказкой «Репка».
5
«Чудесный сундучок»
(с. 33)
Знакомство
с
сундучком,
в
котором
живут
загадки. Загадки об овощах.
6
«Как у нашего кота»
(с. 34)
Знакомство
с
обитателями
«избы»
-
котом
Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего
кота».
7
«Котик, котик, поиграй»
(с. 35)
Повторение
потешки
«Как
у
нашего
кота».
Дидактическое упражнение «Похвали котика».
Игра с котёнком в катушку на ниточке.
8
«Девочка и лиса» (с. 35)
Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса».
Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу).
9
«Водичка,
водичка,
умой
моё личико» (с. 36)
З н а ко м с т в о
д е т е й
с
р у ко м о й н и ко м .
Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой
моё личико».
10
«С гуся вода, а с Ванечки
худоба» (с. 36)
Повторение потешки «Водичка, водичка, умой
моё личико» и колыбельных.
11
«Идёт коза рогатая»
(с. 36)
Знакомство с новым обитателем «избы» - козой
Машкой.
Разучивание
потешки
«Идёт
коза
рогатая».
12
«Волк и семеро козлят»
(с. 37)
Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».
13
«Стоит изба из кирпича, то
холодна, то горяча» (с. 37)
Знакомство
с
печкой,
чугунком,
ухватом,
кочергой.
14
«Колобок» (с. 37)
Знакомство со сказкой «Колобок»
15
«Уж ты, зимушка-зима»
(с. 38)
Дидактическая
игра
«Оденем
куклу
на
прогулку».
16
«Сундучок Деда Мороза»
(с. 38)
Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.
17
«Пришла коляда – отворяй
ворота» (с. 39)
Знакомство детей с Рождеством.
18
«Фока воду кипятит и как
зеркало блестит» (с. 39)
Знакомство детей с самоваром. Дидактическая
игра «Напоим куклу чаем».
19
«Гость на гость – хозяйке
Знакомство
детей
с
медведем
Мишуткой.
радость» (с. 40)
Лепка посуды.
20
«Три медведя» (с. 40)
Знакомство
со
сказкой
Л.Н.
Толстого
«Три
медведя».
21
«Маша и медведь»
(с. 41)
Знакомство со сказкой «Маша и медведь»
22
Хозяйкины помощницы
(с. 41)
Знакомство
детей
с
предметами
обихода
–
коромыслом,
вёдрами,
корытом,
стиральной
доской.
23
« П о л о в и ч к у
к у р о ч к а
веничком метёт» (с. 41)
Разучивание
потешки
«Наша-то
хозяюшка
сметлива была».
24
«Масленица
дорогая
–
наша гостьюшка дорогая»
(с. 42)
Знакомство детей с Масленицей.
25
«Нет
милее
дружка,
чем
родимая матушка» (с. 42)
Этическая беседа «Моя любимая мама».
26
« П р и д и ,
в е с н а ,
с
радостью» (с. 42)
Разучивание заклички «Весна, весна красна!».
27
« П е т у ш о к
–
з о л о т о й
гребешок» (с. 43)
Знакомство
детей
с
новым
персонажем
–
Петушком. Разучивание потешки о петушке.
28
«Заюшкина избушка»
(с. 43)
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».
29
«Трень-брень, гусельки»
(с. 44)
Знакомство с русским народным инструментом
– гуслями.
30
«Кот, лиса и петух» (с. 44)
Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух».
31
«Петушок с семьёй»
(с. 44)
Знакомство с семьёй петушка. Знакомство с
рассказом
К.Д.
Ушинского
«Петушок
с
семьёй».
32
«Курочка Ряба» (с. 45)
Знакомство со сказкой «Курочка Ряба».
33
«Здравствуй,
солнышко-
колоколнышко!» (с. 45)
Разучивание потешки про солнышко.
34
«Сорока-белобока
кашу
варила» (с. 45)
Знакомство
детей
с
предметом
обихода
–
глиняным горшком.
35
«Кто в тереме живёт?»
(с. 46)
Знакомство со сказкой «Теремок».
36
Прощание с «избой»
(с. 46)
Дидактическая
игра
«Чудесный
сундучок».
Прощание детей с Хозяйкой «избы» до осени.
Литература
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.
Перспективный годовой план занятий студии
«ГОРНИЦА»
Вторая младшая группа
Месяц
Тема занятия
Содержание
сентябр
ь
«Милости
просим,
гости
дорогие» (с. 30)
Первое
посещение
«избы»,
знакомство
с
её
Хозяйкой.
«Ходит сон близ окон»
(с. 31)
Знакомство
с
колыбелькой
(люлькой,
зыбкой)
и
колыбельными песнями.
октябрь
«Как у нашего кота»
(с. 34)
Знакомство с обитателями «избы» - котом Васькой.
Заучивание потешки «Как у нашего кота».
«Котик, котик, поиграй»
(с. 35)
Повторение
потешки
«Как
у
нашего
кота».
Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра
с котёнком в катушку на ниточке.
ноябрь
«Идёт коза рогатая»
(с. 36)
Знакомство
с
новым
обитателем
«избы»
-
козой
Машкой. Разучивание потешки «Идёт коза рогатая».
«Волк и семеро козлят»
(с. 37)
Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».
декабрь
«Стоит изба из кирпича, то
холодна, то горяча»
(с. 37)
Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
«Сундучок Деда Мороза» (с.
38)
Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.
январь
«Пришла
коляда
–
отворяй
ворота» (с. 39)
Знакомство детей с Рождеством.
«Фока
воду
кипятит
и
как
зеркало блестит»
(с. 39)
Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра
«Напоим куклу чаем».
февраль
Хозяйкины помощницы
(с. 41)
Знакомство
детей
с
предметами
обихода
–
коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.
«Масленица дорогая – наша
гостьюшка дорогая» (с. 42)
Знакомство детей с Масленицей.
март
«Приди, весна, с радостью»
(с. 42)
Разучивание заклички «Весна, весна красна!».
« П е т у ш о к
–
з о л о т о й
гребешок» (с. 43)
Знакомство детей с новым персонажем – Петушком.
Разучивание потешки о петушке.
апрель
«Трень-брень, гусельки»
(с. 44)
Знакомство
с
русским
народным
инструментом
–
гуслями.
«Курочка Ряба» (с. 45)
Знакомство со сказкой «Курочка Ряба».
май
«Здравствуй,
солнышко-
колоколнышко!» (с. 45)
Разучивание потешки про солнышко.
«Сорока-белобока
ка ш у
варила» (с. 45)
Знакомство детей с предметом обихода – глиняным
горшком.
Прощание с «избой» (с. 46)
Дидактическая
игра
«Чудесный
сундучок».
Прощание детей с Хозяйкой «избы» до осени.
Литература
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.
Перспективный годовой план занятий студии
«ГОРНИЦА»
Средняя группа
Месяц
Тема занятия
Содержание
сентябр
ь
«Во саду ли, в огороде»
(с. 46)
Дидактическая игра «Что растёт в саду и в огороде».
Загадывание
загадок
об
овощах
и
о
фруктах.
Разучивание потешки «Наш козёл».
Коровушка и бычок
(с. 48)
Знакомство детей с домашними животными – коровой
и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.
октябрь
«Сошью Маше сарафан»
(с. 50)
Знакомство
с
женской
русской
народной
одеждой.
Повторение потешки «А тари, тари, тари».
«Золотое веретено»
(с. 50)
Знакомство детей с предметами обихода – прялкой и
веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».
ноябрь
«Волшебные спицы»
(с. 51)
Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о
шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть
(козья, овечья).
«Лисичка со скалочкой»
(с. 51)
Знакомство
детей
с
предметом
обихода
–
скалкой.
Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».
декабрь
«Здравствуй,
з и м у ш ка -
зима!» (с. 52)
Загадывание загадок о зиме. Разучивание р.н. песенки
«Как на тоненький ледок».
«Сею,
сею,
посеваю,
с
Новым годом поздравляю!»
(с. 54)
Знакомство
с
празднованием
Нового
год а .
Разучивание колядки «Щедровочка».
январь
«Сундучок Деда Мороза»
(с. 55)
Беседа
«Подарки
Деда
Мороза».
Разучивание
заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».
«Весёлые ложки»
(с. 56)
Знакомство
детей
с
предметами
обихода
–
деревянными
ложками.
Загадывание
загадок
о
животных.
февраль
«Кто
же
в
гости
к
нам
пришёл?» (с. 57)
Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».
Русская балалайка
(с. 58)
Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о
балалайке.
март
«Масленица дорогая – наша
гостьюшка дорогая» (с. 59)
Знакомство
с
Масленицей.
Разучивание
песенки
«Блины».
«При солнышке – тепло, при
матушке - добро»
(с. 59)
Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.
Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение
песенок о маме.
апрель
«Весна, весна, поди сюда!»
(с. 60)
Рассказ
о
старинных
обычаях
встречи
весны.
Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о
весне.
«Шутку
шутить
–
людей
насмешить» (с. 62)
Знакомство с потешным фольклором – дразнилками,
скороговорками.
май
«Небылица-небывальщина»
(с. 63)
Знакомство
с
небылицами.
Разучивание
и
самостоятельное придумывание небылиц.
Прощание с «избой»
(с. 65)
Знакомство
детей
с
новой
сказкой
(по
выбору
Хозяйки). Прощальное чаепитие.
Литература
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.
Перспективный годовой план занятий студии
«ГОРНИЦА»
Старшая группа
Месяц
Тема занятия
Содержание
сентябрь
« Г у л я й ,
д а
присматривайся»
(с. 67)
Рассказ
о
первом
осеннем
месяце,
его
приметах.
Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья).
Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».
«Хлеб – всему голова»
(с. 68)
Беседа
с
детьми
«Откуда
хлеб
пришёл?».
Знакомство
со
старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и
поговорки о хлебе.
октябрь
« О к т я б р ь
п а х н е т
капустой» (с. 69)
Беседа
о
характерных
для
октября
явлениях
природы,
народных
обычаях
и
праздниках
(Покров,
Сергиев
день).
Знакомство
детей
с
предметом
обихода
–
деревянным
корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень».
« Д р у г
з а
д р у ж к у
держаться – ничего не
бояться» (с. 70)
Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый, да масляный».
Беседа о взаимовыручке и поддержке.
ноябрь
Гончарные мастеровые
(с. 71)
Дидактическая
игра
«Что
как
называется?».
Рассказ
о
гончарном
промысле.
Знакомство
со
сказкой
«Лиса
и
кувшин».
Дикие животные
(с. 72)
Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-
потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием
загадок о них.
декабрь
«Здравствуй,
зимушка-
зима!» (с. 73)
Беседа о характерных особенностях декабря с использованием
соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички
«Ты, Мороз, Мороз, Мороз».
« П р и ш л а
к о л я д а ,
отворяй ворота!» (с. 75)
Рассказ
о
рождественских
праздниках
и
колядованиях.
Разучивание колядки.
январь
«С
Новым
годом
со
всем родом!» (с. 75)
Рассказ
о
традициях
празднования
Нового
года.
Пение
колядок.
«Городецкая роспись»
(с. 77)
Продолжение
рассказа
о
городецкой
росписи.
Составление
узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о
мастерстве.
февраль
« Г у л я й ,
д а
присматривайся» (с. 77)
Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со
сказкой «Два Мороза».
«Ой ты, Масленица!»
(с. 79)
Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.
март
«Мудрёному
и
счастье
к лицу» (с. 80)
Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.
« Г у л я й ,
д а
присматривайся» (с. 80)
Беседа о характерных признаках начала весны. Заучивание
заклички о весне «Жаворонки прилетели».
апрель
«Небылица
в
лицах
-небывальщина» (с. 83)
Знакомство
с
русскими
народными
н е б ы л и ц а м и .
Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
Красная горка
(с. 84)
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной
неделе. Словесные игры. Пение частушек.
май
«А за ним такая гладь -
н и
м о р щ и н к и
н е
видать» (с. 86)
Знакомство детей с различными способами глажения белья.
Загадывание загадок о предметах обихода.
Прощание с «избой»
(с. 87)
Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок.
Пение частушек.
Литература
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.
Перспективный годовой план занятий студии
«ГОРНИЦА»
Подготовительная группа
месяц
Тема занятия
Содержание
сентябр
ь
«Что
летом
родится,
-
зимой пригодится»
(с. 88)
Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок
о лете.
«К худой голове своего
ума не приставишь»
(с. 89)
Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про
Филю». Словесная игра «Филя и Уля».
октябрь
«Октябрь-грязник – ни
колеса,
ни
полоза
не
любит» (с. 90)
Беседа о характерных особенностях октября. Рассказ о
народном празднике Покрове.
«Злое истребление»
(с. 91)
Рассказ
о
монголо-татарском
нашествии
и
предания
о
граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.
ноябрь
Синичкин день
(с. 92)
Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках
Синичкин день и Кузьминки
«Где живёт перо Жар-
птицы?» (с. 92)
Знакомство
детей
с
хохломской
росписью
(«кудрина»,
«травка» и т.п.)
декабрь
«Зима
–
не
лето,
-
в
шубу одето» (с. 93)
Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н.
песенки «Как на тоненький ледок».
«Светит, да не греет»
(с. 93)
Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого
театра.
январь
« П р и ш л а
К о л я д а
накануне Рождества»
(с. 95)
Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
Пение песенок.
«Зимние узоры» (с. 95)
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
февраль
«На
героя
и
с л а в а
бежит» (с. 97)
Рассказ о русских богатырях.
«Масленица
Прасковейка, встречаем
тебя!» (с. 97)
Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.
март
Русская матрёшка
(с. 98)
Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек.
П о э з и я
н а р о д н о г о
костюма (с. 99)
Рассказ о народном костюме. Прослушивание р.н. песен.
апрель
Красная горка
(с. 100)
Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник»,
«Бирюльки».
« П у т е ш е с т в и е
н а
з л ат о г р и в о й
ч уд о -
тройке» (с. 101)
Знакомство
детей
с
образом
коня
в
р.н.
декоративно-
прикладном
творчестве
(городецкая,
па л ехская ,
хохломская
роспись).
Рассказ
о
мастерах
Палеха.
Прослушивание нар. песен, воспевающих русскую тройку.
май
«Человек
без
Родины,
что соловей без песни»
Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-
земляках. Просмотр диафильмов.
«Край
родной,
на
век
любимый» (с. 102)
Экскурсия. Русские подвижные игры на свежем воздухе.
Прощание с «избой»
(с. 102)
Заключительная беседа о русской избе и национальной
кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.
Литература
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.