Напоминание

Приобщение детей к истокам русской народной культуры


Автор: Казановская Ирина Афанасьевна
Должность: заместитель заведующего по УВР
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка–детский сад №167 "Родничок"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективный годовой план занятий студии

«ГОРНИЦА»

Первая младшая группа

зан

я

тия

Тема занятия

Содержание

1

«Милости

просим,

гости

дорогие» (с. 30)

Первое

посещение

«избы»,

знакомство

с

её

Хозяйкой.

2

«Ходит сон близ окон»

(с. 31)

Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и

колыбельными песнями.

3

«Во саду ли, в огороде»

(с. 32)

Знакомство с огородом детского сада.

4

«Репка» (с. 33)

Знакомство со сказкой «Репка».

5

«Чудесный сундучок»

(с. 33)

Знакомство

с

сундучком,

в

котором

живут

загадки. Загадки об овощах.

6

«Как у нашего кота»

(с. 34)

Знакомство

с

обитателями

«избы»

-

котом

Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего

кота».

7

«Котик, котик, поиграй»

(с. 35)

Повторение

потешки

«Как

у

нашего

кота».

Дидактическое упражнение «Похвали котика».

Игра с котёнком в катушку на ниточке.

8

«Девочка и лиса» (с. 35)

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса».

Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу).

9

«Водичка,

водичка,

умой

моё личико» (с. 36)

З н а ко м с т в о

д е т е й

с

р у ко м о й н и ко м .

Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой

моё личико».

10

«С гуся вода, а с Ванечки

худоба» (с. 36)

Повторение потешки «Водичка, водичка, умой

моё личико» и колыбельных.

11

«Идёт коза рогатая»

(с. 36)

Знакомство с новым обитателем «избы» - козой

Машкой.

Разучивание

потешки

«Идёт

коза

рогатая».

12

«Волк и семеро козлят»

(с. 37)

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».

13

«Стоит изба из кирпича, то

холодна, то горяча» (с. 37)

Знакомство

с

печкой,

чугунком,

ухватом,

кочергой.

14

«Колобок» (с. 37)

Знакомство со сказкой «Колобок»

15

«Уж ты, зимушка-зима»

(с. 38)

Дидактическая

игра

«Оденем

куклу

на

прогулку».

16

«Сундучок Деда Мороза»

(с. 38)

Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.

17

«Пришла коляда – отворяй

ворота» (с. 39)

Знакомство детей с Рождеством.

18

«Фока воду кипятит и как

зеркало блестит» (с. 39)

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая

игра «Напоим куклу чаем».

19

«Гость на гость – хозяйке

Знакомство

детей

с

медведем

Мишуткой.

радость» (с. 40)

Лепка посуды.

20

«Три медведя» (с. 40)

Знакомство

со

сказкой

Л.Н.

Толстого

«Три

медведя».

21

«Маша и медведь»

(с. 41)

Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

22

Хозяйкины помощницы

(с. 41)

Знакомство

детей

с

предметами

обихода

коромыслом,

вёдрами,

корытом,

стиральной

доской.

23

« П о л о в и ч к у

к у р о ч к а

веничком метёт» (с. 41)

Разучивание

потешки

«Наша-то

хозяюшка

сметлива была».

24

«Масленица

дорогая

наша гостьюшка дорогая»

(с. 42)

Знакомство детей с Масленицей.

25

«Нет

милее

дружка,

чем

родимая матушка» (с. 42)

Этическая беседа «Моя любимая мама».

26

« П р и д и ,

в е с н а ,

с

радостью» (с. 42)

Разучивание заклички «Весна, весна красна!».

27

« П е т у ш о к

з о л о т о й

гребешок» (с. 43)

Знакомство

детей

с

новым

персонажем

Петушком. Разучивание потешки о петушке.

28

«Заюшкина избушка»

(с. 43)

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

29

«Трень-брень, гусельки»

(с. 44)

Знакомство с русским народным инструментом

– гуслями.

30

«Кот, лиса и петух» (с. 44)

Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух».

31

«Петушок с семьёй»

(с. 44)

Знакомство с семьёй петушка. Знакомство с

рассказом

К.Д.

Ушинского

«Петушок

с

семьёй».

32

«Курочка Ряба» (с. 45)

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба».

33

«Здравствуй,

солнышко-

колоколнышко!» (с. 45)

Разучивание потешки про солнышко.

34

«Сорока-белобока

кашу

варила» (с. 45)

Знакомство

детей

с

предметом

обихода

глиняным горшком.

35

«Кто в тереме живёт?»

(с. 46)

Знакомство со сказкой «Теремок».

36

Прощание с «избой»

(с. 46)

Дидактическая

игра

«Чудесный

сундучок».

Прощание детей с Хозяйкой «избы» до осени.

Литература

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:

Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.

Перспективный годовой план занятий студии

«ГОРНИЦА»

Вторая младшая группа

Месяц

Тема занятия

Содержание

сентябр

ь

«Милости

просим,

гости

дорогие» (с. 30)

Первое

посещение

«избы»,

знакомство

с

её

Хозяйкой.

«Ходит сон близ окон»

(с. 31)

Знакомство

с

колыбелькой

(люлькой,

зыбкой)

и

колыбельными песнями.

октябрь

«Как у нашего кота»

(с. 34)

Знакомство с обитателями «избы» - котом Васькой.

Заучивание потешки «Как у нашего кота».

«Котик, котик, поиграй»

(с. 35)

Повторение

потешки

«Как

у

нашего

кота».

Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра

с котёнком в катушку на ниточке.

ноябрь

«Идёт коза рогатая»

(с. 36)

Знакомство

с

новым

обитателем

«избы»

-

козой

Машкой. Разучивание потешки «Идёт коза рогатая».

«Волк и семеро козлят»

(с. 37)

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».

декабрь

«Стоит изба из кирпича, то

холодна, то горяча»

(с. 37)

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

«Сундучок Деда Мороза» (с.

38)

Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.

январь

«Пришла

коляда

отворяй

ворота» (с. 39)

Знакомство детей с Рождеством.

«Фока

воду

кипятит

и

как

зеркало блестит»

(с. 39)

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра

«Напоим куклу чаем».

февраль

Хозяйкины помощницы

(с. 41)

Знакомство

детей

с

предметами

обихода

коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

«Масленица дорогая – наша

гостьюшка дорогая» (с. 42)

Знакомство детей с Масленицей.

март

«Приди, весна, с радостью»

(с. 42)

Разучивание заклички «Весна, весна красна!».

« П е т у ш о к

з о л о т о й

гребешок» (с. 43)

Знакомство детей с новым персонажем – Петушком.

Разучивание потешки о петушке.

апрель

«Трень-брень, гусельки»

(с. 44)

Знакомство

с

русским

народным

инструментом

гуслями.

«Курочка Ряба» (с. 45)

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба».

май

«Здравствуй,

солнышко-

колоколнышко!» (с. 45)

Разучивание потешки про солнышко.

«Сорока-белобока

ка ш у

варила» (с. 45)

Знакомство детей с предметом обихода – глиняным

горшком.

Прощание с «избой» (с. 46)

Дидактическая

игра

«Чудесный

сундучок».

Прощание детей с Хозяйкой «избы» до осени.

Литература

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:

Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.

Перспективный годовой план занятий студии

«ГОРНИЦА»

Средняя группа

Месяц

Тема занятия

Содержание

сентябр

ь

«Во саду ли, в огороде»

(с. 46)

Дидактическая игра «Что растёт в саду и в огороде».

Загадывание

загадок

об

овощах

и

о

фруктах.

Разучивание потешки «Наш козёл».

Коровушка и бычок

(с. 48)

Знакомство детей с домашними животными – коровой

и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.

октябрь

«Сошью Маше сарафан»

(с. 50)

Знакомство

с

женской

русской

народной

одеждой.

Повторение потешки «А тари, тари, тари».

«Золотое веретено»

(с. 50)

Знакомство детей с предметами обихода – прялкой и

веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

ноябрь

«Волшебные спицы»

(с. 51)

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о

шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть

(козья, овечья).

«Лисичка со скалочкой»

(с. 51)

Знакомство

детей

с

предметом

обихода

скалкой.

Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».

декабрь

«Здравствуй,

з и м у ш ка -

зима!» (с. 52)

Загадывание загадок о зиме. Разучивание р.н. песенки

«Как на тоненький ледок».

«Сею,

сею,

посеваю,

с

Новым годом поздравляю!»

(с. 54)

Знакомство

с

празднованием

Нового

год а .

Разучивание колядки «Щедровочка».

январь

«Сундучок Деда Мороза»

(с. 55)

Беседа

«Подарки

Деда

Мороза».

Разучивание

заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

«Весёлые ложки»

(с. 56)

Знакомство

детей

с

предметами

обихода

деревянными

ложками.

Загадывание

загадок

о

животных.

февраль

«Кто

же

в

гости

к

нам

пришёл?» (с. 57)

Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».

Русская балалайка

(с. 58)

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о

балалайке.

март

«Масленица дорогая – наша

гостьюшка дорогая» (с. 59)

Знакомство

с

Масленицей.

Разучивание

песенки

«Блины».

«При солнышке – тепло, при

матушке - добро»

(с. 59)

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.

Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение

песенок о маме.

апрель

«Весна, весна, поди сюда!»

(с. 60)

Рассказ

о

старинных

обычаях

встречи

весны.

Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о

весне.

«Шутку

шутить

людей

насмешить» (с. 62)

Знакомство с потешным фольклором – дразнилками,

скороговорками.

май

«Небылица-небывальщина»

(с. 63)

Знакомство

с

небылицами.

Разучивание

и

самостоятельное придумывание небылиц.

Прощание с «избой»

(с. 65)

Знакомство

детей

с

новой

сказкой

(по

выбору

Хозяйки). Прощальное чаепитие.

Литература

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:

Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.

Перспективный годовой план занятий студии

«ГОРНИЦА»

Старшая группа

Месяц

Тема занятия

Содержание

сентябрь

« Г у л я й ,

д а

присматривайся»

(с. 67)

Рассказ

о

первом

осеннем

месяце,

его

приметах.

Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья).

Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».

«Хлеб – всему голова»

(с. 68)

Беседа

с

детьми

«Откуда

хлеб

пришёл?».

Знакомство

со

старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и

поговорки о хлебе.

октябрь

« О к т я б р ь

п а х н е т

капустой» (с. 69)

Беседа

о

характерных

для

октября

явлениях

природы,

народных

обычаях

и

праздниках

(Покров,

Сергиев

день).

Знакомство

детей

с

предметом

обихода

деревянным

корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень».

« Д р у г

з а

д р у ж к у

держаться – ничего не

бояться» (с. 70)

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый, да масляный».

Беседа о взаимовыручке и поддержке.

ноябрь

Гончарные мастеровые

(с. 71)

Дидактическая

игра

«Что

как

называется?».

Рассказ

о

гончарном

промысле.

Знакомство

со

сказкой

«Лиса

и

кувшин».

Дикие животные

(с. 72)

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-

потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием

загадок о них.

декабрь

«Здравствуй,

зимушка-

зима!» (с. 73)

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием

соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички

«Ты, Мороз, Мороз, Мороз».

« П р и ш л а

к о л я д а ,

отворяй ворота!» (с. 75)

Рассказ

о

рождественских

праздниках

и

колядованиях.

Разучивание колядки.

январь

«С

Новым

годом

со

всем родом!» (с. 75)

Рассказ

о

традициях

празднования

Нового

года.

Пение

колядок.

«Городецкая роспись»

(с. 77)

Продолжение

рассказа

о

городецкой

росписи.

Составление

узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о

мастерстве.

февраль

« Г у л я й ,

д а

присматривайся» (с. 77)

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со

сказкой «Два Мороза».

«Ой ты, Масленица!»

(с. 79)

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

март

«Мудрёному

и

счастье

к лицу» (с. 80)

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

« Г у л я й ,

д а

присматривайся» (с. 80)

Беседа о характерных признаках начала весны. Заучивание

заклички о весне «Жаворонки прилетели».

апрель

«Небылица

в

лицах

-небывальщина» (с. 83)

Знакомство

с

русскими

народными

н е б ы л и ц а м и .

Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Красная горка

(с. 84)

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной

неделе. Словесные игры. Пение частушек.

май

«А за ним такая гладь -

н и

м о р щ и н к и

н е

видать» (с. 86)

Знакомство детей с различными способами глажения белья.

Загадывание загадок о предметах обихода.

Прощание с «избой»

(с. 87)

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок.

Пение частушек.

Литература

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:

Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.

Перспективный годовой план занятий студии

«ГОРНИЦА»

Подготовительная группа

месяц

Тема занятия

Содержание

сентябр

ь

«Что

летом

родится,

-

зимой пригодится»

(с. 88)

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок

о лете.

«К худой голове своего

ума не приставишь»

(с. 89)

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про

Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

октябрь

«Октябрь-грязник – ни

колеса,

ни

полоза

не

любит» (с. 90)

Беседа о характерных особенностях октября. Рассказ о

народном празднике Покрове.

«Злое истребление»

(с. 91)

Рассказ

о

монголо-татарском

нашествии

и

предания

о

граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

ноябрь

Синичкин день

(с. 92)

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках

Синичкин день и Кузьминки

«Где живёт перо Жар-

птицы?» (с. 92)

Знакомство

детей

с

хохломской

росписью

(«кудрина»,

«травка» и т.п.)

декабрь

«Зима

не

лето,

-

в

шубу одето» (с. 93)

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н.

песенки «Как на тоненький ледок».

«Светит, да не греет»

(с. 93)

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого

театра.

январь

« П р и ш л а

К о л я д а

накануне Рождества»

(с. 95)

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Пение песенок.

«Зимние узоры» (с. 95)

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

февраль

«На

героя

и

с л а в а

бежит» (с. 97)

Рассказ о русских богатырях.

«Масленица

Прасковейка, встречаем

тебя!» (с. 97)

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

март

Русская матрёшка

(с. 98)

Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек.

П о э з и я

н а р о д н о г о

костюма (с. 99)

Рассказ о народном костюме. Прослушивание р.н. песен.

апрель

Красная горка

(с. 100)

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник»,

«Бирюльки».

« П у т е ш е с т в и е

н а

з л ат о г р и в о й

ч уд о -

тройке» (с. 101)

Знакомство

детей

с

образом

коня

в

р.н.

декоративно-

прикладном

творчестве

(городецкая,

па л ехская ,

хохломская

роспись).

Рассказ

о

мастерах

Палеха.

Прослушивание нар. песен, воспевающих русскую тройку.

май

«Человек

без

Родины,

что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-

земляках. Просмотр диафильмов.

«Край

родной,

на

век

любимый» (с. 102)

Экскурсия. Русские подвижные игры на свежем воздухе.

Прощание с «избой»

(с. 102)

Заключительная беседа о русской избе и национальной

кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.

Литература

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:

Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е издание, - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304 с.



В раздел образования