Авторы: Крылова Татьяна Вячеславовна, Диктяренко Елена Александровна
Должность: учитель – дефектолог, педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Диктяренко Е.А.
педагог – психолог
Крылова Т.В.
учитель-дефектолог
ЯНАО, Салехард, России
МБДОУ №9 «Кристаллик»
E-mail: mdou 9 @edu. shd. ru
Аннотация: целью статьи является демонстрация опыта использования игр,
как эффективного средства социализации детей в условиях инклюзивного образования
детей в ДОУ.
Опыт использования игр, по нашему мнению, будет полезен коллегам различных
дошкольных учреждений, занимающихся сопровождением детей с ОВЗ.
Ключевые
слова:
инклюзия,
социализация,
игры,
дети
с
ограниченными
возможностями.
Современное
общество
признает
уникальность
каждой
личности
и
право
индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее
влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и
считали инвалидами.
Правительством РФ и руководителями исполнительных органов разрабатываются
эффективные
направления
долговременной
государственной
политики
в
области
поддержки
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
что
отражено
в
«Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы», Федеральной
целевой программе образования на 2011-2015 годы и др.
Департамент образования МО
г. Салехард, реализуя долгосрочную программу
развития муниципальной системы образования города при открытии в 2011 году нового
детского сада № 9 «Кристаллик» продолжил работу по созданию условий для комплексной
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду функционируют 2 группы общеразвивающей направленности, 9
групп комбинированной направленности для детей с заболеваниями глаз (амблиопия и
косоглазие) и организована одна группа компенсирующей направленности для детей –
инвалидов
с
умственной
отсталостью,
имеющих
нарушения
опорно-двигательного
аппарата и нарушения слуха. Впервые в городе, в детском саду создана инклюзивная
группа,
которую
посещают
дети,
как
с
сохранным
зрением,
так
и
с
нарушением
зрительного анализатора (слепые и слабовидящие).
Чтобы
ребёнок с ограниченными возможностями смог приобрести жизненный
опыт, потребность осознания собственного «Я», в системе общественных ценностей и
потребность
перспективы
будущего
детям
необходима
комплексная
помощь,
чётко
скоординированная работа всех участников взаимодействия с ребёнком.
В течение двух лет специалисты ДОУ разрабатывали и апробировали наиболее
эффективные технологии для социальной адаптации данной категории детей.
В основу
технологий легла теория Л.А. Венгера
о развитии творческих
способностей ребенка дошкольного возраста и теория Л.С. Выготского о расширении
возможности ребенка, о “зоне его ближайшего развития”. Принципиально важным для
осуществления
совместной
деятельности
детей
явилось
положение
об
общности
закономерностей развития нормального и аномального ребенка Л.С. Выготского.
Изучение теоретических положений и практического опыта позволило педагогу –
психологу и учителю-дефектологу определить направления для совместной работы по
социализации детей в условиях инклюзивного образования.
По нашему мнению, наиболее эффективной формой работы является развитие
игровой деятельности детей с ОВЗ с их здоровыми сверстниками.
Игра –
средство,
с
помощью
которого воспитанники адаптируются к
окружающему миру, учатся жить в нём.
Учитывая
психофизиологические
особенности
детей,
были
определены
следующие задачи:
- сформировать положительные эмоциональные установки по отношению к
детям ОВЗ у здоровых детей;
- развивать способности к совместным действиям, игре, общению;
- учить устанавливать социальные контакты между детьми;
- развивать индивидуальные творческие способности детей.
Занятия проводятся один раз в неделю и строятся по единой схеме:
- ведение в тему, создание положительного эмоционального настроя;
- игровая деятельность (в разных формах), где каждый ребенок имеет возможность
реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение.
Совместно разработанный план проведения игр включает следующие блоки:
1.
«Образ – Я»
2.
«Мы вместе!»
Игры
первого блока направлены
на
пробуждение у ребёнка Я – позиции,
формирование
образа
Я.
Содержание
игр
позволяет
сформировать
первоначальные
представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я в семье», «я в детском
саду»). Уточнить представления о частях собственного тела, способствует восприятию
себя в качестве самостоятельного субъекта, позволяет
испытать
гордость за свои
маленькие достижения. (Приложение №1)
Игры второго блока позволяют развивать восприятие
сверстника как объекта
взаимодействия, развивать эмпатию, умение чувствовать настроение другого, оказывать
взаимопомощь,
согласовывать
свои
действия
с
партнёром
по
общению,
гибко
использовать
в
общении
мимику,
пантомимику,
жесты,
понимать
интонацию.
(Приложение №2)
Использование специально подобранных
игр в условиях инклюзии
является
эффективным средством, с помощью которого, ребёнок адаптируется к окружающему
миру, учится жить в нём, приобретает свой первый социальный опыт.
Список литературы.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики.- М., 1983.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М., 1988.
Самоукина Н.В. Игры в которые играют.- М.,1996.
Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1999
Приложение №1
Игра «Давайте познакомимся!»
Цель: идентификация «Образа - Я»
Задачи:
создать положительный эмоциональный фон, снять напряжение;
учить ребёнка называть своё имя;
развивать навыки речевой коммуникации;
способствовать устранению речевого и поведенческого негативизма.
Ход игры:
Вариант 1.
Дети стоят в кругу, педагог начинает игру с приветствия и предлагает детям,
передавая «волшебную палочку» назвать своё имя.
Вариант 2.
Дети стоят в кругу, педагог начинает игру с приветствия и предлагает детям,
передавая «волшебную палочку» назвать своё имя и имя, стоящего рядом ребёнка.
Игра «Волшебный колокольчик!»
Цель: идентификация «Образа - Я»
Задачи:
учить ребёнка запоминать своё имя;
развивать мелкую моторику рук;
устранять недостатки в развитии слухоречевой памяти, внимания.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, взявшись за верёвку с фиксированным колокольчиком. По
команде педагога начинают перемещать верёвку в руках. Услышав сигнал педагога
«Стоп!», дети хором отвечают на вопрос: «У кого колокольчик?». В ответ, ребёнок, чьё
имя произнесли дети, звенит колокольчиком.
Приложение №2
Игра «Угадай кто?»
Цель: сплочение детского коллектива
Задачи:
учить узнавать партнёра по игре через тактильные ощущения;
развивать целостное восприятие, зрительную долговременную память;
корригировать сенсорно-двигательную координацию;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Педагог приглашает одного ребёнка в
центр и предлагает ему запомнить всех ребят - участников игры. После чего одевает ему
на глаза повязку. Затем дети, передвигаясь по кругу, считают до пяти. Ведущий
раскручивает ребёнка и подводит его к одному из детей и говорит: «Угадай кто это?»
Игра «Я хочу с тобой дружить»
Цель: установление доверительного контакта между детьми
Задачи:
учить узнавать себя по словесному описанию;
развивать слуховое восприятие, внимание;
устранять поведенческий негативизм по отношению друг к другу;
воспитывать толерантность.
Ход игры:
Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу
с тобой дружить», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком
говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее
водящим становится он.