Напоминание

"Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ"


Авторы: Крылова Татьяна Вячеславовна, Диктяренко Елена Александровна
Должность: учитель – дефектолог, педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Диктяренко Е.А.

педагог – психолог

Крылова Т.В.

учитель-дефектолог

ЯНАО, Салехард, России

МБДОУ №9 «Кристаллик»

E-mail: mdou 9 @edu. shd. ru

Аннотация: целью статьи является демонстрация опыта использования игр,

как эффективного средства социализации детей в условиях инклюзивного образования

детей в ДОУ.

Опыт использования игр, по нашему мнению, будет полезен коллегам различных

дошкольных учреждений, занимающихся сопровождением детей с ОВЗ.

Ключевые

слова:

инклюзия,

социализация,

игры,

дети

с

ограниченными

возможностями.

Современное

общество

признает

уникальность

каждой

личности

и

право

индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее

влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и

считали инвалидами.

Правительством РФ и руководителями исполнительных органов разрабатываются

эффективные

направления

долговременной

государственной

политики

в

области

поддержки

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

что

отражено

в

«Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы», Федеральной

целевой программе образования на 2011-2015 годы и др.

Департамент образования МО

г. Салехард, реализуя долгосрочную программу

развития муниципальной системы образования города при открытии в 2011 году нового

детского сада № 9 «Кристаллик» продолжил работу по созданию условий для комплексной

реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду функционируют 2 группы общеразвивающей направленности, 9

групп комбинированной направленности для детей с заболеваниями глаз (амблиопия и

косоглазие) и организована одна группа компенсирующей направленности для детей –

инвалидов

с

умственной

отсталостью,

имеющих

нарушения

опорно-двигательного

аппарата и нарушения слуха. Впервые в городе, в детском саду создана инклюзивная

группа,

которую

посещают

дети,

как

с

сохранным

зрением,

так

и

с

нарушением

зрительного анализатора (слепые и слабовидящие).

Чтобы

ребёнок с ограниченными возможностями смог приобрести жизненный

опыт, потребность осознания собственного «Я», в системе общественных ценностей и

потребность

перспективы

будущего

детям

необходима

комплексная

помощь,

чётко

скоординированная работа всех участников взаимодействия с ребёнком.

В течение двух лет специалисты ДОУ разрабатывали и апробировали наиболее

эффективные технологии для социальной адаптации данной категории детей.

В основу

технологий легла теория Л.А. Венгера

о развитии творческих

способностей ребенка дошкольного возраста и теория Л.С. Выготского о расширении

возможности ребенка, о “зоне его ближайшего развития”. Принципиально важным для

осуществления

совместной

деятельности

детей

явилось

положение

об

общности

закономерностей развития нормального и аномального ребенка Л.С. Выготского.

Изучение теоретических положений и практического опыта позволило педагогу –

психологу и учителю-дефектологу определить направления для совместной работы по

социализации детей в условиях инклюзивного образования.

По нашему мнению, наиболее эффективной формой работы является развитие

игровой деятельности детей с ОВЗ с их здоровыми сверстниками.

Игра –

средство,

с

помощью

которого воспитанники адаптируются к

окружающему миру, учатся жить в нём.

Учитывая

психофизиологические

особенности

детей,

были

определены

следующие задачи:

- сформировать положительные эмоциональные установки по отношению к

детям ОВЗ у здоровых детей;

- развивать способности к совместным действиям, игре, общению;

- учить устанавливать социальные контакты между детьми;

- развивать индивидуальные творческие способности детей.

Занятия проводятся один раз в неделю и строятся по единой схеме:

- ведение в тему, создание положительного эмоционального настроя;

- игровая деятельность (в разных формах), где каждый ребенок имеет возможность

реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение.

Совместно разработанный план проведения игр включает следующие блоки:

1.

«Образ – Я»

2.

«Мы вместе!»

Игры

первого блока направлены

на

пробуждение у ребёнка Я – позиции,

формирование

образа

Я.

Содержание

игр

позволяет

сформировать

первоначальные

представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я в семье», «я в детском

саду»). Уточнить представления о частях собственного тела, способствует восприятию

себя в качестве самостоятельного субъекта, позволяет

испытать

гордость за свои

маленькие достижения. (Приложение №1)

Игры второго блока позволяют развивать восприятие

сверстника как объекта

взаимодействия, развивать эмпатию, умение чувствовать настроение другого, оказывать

взаимопомощь,

согласовывать

свои

действия

с

партнёром

по

общению,

гибко

использовать

в

общении

мимику,

пантомимику,

жесты,

понимать

интонацию.

(Приложение №2)

Использование специально подобранных

игр в условиях инклюзии

является

эффективным средством, с помощью которого, ребёнок адаптируется к окружающему

миру, учится жить в нём, приобретает свой первый социальный опыт.

Список литературы.

Выготский Л.С. Проблемы развития психики.- М., 1983.

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М., 1988.

Самоукина Н.В. Игры в которые играют.- М.,1996.

Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1999

Приложение №1

Игра «Давайте познакомимся!»

Цель: идентификация «Образа - Я»

Задачи:

создать положительный эмоциональный фон, снять напряжение;

учить ребёнка называть своё имя;

развивать навыки речевой коммуникации;

способствовать устранению речевого и поведенческого негативизма.

Ход игры:

Вариант 1.

Дети стоят в кругу, педагог начинает игру с приветствия и предлагает детям,

передавая «волшебную палочку» назвать своё имя.

Вариант 2.

Дети стоят в кругу, педагог начинает игру с приветствия и предлагает детям,

передавая «волшебную палочку» назвать своё имя и имя, стоящего рядом ребёнка.

Игра «Волшебный колокольчик!»

Цель: идентификация «Образа - Я»

Задачи:

учить ребёнка запоминать своё имя;

развивать мелкую моторику рук;

устранять недостатки в развитии слухоречевой памяти, внимания.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, взявшись за верёвку с фиксированным колокольчиком. По

команде педагога начинают перемещать верёвку в руках. Услышав сигнал педагога

«Стоп!», дети хором отвечают на вопрос: «У кого колокольчик?». В ответ, ребёнок, чьё

имя произнесли дети, звенит колокольчиком.

Приложение №2

Игра «Угадай кто?»

Цель: сплочение детского коллектива

Задачи:

учить узнавать партнёра по игре через тактильные ощущения;

развивать целостное восприятие, зрительную долговременную память;

корригировать сенсорно-двигательную координацию;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Педагог приглашает одного ребёнка в

центр и предлагает ему запомнить всех ребят - участников игры. После чего одевает ему

на глаза повязку. Затем дети, передвигаясь по кругу, считают до пяти. Ведущий

раскручивает ребёнка и подводит его к одному из детей и говорит: «Угадай кто это?»

Игра «Я хочу с тобой дружить»

Цель: установление доверительного контакта между детьми

Задачи:

учить узнавать себя по словесному описанию;

развивать слуховое восприятие, внимание;

устранять поведенческий негативизм по отношению друг к другу;

воспитывать толерантность.

Ход игры:

Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу

с тобой дружить», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком

говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее

водящим становится он.



В раздел образования