Напоминание

"Развитие творческих способностей дошкольников через восприятие музыки"


Автор: Рублева Людмила Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ № 195
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников через восприятие музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности

ребенка,развитии эстетических чувств,художественного вкуса,творческой

активности и нравственных качеств.Основой музыкальной культуры

дошкольника является эмоциональная отзывчивость на

высокохудожественные произведения музыкального искусства.

Работая по программе О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» я пришла

к выводу,что развитие у детей эмоциональной отзывчивости ,осознанности

восприятия ведет к проявлениям предпочтении желанию слушать

музыкальные произведения,являющиеся шедеврами искусства,рождает

творческую активность.Я поставила перед собой цель:

1.Развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе

ознакомления с музыкальными произведениями.

2.Обучать навыкам музыкально-ритмических движений,развивать

звуковысотный слух и образную речь.

3.Расширять представления изобразительных возможностей в

музыке,сопоставляя образы природы.выраженные разными видами искусств.

Исходя из этого возникли следующие задачи:

1.Побуждать выражать свое музыкальное впечатление в

исполнительской,творческой деятельности(рисунке,пластике,инсценировках)

2.Систематически развивать музыкально-слуховые представления,ладовое

чувство,чувство ритма,обучая детей игре на музыкальных инструментах по

слуху.

3.Раскрывать выразительность и красоту художественного

слова,живописи,музыки.

4.Развивать музыкальное восприятие,воображение,образную речь

детей,побуждая их сочинять свою сказку,рассказанную музыкой.

Дети в процессе обучения научились чувствовать красоту музыкального

произведения и выражать свою радость от его восприятия

словами,танцем,игрой на музыкальных инструментах или изобразительном

творчеством.

Такое направление в области музыкального воспитания является

приоритетным,так как размышления и анализ способствуют развитию

логического мышления,формированию навыков самостоятельной работы.При

развитии мышления формируется зрелая личность,способная творить и

созидать.Практическая музыкальная деятельность активизирует

волю ребенка,делает процесс обучения более активным.В ходе музыкальных

занятий происходит естественное развитие речи,способность ясно излагать

свои мысли,выражать словами эмоциональное восприятие и

ощущение.Содержание программы варьирую в зависимости от конкретной

группы детей.Но обязательным условием является организация

социокультурной пространственно-предметной среды,способствующей

созданию атмосферы доброжелательности,доверия и взаимного

уважения.Только в этих условиях ребенок может раскрыться ,проявить

способности в полном объеме,выразить свои интересы,культурные

потребности,ощутить себя свободным,т.е полноценно развиваться.

В своей практике часто стала проводить интегрированные занятия.

Основной особенностью этих занятий является наличие следующих

элементов:

1.Восприятие музыки происходит как диалог с композитором,переживание

определенного эмоционального и эстетического переживания.

2.Осознание своих эмоций,связанных с музыкой означает развитие

музыкального вкуса и эстетического сознания.

3.Воплощение эстетических чувств,переживаний и фантазий в творческой

деятельности является для дошкольника как целостной натуры.

Разрабатывая методику проведения интегрированных занятий,я всегда

помню,что в основу берется интегративно-тематический подход,при котором

художественный образ рассматривается взаимосвязно.Детям предоставляется

возможность познать,как одно и то же явление отражается в разных видах

искусства,какие художественные средства использовали

композитор,художник,поэт.Такие занятие позволили дать детям не только

знания,умения,но и обобщить их,представить то или иное явление целостно.

Для проведения интегрированного занятия необходимо,чтобы была

осуществлена межпредметная связь,заданная тема изучалась в одни и теже

дни на музыкальном и других художественно-эстетических занятиях.Это

позволяет объединить двух педагогов-музыкального руководителя и

воспитателя.а также содействует развитию их творческого содружества.

Такая межпредметная связь позволяет повысить познавательную и

творческую активность детей.

Если я поставила своей целью провести цикл занятий,связанных с

ознакомлением детей с жанрами музыкального искусства (опера,балет),то

такие занятия начинаем с литературного произведения,легшего в основу

оперы или балета,а затем уже переходим к знакомству с музыкальным

произведением и историей его создания.Затем,как показала практика,дети

воплощают свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной

творческой деятельности.Это могут быть творческие задания или

разыгрывание музыкальных спектаклей.Как правило,после проведения

интегрированных занятий,дети легко импровизируют на заданную тему.

Коллективная деятельность способствует становлению и развитию

коммуникативной культуры ребенка

Как известно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе

различных видов музыкальной деятельности.Но восприятие является

ведущим видом.Понимая проблему развития музыкального восприятия в

таком широком плане,я на протяжении всего занятия побуждаю детей

прислушиваться к звучащей музыке.Только тогда,когда музыка перестает

быть звуковым фоном ,когда постоянно меняющийся характер

,настроения,выраженные в ней,дети будут чувствовать и осознавать,выражать

в своей исполнительской и творческой деятельности,приобретенные навыки

и умения, пойдут на пользу музыкальному развитию.Это будет

способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей-

развитию эмоциональной отзывчивости на музыку,развитию интереса и

любви к ней.

Слушание музыки на занятиях проводила,опираясь на 3 взаимосвязанные

между собой темы:

1.Какие чувства передает музыка

2.О чем рассказывет музыка

3.Как рассказывает музыка

Эта последовательность может быть использована как схема беседы о

музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий от

настроений,чувст,выраженных в музыке,к различению изобразительных

моментов,средств выразительности,с помощью которых создан данный

музыкальный образ.

Б.М.Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» пишет:

«Что в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки

являются чувства,эмоции,настроения»,поэтому очень важно начинать беседу

с главного-определения эмоционально-образного содержания музыки.

В своей работе я опиралась на то,чтобы восприятие музыки становилось

более дифференцированным.При повторном слушании произведения дети

выделяли выразительные средства,с помощью которых создан музыкальный

образ.

Однако их высказывания о характере музыкального

произведения,чувствах,настроениях,выраженных в нем,не отличались

разнообразием.Часто встречалось деление музыки на веселую и грустную.

Работая с детьми я пришла к выводу:надо создать словарь,характеризующий

эмоционально-образное содержание музыки.

Для развития музыкального восприятия использовала и такие приемы,как

прослушивание музыкальных дисков, аудиокассет,особенно эффективно ее

применение в сравнении с «живой» музыкой.На своих занятиях часто

объединяла различные виды искусств(музыка,поэзия,живопись).

Прослушав то или иное произведение, дети начинали

импровизировать,выполнять танцевальные движения,играть роли.

Успех музыкально-эстетического воспитания во многом зависит от

постановки воспитания в семье.Именно в семье,в ее традициях,кроются

истоки музыкального дарования ребенка,которые еще не пробудилсь,но ждут

чуткого,своевременного прикосновения к ним.В семье завершается процесс

закрепления приобретенного в детском саду. И очень важно,чтобы родители

знали,как можно закрепить полученные знания и навыки в домашней

обстановке.Поэтому в своей работе я планирую беседы,консультации с

родителями,приграшаем их на все мероприятия,проводимые в детском саду,а

так же использую нетрадиционные формы работы с родителям

Работая по программе Т.Н.Дороновой «Радуга», используя в своей работе

дополнительную парциальную программу О.П.Радыновой

«Музыкальные шедевры», пришла к выводу,что развитие у детей

эмоциональной отзывчивости,осознанности восприятия ведет к

предпочтению желаний слушать музыкальные произведения , являющиеся

шедеврами искусства,рождая творческую активность.Кроме того,решила

использовать литературу и методические разработки О.П.Радыновой

«Музыкальное развитие детей», «Музыкальное воспитание дошкольников»,

«Слушаем музыку» ;Д.Б.Кабалевского «Про трех китов и многое другое»,

«Как рассказывать детям о музыке» ;Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие

ребенка»;Н.А.Метлова «Психология музыкальных способностей»;

Н.Ф.Сорокиной «Театр-творчество-дети»;Н.Б.Улашенко «Музыка» .

Изучив программу «Радуга»и программу «Музыкальные шедевры»

я поставила цель:

1.Развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе

ознакомления с произведениями с помощью различных видов музыкальной

деятельности.

2.Обучать вокально-хоровым навыкам и умениям,побуждать к

творчеству,систематически развивать звуковысотный слух,применяя

музыкально-дидактические игры и пособия.

Задачи:

1.Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной

культуры,народной музыки,формировать богатство впечатлений.

2.Вызывать сопереживание музыке,проявлять музыкальную

отзывчивость,воспитывать эстетические чувства.

3.Развивать музыкальное мышление и творческие воображения

Дети в процессе обучения научились чувствовать красоту музыкального

произведения и выражать свою радость его восприятия

словами,танцем,игрой на музыкальных инструментах или изобразительным

творчеством.Такое направление в области музыкального воспитания

является приоритетным,так как размышления и анализ способствуют

развитию логического мышления,формированию навыков самостоятельной

работы

музыкальный руководитель

МКДОУ № 195 город Киров



В раздел образования