Автор: Рублева Людмила Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ № 195
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников через восприятие музыки"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности
ребенка,развитии эстетических чувств,художественного вкуса,творческой
активности и нравственных качеств.Основой музыкальной культуры
дошкольника является эмоциональная отзывчивость на
высокохудожественные произведения музыкального искусства.
Работая по программе О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» я пришла
к выводу,что развитие у детей эмоциональной отзывчивости ,осознанности
восприятия ведет к проявлениям предпочтении желанию слушать
музыкальные произведения,являющиеся шедеврами искусства,рождает
творческую активность.Я поставила перед собой цель:
1.Развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе
ознакомления с музыкальными произведениями.
2.Обучать навыкам музыкально-ритмических движений,развивать
звуковысотный слух и образную речь.
3.Расширять представления изобразительных возможностей в
музыке,сопоставляя образы природы.выраженные разными видами искусств.
Исходя из этого возникли следующие задачи:
1.Побуждать выражать свое музыкальное впечатление в
исполнительской,творческой деятельности(рисунке,пластике,инсценировках)
2.Систематически развивать музыкально-слуховые представления,ладовое
чувство,чувство ритма,обучая детей игре на музыкальных инструментах по
слуху.
3.Раскрывать выразительность и красоту художественного
слова,живописи,музыки.
4.Развивать музыкальное восприятие,воображение,образную речь
детей,побуждая их сочинять свою сказку,рассказанную музыкой.
Дети в процессе обучения научились чувствовать красоту музыкального
произведения и выражать свою радость от его восприятия
словами,танцем,игрой на музыкальных инструментах или изобразительном
творчеством.
Такое направление в области музыкального воспитания является
приоритетным,так как размышления и анализ способствуют развитию
логического мышления,формированию навыков самостоятельной работы.При
развитии мышления формируется зрелая личность,способная творить и
созидать.Практическая музыкальная деятельность активизирует
волю ребенка,делает процесс обучения более активным.В ходе музыкальных
занятий происходит естественное развитие речи,способность ясно излагать
свои мысли,выражать словами эмоциональное восприятие и
ощущение.Содержание программы варьирую в зависимости от конкретной
группы детей.Но обязательным условием является организация
социокультурной пространственно-предметной среды,способствующей
созданию атмосферы доброжелательности,доверия и взаимного
уважения.Только в этих условиях ребенок может раскрыться ,проявить
способности в полном объеме,выразить свои интересы,культурные
потребности,ощутить себя свободным,т.е полноценно развиваться.
В своей практике часто стала проводить интегрированные занятия.
Основной особенностью этих занятий является наличие следующих
элементов:
1.Восприятие музыки происходит как диалог с композитором,переживание
определенного эмоционального и эстетического переживания.
2.Осознание своих эмоций,связанных с музыкой означает развитие
музыкального вкуса и эстетического сознания.
3.Воплощение эстетических чувств,переживаний и фантазий в творческой
деятельности является для дошкольника как целостной натуры.
Разрабатывая методику проведения интегрированных занятий,я всегда
помню,что в основу берется интегративно-тематический подход,при котором
художественный образ рассматривается взаимосвязно.Детям предоставляется
возможность познать,как одно и то же явление отражается в разных видах
искусства,какие художественные средства использовали
композитор,художник,поэт.Такие занятие позволили дать детям не только
знания,умения,но и обобщить их,представить то или иное явление целостно.
Для проведения интегрированного занятия необходимо,чтобы была
осуществлена межпредметная связь,заданная тема изучалась в одни и теже
дни на музыкальном и других художественно-эстетических занятиях.Это
позволяет объединить двух педагогов-музыкального руководителя и
воспитателя.а также содействует развитию их творческого содружества.
Такая межпредметная связь позволяет повысить познавательную и
творческую активность детей.
Если я поставила своей целью провести цикл занятий,связанных с
ознакомлением детей с жанрами музыкального искусства (опера,балет),то
такие занятия начинаем с литературного произведения,легшего в основу
оперы или балета,а затем уже переходим к знакомству с музыкальным
произведением и историей его создания.Затем,как показала практика,дети
воплощают свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной
творческой деятельности.Это могут быть творческие задания или
разыгрывание музыкальных спектаклей.Как правило,после проведения
интегрированных занятий,дети легко импровизируют на заданную тему.
Коллективная деятельность способствует становлению и развитию
коммуникативной культуры ребенка
Как известно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе
различных видов музыкальной деятельности.Но восприятие является
ведущим видом.Понимая проблему развития музыкального восприятия в
таком широком плане,я на протяжении всего занятия побуждаю детей
прислушиваться к звучащей музыке.Только тогда,когда музыка перестает
быть звуковым фоном ,когда постоянно меняющийся характер
,настроения,выраженные в ней,дети будут чувствовать и осознавать,выражать
в своей исполнительской и творческой деятельности,приобретенные навыки
и умения, пойдут на пользу музыкальному развитию.Это будет
способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей-
развитию эмоциональной отзывчивости на музыку,развитию интереса и
любви к ней.
Слушание музыки на занятиях проводила,опираясь на 3 взаимосвязанные
между собой темы:
1.Какие чувства передает музыка
2.О чем рассказывет музыка
3.Как рассказывает музыка
Эта последовательность может быть использована как схема беседы о
музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий от
настроений,чувст,выраженных в музыке,к различению изобразительных
моментов,средств выразительности,с помощью которых создан данный
музыкальный образ.
Б.М.Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» пишет:
«Что в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки
являются чувства,эмоции,настроения»,поэтому очень важно начинать беседу
с главного-определения эмоционально-образного содержания музыки.
В своей работе я опиралась на то,чтобы восприятие музыки становилось
более дифференцированным.При повторном слушании произведения дети
выделяли выразительные средства,с помощью которых создан музыкальный
образ.
Однако их высказывания о характере музыкального
произведения,чувствах,настроениях,выраженных в нем,не отличались
разнообразием.Часто встречалось деление музыки на веселую и грустную.
Работая с детьми я пришла к выводу:надо создать словарь,характеризующий
эмоционально-образное содержание музыки.
Для развития музыкального восприятия использовала и такие приемы,как
прослушивание музыкальных дисков, аудиокассет,особенно эффективно ее
применение в сравнении с «живой» музыкой.На своих занятиях часто
объединяла различные виды искусств(музыка,поэзия,живопись).
Прослушав то или иное произведение, дети начинали
импровизировать,выполнять танцевальные движения,играть роли.
Успех музыкально-эстетического воспитания во многом зависит от
постановки воспитания в семье.Именно в семье,в ее традициях,кроются
истоки музыкального дарования ребенка,которые еще не пробудилсь,но ждут
чуткого,своевременного прикосновения к ним.В семье завершается процесс
закрепления приобретенного в детском саду. И очень важно,чтобы родители
знали,как можно закрепить полученные знания и навыки в домашней
обстановке.Поэтому в своей работе я планирую беседы,консультации с
родителями,приграшаем их на все мероприятия,проводимые в детском саду,а
так же использую нетрадиционные формы работы с родителям
Работая по программе Т.Н.Дороновой «Радуга», используя в своей работе
дополнительную парциальную программу О.П.Радыновой
«Музыкальные шедевры», пришла к выводу,что развитие у детей
эмоциональной отзывчивости,осознанности восприятия ведет к
предпочтению желаний слушать музыкальные произведения , являющиеся
шедеврами искусства,рождая творческую активность.Кроме того,решила
использовать литературу и методические разработки О.П.Радыновой
«Музыкальное развитие детей», «Музыкальное воспитание дошкольников»,
«Слушаем музыку» ;Д.Б.Кабалевского «Про трех китов и многое другое»,
«Как рассказывать детям о музыке» ;Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие
ребенка»;Н.А.Метлова «Психология музыкальных способностей»;
Н.Ф.Сорокиной «Театр-творчество-дети»;Н.Б.Улашенко «Музыка» .
Изучив программу «Радуга»и программу «Музыкальные шедевры»
я поставила цель:
1.Развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе
ознакомления с произведениями с помощью различных видов музыкальной
деятельности.
2.Обучать вокально-хоровым навыкам и умениям,побуждать к
творчеству,систематически развивать звуковысотный слух,применяя
музыкально-дидактические игры и пособия.
Задачи:
1.Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной
культуры,народной музыки,формировать богатство впечатлений.
2.Вызывать сопереживание музыке,проявлять музыкальную
отзывчивость,воспитывать эстетические чувства.
3.Развивать музыкальное мышление и творческие воображения
Дети в процессе обучения научились чувствовать красоту музыкального
произведения и выражать свою радость его восприятия
словами,танцем,игрой на музыкальных инструментах или изобразительным
творчеством.Такое направление в области музыкального воспитания
является приоритетным,так как размышления и анализ способствуют
развитию логического мышления,формированию навыков самостоятельной
работы
музыкальный руководитель
МКДОУ № 195 город Киров