Автор: Пашковская Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Партизанск, Приморского края.
Наименование материала: Эссе
Тема: "Учитель 21 века"
Раздел: начальное образование
«Учитель 21 века ».
Как
бы
не
укреплялась
материально
современная
школа,
какие
бы
новые
образовательные технологии
и инновации не приходили в школу, по-прежнему ведущей
фигурой в школе остается учитель. Именно от его таланта, умения найти дорогу к сердцу
ребенка зависит успех обучения. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование
личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, я
убеждена, что она формируется личностью самого учителя.
В современном мире кардинально изменились требования к личности выпускника школы. В
связи с этим другой становится роль учителя в образовании, и, конечно, меняются требования
к современному учителю. Ведь известно, что школьное образование должно обеспечить
подготовку образованных людей, способных не потеряться в современном мире, готовых к
постоянному
профессиональному
росту
и
профессиональной
мобильности
в
условиях
информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
Новая
школа…
Так
какой
я
хочу
видеть
современную
школу?
Это
школа,
где
ребенок
чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от
полученных отметок. Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру,
которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. Вместе с тем
современная школа должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности
каждого ученика, а создавать условия для их проявления и развития. Главное - не столько
дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию,
перерабатывать, хранить и представлять ее.
Современная школа — это дом, в котором
сформировано
единое
образовательно-воспитательное
пространство,
где
взаимодействуют
учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся
равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Новая
школа
-
это
новые
учителя,
открытые
ко
всему
новому,
понимающие
детскую
психологию
и
о собенно сти
развития
школьников,
хорошо
знающие
с в о й
предмет. Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными
знаниями и умениями.
Новый учитель… А какой же он Учитель нового столетия, 21 века? Нашей педагогике
нужна
новая
вдохновляющая
идея
–
идея
творческого
саморазвития
образовательно-
воспитательных
систем,
ориентированных
на
непрерывное
творческое
саморазвитие
и
учителя, и учащихся.
Творческая личность – это творчески саморазвивающаяся личность. Такой личностью и
должен быть современный учитель. Чтобы современный учитель стал носителем духовности,
культуры и творчества, необходимо сместить усилия школы, учителя, ученика и предметного
знания к антропологическому знанию, направленному на самообучение, самовоспитание,
саморазвитие личности.
Учителем
должен
быть
живой
человек,
обладающий
душой,
то
есть
детей
надо
воспринимать как личность с их достоинствами и недостатками, должен понимать ученика,
уважать его мнение, уметь слушать и слышать.
Немаловажно, чтобы учитель умел заинтересовать учащихся своим предметом. Хорошо его
знал,
хорошо
преподавал,
был
общительным,
искренним,
открытым,
тактичным,
умел
сдерживать свои эмоции, обладал чувством юмора, иронией.
Главная задача учителя – не допускать каких-либо происшествий и отклонений от
официально
принятых
мнений.
Нужен
личностный
подход,
а
это
не
просто
учет
индивидуальных
особенностей
учащихся,
отличающих
их
друг
от
друга.
Это
последовательное,
всегда
и
во
всем,
отношение
к
ученику
как
к
личности,
как
к
ответственному самосознательному субъекту деятельности.
Учитель, как и много лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким,
интеллигентным, хорошим психологом. В век информации, телевидения, компьютеризации,
Интернета к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования.
Цель учителя: не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный
путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Настоящий учитель, учитель от Бога, никогда не самый яркий. Он вообще не должен
быть ярким, так как он только передает через себя послание ученику. А послание это – не
только сумма знаний, а отношение к миру, к людям, к стране, к жизни в коллективе.
Для школьной системы хороший учитель – это человек, который может влиться в
педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, будет смиренно заполнять все
документы,
участвовать
в
необходимых
собраниях,
проходить
все
курсы
повышения
квалификации.
У
которого
в
классе
не
будет
громких
происшествий,
а
дети
будут
с
удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него. В идеале, этот учитель
замечает нескольких учеников, которые могут глубоко освоить предмет, и тренирует их для
участия и хороших результатов в предметных олимпиадах.
В идеале учитель пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе собеседника. У
него
приоритеты
расположены
в
такой
последовательности:
сначала
мотивация,
то
есть
сформировать у ребенка желание учиться; потом – средства, техническая часть, то есть учим.
При этом учитель всегда отследит, когда та или иная ступень мотивации уже сформировалась,
и надо открывать ребенку новые горизонты.
Новый учитель никогда не поставит перед ребенком ложных целей, но даст то, что нужно
ему в его возрасте, а потом – устранится, чтобы человек шел дальше, находя новые горизонты
и новых учителей.
«Будущее человечество», - так называл детей один из героев Достоевского. И каким будет
это будущее, во многом зависит от нашей разумной любви к детям, основанной на понимании.
Каждый из нас с теплотой и любовью проносит через всю жизнь воспоминания о первом
учителе,
о
любимых
педагогах
и
воспитателях,
ведь
своим
талантом
и
мастерством,
стремлением «сеять разумное, доброе, вечное» учитель зажигает сердца своих воспитанников,
готовит их к жизни.
Главное, новая школа, новый учитель должны правильно организовать учебный процесс по
формированию конкурентно- способных знаний у учащихся.