Напоминание

«Развитие мышления детей раннего и дошкольного возраста»


Автор: Бочкарёва Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №16 «Снежинка»
Населённый пункт: город Радужный ХМАО–Югра
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие мышления детей раннего и дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бочкарёва Елена Александровна

Воспитатель

МАДОУ ДС № 16 «Снежинка

«Развитие мышления детей раннего и дошкольного возраста»

« Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть

и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять»

Джордано Бруно

Дошкольное детство

– это

период

интеллектуального

развития

всех

психических

процессов,

которые

обеспечивают

ребенку

возможность

ознакомления

с

окружающей

действительностью. Одним из таких процессов является мышление.

Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и

обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и

предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и

ощущений.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и

обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью,

научается

самостоятельно

решать

сначала

простые,

затем

и

сложные

задачи,

а

также

понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. И

так, какие же виды мышления формируются в раннем и дошкольном возрасте ребёнка?

Виды мышления в раннем и дошкольном возрасте:

1.

Наглядно - действенное мышление – формируется с рождения до 1,5 лет, является

ведущим до 3 - 4лет.

2.

Предметно – действенное мышление – формируется с 1,5 до 3 лет, является ведущим

до 4 лет.

3.

Наглядно-образное мышление – формируется с 3 - 4 лет, ведущее до 6 -6,5 лет.

4.

Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 - 6 лет, становится ведущим с 7 -

8 лет и остается ведущим мышлением у большинства взрослых людей.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с

осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса.

Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как:

анализ

синтез

сравнение

замещение

обобщение

классификация

умозаключение

систематизация

Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон,

действий, отношений (Дерево – листья, ветки, ствол, корень).

Синтез -

мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое (крыльцо,

дверь, стены, окна, крыша – Дом)

Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-

либо признаками (Карандаш и ручка, чайник и тарелка, девочка и кукла).

Замещение - действие которое выполняется без предмета или с предметом, который этому

действию не соответствует (Кубик вместо утюга, карандаш вместо термометра, открытка

вместо одеяла для игрушки).

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным

свойствам (снеговик, мороженное и лёд; забор, книга и стол; молоко, облака и снег).

Классификация - это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс

имеют своё место (кот, собака и лошадь; вечер, ночь и утро; щука, окунь и карась).

Умозаключение – из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода

можно получить заключение (Игра «Хорошее и плохое» снегопад, отдых на пляже; игра

«Правильно или нет?» (Ветер дует, потому что деревья качаются. Сколько цыплят вывел

петух, если он снёс пять яиц? ).

Систематизация -

процесс выявления закономерности в создании определённой системы, а

также определённое место предмета или явления в этой системе (цыплёнок, курица и яйцо;

бумага, дерево и книга).

Развитие мышления детей раннего возраста

В раннем детстве развитие мышления ребенка неразрывно связано с восприятием и

протекает в предметно – действенной

деятельности. Формирование интеллектуальных

операций в раннем детстве, как подчёркивал Д.Б.Эльконин, главным образом происходит при

овладении орудийными действиями, поскольку:

во-первых, они более определённы и постоянны, в отличие от других действий и,

следовательно, легче выделяются и фиксируются.

во – вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которые

направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия

для ориентировки ребёнка на эту связь.

Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков:

цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства

и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша и, находя в предметах

общее, он испытывает радость. На 2-3 году жизни у ребёнка складываются первые общие

представления о форме, цвете и величине.

В мышление ребёнка достаточно рано включается речь. На втором году жизни взрослый не

только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребёнка результат

действия,

ставит

перед

малышом

проблемы.

У

малыша

возникают

первые

вопросы,

направленные на установление скрытых связей и отношений, когда ребёнок сталкивается с

какими-то трудностями: почему машина не едет (сломалось колесо), почему карандаши

рассыпаются (коробка прохудилась).

Взрослый учит ребенка не только употреблять предметы правильно, в соответствии с

культурно-фиксированными

функциями,

но

и

выделять,

закреплять

в

речи

результат

действия. Взрослый формулирует вопрос еще задолго до того, как слово самого ребенка

начнет включаться в мыслительный процесс. Именно речь взрослого руководит мышлением

ребенка

в

раннем

детстве,

придает

ему

обобщенность,

целенаправленность,

некоторую

организованность,

планируемость

и

критичность.

Развитие

и

организация

восприятия

ребенка приводит к формированию у него первых мыслительных операций – замещения и

сравнения. Необходимо предоставить малышу самостоятельность, чтобы он мог активно

действовать с объектами. Взрослый учит ребенка видеть и формулировать в речи проблему –

ставить вопрос, а также отражать в ней результаты познания, хотя малыш решает еще не

собственно интеллектуальные, а лишь практические задачи.

На

основе

наглядно-действенной

формы

мышления

в

раннем

детстве

начинает

складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым

обобщениям,

основанным

на

опыте

их

практической

предметной

деятельности

и

закрепляющимся в слове.

Таким образом, к концу раннего детства:

-мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;

-освоение

предметных

действий

подводит

ребёнка

к

самостоятельному

становлению

некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;

-ребёнок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то

есть с помощью наглядно-действенного мышления;

-включение

речи

в

процесс

решения

малышом

мыслительной

задачи

организует

его,

придавая целенаправленность;

ребёнка

появляются

первые

мыслительные

операции:

сравнение

и

обобщение,

формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных действий;

-представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного

мышления у дошкольника.

Развитие мышления в дошкольном возрасте

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на

представления. Ребёнок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но

что он знает по своему прошлому опыту. Изменения в мышлении дошкольника, прежде

всего, связаны с тем, что устанавливаются всё более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Такие взаимосвязи приводят:

во-первых, к появлению развёрнутого мыслительного процесса – рассуждения,

во-вторых,

к

перестройке

взаимоотношений

практической

и

умственной

деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию,

в-третьих; к бурному развитию мыслительных операций.

У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер. Он строит собственные

теории, рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая. В конце дошкольного возраста у ребёнка

складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. Формирования у ребёнка

качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций.

Рассмотрим подробно указанные изменения.

Мышление детей 3-4 лет

Младшие дошкольники могут выполнять только маленькие конкретные задания, выполняя

их практически. Детям необходимо показывать выполнение задания, называть действия.

Взрослый ставит задачу и помогает установить связи между предметами, действиями и

событиями. Постепенно детей накапливается определённый опыт о зависимостях.

В основе развития наглядно-действенного мышления является овладение ребёнком

действий замещения. Первоначально замещение возникает в игре, позднее не только одни

предметы начинают заменять другие, но и сам ребёнок берёт на себя роль. Необходимо

специально обращать внимание детей на возможность превращения» предмета. Близким к

игровому замещению является замещение персонажей сказки, кружками разных цветов и

размеров.

Совершенствование

действий

замещения

должно

идти

как

в

направлении

овладении

широтой

использования

заместителей,

так

и

в

направлении

постепенного

усвоения их условного значения, перехода от предметов - заместителей к знакам. На основе

наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образное мышление.

Ребёнок может решать наглядно-образным путём только ограниченный круг простейших

задач. Задачи более сложные не решаются вовсе, либо решаются в наглядно - действенном

плане.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире

используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач

выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Усложняется игровая деятельность, формируются продуктивные виды деятельности, в

процессе

которых

развивается

наглядно-образное

мышление.

Ребёнок

начинает

решать

большинство задач без выполнения практических действий, манипулируя образами в уме.

Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей, усвоение

которых

происходит

в

решении

мыслительных

задач.

Основу

развития

мышления

составляют

формирование

и

совершенствование

мыслительных

действий.

Овладение

мыслительными действиями происходит по общему закону усвоения и интериоризации

внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и

как происходит их интериоризация, происходит действие с образами, либо действие со

знаками.

Начинает формироваться логическое мышление на основе наглядно - образного в

использовании

замещения.

В

основе

развития

наглядно-образного

мышления

является

использование

моделей.

Разновидности

моделей,

с

которыми

могут

первоначально

знакомиться дети, это простейший схематический чертёж конструкции, план помещения,

модель перемещения и размещения персонажей сказки. Наглядное моделирование начинает

происходить в разных видах деятельности: сделанный из строительного материала домик -

объёмная модель реального здания, доктор лечит больного-модель взаимоотношения врача и

пациента.

Для развития мышления необходимо помочь детям понять связь между моделями и

представленными

в

них

объектами,

умение

учитывать

эту

связь

и

использовать

её

в

собственных действиях.

Мышление детей 4-5 лет постепенно переходят к решению задач с косвенным результатом

при помощи наглядно - образного мышления. Его совершенствование зависит от развитости

у

ребёнка

воображения.

Решение

задач

с

косвенным

результатом

в

уме

является

установление

связей

и

отношений,

которые

существенны

для

решения

задачи,

т.е.

обеспечивают отвлечение и обобщение. Такими средствами становятся наглядные модели.

Благодаря знаковой функции дети улавливают связь между создаваемыми наглядными

моделями и теми явлениями действительности, которые эти модели изображают. Отработку

действий

по

построению

моделей

и

их

применению,

нужно

начать

с

моделирования

простейших отношений (простейший схематический чертёж конструкции, план помещения,

модель размещения и перемещения персонажей сказки). К концу среднего дошкольного

возраста дети могут уже осознанно пользоваться наглядными моделями для обозначения

качеств, характерных не для одного предмета, а для целой группы.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире

используется детьми для усвоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач,

выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Мышление детей 5 -

7

лет

Наряду с бурным развитием наглядно - образного мышления происходит начало активного

формирования словесно - логическое мышления путём использования речи как средства

постановки и решения интеллектуальных задач. К наглядно - действенному мышлению

старшие дошкольники обращаются только в том случае, если задачу невозможно решить без

действенных проб, причём эти пробы приобретают планомерный характер.

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления,

позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен

усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания и существенные признаки

предметов

и

явлений

действительности,

закреплённые

в

словах.

В

контексте

внеситуативно

-

познавательного

общения

со

взрослым

возникает

особого

рода

«теоретическая»

деятельность.

Появляются

многочисленные

детские

вопросы,

касающиеся

разнообразных

сфер

действительности.

Отношение

взрослого

к

детским

вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них,

необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или

самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде.

Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить

возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления,

пытливость ума. Достоверность, определенность и немногословность ответов, но в то же

время

их

исчерпывающий

характер,

подтвержденный

примерами

и

наблюдениями,

способствует дальнейшему развитию любознательности у дошкольников.

Для

развития

словесно

-

логического

мышления

необходимо,

прежде

всего

организовывать особые внешние ориентировочные действия детей с изучаемым материалом.

Ребёнок, таким образом, при помощи собственных действий выделяет в предметах или их

отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Его

необходимо

научить

правильно,

применять

такое

средство

и

фиксировать

результат.

В

рассуждениях его уже не сбивает изменение внешнего вида предметов, знание оказывается

сильнее непосредственного впечатления.

Равнодушное отношение к вопросам снижает познавательную активность дошкольника.

Следует не только внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам,

но и побуждать ребят спрашивать.

Необходимо

научить

ребенка

сравнивать,

обобщать,

анализировать,

организуя

наблюдения, экспериментирование, ознакомление с художественной литературой. Когда

дошкольника побуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе,

социальной

жизни,

то

рассуждение

превращается

в

способ

познания

и

решения

интеллектуальных

задач.

И

тут

взрослому

важно

проявить

терпимость

и

понимание

необычных объяснений, которые дает дошкольник, всячески поддерживая его стремление

проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи,

узнать скрытые свойства. Подчеркнем, что развитие связной речи у ребенка способствует

развитию его мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер. Если не

научить ребенка устанавливать взаимосвязи, то он долго будет находиться на уровне

чувственно

воспринимаемых

фактов.

Для

этого

используются

средства

для

развития

мышления.

Средства развивающие мышление:

Стихотворные

тексты

направленные

на

развитие

операций

обобщения,

классификации и конкретизации.

Занятия, игры и упражнение направленные на развитие операций (анализ, синтез,

сравнение, замещение и т.д.)

Загадки.

Задачи – шутки.

Игры-головоломки.

Игры с счетными палочками.

Разгадывание ребусов.

Исправление «Неправильных» сказок.

Сказки с символами.

Не только овладение способами мышления, но и усвоение системы знаний позволяет

дошкольнику

более

эффективно

решать

интеллектуальные

проблемы.

Механическое

запоминание разнообразной информации, отрывочной и хаотичной, копирование взрослых

рассуждений ничего не дает для развития мышления дошкольника.

В.А.Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний т.к. под лавиной

знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед

ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл

перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Рекомендации для педагогов по развитию мышления дошкольников.

1. Для формирования наглядно-образного мышления используйте следующие игры:

«Ну-ка

отгадай!»,

«Картинки-загадки»,

«Парные

картинки»,

«Определим

игрушку»,

«Лишняя игрушка» и др.

2. Стимулируйте и направляйте ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных операций

(анализа, синтеза, сравнения и др.) дает возможность понять сущность предметов и явлений.

3. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.

4.

Для

формирования

логического

мышления

можно

использовать

следующие

игры:

«Составление

предложений»,

«Поиск

общего»,

«Исключение

лишнего

слова»,

«Поиск

аналогов», «Поиск «противоположных» предметов» и др.

5. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления,

обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:

- выделять существенные признаки предмета, явления;

- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;

- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета,

явления под общую категорию.

6. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно

ставить вопросы и находить ответы на них.

7. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

-

ребёнок

решает

мыслительные

задачи

в

представлении,

мышление

становится

внеситуативным:

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных

задач, возникает понимание причинности явлений;

-

детские

вопросы

выступают

показателем

развития

любознательности

и

говорят

о

проблемности мышления ребёнка;

-

появляется

иное

соотношение

умственной

и

практической

деятельности,

когда

практические

действия

возникают

на

основе

предварительного

рассуждения,

возрастает

планомерность мышления;

- ребёнок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более

сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

-

экспериментирование

возникает

как

способ,

помогающий

понять

скрытые

связи

и

отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

-

складываются

предпосылки

таких

качеств

ума,

как

самостоятельность,

гибкость,

пытливость.

Развитие мышления ребёнка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой

каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С возникновением новых форм

мышления

старые

формы

не

только

не

исчезают,

а

сохраняются

и

развиваются.

Так,

наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, у школьников приобретает

новое содержание, находя, в частности, своё выражение в решении всё усложняющихся

конструктивно-технических задач.



В раздел образования