Напоминание

«Использование сказки при подготовке детей к школе»


Автор: Айгишева Светлана Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ №132
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование сказки при подготовке детей к школе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование сказки при подготовке детей к школе»

В настоящее время издается большое количество теоретической и методической

литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого

вопроса из года в год только возрастает.

В

недавнем

прошлом

при

подготовке

детей

к

обучению

в

школе

многие

практические

психологи

применяли

тетради,

в

которых

дошкольникам

предлагалось

выполнить задания на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания,

а также упражнения на развитие сенсомоторной координации. Подобные пособия и

методики

были

рассчитаны

преимущественно

на

решение

педагогических,

а

не

психологических задач.

Но готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей

дошкольника (умений читать и писать). Не менее важна мотивация. Когда ребенок готов

принять

на

себя

"роль

ученика",

у

него

появляется

желание

учиться,

а

игровая

деятельность естественным образом уступает место учебной.

Большое

значение

имеет

эмоционально-личностный

показатель,

когда

ребенок

волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования

педагога и слушать его на протяжении всего урока. Особую роль играет адекватное

общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные

моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.

Уровень познавательного развития также является одним из компонентов готовности

к обучению в школе: ребенок владеет определенным запасом знаний об окружающем

мире, проявляет интерес к знаниям, способен понять связи между явлениями, без особых

затруднений списать задание с доски или записать под диктовку учителя.

Одним из компонентов занятий с детьми по подготовке их к школе является игра как

ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Детям, которые не научились в игре добровольно подчинять свои действия правилу,

будет в дальнейшем трудно сознательно подчиняться требованиям учителя.

Несмотря на внешнее стремление многих детей скорее пойти в школу внутренне они

чаще всего бывают не готовы к новому этапу в своей жизни. Поступление в первый класс

нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Справиться с возникающими

психологическими

проблемами

дошкольникам

поможет

сказка.

Погружаясь

в

мир

сказочных

образов,

дети

будут

чувствовать

себя

спокойнее,

научаться

преодолевать

трудности, не бояться ошибок. Главное – грамотно и вовремя использовать методику

включения сказок в воспитательно-образовательный процесс.

Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им

на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое

плохо", дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой

поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и

плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных

нравоучений. Слушая сказки, ребенок может мечтать, думать, развиваться. Обратите

внимание на "лесные сказки" М. А. Панфиловой, которые раскрывают пять основных тем

для будущих первоклассников:

• сказки для адаптации к школе - дети знакомятся со школьными атрибутами,

обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке: "Создание "Лесной

школы"", "Букет для учителя", "Смешные страхи", "Игры в школе", "Школьные правила";

• сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно

обращаться

со

школьными

атрибутами,

учат

аккуратности

и

самостоятельности:

"Собирание

портфеля",

"Белочкин

сон",

"Госпожа

Аккуратность",

"Жадность",

"Волшебное яблоко (воровство) ", "Подарки в день рождения";

сказки

об

отношении

учеников

к

урокам

и

знаниям,

раскрывающие

понятие

зависимости

оценки

от

количества

затраченного

труда

или

усвоенного

материала,

важности

адекватного

отношения

к

результатам:

"Домашнее

задание",

"Школьные

оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказки";

• сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на

помощь

другу,

соблюдать

режим:

"Режим.

Телевизор",

"Бабушкин

помощник",

"Прививка", "Больной друг";

сказки

о

школьных

конфликтах,

помогающие

корректировать

агрес-сивное

поведение: "Ябеда", "Шапка -невидимка (демонстративное по-ведение) ", "Задача для

лисенка (ложь) ", "Спорщик", "Обида", "Хвосты (межгрупповые конфликты) ", "Драки",

"Грубые слова", "Дружная страна (межполовые конфликты) ", "Гордость школы".

Сказки,

в

которых

анализируются

поступки

героев,

способствуют

воспитанию

нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятий каждому ребенку дается

возможность высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Сопереживая им,

воспитанники обращаются к своим чувствам.

По сюжету сказок каждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то

помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор,

полагаясь на самого себя, т. е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия,

может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха.

Когда дети "пропускают" свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им

легче осознавать их причины.

Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:

• О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли

применить эти знания в нашей жизни? – т. е. проговаривается основная тема сказки, где

есть общие ответы на общие вопросы.

• Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им)

это нужно было? – выясняются мотивы поступков.

• Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения

он

выбирает

пассивный

или

активный?

вырабатываются

способы

преодоления

трудностей с использованием их в реальной жизни.

• Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость,

печаль, сострадание? – определяется эмоциональная направленность по отношению к

окружающему миру и к самому себе.

• Какие чувства вызывает прочитанная сказка? – активизируется чувства самих

детей.

Представленный

опыт

работы

дает

положительные

результаты.

Так,

школьные

психологи

отмечают,

что

воспитанники

детского

сада,

в

работе

с

которыми

в

ходе

подготовки к обучению в школе использовались сказки, успешно адаптируются к новым

условиям. Они более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать

правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь сверстникам в решении

различных ситуаций.

Таким образом, при подготовке детей к школе воспитателям важно помнить о том,

что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения

подчинять свои действия правилам ребенок будет испытывать трудности в обучении.

Поэтому играйте с детьми в сказку – обучая и обучайте по сказкам – играя.



В раздел образования