Автор: Айгишева Светлана Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ №132
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование сказки при подготовке детей к школе»
Раздел: дошкольное образование
«Использование сказки при подготовке детей к школе»
В настоящее время издается большое количество теоретической и методической
литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого
вопроса из года в год только возрастает.
В
недавнем
прошлом
при
подготовке
детей
к
обучению
в
школе
многие
практические
психологи
применяли
тетради,
в
которых
дошкольникам
предлагалось
выполнить задания на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания,
а также упражнения на развитие сенсомоторной координации. Подобные пособия и
методики
были
рассчитаны
преимущественно
на
решение
педагогических,
а
не
психологических задач.
Но готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей
дошкольника (умений читать и писать). Не менее важна мотивация. Когда ребенок готов
принять
на
себя
"роль
ученика",
у
него
появляется
желание
учиться,
а
игровая
деятельность естественным образом уступает место учебной.
Большое
значение
имеет
эмоционально-личностный
показатель,
когда
ребенок
волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования
педагога и слушать его на протяжении всего урока. Особую роль играет адекватное
общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные
моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.
Уровень познавательного развития также является одним из компонентов готовности
к обучению в школе: ребенок владеет определенным запасом знаний об окружающем
мире, проявляет интерес к знаниям, способен понять связи между явлениями, без особых
затруднений списать задание с доски или записать под диктовку учителя.
Одним из компонентов занятий с детьми по подготовке их к школе является игра как
ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Детям, которые не научились в игре добровольно подчинять свои действия правилу,
будет в дальнейшем трудно сознательно подчиняться требованиям учителя.
Несмотря на внешнее стремление многих детей скорее пойти в школу внутренне они
чаще всего бывают не готовы к новому этапу в своей жизни. Поступление в первый класс
нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Справиться с возникающими
психологическими
проблемами
дошкольникам
поможет
сказка.
Погружаясь
в
мир
сказочных
образов,
дети
будут
чувствовать
себя
спокойнее,
научаться
преодолевать
трудности, не бояться ошибок. Главное – грамотно и вовремя использовать методику
включения сказок в воспитательно-образовательный процесс.
Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им
на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое
плохо", дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой
поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и
плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных
нравоучений. Слушая сказки, ребенок может мечтать, думать, развиваться. Обратите
внимание на "лесные сказки" М. А. Панфиловой, которые раскрывают пять основных тем
для будущих первоклассников:
• сказки для адаптации к школе - дети знакомятся со школьными атрибутами,
обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке: "Создание "Лесной
школы"", "Букет для учителя", "Смешные страхи", "Игры в школе", "Школьные правила";
• сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно
обращаться
со
школьными
атрибутами,
учат
аккуратности
и
самостоятельности:
"Собирание
портфеля",
"Белочкин
сон",
"Госпожа
Аккуратность",
"Жадность",
"Волшебное яблоко (воровство) ", "Подарки в день рождения";
•
сказки
об
отношении
учеников
к
урокам
и
знаниям,
раскрывающие
понятие
зависимости
оценки
от
количества
затраченного
труда
или
усвоенного
материала,
важности
адекватного
отношения
к
результатам:
"Домашнее
задание",
"Школьные
оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказки";
• сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на
помощь
другу,
соблюдать
режим:
"Режим.
Телевизор",
"Бабушкин
помощник",
"Прививка", "Больной друг";
•
сказки
о
школьных
конфликтах,
помогающие
корректировать
агрес-сивное
поведение: "Ябеда", "Шапка -невидимка (демонстративное по-ведение) ", "Задача для
лисенка (ложь) ", "Спорщик", "Обида", "Хвосты (межгрупповые конфликты) ", "Драки",
"Грубые слова", "Дружная страна (межполовые конфликты) ", "Гордость школы".
Сказки,
в
которых
анализируются
поступки
героев,
способствуют
воспитанию
нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятий каждому ребенку дается
возможность высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Сопереживая им,
воспитанники обращаются к своим чувствам.
По сюжету сказок каждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то
помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор,
полагаясь на самого себя, т. е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия,
может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха.
Когда дети "пропускают" свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им
легче осознавать их причины.
Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:
• О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли
применить эти знания в нашей жизни? – т. е. проговаривается основная тема сказки, где
есть общие ответы на общие вопросы.
• Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им)
это нужно было? – выясняются мотивы поступков.
• Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения
он
выбирает
–
пассивный
или
активный?
–
вырабатываются
способы
преодоления
трудностей с использованием их в реальной жизни.
• Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость,
печаль, сострадание? – определяется эмоциональная направленность по отношению к
окружающему миру и к самому себе.
• Какие чувства вызывает прочитанная сказка? – активизируется чувства самих
детей.
Представленный
опыт
работы
дает
положительные
результаты.
Так,
школьные
психологи
отмечают,
что
воспитанники
детского
сада,
в
работе
с
которыми
в
ходе
подготовки к обучению в школе использовались сказки, успешно адаптируются к новым
условиям. Они более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать
правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь сверстникам в решении
различных ситуаций.
Таким образом, при подготовке детей к школе воспитателям важно помнить о том,
что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения
подчинять свои действия правилам ребенок будет испытывать трудности в обучении.
Поэтому играйте с детьми в сказку – обучая и обучайте по сказкам – играя.