Автор: Гребенщикова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №428 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: эссе
Тема: «Я – современный педагог!»
Раздел: дошкольное образование
ЭССЕ: «Я – современный педагог!»
«Я – современный педагог?! Каким должен быть современный
педагог?»
Чтобы
ответить
на
эти
вопросы,
обратимся
к
словарям
и
энциклопедиям, и дадим определения понятиям «педагог» и «современный».
В Новом толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой «педагог»
имеет следующие значения:
* Тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской
работой.
* Тот, кто имеет способность учить, воспитывать и проявляет это в своей
деятельности.
Понятие «современный» имеет следующие значения:
*Характеризующий
настоящее
время,
текущую
действительность,
характерный для настоящей эпохи.
* Стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий материальным
потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени.
В Большом энциклопедическом словаре: «Современный педагог» -
специалист,
изучающий
закономерности
всестороннего
развития
и
воспитания личности, отвечающий требованиям общества 21века.
Из выше сказанного, можно сформулировать следующие определение:
«Современный
педагог»
-
специалист,
изучающий
закономерности
всестороннего развития и воспитания личности, применяющий эти знания в
своей профессиональной деятельности, обладающий способностью учить,
воспитывать и самообразовываться, отвечающий требованиям общества.
Я не просто педагог. Я – первый педагог, который входит в жизнь
ребенка и его семью. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть -
своего
ребенка.
Я
-
первый
человек
после
мамы,
встречающий
и
открывающий чудесные грани жизни перед маленьким человеком.
В этот важный период жизни, когда малышу всё интересно, он учится,
развивается его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал,
ребенка окружает его семья: мама и папа, самые близкие и родные. Но они не
всегда могут быть рядом, чтобы объяснить, поддержать, помочь, научить.
И наверно, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы: как
его
ребенку
будет
в
детском
саду?
Какие
взаимоотношения
будут
со
взрослыми, сверстниками? Насколько радостно, и полезно будет ему в новой
среде . И от меня, первого педагога, зависит, как сложится дошкольная
жизнь ребенка.
Как писал В. А. Сухомлинский: «Детство – важнейший период человеческой
жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,
неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от
этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
малыш».
Будущее общества зависит от того, какими вырастут наши дети. И
сегодня,
когда
дошкольное
образование
стало
первой
ступенью
общего
образования и ФГОС ДО вносит коррективы в дошкольную педагогику,
современному педагогу
необходимо быстро ориентироваться в реформах
образования.
Итак, каким должен быть современный педагог?
Современный
педагог
должен
владеть
необходимыми
знаниями
и
методиками в области педагогики, психологии, компьютерных технологий,
хорошо разбираться в проблемах воспитания, уметь проявлять инициативу и
творчество в условиях постоянно меняющихся требований. Педагог должен
совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к
детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас,
от педагогов, в значительной степени зависит психологический климат в
группе,
эмоциональный
комфорт
каждого
ребенка,
характер
складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка
в деятельности.
Педагог
всегда должен
помнить,
что
ребенок
–
это самая
главная
ценность в деятельности педагога и педагог несет ответственность за то, как
будет развиваться личность ребенка. Раннее детство – фундамент общего
развития
ребенка,
стартовый
период
всех
человеческих
начал,
который
поддается
педагогическому
воздействию.
Все осваивается и
познается
впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика
предрасположенность к познанию, усвоению нового материала. Быстрый
темп
развития
ребенка
как
бы
подсказывает
взрослым, что
необходимо
обновлять методические приемы и решения постоянно возникающих новых
задач воспитания.
Я,
как
и
другие
современные
педагоги
–
практики
и
ученые,
стремлюсь, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована
на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом
удовлетворяла бы запросы и родителей, и общества. В соответствии с
современными
требованиями,
индивидуальный подход
к
ребенку
–
это
важная составляющая в воспитании и развитии маленького человека: его
надо
понять,
почувствовать,
принять
таким,
какой
он
есть,
и
помогать
становлению его личности.
Я
стараюсь
строить
свою
работу
с
ориентиром
на
личностное
взаимодействие со своими воспитанниками, находиться вместе с детьми,
общаться на равных. Потому что я считаю, что только при таких условиях
происходит
полноценнее
развитие
детей,
они
растут
и
развиваются
в
атмосфере психологического комфорта.
Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них
это образ жизни, поэтому органично «выстраиваю» любую деятельность в
детскую игру, что делает образовательный процесс эффективным. Игра стала
содержанием
и
формой
организации
жизни
детей.
Игровые
моменты,
ситуации и приёмы включаю во все виды детской деятельности и общения
воспитателя с ребёнком. Наполняю повседневную жизнь детей интересными
делами,
играми,
задачами,
идеями,
включают
каждого
ребёнка
в
содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и
жизненной
активности.
Организую
образовательную
деятельность
детей,
развивая
у
каждого
ребёнка
стремление
к
проявлению
инициативы
и
самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных
жизненных ситуаций.
«Современный
педагог»
должен
обладать
следующим
перечнем
личностных и профессиональных
качеств:
четкое
видение современных
задач образования; ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;
сопровождение процесса, личностного становления детей, их саморазвития;
проявление гуманистического подхода; сохранение физического и духовного
развития
детей;
уметь
осуществлять
педагогическую
деятельность
по
внедрению
современных
технологий
воспитания
и
обучения
детей;
способность к самообразованию и личностному росту. Я считаю, что только
полное
погружение
в
работу
может
привести
к
положительным
и
конструктивным результатам.
Одним
из
важнейших
факторов,
влияющих
на
профессионализм
педагога,
на
мой
взгляд,
является
самообразование.
Постоянное
самообразование,
поиск
новых
путей
и
методов
работы,
использование
имеющегося
педагогического
опыта,
творческое
решение
возникающих
проблем – позволяют педагогу качественно проводить воспитательный и
образовательный процесс.
С появлением профессионального опыта, я начала понимать, насколько
значима профессия педагога, который растит и оберегает еще неокрепшие
человеческие души.
Из года в год я накапливаю опыт, который позволяет мне развиваться
как Личности, как Педагогу и Профессионалу. В своей работе я стараюсь
проявлять такие качества, как планомерность, системность, ответственность,
активность,
требовательность
к
себе,
постоянное
стремление
к
совершенствованию
своего
профессионального
мастерства,
позволяющее
стать мне «современным педагогом».
Но достаточно ли этого, чтобы считать себя современным педагогом?
Думаю,
что
этого
мало.
Современный
педагог
также
должен
быть
одаренным. «Одаренный» - это человек, обладающий даром. «Одаренный
педагог» - человек, обладающий даром учить и воспитывать, а самое
главное,
человек,
который
награжден
даром
любить».
Любить
свою
работу, дело, которым он занимается, любить детей.
Деятельность современного педагога – это не только безграничное
творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая
работа, требующая больших усилий и эмоциональных затрат. И неважно
когда - вчера, сегодня или завтра, педагог обязан работать над собой,
познавать
что-то
новое,
расширять
свой
кругозор,
ставить
перед
собой
высокие
цели,
двигаться
к
ним
несмотря
ни
на
что,
а
достигая,
не
останавливаться, идти вперед к новым вершинам. Только тогда он интересен,
любим своими воспитанниками, пользуется уважением среди коллег и, самое
главное, доволен своей работой. У современного педагога есть уникальная
возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики,
и
умножить
это
на
современные
методики,
инициативность,
активность
жизненной позиции.