Автор: Шарафутдинова Татьяна Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Пыть-Ях Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: "Развитие связной речи. Беседа по сюжетной картинке .".
Раздел: начальное образование
Конспект логопедического занятия на тему:
«Развитие связной речи. Беседа по сюжетной картинке «Зима»».
Цели: обучить конструкциям и приемам объяснительной и доказательной речи;
закреплять правила ведения беседы; пополнить и уточнить словарный запас;
формировать фонетическую строну речи, умение понимать смысл и содержание
картин; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.
Оборудование: сюжетная картинка.
Ход занятия.
1.
Организационный момент. Постановка учебной цели.
Логопед: Ребята, рассмотрите сюжетную картинку. Что нарисовано?
Соответствует ли изображение нашему времени года?
Сегодня мы будем учиться понимать содержание изображенного сюжета,
описывать устно картинку, выражать свое к ней отношение.
2.
Беседа по сюжетной картинке «Зима».
- Опишите птиц, изображенных на картинке и расскажите, чем они питаются.
-Расскажите о деревьях, нарисованных на картинке.
- Какое время года мы здесь видим и почему вы так считаете?
Ученики: Зима. Кругом лежит снег.
Логопед: Сколько в году зимних месяцев? Назовите их по порядку. (ученики
отвечают).
-Какого цвета больше всего на картинке? Вы любите снежные дни, когда
выпадает очень много снега? Хорошо, когда зима снежная, почему?
- Для кого холодная зима -трудное, неприятное время года?
Ученики:
- Для зверей и птиц.
Логопед: почему птицам зимой голдно?(Ученики отвечают).
Логопед: есть птицы зимующие и перелетные. Оъясните, почему они так
называются. (Ученики отвечают).
-Каких зимующих птиц вы знаете? Как называется эта птица? (Показывает на
снегиря.) Чем он отличается от воробья ? (Размером и расцветкой.)
Логопед:А что это за птица? (Показывает на дятла.) Опишите, как выглядит эта
птица. Ребята, как вы думаете, почему у этих птиц разные клювы? Вспомните,
чем они питаются. (Дятел достаетиз-под коры дерева зимующих личинок,
жуков и т.д. Для этого ему нужен большой и мощный клюв, а снегирь питается
семенами растений, поэтому у него небольшой клюв.)
Логопед: Ребята, вы когда-нибудь слышали стук дятла? Как он стучит? А как
чирикает воробей? Как каркает ворона? Как воет вьюга? Как вы думаете, ребята,
на каком дереве сидят птицы: на лиственном или на хвойном? Подберите
однокоренные слова к слову снег. (Снег, снежный, снегопад, снежинка, снегирь,
заснеженный).
Логопед: Из чего вылепили снеговика? Сколько снежных комков нужно скатать
для снеговика? Почему комки разной величины? Почему нижний – самый
большой? Какой снег лучше подходит для снеговика сырой или сухой?
Логопед: А как еще можно назвать снеговика?
Ученики: Снежная баба.
Логопед: Сейчас, ребята, отгадайте загадки.
Меня не растили-
Из снега слепили.
Вместо носа ловка
Вставили морковку,
Холодная, больша-
Кто я такая?
Ученики: Снежная баба.
Логопед: Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это…
Ученики: Снегири.
Логопед: А сейчас, ребята, поиграем в слова –«наоборот»:
Голодный - сытый.
Белый - черный.
Земля-небо.
Маленький - большой.
Зима-лето.
3.
Итог занятия.
Обобщающая беседа.
Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, чему
научились?
Ученики: Работали над описанием сюжетной картинки по теме «Зима», узнали о
зимующих птицах, об их повадках, о том, чем они питаются зимой и т.д.,
описывали содержание картинки, научились понимать смысл изображенного на
рисунке.
Список используемой литературы:
1.Абрамова Н.А.Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза:
логопедические занятия. 1-3 классы.-ИЗд.2-е.-Волгоград: Учитель.-79 с.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов: пособие для логопеда.-М.: Владос, 2003.
3.Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: метод. Пособие.-
М.ООО «Аквариум-принт», 2006.
4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового
анализа: логопедическая тетрадь.-СПб.: Детство-Пресс, 1998.
.