Автор: Пушонкин Сергей Владимирович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 24
Населённый пункт: г.Николаевска–на–Амуре, Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание условий для сплачивания детского коллектива через КТД
Раздел: среднее образование
Создание условий для сплачивания детского коллектива через КТД
«Люди вместе могут совершить то, чего не в
силах сделать в одиночку; единение умов и
рук, сосредоточение их сил может стать
почти всемогущим».
К. Ушинский
Детский коллектив – явление динамическое; возникнув в рамках определённой
структуры, он всё время меняется (характер взаимоотношений между людьми, степень
воспитательного воздействия коллектива на личность и т.д.). Именно в процессе развития
коллектив реализует свои воспитательные возможности.
Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие
общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их
достижения.
Создание коллектива – сложный и, как правило, длительный процесс.
В жизни каждого ребёнка происходит очень значимое событие: он вступает в новый
коллектив. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, некоторым
ребятам сложно найти своё место в новом коллективе. И на данном этапе организатором
коллектива является воспитатель. Для этого педагог применяет разнообразные способы
сплочения, включая детей в различные виды деятельности.
Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их
использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у воспитанников
формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу,
окружающим людям, самому себе.
Начиная с первых дней работы с воспитанниками, педагог должен познакомить детей с
теми традициями, которые живут в семье. Для этого необходимо не только рассказать о
них, но и показать их в действии.
Важно выработать совместно с детьми законы жизни в группе (семье), опираясь на законы
жизни всего дома. Например:
1.Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.
3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Принципы формирования традиций в детском коллективе.
1.Безусловное принятие каждого воспитанника, его сильных и слабых сторон.
2.Беспристрастность в оценке поступков детей.
3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
4. Диалогичность и полилогичность (разновидность речи, в которой несколько
участников и все они активны в речевом отношении) в общении с воспитанниками.
5.Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные
действия.
6.Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с
детьми.
7.Исключение значимости своего настроения в общении с окружающими.
Народная мудрость гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет
традиции своего народа». Детский дом, семья состоятся тогда, когда существует культура
детской организации, а это традиции и обычаи детского коллектива.
Традиционными могут быть различные как семейные, так и общие мероприятия:
· День учителя
· День именинника
· День Материи
· Новый год и др.
Список традиций можно продолжать бесконечно. Самое главное – традиции семьи
должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и
беззащитности детей, воспитывать умение быть Человеком.
Для того чтобы определить воспитательную эффективность коллектива, его сплоченность,
надо знать соответствующие критерии. Важнейшим критерием является самочувствие в
нём каждого из его членов, наличие у них чувства защищенности. «Я учитываю мнение
коллектива, живу по его законам, но и меня здесь принимают таким, какой я есть,
учитывают мое мнение», - в этом проявляется гуманность коллектива. В таком коллективе
товарищеский характер отношений, все хотят быть вместе. Жизнь коллектива
эмоционально насыщенна, атмосфера доброжелательности и искренности. Радости и
горести каждого ребёнка переживаются другими детьми совместно. От того, как дети
проживают каждый день своей жизни, какие впечатления остаются у них от каждого
прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить
в семье массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если
принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся
безнравственными и вредными.