Напоминание

Создание условий для сплачивания детского коллектива через КТД


Автор: Пушонкин Сергей Владимирович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 24
Населённый пункт: г.Николаевска–на–Амуре, Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание условий для сплачивания детского коллектива через КТД
Раздел: среднее образование





Назад




Создание условий для сплачивания детского коллектива через КТД

«Люди вместе могут совершить то, чего не в

силах сделать в одиночку; единение умов и

рук, сосредоточение их сил может стать

почти всемогущим».

К. Ушинский

Детский коллектив – явление динамическое; возникнув в рамках определённой

структуры, он всё время меняется (характер взаимоотношений между людьми, степень

воспитательного воздействия коллектива на личность и т.д.). Именно в процессе развития

коллектив реализует свои воспитательные возможности.

Детский коллективэто такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие

общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их

достижения.

Создание коллектива – сложный и, как правило, длительный процесс.

В жизни каждого ребёнка происходит очень значимое событие: он вступает в новый

коллектив. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, некоторым

ребятам сложно найти своё место в новом коллективе. И на данном этапе организатором

коллектива является воспитатель. Для этого педагог применяет разнообразные способы

сплочения, включая детей в различные виды деятельности.

Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их

использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у воспитанников

формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу,

окружающим людям, самому себе.

Начиная с первых дней работы с воспитанниками, педагог должен познакомить детей с

теми традициями, которые живут в семье. Для этого необходимо не только рассказать о

них, но и показать их в действии.

Важно выработать совместно с детьми законы жизни в группе (семье), опираясь на законы

жизни всего дома. Например:

1.Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Принципы формирования традиций в детском коллективе.

1.Безусловное принятие каждого воспитанника, его сильных и слабых сторон.

2.Беспристрастность в оценке поступков детей.

3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

4. Диалогичность и полилогичность (разновидность речи, в которой несколько

участников и все они активны в речевом отношении) в общении с воспитанниками.

5.Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные

действия.

6.Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с

детьми.

7.Исключение значимости своего настроения в общении с окружающими.

Народная мудрость гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет

традиции своего народа». Детский дом, семья состоятся тогда, когда существует культура

детской организации, а это традиции и обычаи детского коллектива.

Традиционными могут быть различные как семейные, так и общие мероприятия:

· День учителя

· День именинника

· День Материи

· Новый год и др.

Список традиций можно продолжать бесконечно. Самое главное – традиции семьи

должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и

беззащитности детей, воспитывать умение быть Человеком.

Для того чтобы определить воспитательную эффективность коллектива, его сплоченность,

надо знать соответствующие критерии. Важнейшим критерием является самочувствие в

нём каждого из его членов, наличие у них чувства защищенности. «Я учитываю мнение

коллектива, живу по его законам, но и меня здесь принимают таким, какой я есть,

учитывают мое мнение», - в этом проявляется гуманность коллектива. В таком коллективе

товарищеский характер отношений, все хотят быть вместе. Жизнь коллектива

эмоционально насыщенна, атмосфера доброжелательности и искренности. Радости и

горести каждого ребёнка переживаются другими детьми совместно. От того, как дети

проживают каждый день своей жизни, какие впечатления остаются у них от каждого

прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить

в семье массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если

принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся

безнравственными и вредными.



В раздел образования