Напоминание

"Специфика оценки результатов исследовательской деятельности"


Автор: Панасюк Марина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 17
Населённый пункт: г Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика оценки результатов исследовательской деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Специфика оценки результатов исследовательской

деятельности школьников .

Панасюк Марина Ивановна, учитель географии ГБОУ СОШ №17 г

Севастополь.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий

для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль

должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных

педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская

деятельность. Изучив материалы по данной теме, можно прийти к выводу,

что ориентированы методики в большей степени на старшеклассников, чьи

предметные интересы уже сформировались.

Сначала

определим,

что

такое

исследовательская

деятельность

школьников, каковы ее цели и задачи.

Исследовательская

деятельность

-

это

специально

организованная,

познавательная,

творческая

деятельность

учащихся,

результатом

которой

является формирование познавательных мотивов.

Цель исследовательской деятельности школьников является создание

условий

для

развития

творческой

личности,

ее

самоопределения

и

самореализации.

Цель

может

быть

достигнута,

если

будут

решены

следующие задачи:

развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства,

природы и т.п.);

создание положительной мотивации учения;

развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

Специфика

исследовательской

работы

в

школе

заключается

в

систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли

учителя.

Главное

для

учителя -

увлечь и “заразить” детей, показать им

значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Участвуя в исследовательской деятельности, ученики имеют возможность

сделать

открытия

в

различных

областях

знаний.

Учащиеся

делают

фотографии,

выполняют

несложные

исследования

по

наблюдениям,

помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов

и готовить защиту своей работы.

Дети

от

природы

любознательны.

Организуя

исследовательскую

деятельность учащихся, я стараюсь направить своих учеников в нужное и

полезное

для

них

русло.

Ребята

ведут

себя

по-разному:

одни

с

азартом

активно

ищут

информацию

для

своих

исследований

,

но

есть

и

такие,

которых приходится брать в помощники.

При

формировании

исследовательских

умений

школьников

советую

обратить особое внимание на следующие условия:

1.

Мотивированность.

Необходимо

помогать

учащимся

видеть

смысл

их

творче ской

исследовательской деятельности.

2.

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной

и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков с

целью формирования умений исследовательской деятельности.

3.

Творческая среда.

Учитель

должен

способствовать

созданию

творческой

атмосферы,

поддерживать интерес к исследовательской работе.

4.

Психологический комфорт.

Одна

из

задач

учителя

-

поощрять

творческие

проявления

учащихся,

стремление

к

творческому

поиску.

Каждому

ученику

необходимо

дать

возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном

для

учеников

восприятия

уровне,

само

исследование

быть

посильным,

интересным и полезным.

Исследовательской деятельности можно и нужно учить.

Начинать проводить исследования по географии необходимо с 5 - 6

класса Школьная программа по предмету предполагает исследовательскую

деятельность

на

уроках,

где

ученики

вовлекаются

в

мини-исследования.

Работы так и называются “Мои исследования” и идут по темам. Этот вид

деятельности

можно

включать

во

все

образовательные

программы

по

географии всей школы. Уроки по географии материков и океанов, географии

России, часто проводятся в форме урока-исследования. Постановка проблемы

исследования

осуществляется

учителем,

поиск

решения

-

учащимися

по

наводящим вопросам; выводы - под руководством учителя.

В

7

классе

по

географии

работа

осуществляется

по

следующим

направлениям:

1.

Знакомство

с

теоретическими

понятиями

исследовательской

деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2.

Осуществление

коллективных

исследований,

в

процессе

которых

учащиеся

овладевают

практическими

умениями

исследовательской

деятельности.

Например, тема исследования на уроке Своеобразие органического мира

материка Южная Америка .Природные зоны, высотная поясность в Андах.

Прием «Проблемный вопрос» Распространение природных зон в равнинной

части материка происходит так же, как и на других материках,- по закону

широтной зональности. Но чрезмерная влажность климата Южной Америки

обусловила наличие в них своих особых признаков. Какие это признаки? Нам

нужно найти ответ в течение урока.

Цель:

организовать

поиск

сведений,

связанных

с

разными

сторонами

вопроса.

Задачи учащихся: найти информацию о климате

и климатообразующих

факторах влияющих на материк. Учащиеся имеют право выбора наиболее

интересной для них задачи.

Методы

исследования:

работа

тематическими

картами

атласа

,сравнение

климатических показателей разных территорий.

3. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, работа со

словарями и другими источниками информации.

В 8 классе учащиеся продолжают знакомиться с методами исследований. Для

этого на уроках, используя игры, путешествия, учу выделять главное в теме

исследования,

формулировать

определения,

ставить

простейшие

опыты,

наблюдать, составлять доклады. Учащиеся самостоятельно проводят опросы,

анкетирования, необходимые для исследовательской работы.

Учитель оказывает консультативную помощь по ходу исследования.

К концу года большая часть учащихся учится выбирать тему

исследования

в

соответствии

со

своими

интересами,

составлять

план

исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять

проделанную работу.

В 9 - 10 классе больше внимания уделяется умению работать с

источником

информации,

с

самой

информацией,

обрабатывать

тексты,

представлять

результат

своей

работы

в

виде

текста,

схем,

презентаций.

Учащиеся

в

течение

учебного

года

уже

с

большей

степенью

самостоятельности

проводили

исследовательские

работы

и

подготовили

сообщения и презентации.

Первое знакомство с исследовательскими работами происходило в классе.

Содержание

материала,

на

основе

которого

выполнялась

и с с л ед о ват е л ь с ка я

р а б от а ,

в ы ход и л о

з а

р а м к и

с о д е р ж а н и я

общеобразовательной программы.

Расскажу о строении исследовательской работы ученика.

Первая часть “Введение” должна обосновывать актуальность избранной

темы, цели и задачи исследования.

Вторая

часть

“Теоретическая”

должна

содержать

изложение

теоретического материала, на которое опирается данное исследование.

В случае если работа опирается на эксперимент, доклад должен содержать

п р а кт и ч е с ку ю

ч а с т ь ,

с о с тоя щ у ю

и з

о п и с а н и я

п р о в е д е н н ы х

экспериментальных исследований с необходимыми рисунками, таблицами,

схемами.

В последней части “Выводы” учащийся анализирует результаты

проделанной работы, делает обобщающее заключение.

Помимо общих выводов о работе, ученик отвечает на вопросы

рефлексивного характера: что я узнал, выполняя работу? Какая часть работы

вызвала наибольшие трудности? Почему? Что изменилось во мне во время

выполнения работы?

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не

столько

результат,

а

сам

процесс.

Главное

заинтересовать

ученика,

вовлечь

в

атмосферу

творчества,

и

тогда

результат

будет

закономерен.

Нельзя

не

отметить,

что

исследовательская

деятельность

учащихся

способствует

истинному обучению, так как она:

личностно ориентирована;

характеризуется

возрастанием

интереса

по

мере

выполнения

работы;

позволяет

учащимся

учиться

на

собственном

опыте

при

выполнении конкретного дела;

приносит

удовлетворение

учащимся,

видящим

продукт

собственного труда.

Как метод обучения исследовательская деятельность очень

эффективна,

так

как

она

ориентирована

на

достижение

целей

самих

учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое

количество умений и навыков. Процесс работы в ходе исследовательской

деятельности

направлен

на

достижение

намеченного

результата

в

виде

конкретного

«продукта»

(проекта),

что

позволяет

научить

школьников

проектированию, которое помогает решить различные проблемы. Сегодня

ученическое

проектирование

получает

известность

как

универсальное

средство

решения

разных

вопросов

образования,

становится

популярной

формой организации творческой активности учащихся. Поэтому целью моей

работы является формирование у школьников умений использовать приемы

проектирования

для

самоорганизации

собственного

учения

-

«научить учиться».

Литература:

1.

Алексеева Л.М., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская

деятельность учащихся:

формирование норм и развитие

способностей // Исследовательская работа школьников. - 2003. №4.

2.

Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки» - направление

опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа

школьнико.

3 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ж. Народное

образование- 1998



В раздел образования