Автор: Кирова Наталья Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "АЛМАЗИК" детский сад №11 "Теремок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей дошкольного возраста связной речи
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
Обучение детей дошкольного возраста
связной речи
Автор Кирова Наталья Иннокентьевна
Содержание:
1.Задачи по обучению детей связной речи.
2.Пути формирования связной речи:
2.1.расказывание по картинке;
2.2.рассказывание с использованием игрушек и предметов;
2.3.словарная работа с детьми;
2.4.знакомство с художественной литературой;
2.5.звуковая культура – помощник развития связной речи;
2.6. творческая игра.
3.Методы и приемы, способствующие развитию речи:
3.1.словарные упражнения и игры;
3.2.дидактические игры;
3.3.индивидуальный подход к детям на занятиях;
3.4.вопросы – ответы, указания;
3.5.образец - воспитатель (речевой образец).
Работа
по
развитию
речи
занимает
значительное
место
в
системе
воспитания
и
обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях в рамках
непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных процессах, в трудовой
деятельности детей, в игре, повседневном общении.
В задачи развития речи входит:
-формирование словаря и грамматически правильной речи,
-ознакомление с художественной литературой,
-развитие связной речи,
-воспитание звуковой культуры речи ребенка.
Федеральным государственным образовательным стандартом дано следующее
определение речевого развития детей дошкольного возраста:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической
речи;
развитие
речевого
творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
аналитико-
синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Овладевая словарным составом языка, ребенок усваивает и его грамматический строй.
В
речи
детей
данного
возраста
преобладают
простые
распространенные
предложения.
Относительно
свободно
четырехлетние
дети
пользуются
сложносочиненными
и
сложноподчиненными предложениями.
Программа
предусматривает
учить
детей
пятого
года
жизни
пользоваться
грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли
законченными предложениями, смысл слов которых понятен окружающим. Решение этих
задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.
Для выполнения требований программы по обучению разговорной речи перед каждым
ребенком следует ставить следующие подзадачи:
уметь слушать и запоминать обращенную к нему речь;
участвовать в коллективном разговоре;
отвечать на вопросы и задавать их.
Одновременно с этим идет процесс выработки у ребенка навыков общительности,
тактичности, сдержанности – всех тех качеств, которые необходимы человеку в общении с
окружающими его людьми в повседневной жизни.
В
средней
группе
появляется
новая
задача
по
развитию
связной
речи
-
обучение
рассказыванию.
Развитие
связной
речи
должно
осуществляться
в
комплексе
с
формированием словаря и грамматически правильной речи. Этот процесс происходит на
протяжении учебного года.
Воспитателю нужно приложить особые усилия чтобы речь
ребенка была живой, эмоциональной и выразительной.
Уровень развития детей в одной и той же возрастной группе очень различен. Одни свободно
распоряжаются
имеющимся
у
них
словарным
запасом,
другие
пользуются
небольшим
активным
словарем.
На
занятиях,
и
не
только,
дети
учатся
обобщать,
делать
выводы,
высказывать
суждения
и
умозаключения,
называть
предметы,
их
признаки,
действия,
состояние. Для практических выработки навыков их включают в простейшее описание.
Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть предметы одежды, затем
воспитатель предлагает им рассказать про куклу Катю: что она собирается делать дальше
(пойдет гулять, будет играть с ребятами и тому подобное). При рассматривании картины
дети, отвечая на вопросы, которые при этом им задает педагог, выполняют и различные
словарные упражнения. Например, по картине "Катаемся на санках" звучит такой вопрос:
"Какое время года изображено на картине?"-зима. Затем предлагается подсказать окончание
высказываний: "Зимой холодно, а летом ...(тепло). Один мальчик на картине большой, а
другой ...(маленький)" и т.п. Подобные задания расширяют представления детей, запаса слов,
в том числе слов с противоположным значением (зима-лето, тепло- холодно, большой-
маленький и т.д.).
Активизация словаря оказывает большое влияние на развитие связной речи. На занятиях
непосредственной
образовательной
деятельности
детям
даются
задания
на
активизацию
словаря одновременно и на описание или рассказывание, так как важно не отделять их во
времени.
Назвав отдельные предметы, их признаки, действия, дети сразу же составляют описание
игрушки (предмета), повторяют эти качества, признаки, действия, как и прежде, в виде
связного рассказа, монолога, высказывания.
На занятиях с использованием картин также проводится обучение детей рассказыванию, при
этом
значительно
активизируется
и
расширяется
их
словарный
запас.
Так
при
рассматривании
картины
"Кошка
с
котятами
воспитатель
спрашивает:
"Какая
кошка?"
(пушистая, белая с пятнышками). "А котята какие?" (смешные, озорные, маленькие, как
комочки,
пушистые,
один
белый).
Следующий
его
вопрос
шире
и
ответы
на
него,
естественно,
разнообразнее:
"Чем
похожи
котята?"
(все
пушистые,
все
маленькие,
все
шалунишки, всех хочется погладить и т.п.). Эти два вопроса схожи и поэтому следуют такие
полные ответы, они заставляют ребенка более пристально присмотреться к котятам.
Вопрос: "Как вы думаете, можно ли по картине узнать, что любит делать каждый из котят?"
При этом дети начинают рассуждать:
Петя: "Рыжий котенок озорной, шаловливый, он любит играть".
Андрей: "Серый любит молоко, а черный - спать"
"Если любит спать, значит, он - соня",- дополняет Маша.
При обсуждении картины "Лиса с лисятами" дети подбирают определения к слову "лисенок":
рыженький, пушистый, маленький, неуклюжий и т.д.
Наводит малышей на рассуждения и такой вопрос: "Как бегает лиса и как бегает лисенок?"
Тем самым осознанно и умело педагог подводит детей к тому, чтобы звучали логические и
связанные ответы: "Лиса бегает быстро, потому что у нее ноги большие", "Лисята маленькие,
они
бегут
медленнее
или
медленно".
"Какая
лиса?"
(рыжая,
хитрая,
красивая,
ловкая,
заботливая, шустрая и т.д.)
Большое
место
для
развития
речи
занимает
наглядность,
но
при
этом
необходимо
использовать и лексические упражнения, словесные дидактические игры. Например, для
активизации глаголов воспитатель использует упражнения на подбор действий к предметам:
*
Для чего нужен утюг?
*
Что можно делать веником?
*
Для чего нужна лейка?
В упражнении "Кто что делает" ребенок должен назвать как можно больше действий: "Что
делает кошка?" (мяукает, играет, лакает молоко, ловит мышей и т.д.).
Для активизации глаголов (действий) могут прозвучать и такие вопросы: "С дерева падают
листья. А как сказать по-другому?" (летят, сыплются, кружатся). Или: "Завидев охотников,
лиса убегает. Как еще можно сказать о том, что она делает?" (удирает, мчится, уносит ноги).
С целью выработки обобщающих представлений предлагается малышу рассмотреть такую
ситуацию: "Если часто идет дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими
словами можно сказать про осень, какая она?" (пасмурная, холодная, дождливая).
Затем можно предложить противоположную ситуацию: "Если осенью голубое небо, светит
солнце, еще тепло, на деревьях еще висят желтые и красные не опавшие листья, то как
можно сказать про осень, какая она?" (солнечная, теплая, золотая, ясная).
Выполнение
таких
заданий
способствует
формированию
точности
словоупотребления,
умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество.
Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры. Основой развития речи
является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им
предмет
или
явление
должны
быть
скреплены
соответствующим
словом.
Окружающая
ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа
представляют богатый материал, который должен быть использован для расширения детских
восприятий и обогащения речи, ее развития.
В среднем возрасте, обычно, происходит бурный рост словаря, но не всегда ребенок в полном
объеме пользуется им в своей речи. Часто наблюдается и неверное употребление слов. В
различном игровом содержании дети закрепляют бытовой словарь ( одежда, посуда, белье,
мебель), находят сходства и различия в предметах, учатся классифицировать предметы по
группам (стол, стулья, диван - мебель).
В игре "Купание куклы" воспитатель работает по уточнению и закреплению представлений
детей о том, что:
•
мыло - банное, душистое, хозяйственное, с которым наша няня моет полы;
•
вода бывает горячая, холодная, теплая;
•
белье - чистое, грязное, свежее, белое.
В игре "К нам пришла в гости кукла" активизируется детский словарь обозначающий
название одежды: голубое платье, на ногах белые туфли и белые носочки, на голове голубой
бант, на платье карман, в кармане платочек - все это одежда.
В игре "Напоим куклу чаем" дети узнают и закрепляют слова, обозначающие название
предметов посуды: чайник - для чая, молочник - для молока, сахарница - для сахара,
конфетница
- для конфет. Все эти предметы - чайная посуда. Также бывает кухонная и
столовая посуда (рассматривая иллюстрации, называются предметы посуды и производится
ее классификация - чайная, столовая, кухонная).
В ходе дидактических игр дети узнают, что также подлежат классификации животные на
диких и домашних, одежда на зимнюю и летнюю и т.д.
В
ходе
постоянных
занятий
в
форме
словесной
игры
дети
достаточно
быстро
учатся
классифицировать предметы. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет предмет, а дети
быстро отвечают в какую группу его нужно отнести: пальто - одежда, лук - овощ, яблоко -
фрукт, собака -домашнее животное и т.д. (бывает, что путают фрукты и овощи).
Классификация овощей и фруктов закрепляется в игре "В саду или в огороде".
Для развития связной речи, умения назвать предмет и рассказать о нем все, что знаешь,
рассказать, что нарисовано, описать одежду, игрушку могут быть использованы следующие
игры:
"Что
в
мешочке",
"Что
предмет
рассказывает
о
себе",
"Угадай
по
описанию",
"Магазин",
"Найди
своего
товарища"
(дети
должны
не
только
называть
предмет
и
его
основные признаки, но и рассказать об этом предмете более подробно из чего сделан, где
применяется).
В играх "Что изменилось", "Чего не стало" дети отгадывают какого предмета не стало, какой
предмет добавился или рассказывают, что с предметами стало, какие произошли изменения.
Большое место в развитии связной речи детей занимают настольно-печатные игры такие, как
"Парные картинки", "Сложи картинку", "Времена года". В арсенале воспитателя должны
быть такие игры, т.к. они дают возможность упражнять детей в составлении рассказов.
Например: "Я сложил картинку, получилось ведро. Оно голубое, на нем нарисован цветок",-
Тимур. Аня: "В нем можно носить песок и воду".
Учим узнавать предметы по эпитетам и подбирать определения: какие бывают котята, лисята
(пушистые, лохматые, беленькие, серенькие, рыжие, забавные, дикие, домашние и т.д.).
Косолапый, неуклюжий, любит мед - кто это?
Составление предложений с определенным словом, например, "суп":
•Я ем суп.
•Мне очень нравится этот суп.
•Я люблю суп.
•Мама сварила суп.
В игре -загадке "Когда это бывает" (знакомство с временами года и частями суток) дети
слышат небольшие рассказы воспитателя, например, о весне, и в дальнейшем сами в своей
речи начинают употреблять услышанные слова и даже части предложений (весна-красна,
ранняя весна, текут звонкие ручьи, звенит капель и т.д.), при этом думая и отгадывая, называя
время года.
-Почему ты так думаешь?
-Почему решил, что это время года весна, а не осень? -Что бывает весной, осенью? (весной
листочки на деревьях распускаются, осенью - опадают).
Неоценимое влияние оказывает на обогащение словаря ребенка художественная литература.
Чтение сказки "Два жадных медвежонка" позволило детям описать, назвать характерные
черты героев:
•лиса - хитрая, плутовка, недобрая, обманщица;
•медвежата - глупые, доверчивые, жадные, неуклюжие, толстые.
Такие
вопросы
"Как
делила
лиса
сыр?",
"Почему
медвежата
сами
не
разделили
сыр?"
побуждают детей самостоятельно давать ответы, пользуясь литературным текстом, соединять
свои мысли с содержанием сказки, связно и последовательно излагать свои мысли.
Также при чтении художественной литературы воспитатель активизирует детей высказывать
свои мысли, делать умозаключения, при необходимости помогает подобрать нужное слово,
задавая наводящий вопрос.
Вопросы задаются в самой разнообразной форме:
•
О чем говорится в этой сказке?
•
Что ты можешь рассказать о герое этой сказки? Какой он?
•
А как можно поступить по-другому?
Какие слова и выражения из этой сказки больше всего понравились? Какими словами автор
назвал зверей в этой сказке?
Развитие связной речи связано и с воспитанием ее звуковой культуры. Такие элементы
звуковой культуры речи, как темп, сила голоса, дикция, интонация по-разному влияет на
связность изложения текста. Если речь ребенка убыстрена, дикция не развита, он плохо
произносит отдельные звуки, "проглатывает" окончания слов, то речь его непонятна для
окружающих. Если ребенок к тому же не владеет интонационной выразительностью, он
будет говорить монотонно, не будет чувствовать границу предложения, не сможет отделить
одно предложение от другого. Поэтому при формировании звукопроизношения необходимо
работать
и над развитием связной речи. Упражнения на осознание интонации (просьбы,
грусти, удивления, радости, огорчения) помогают детям связно и выразительно излагать
задуманное.
Творческий воспитатель не забывает и о привитии ребенку звуковой культуры: развитие
слухового
внимания,
силы
голоса,
речевого
дыхания,
выразительности
речи.
При
этом
предлагаем детям такие игры: "Угадай чей голос", "Угадай кто кричит", "Угадай что стучит",
"Угадай какие тикают часы (большие, маленькие)?".
Произносить звукоподражания и звукосочетания с разной громкостью учат игры "Паровоз и
паровозик", "Большие и маленькие (как лают собака и щенок)". Кроме того, нужно часто и
целенаправленно использовать чистоговорки и поговорки. Вызывают неподдельный детский
интерес при концентрации внимания детей на похоже звучащие слова (мышка, мишка).
Воспитатель должен четко объяснить смысл каждого слова и дети, затем уже самостоятельно,
с целью закрепления понятий придумывают с ними предложения.
Дети с большим удовольствием играют во все предложенные им игры. Игры проводятся не
только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в свободное время.
Вызывает азарт игра детей в слова, когда нужно произносить слова и не повторить слова,
которые уже были названы другими детьми. Игра проводится недолго, чтобы дети не устали,
не надоело. Тот ребенок, кто больше назовет слов - выиграл (можно использовать фишки),
победитель в качестве поощрения может быть назначен ведущим какой-то интересной игры.
Обучение детей связной речи происходит и на занятиях по ИЗО, когда детям в процессе их
творческой работы предлагаются такие речевые задания:
Найди самого забавного зайчика.
Найди самого запасливого ежика.
Почему ты так решил?
Покажи самую шуструю мышку.
Расскажи о своей работе, что ты нарисовал, слепил.
И ребенок уже задумывается, ищет точное слово, пытается ясно и интересно изложить свою
мысль. Достаточно много дети общаются, разговаривают друг с другом, когда рисуют в
свободное от занятий время. При этом воспитатель обязан вслушиваться в их беседы, что-то
подсказывать, исправлять в их речи. Многие дети подходят со своими рисунками к педагогу,
рассказывают, что они нарисовали, комментируют действия нарисованных ими предметов,
часто спрашивают, как нарисовать тот или иной предмет, правильно ли они нарисовали,
просят дать оценку нарисованному.
Особое место в жизни детей занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют
творческими или сюжетно- ролевыми. С помощью таких игр решаются многие задачи в
развитии и воспитании дошкольника, в том числе и задачи по развитию речи. В этих играх
дошкольники
воспроизводят
в
ролях
все
то,
что
они
видят
вокруг
себя
в
жизни
и
деятельности
взрослых.
Игра
-
важное
средство
умственного
воспитания,
обогащения
словаря, развития связной речи. Из наблюдений видно, что высказывания детей довольно
бедны и немногословны. Дети часто затрудняются, не знают, как обратиться с просьбой, как
поблагодарить, что нужно сказать своему товарищу в данный момент, в той или иной
ситуации. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед воспитателем - научить ребенка
рассказывать, а игровая обстановка - большой этому помощник.
Игра "Больница" - в нее любят играть и мальчики и девочки. Но в основном игра, затеянная
малышами, проходит молчаливо, немногословно, дети затрудняются подобрать подходящие
слова. Аня - врач, Ксюша - медсестра, обе молча принимают "больных", что-то непонятное
шепчут себе под нос. Воспитатель: "Аня, на что жаловался больной? Какие лекарства ты ему
выписала? А какие процедуры назначила? ". В ответ Аня пожимает плечами.
Воспитатель обращается к "больному" Андрею: "Андрей, что у тебя болит?"
-"Рука".
-"А что с ней?"
-"Порезал".
«Доктора» спрашивает: "Как лечить будешь?"
-"Перевяжу".
Таким образом, воспитатель помог детям актуализировать свой словарный запас, найти
нужные слова и процесс игры пошел более активно.
"Проходите,
пожалуйста.
Садитесь.
На
что
жалуетесь?
Что
беспокоит?
Как
ваше
самочувствие? Вот рецепт, купите лекарство в аптеке. Я выписала вам таблетки и мазь, чтобы
смазывать рану. Будете приходить еще и на перевязку. Давайте послушаю вас, посмотрю
горлышко. Спасибо. До свидания. Выздоравливайте!"
После такого "совместного" приема дети с большим интересом стали играть в "Больницу".
Теперь уже Туйяра, будучи врачом, осматривает "больных", ставит им градусники, делает
уколы,
поит
лекарством,
спрашивает
о
самочувствии.
В
ходе
игры
совершенствуется
логическая последовательность фраз "врача": "Что у тебя болит? Горло? Сейчас я посмотрю
и сделаю укол. Не плачь, не будет больно!"
Игра
"Парикмахерская".
Алена
-
парикмахер,
собрала
все
игрушки,
посадила
вокруг,
вытащила из кармана расческу и стала "стричь". Поиграв немного, Алена сказала: "Все
подстриглись, все стали красивыми, теперь идите домой". Далее подключаюсь сама: "Алена!
Ты же парикмахер. А почему ты бросили стричь? Смотри сколько детей желают у тебя
подстричься, сделать красивую прическу, да и куклам тоже косички нужно заплести. Давай
вместе будем с тобой работать. Это вот твое рабочее место: столик, зеркало, расческа,
ножницы,
одеколон,
салфетка."
Далее:
"Здравствуйте!
Проходите,
пожалуйста.
Как
вас
подстричь? Подстричь вашего ребенка? Садитесь на стул. Мы вас красиво подстрижем" и т.д.
Игра тут же оживилась, дети знали, что сказать друг другу, расширился, активизировался
словарь их общения.
Игра, моделируя социальные отношения взрослых, помогает активизировать речь детей, что
особенно сказывается на формировании связной речи.
Только постоянная и системная работа воспитателя по пополнению словарного запаса детей,
формированию связной речи позволяют дошкольнику подниматься все выше и выше в своем
умственном развитии, познавать окружающий мир, вызывать у него неподдельный интерес к
обучению.