Автор: Латыпова Анжела Фикретовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 23
Населённый пункт: г. Симферополь Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Каждый ребёнок рождается природным исследователем окружающего мира. Мир открывается ребёнку через
опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Младший школьный возраст – это период детства,
ведущей в которой становится учебная деятельность. Дети от природы любознательны и полны желания
учиться. Всё что нужно для того чтобы они могли проявлять свои дарования – это грамотное руководство со
стороны взрослых, в частности педагогов.
Приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
является формирование у младших школьников УУД в контексте усвоения разных учебных предметов. В
широком смысле УУД это саморазвитие, самосовершенствование путём сознательного самостоятельного
присвоения нового социального опыта. Как же органично встроить УУД в образовательный процесс, как
превратить учение в сотрудничество учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику
значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и
ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и
смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках,
выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего
будущего.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно
реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»;
«Я стремлюсь...».
МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того
«какое значение, смысл имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Где же идёт развитие личностных УУД?
На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя,
что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические
действия и операции, способы решения задач.
Где же идёт развитие познавательных УУД?
Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные
УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и
самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к
общему решению в совместной деятельности.
Таким образом, учителю важно создать новые условия для такой деятельности.
Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система
знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий
учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и
создание условий для её реализации.
Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение
разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и
навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя,
готового достигать социальных, коммуникативных, информационных умений, толерантности,
самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.