Напоминание

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.


Автор: Латыпова Анжела Фикретовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 23
Населённый пункт: г. Симферополь Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Каждый ребёнок рождается природным исследователем окружающего мира. Мир открывается ребёнку через

опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Младший школьный возраст – это период детства,

ведущей в которой становится учебная деятельность. Дети от природы любознательны и полны желания

учиться. Всё что нужно для того чтобы они могли проявлять свои дарования – это грамотное руководство со

стороны взрослых, в частности педагогов.

Приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

является формирование у младших школьников УУД в контексте усвоения разных учебных предметов. В

широком смысле УУД это саморазвитие, самосовершенствование путём сознательного самостоятельного

присвоения нового социального опыта. Как же органично встроить УУД в образовательный процесс, как

превратить учение в сотрудничество учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику

значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и

ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и

смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках,

выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего

будущего.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно

реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»;

«Я стремлюсь...».

МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того

«какое значение, смысл имеет для меня учение».

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Где же идёт развитие личностных УУД?

На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя,

что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой

информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические

действия и операции, способы решения задач.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные

УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать

партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять

роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,

правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и

самого себя.

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к

общему решению в совместной деятельности.

Таким образом, учителю важно создать новые условия для такой деятельности.

Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система

знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий

учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и

создание условий для её реализации.

Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение

разрешать возникающие в жизни проблемы.

В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и

навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя,

готового достигать социальных, коммуникативных, информационных умений, толерантности,

самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.



В раздел образования