Автор: Калайтан Людмила Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа №61"
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм.
Раздел: среднее образование
Калайтан Людмила Петровна
География 6 класс.
Движение земной коры. Вулканизм.
Тип урока – комбинированный.
Цели:
способствовать
формированию
представлений
о
движении
земной
коры, о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах;
создать условия для формирования умения выявлять закономерности
распределения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью
географических карт главные сейсмические пояса на Земле.
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальные, фронтальные.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся: называть и приводить примеры характерных природных явлений в
земной коре.
Получат
возможно сть
научиться:
определять
з а ко н ом е р н о с т и
распространения
землетрясений
и
вулканизма,
устанавливать
с
помощью
карт главные сейсмические пояса.
Метапредметные
Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока.
Коммуникационные:
принимать
активное
участие
во
взаимодействии
для
решения познавательных задач.
Регулятивные:
составлять
и
корректировать
план
и
последовательность
действий, оценивать результат.
Личностные:
сохранять
мотивацию
к
учебной
деятельности,
проявлять
интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу
познания, адекватно принимать причины успешности/ неуспешности учебной
деятельности.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Добрый
день!
Сегодня
на
уроке
я
желаю
всем
вам
хорошего
настроения, успешной работы, новых открытий и вежливого отношения друг
к другу. Давайте проверим, готовы ли вы к уроку, на котором мы будем
трудиться. Что у вас обязательно должно быть на парте?
Т – тетрадь
Р – ручка
У – учебник, атлас
Д – дневник
Молодцы! Вы готовы к уроку! Начинаем урок.
2. Проверка знаний.
Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (на доске ответ, но
только буквы рассыпались, кто из вас самый смелый исправить данную
ситуацию) Молодец!
Ребята,
для
начала
давайте
оценим
свои
знания
по
данной
теме.
Поднимите, пожалуйста, таблички вашей самооценки. Спасибо.
Перед
тем,
как
совершить
путешествие
в
неизведанные
глубины
знаний, мы повторим те, которые нам понадобятся при изучении.
Психологическая разгрузка. Сейчас я вам буду называть различные
термины. Когда вы услышите понятия, которые относятся к изучаемой теме
«Литосфера»,
хлопаете
в
ладоши:
биосфера,
климат,
рельеф,
атмосфера,
горы,
планета,
горные
породы,
план,
атлас,
земная
кора,
равнина,
возвышенность, метеор, плоскогорье, астероид. Молодцы!
К доске приглашается учащийся (на карточке задача на определение tºС на
глубине).
Изучая нашу планету в целом, учёные давно выделили ряд присущих
ей оболочек, или сфер. Ребята, перечислите их и дайте пояснения.
Землю по её внутреннему строению иногда сравнивают с куриным
яйцом. Что хотят показать этим сравнением? Каким рисунком в учебнике
можно воспользоваться для своего ответа? (рис. 24, стр. 44) В атласе? (стр.11)
Из каких слоёв состоит земная кора? Какие типы её ты знаешь? Каким
рисунком в учебнике можно воспользоваться для своего ответа? (рис.25,
стр.45)
Вопросы учащемуся у доски. Объясните, почему мантию называют
основной частью Земли? Расскажите, как изменяется температура в недрах
Земли.
Почему человек изучает недра Земли? Какой слой изучен лучше всего и
почему? Какие горные породы вы знаете? Спасибо за знания.
2.Изучение нового материала.
Проблемная
ситуация.
В
Норвегии,
далеко
от
побережья
вбиты
колышки,
к
которым
раньше
привязывали
лодки.
Объясните,
почему
колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (в помощь рисунки
атласа стр.11)
Используя рисунки параграфа 15 учебника, сформулируйте тему урока.
Запишите в тетрадь (Слайд 1).
Ребята, сформулируйте цель урока (Слайд 2). Молодцы!
Итак, мы на рисунках увидели, что земная кора движется. С помощью
рисунка в атласе на стр.11 определите направления движения земной коры.
Правильно.
Работа в тетради (Приложение 1).
Движения земной коры (Слайд 3)
/
\
горизонтальные
вертикальные
складки
поднятия суши (в примере с Норвегией)
прогибы, разломы
опускания суши
очень медленная скорость
медленная скорость
результат: горы,
возвышенности, плоскогорья
тектонические разломы
низменности
Если
медленные
горизонтальные
и
вертикальные
движения
накладываются, то образуются горсты и грабены. По линиям разломов одни
участки
земной
коры
поднимаются,
образуя
выступы
– горсты,
другие
опускаются, в результате чего возникают впадины – грабены. (Слайд 4-6)
Ребята, послушайте отрывок из дневника американского журналиста, и
ответьте, о чём пойдёт речь в следующей части нашего урока.
«27 мая 1964 года, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в
котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля
вспучивалась,
высокие
деревья
падали
как
подкошенные.
Куски
земли
непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными
углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать
через забор, но он неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной.
Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в неё. Когда всё кончилось,
я выбрался на поверхность и увидел страшный пейзаж, который напоминал
мне первозданный хаос».
Ребята, кто догадался, о чём пойдёт речь?
Что в данном тексте вас навело на эту мысль? (земля вспучивалась,
куски земли двигались вверх и вниз, дом раскачивался, подо мной открылась
трещина).
Какие
ассоциации
у
вас
возникают,
когда
вы
с л ы ш и т е
«землетрясение»? (гибель людей, паника, страх, разрушение, трещины).
Ребята,
найдите
на
парте
приложение
№
2
с
заданием.
Используя
стр.48-51 учебника и рис. 30 на стр. 50, заполните пропуски в тексте. А
сейчас поменяйтесь листочками с соседом по парте. Взаимопроверка.
Показать
на
карте
сейсмические
пояса:
Тихоокеанский,
Альпийско-
Гималайский (Слайд 7).
12-бальная шкала Рихтера (Слайд 8).
Сейсмограф. Сообщение учащегося «Сейсмология» (Слайд 9).
Ребята, возьмите приложение № 3, проанализируйте данные таблицы
«Крупные землетрясения» и сделайте вывод.
Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество жертв?
Что нужно делать при землетрясении? Как избежать травм и гибели?
Молодцы! А теперь послушаем вашего товарища, который подготовил ответ
на этот вопрос. Сообщение учащегося «Предсказание землетрясения».
Ребята, а сейчас давайте составим синквейн.
О чём мы говорим?
землетрясения
Какие они?
стихийные, опасные
Что они делают?
разрушают, губят, ломают, меняют
Выражение
опасны для жизни
Синоним
разрушение
Ребята, мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка,ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Ребята, отгадайте, с каким другим природным явлением тесно связаны
землетрясения?
Магма по жерлу рвётся наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит проснулся грозный ………. (вулкан)
Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (огнедышащая гора)
(Слайд 10)
Давайте
послушаем сообщение,
и
узнаем,
откуда
к
нам
пришло
название этого явления.
Изучите рис. 31 на стр. 51 учебника «Строение вулкана», сделайте
схематический рисунок в тетради и подпишите названия частей.
Кратер –
углубление,
диаметром
от
нескольких
десятков
метров
до
нескольких километров.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой.
При
извержении
на
поверхность
выходит
не
только лава,
но
и
различные газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла. Пыль и
пепел
разносится
ветром
на
сотни
и
тысячи
километров.
Во
время
грандиозного извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году частицы
вулканической пыли 2 раза облетели вокруг Земли.
Слайд 11. Работа в тетради.
Типы вулканов
/
/
/
Действующие
потухшие
уснувшие
которые извергаются
об извержении
те, которые потухли
или имеются сведения
не сохранились
и вдруг начинают
об этом в памяти
сведения
действовать
человечества
Виды вулканов (при извержении вязкой лавы – крутой конус, жидкой
лавы – пологий) (Слайд 12-14).
На суше – материковая земная кора – в зоне разломов – вулканы.
На дне океанов – тонкая океаническая кора – лава прожигает земную
кору – вулканы.
Ребята, откройте стр.14-15 в атласе, используя легенду карты (условные
знаки), назовите по карте действующие и потухшие вулканы, определив, на
каком материке они находятся.
Используя карту, определите координаты следующих вулканов (Слайд 15).
влк. Везувий (Евразия) – 42с.ш., 15в.д.
влк. Этна (Евразия) – 38с.ш., 13в.д.
влк. Котопахи (Южная Америка) – 2ю.ш., 78з.д.
влк. Ключевская Сопка (Евразия) – 55с.ш., 160 в.д.
влк. Фудзияма (Евразия, Япония) – 36с.ш., 138в.д.
влк. Орисаба (Северная Америка) – 18с.ш., 98з.д.
влк. Килиманджаро (Африка) – 4ю.ш., 38в.д.
Измерьте по карте расстояние от вулкана Везувий до вулкана Этна, при
этом рассказывая ваши действия. (0,6 см. х 900 км. = 540 км.)
Ребята, возьмите Приложение №4, проанализируйте данные таблицы
«Крупнейшие извержения вулканов», какой вывод можно сделать?
Как вы ребята думаете, где будет больше вулканов, на дне океанов или
на материке? (на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора).
В зонах вулканизма встречаются ещё и горячие источники, гейзеры.
Ребята, а почему они встречаются там, где есть вулканы? Вода, находящаяся в
трещинах
земной
коры,
нагревается
вулканическим
пеплом
до
высокой
температуры, а значит закипает и гейзер фонтанирует (Слайд 16-17).
Ребята, а могут ли на территории Омской области быть землетрясения,
извержения вулканов, гейзеры?
А теперь проверим, как вы усвоили знания по новой теме. Возьмите
приложение №5, ответьте на вопросы теста, выпишите буквы в таблицу под
заданием теста. У вас должно получиться какое-то слово. Назовите его!
Браво, ребята!
3. Рефлексия.
«Три М» - учащимся предлагается назвать три момента, которые у них
получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое
улучшит их работу на следующем уроке.
Д/З. Параграф 15, задания в тексте учебника выполнить письменно в тетради.
Составьте синквейн по теме «вулканы».
Приложение 1
Движения земной коры
горизонтальные
вертикальные
→←
складки (горы)
поднятие суши ↑↑↑ (возвышенности, плоскогорья)
←→ тектонические разломы, прогибы
опускание суши ↓↓↓ (низменности)
очень медленные
медленные
Приложение 2
Используя страницы 48-51 учебника и рисунок 30 на стр. 50, заполните пропуски в тексте.
1.
Грозное явление природы, представляющее собой подземные толчки и колебания
поверхности Земли называется ____________________________________ .
2.
Место,
где
происходит
разрыв
и
смещение
горных
пород,
называется
____________________________ .
3.
Участки
земной
поверхности
над
очагом
землетрясения
называются
____________________________________ .
4.
Наука
о
землетрясении
называется
________________________,
а
прибор,
р е г и с т р и р у ю щ и й
к о л е б а н и я
з е м н о й
к о р ы ,
н а з ы в а е т с я
______________________________ .
5.
Силу
землетрясений
оценивают
по
______________________,
большинство
землетрясений приурочены к определенным районам планеты, которые называются
________________________________________ .
Приложение 3
Проанализируйте данные таблицы «Крупные землетрясения» и сделайте выводы.
Крупные землетрясения
Страна
,
год
Китай
1556
Япония
1830
Индия
1737
Италия
1908
Япония
1923
Китай
1927
Перу
1970
Армен
ия
1988
Япония
2011
Число
жертв
830 000
137 000
300 000
77 000
143 000
200 000
67 000
555 000
15892
Приложение 4
Проанализируйте
данные
таблицы
«Крупнейшие
извержения
вулканов»,
какой
вывод
можно сделать?
Крупнейшие извержения вулканов
Вулкан
Год
Число жертв
1. Везувий (Италия)
79
Около 2000
2. Тамбора (Индонезия)
1815
82 000
3. Кракатау (Индонезия)
1883
36 000
4. Мон-Пеле (Вест-Индия)
1902
30 000
5. Невадо-дель-Руис (Колумбия)
1985
20 000
Приложение 5
1. Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды, это :
А) земная кора
Б) магма
В) горная порода
Г) лава.
2. Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры, называется:
О) нивелир
П) термометр
Р) сейсмограф
С) барометр.
3. Воронкообразное отверстие на вершине вулкана, из которого изливается лава:
А) кратер
Б) ядро
В) мантия
Г) базальт.
4. Территория на поверхности Земли, расположенная над очагом землетрясения:
А) жерло
Б) кратер
В) эпицентр
Г) обвал.
5. Периодически фонтанирующие горячие источники:
Н) вулкан
О) гейзер
П) цунами
Р) родник.
1
2
3
4
5